СМАЗЫВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Смазывание зубчатых передач служит для: уменьшения потерь мощности на трение, снижения скорости износа трущихся поверхностей передач, предохранения от заедания, защиты от коррозии, отвода теплоты и продуктов износа от трущихся поверхностей, уменьшения шума.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин.
Для смазывания зубчатых передач широко картерную систему смазки. В корпус редуктора или коробки передач заливается масло таким образом, чтобы венцы зубчатых колес были погружены в масло. Колеса при вращении увлекают масло в район зацепления, кроме того, колеса разбрызгивают масло, покрывая внутреннюю поверхность картера слоем масла.
Картерное смазывание применяют при окружной скорости зубьев от 0,3 м/сек до 12,5 м/сек. При более высоких скоростях из-за большой центробежной силы масло сбрасывается и зацепление работает при недостаточном смазывании. Кроме того, заметно возрастают потери мощности на перемешивание масла, повышается его температура.
Для смазки зубчатых передач в общепромышленных редукторах применяются индустриальные масла. Принцип назначения сорта масла заключается в следующем: чем ниже окружная скорость колеса тем выше вязкость масла; чем выше контактное давление в зацеплении тем выше вязкость масла. В таблице 16.1 приведены рекомендуемые кинематические вязкости масел. В таблице 16.2 приведены некоторые сорта индустриальных масел соответствующей вязкости.
Рекомендуемая кинематическая вязкость масел
для смазки зубчатых передач при 40ºC
Контактное напряжение | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм 2 /с, при окружной скорости, м/сек | |
до 2 | 2…5 | свыше 5 |
до 600 | ||
600…1000 | ||
1000…1200 |
Кинематическая вязкость индустриальных масел по ГОСТ 20799-88 при 40ºC
Марка масла | И-Л-А-22 | И-Г-А-32 | И-Г-А-46 | И-Г-А-68 |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с | 19…25 | 29…35 | 41…51 | 61…75 |
Допустимый уровень погружения колес цилиндрического редуктора в масляную ванну от 2m до 0,25 делительного диаметра тихоходного зубчатого колеса, но не менее 10 мм. Чем медленнее вращение колеса, тем на большую глубину оно может быть погружено.
Считается, что в двухступенчатом редукторе при окружной скорости тихоходной ступени м/сек достаточно погружать в масло только колесо тихоходной ступени, так как из-за разбрызгивания смазывается и быстроходная ступень. При скорости
м/сек должны быть погружены в масло колеса обеих ступеней.
В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса обеих ступеней. При расположении валов в вертикальной плоскости погружают в масло шестерню и колесо, расположенные в нижней части корпуса или устанавливают паразитную шестерню.
В конических и коническо-цилиндрических редукторах в масляную ванну должно быть погружено коническое колесо на всю ширину венца. При окружных скоростях м/сек колесо может быть погружено до 1/6 его радиуса.
Объем масляной ванны редукторов при картерной смазке обычно принимают из расчета 0,5…0,8 литров масла на 1 кВт передаваемой мощности.
Открытые зубчатые передачи обычно периодически смазываются консистентными смазками, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87.
1. ГОСТ 2.403-75. Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес. М.: Изд-во стандартов, 1998.
2. ГОСТ 2.405-75. Правила выполнения чертежей конических зубчатых колес. М.: Изд-во стандартов, 1998.
3. ГОСТ 16532-70. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии. М.: Изд-во стандартов, 1983.
4. ГОСТ 21354-67. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Изд-во стандартов, 1987.
5. ГОСТ 27142-97. Редукторы конические и коническо-цилиндрические. Параметры. М.: Изд-во стандартов, 2002.
6. ГОСТ Р 50891-96. Редукторы общемашиностроительного применения. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1996.
7. Буланже А.В., Палочкина Н.В., Фадеев В.3. Проектный расчет на прочность цилиндрических и конических зубчатых передач. М.: Изд-во МГТУ, 1992.
8. Иванов М.Н. Детали машин – М.: Высшая школа, 1991 – 383 с.
9. Иосилевич Г.Б. Детали машин – М.: Машиностроение, 1988 – 368 с.
10. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование – Минск.: УП «Технопринт», 2002 – 290 с.
11. Решетов Д.Н. Детали машин – М.: Машиностроение, 1989 – 496 с.
12. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие – Калининград: Янтарный сказ, 2004 – 454 с.
13. Шелофаст В.В. Основы проектирования машин – М.: Изд-во АПМ, 2000 – 472 с.
Источник
Способы смазывания зубчатых передач. Типы смазочных материалов и их объемы
По физическому состоянию смазочные материалы разделяют на жидкие (смазочные масла), пластичные, твердые и газообразные (масляный туман, очищенный воздух).
Смазочные масла являются основным смазочным материалом для машин. В зависимости от исходного продукта различают нефтяные (минеральные), синтетические и жировые масла. В условиях жидкостного трения основной характеристикой смазочного масла является вязкость, которая характеризуется внутренним трением между слоями жидкости под действием сдвигающей силы. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамическую вязкость μ, Па • с, используют в расчетах, а кинематическую V, м 2 /с, — при производстве масел. В литературе обычно приводят значение кинематической вязкости масла при 40 °С (V40), при 50 °С (V50), при 100 °С (V100). Связь вязкостей масла: μ = ρυ, где ρ — плотность смазочного масла (820+960 кг/м 3 ).
Смазочные масла обеспечивают снижение трения и изнашивания, а также температуры трущихся поверхностей путем усиленного теплоотвода. Различают группы масел: моторные, индустриальные, трансмиссионные, специализированные, гидравлические. Моторные масла предназначены для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов трансмиссий различной техники, включая механические передачи. Индустриальные масла применяют для смазывания промышленного оборудования и технологических машин. Названия специализированных масел свидетельствуют об их особом назначении (энергетические, авиационные и др. масла). Гидравлические масла применяют в качестве рабочих жидкостей в гидросистемах.
Пластичные смазочные материалы (ПСМ) состоят из жидкой основы (смазочное масло) и загустителя (обычно мыла жирных кислот). Загуститель образует жесткий полимерный каркас, в ячейках которого удерживается жидкое масло. При небольших нагрузках ПСМ ведет себя как твердое тело — не растекается, удерживается на наклонных и даже вертикальных плоскостях. Наиболее распространенными ПСМ являются солидол жировой, литол-24, ЦИАТИМ-201.
Твердые смазочные материалы (ТСМ) обеспечивают смазывание трущихся поверхностей при трении в экстремальных условиях (низкие или высокие температуры, вакуум), когда применение других смазывающих материалов невозможно. В качестве ТСМ используют коллоидальный графит, дисульфид молибдена.
Способы смазки: отдушины в корпусах редукторов, в закрытых передачах используют масляный туман, «капельница» с маслом над зацеплением передачи, ну и сами что-нибудь придумайте.
Источник
Способы смазывания зубчатых передач
Смазка зубчатых и червячных передач
Открытые цилиндрические зубчатые передачи смазываются пластичными смазками с температурой каплепадения не менее 45°С. Способы смазки открытых передач:
а) при окружной скорости передачи не более 1,5м/ с — корытная смазка;
б) при скорости не более 4м/с — периодическая мазями или весьма вязкими жидкими маслами;
в) при невозможности применения кожуха для масляных ванн из-за ограниченности места — капельная смазка;
г) централизованная смазка;
д) при скорости не более 0,5м/с — покрытие твердыми смазками.
В открытых и полуоткрытых передачах повышенный износ зубьев колес, поэтому эти передачи следует применять в обоснованных случаях. Для закрытых цилиндрических зубчатых передач применяют смазку:
а) погружением в масляную ванну зубьев при скорости не более 12м/с, при непродолжительной периодической работе допускается и большая скорость;
б) струйную или циркуляционную при скорости, большей 12. 15м/с, при меньшей скорости — для многоступенчатых передач.
При общей масляной ванне на несколько зубчатых пар для подачи смазки на колеса меньшего диаметра применяют паразитные зубчатые колеса (часто неметаллические), шайбы или кольца маслоразбрызгивающие, колеса черпачные и пр.
Глубину погружения в ванну зубчатого колеса принимают от 1 до 6 модулей, но не менее 10мм.
Емкость масляной ванны для одноступенчатых передач принимают из расчета 0,25. 0,4л масла на каждый передаваемый киловатт мощности.
При окружной скорости до 60м/с зубчатые колеса можно смазывать под давлением 0,05. 0,08МПа, а при меньших скоростях — достаточно давления 0,01.. .0,015МПа.
Чтобы предотвратить заедание и намазывание бронзы на червяк , для червячных передач следует применять наиболее вязкую смазку, при которой еще не слишком велики потери мощности на размешивание и разбрызгивание масла (табл. 45).
Трубчатые сопла жидкой смазки предназначены для подачи минерального масла на зубчатые и червячные передачи при струйной смазке.
Сопла изготовляют двух исполнений: 1 — конец сопла с трубной конической резьбой; 2 — конец сопла без резьбы.
В табл. 46 приведены трубчатые сопла для струйной смазки.
Технические требования на трубчатые сопла. Внутренние и наружные поверхности должны быть тщательно очищены от окалины.
Выходное отверстие (щель) сопла должно быть чисто обработано и калибровано по всей длине.
При давлении 0,1МПа струя масла на выходе из сопла должна быть сплошной, без разрывов и иметь правильную веерообразную форму, обеспечивать номинальный расход масла при Dy соответственно данным табл. 46.
Указания по эксплуатации. Для получения неразрывной и веерообразной струи, выходящей из сопла, перед соплом должно быть оптимальное давление, поддерживаемое насосом.
45. Рекомендуемая кинематическая вязкость смазки, мм 2 /с, при температуре 50 °С (в скобках — при 100°С) и способы подачи смазки в зацепление червячных передач
Источник
Системы и способы смазки трибомеханических систем
1. Системы и способы смазывания.
2. Смазка передач, резьбовых соединений.
3. Централизованная подача смазочных материалов.
СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ СМАЗКИ ТРИБОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Смазка трущихся поверхностей деталей машины необходима для уменьшения сопротивления трения и обусловленной им потери энергии, уменьшения износа и нагрева деталей, а также для оказания демпфирующего действия и предохранения поверхностей от коррозии во время бездействия машины. Таким образом, смазка оказывает смазывающее, демпфирующее, защищающее от коррозии и охлаждающее действие. В поток смазочного масла отводится как теплота трения, так и притекающая к поверхностям трения теплота от горячих частей машины, как например, в паровых турбинах, в двигателях внутреннего сгорания, в насосах для перекачки горячих жидкостей. Потоком масла выносятся также из зоны трения продукты износа.
Классификация смазочных систем
Смазочные системы представляют собой совокупность устройств, обеспечивающих дозированную доставку смазочного материала к поверхностям трения, и, при необходимости, ее возврат в смазочный бак. В соответствии с ГОСТ «Системы смазочные. Термины и определения», все смазочные системы, применяемые в различных областях промышленности, классифицируют:
- по виду смазочного материала;по числу смазываемых пар трения;по способу подключения к точке смазки;по способу использования смазочного материала;по способу дозирования;по режиму подачи;по типу привода;по способу управления.
По виду смазочного материала различают смазочные системы с жидким — жидкостные смазочные системы и густым (пластичным) смазочным материалом — пластично-смазочные системы. В свою очередь в составе жидкостных смазочных систем выделяют масляно-воздушные системы, в которых смазочный материал транспортируется к парам трения сжатым воздухом.
По числу смазываемых пар трения, обеспечиваемых смазочным материалом от одного смазочного нагнетателя, различают индивидуальные смазочные системы, предназначенные для смазывания одной пары трения и централизованные, обслуживающие несколько пар трения.
По способу подключения к точке смазки различают раздельные смазочные системы, в которых смазочный насос или заливная масленка присоединяются к одной или нескольким парам трения только на время подачи смазочного материала, и нераздельные смазочные системы, в которых смазочный нагнетатель или наливная масленка присоединены к точке смазки постоянно.
По способу использования смазочного материала смазочные системы подразделяют на циркуляционные и проточные. В циркуляционных системах — смазочных системах с многократным использованием смазочного материала — масло поступает к узлу трения, смазывает его, отводит от него теплоту и возвращается в резервуар, где охлаждается, очищается, после чего вновь подается к узлу трения.
К проточным смазочным системам относятся системы с однократным использованием смазочного материала. Так в пластично-смазочных системах консистентная смазка, пройдя через зазор между трущимися поверхностями, в большинстве случаев утрачивает свои смазочные свойства, и постепенно выдавливаясь наружу, теряется безвозвратно.
По способу дозирования различают смазочные системы объемного и дроссельного дозирования.
По режиму подачи различают смазочные системы непрерывного и периодического действия. Для первых характерна непрерывная подача смазочного материала к парам трения в течение всего времени работы смазываемого объекта, а в смазочных системах периодического действия — периодическая.
По типу привода смазочного нагнетателя выделяют смазочные системы с ручным, механическим, электрическим, гидравлическим и пневматическим приводом.
По способу управления циклом смазки различают смазочные системы: с ручным управлением, когда заданные параметры режима смазывания обеспечиваются оператором, полуавтоматическим управлением, когда смазочная система приводиться в действие вручную, а затем работает без участия оператора до завершения рабочего цикла; автоматическим управлением, обеспечивающим заданные режимы смазывания без участия оператора.
Классификация простейшей смазочной системы, состоящей из смазочного шприца (рис. 1, а) и прессмасленки (рис. 1, б) в соответствии с ГОСТ «Смазочные системы. Термины и определения» выглядит следующим образом: «Жидкостная, индивидуальная, раздельная, проточная, объемного дозирования, периодического действия с ручным приводом и ручным способом управления смазочная система».
Рис. 1. Элементы индивидуальной раздельной смазочной системы:
а — смазочный шприц; б — пресс-масленка
Для смазки редко работающих зубчатых передач, редукторов и подшипников скольжения часто применяется закладная смазка, когда смазочный материал закладывается в узел трения при его сборке и обновляется при плановом или предупредительном ремонте.
В ряде случаев достаточно эффективной является картерная смазка, которая осуществляется окунанием узлов трения в процессе работы механизма в масляную ванну и разбрызгиванием смазочного материала в замкнутом пространстве, в котором размещены смазываемые детали.
Зубчатое и червячное зацепления
В зависимости от конструкций передачи и скорости применяют ручное, капельное и картерное смазывание. Последнее подразделяется на смазывание погружением, фитильное, струйное с естественным охлаждением и струйное с искусственным охлаждением.
Вручную периодически подают пластичный СМ в зацепление тихоходных открытых зубчатых передач. СМ быстро загрязняется.
В тяжелонагруженных открытых передачах лучше применять капельное смазывание, используя наиболее вязкие сорта масел. Передачи выполняют открытыми, когда трудно установить кожух или же его стоимость выше расходов на потери СМ.
Смазывание погружением широко применяют при окружных скоростях не выше 13 м/с, а в червячных передачах — не выше примерно 10 м/с, по начальной окружности червяка. При больших скоростях СМ сбрасывается с зацепления центробежной силой и, кроме того, резко возрастает сопротивление движению, вызывая нагрев редуктора.
При больших скоростях зубчатых колес смазочное масло вспенивается, вследствие чего резко ухудшаются его смазочные свойства и отвод теплоты от рабочих поверхностей. Для ограничения разбрызгивания и уменьшения вспенивания масла при высоких скоростях рекомендуется устанавливать сетчатый желоб (рис. 2).
Рис. 2. Установка сетки для ограничения разбрызгивания масла
Смазывание зацепления способом погружения протекает так: зубья зачерпывают масло, которое удерживается на них благодаря силам адгезии и вязкости. Начиная с некоторой скорости, эти силы преодолеваются центробежной силой, и масло не удерживается на зубьях до момента вступления их в зацепление. В этом случае в зацепление попадает масло, отбрасываемое колесом и стенками корпуса или оседающее из масляного тумана, заполняющего корпус. Погруженные в масляную ванну зубья вовлекают масло в движение в сторону вращения. В обратную сторону масло течет вдоль стенок корпуса под влиянием образовавшегося подпора. Благодаря этому создается циркуляция масла в картере, улучшается теплоотдача.
Следует избегать в конструкции картера ребер, так как они ухудшают циркуляцию масла. Высокий уровень СМ вызывает нагрев редуктора даже при умеренных скоростях. Обычно бывает достаточно погружения зубчатого колеса в масляную ванну на тройную высоту зуба. В весьма тихоходных редукторах самое тихоходное колесо (которое желательно выполнять без выступающих ребер) погружают настолько, чтобы в ванну погружались колеса остальных пар. При скоростях, близких к предельным, недопустимо погружать колеса более чем на высоту зуба, но менее, чем на глубину 10 мм. В конических передачах необходимо погружать зуб по всей его длине. Червяк следует погружать на глубину не более высоты его винта, а при больших скоростях — помещать над колесом. При верхнем расположении червяка для улучшения условий смазки пригодно устройство из двух волнистых дисков, прикрепленных к торцовым поверхностям червяка (рис. 3).
Рис. 3. Подача смазочного материала к червяку волнистыми дисками
В конических редукторах с вертикальными валами и быстроходных двухступенчатых цилиндрических или комбинированных редукторах для обеспечения надежной и конструктивно приемлемой смазочной системы сочетают смазывание погружением с другими методами — смазочным кольцом, поливом при помощи кольца и скребка, устройством дополнительных ванн, вспомогательных смазочных шестерен, брызгалок и т. п.
Смазывание свободным смазочным кольцом можно применять в вертикальных цилиндрических редукторах (рис. 4) и конических редукторах с вертикальным валом. На рис. 5 показан редуктор, в котором зацепление смазывается поливом. Масло из картера захватывается желобчатым кольцом, затем снимается с кольца скребком и далее по лотку направляется в зацепление.
Рис. 4. Смазывание второй ступени вертикального редуктора посредством смазочного кольца: 1 — масляная ванна; 3 — промежуточный вал; 2 — смазочное кольцо
Рис. 5. Смазывание редуктора Рис. 6. Смазывание зацепления
поливом масла: 1 — масляная ванна; при помощи вспомогательной
2 — маслоподъемное кольцо; шестерни: 1 — масляная ванна;
3 — скребок; 4 — лоток, направляющий 2 — вспомогательная смазочная
масло в зацепление шестерня
Вспомогательную смазочную шестерню (рис. 6) устанавливают обычно для смазки непогруженного в масло зубчатого колеса быстроходной ступени. Шестерню изготовляют из текстолита, а для уменьшения взбалтывания масла ее делают шириной в 2-3 раза меньше ширины рабочего колеса. При прямозубых колесах шестерню устанавливают посередине рабочего колеса, при косозубых колесах — ближе к тому торцу, у которого зубья раньше входят в зацепление. Последнее объясняется тем, что в косозубых колесах поступающее в зацепление масло выдавливается в направлении отстающего конца зуба. В конических передачах вспомогательную шестерню ставят у большего основания рабочего колеса.
При повышенных скоростях струя масла с торцов косозубых шевронных и конических колес может быть слишком обильной для подшипников качения и вызвать их перегрев. В таких случаях требуется установка маслоотражательных колец. В колесах со сплошным шевроном во избежание гидравлического удара вследствие защемления масла рекомендуется располагать угол шеврона так, чтобы зацепление начиналось с него.
Применение дополнительной ванны для смазки быстроходной ступени комбинированного коническо-цилиндрического редуктора показано на рис. 7. Дополнительная ванна при сборке заполняется маслом отдельно, а затем питается маслом, забрасываемым цилиндрической парой. В дополнительной ванне должен быть предусмотрен слив избыточного масла и козырек для предупреждения осушения ванны вследствие разбрызгивания масла коническими колесами.
Коробки передач, работающие при небольших нагрузках и скоростях, и аналогичные им зубчатые механизмы с недостаточно герметичным корпусом имеют проточное смазывание, осуществляемое деталями. В масляный резервуар, расположенный в верхней части корпуса коробки передач, заливается вручную СM, откуда он растекается к смазываемым местам по трубкам, снабженным фитилями.
Рис. 7. Дополнительная ванна для Рис. 8. Смазочная система смазки редуктора: 1 — масляная ванна; коробки передач вертикально —
2 — дополнительная ванна; 3 — сливной сверлильного станка: I — насос;
желоб; 4 — козырек 2 — фильтр; 3 — распылитель
Струйная смазка применяется в тех случаях, когда окружная скорость колес выше предельно допустимой для смазывания погружением, или при вертикальных валах, где смазывание погружением неприемлемо, как, например, в механизме головки вертикально-сверлильного станка (рис. 8). Струйная смазка является циркуляционной и осуществляется при помощи насоса и форсунок.
При подаче масла сверху в зависимости от его вязкости достаточно избыточного давления 10-15 кПа, а при подаче снизу — 60-80 кПа. При окружной скорости до 20 м/с на прямозубых и до 50 м/с на косозубых и шевронных колесах масло подается в зону зацепления. При больших окружных скоростях во избежание гидравлического удара применяют самостоятельный полив маслом шестерни и колеса со смещением места полива от линии соприкасания колес. При очень больших скоростях масло направляют в торец шестерни, с тем, чтобы только часть его попадала в зацепление, а остальная часть производила охлаждение. Во всяком случае, при очень больших скоростях струю надо направлять со стороны входа зубьев, а не выхода их из зацепления, иначе на рабочих поверхностях зубьев в зоне воздействия струй могут возникнуть эрозионные повреждения. Подобное наблюдалось на зубьях колес, работавших с окружной скоростью 93 м/с: на головках зубьев образовались дефектные зоны, по внешнему виду напоминающие выкрашивание, но являющиеся результатом эрозии.
Преимущества струйной смазки — большая надежность, отсутствие взбалтывания масла и излишних потерь на трение и нагрев.
Рис. 9. Центробежное смазывание зубчатого зацепления: а — смазывание вала; б — смазы вание с дополнительным подводом масла
В последнее время все более внедряется центробежное смазывание зубчатого зацепления, отличающееся достаточной надежностью. При этом способе масло под действием центробежной силы поступает в зацепление через сверления во впадинах зубьев. Подачу масла можно регулировать количеством и диаметром отверстий на определенный минимум. Она приспосабливается автоматически к скорости вращения колес. Представление о центробежном смазывании дает рис. 9.
Простейшие методы смазывания — покрытие винта мазью, ручной поливкой открытых горизонтальных винтов и подача СМ в гайку при помощи колпачковых масленок — применяют в легкодоступных, не сильно нагруженных винтах. Фитильное смазывание применяют для горизонтальных и вертикальных винтов, роликовую смазку — для горизонтальных винтов. Последняя обеспечивается при помощи ролика, прижатого пружиной, чем достигается равномерная и экономичная подача СМ. Более надежным является пластичный СМ или смазка жидким СМ от централизованной системы узла (машины).
Условия смазки в винтовой паре крайне неблагоприятны — трение является граничным. Чтобы адсорбированная пленка СМ не разрушилась, ограничивают величину давления. В предположении равномерного распределения давления по всей рабочей поверхности нарезки принимают для стального винта и чугунной гайки [р] = 8 МПа, для бронзовой гайки [р] — 12 МПа, для бронзовой или стальной гайки нажимных устройств прокатных станов [р] = 15. 20 МПа.
На долговечность рабочих поверхностей винта и гайки влияют не только материалы, из которых они сделаны, и их термическая обработка, но и вид СМ и способ подачи его к трущимся поверхностям. Так, при тяжелых условиях работы нажимных механизмов блюмингов и слябингов наилучшей оказался СМ вязкостью 5-7 ВУ100 . Целесообразно применение присадок, улучшающих смазочную способность СМ.
В тяжелонагруженных винтах успешно применяют подачу СМ через радиальные сверления от наружной поверхности гайки или через два параллельных канала, имеющих по четыре радиальных сверления.
Существует много методов смазывания подшипников качения: разбрызгиванием от вращающихся шестерен, фитильный, погружением, масляным туманом, струйный. При малых скоростях скольжения применяют пластичные СМ для подшипников качения. Существует мнение (А. Пальмгрен), что при небольших нагрузках и высоких скоростях скольжения подшипники качения могут работать в режиме гидродинамического трения.
На рис. 10 показаны наиболее простые методы смазывания подшипников качения — фитильный и погружением.
На рис. 11 показана более сложная конструкция подвода СМ к шарикоподшипнику, расположенному на вертикальном валу (патент США № 000). Подшипниковый узел имеет радиальный подтипник 5, установленный на цапфе 4 вала 1. Между подшипником и буртиком вала установлены втулка 3 и маслоотражательное кольцо 2, вращающиеся вместе с валом и прижатые друг к другу с помощью шайбы 8. Снаружи узел закрывается крышкой 7 с масляной пробкой 6. Корпус 9 имеет фланец 10, расположенный с незначительным зазором относительно втулки 3. Маслоотражательное кольцо 2 имеет кольцевой выступ 11, входящий с зазором в канавку корпуса. Так как кольцо 2 имеет коническую наружную поверхность с максимальным диаметром вблизи подшипника 5, при вращении вала с большой частотой
Рис. 10. Смазывание подшипников качения: а — фитильное, б — погружением (стационарная ванна или проточное смазывание); 1 — распылительный конус; 2 — пружина; 3 — фитиль
масло, имеющееся в канавке корпуса, под действием центробежной силы подается к подшипнику. Маслоотражательное кольцо 2 изготовлено из сплава
бронзы, имеющего пористость 30-40% от объема детали. Поэтому при остановке вала или вращении его с малой частотой кольцо насыщается имеющимся в узле избыточным маслом, предотвращая его вытекание. При вращении вала с частотоймин-1 масло, содержащееся в кольце 2, под действием центробежной силы поступает в подшипник 5.
Рис. 11. Подвод смазочного материала к
шарикоподшипнику вертикального вала
Приведем еще пример принудительного смазывания подшипника вала редуктора (японский патент № ). Конструкция содержит подпружиненный плунжер 1 (рис. 12), установленный на скользящей посадке в расточке ступицы червячного колеса 3. Плунжер с помощью пружины 4 постоянно упирается в направляющую 2, на которой выполнен кулачок. При вращении колеса 3 плунжер под действием пружины устанавливается в крайнее нижнее положение, при этом масло из углубления г на колесе затекает в полость а по каналу в. При попадании плунжера на кулачок направляющей 2 он совершает рабочий ход, сжимая пружину 4 и выталкивая порцию масла через отверстие б в сторону подшипника 5.
Рис. 12. Принудительное смазывание подшипника вала редуктора
В цепных передачах, помимо уменьшения интенсивности изнашивания и сил трения, смазка снижает шум. Глушение шума тем эффективнее, чем выше вязкость CM. G другой стороны, СМ должен быть достаточно текучим, чтобы хорошо заполнять зазоры между деталями в шарнирных соединениях. Эффективным СМ может быть MoS2, обладающий антиизносными свойствами. Перед сборкой цепей рекомендуется также обработать детали пастой MoS2. Цепи, работающие при повышенных температурах (120-200°С), должны смазываться особо густыми пластичными смазками. При температурах свыше 200°С рекомендуется применять дисперсию MoS2 в легко испаряющемся синтетическом масле.
Способы подачи СМ в шарниры цепи выбирают в зависимости от скорости последней. Наиболее целесообразен подвод СМ на внутреннюю сторону цепи; под действием центробежных сил СМ будет подаваться в зазоры шарниров цепи. Метод смазывания в зависимости от ее скорости различен. По литературным данным при скорости цепной передачи до 4 м/с можно применить периодическое смазывание ручной масленкой или длительное смазывание, так чтобы подача СМ была в пределах 4-10 капель в минуту. При скорости 4-8 м/мин применяется капельное смазывание с подачей 20 капель в минуту. Возможно смазывание погружением. При скорости выше 8 м/с рекомендуется циркуляционное смазывание с подачей СМ насосом. С повышением скорости передачи и удельных давлений в цепи обычно вязкость СМ увеличивают.
Рис. 13. Устройство для смазывания звездочки цепной передачи
На рис. 13 показано устройство для смазывания звездочки цепной передачи (японский патент № ). Конструкция звездочки имеет автоматическую подачу СМ в зону контакта роликов цепи с зубьями звездочки. Вставка 1, соответствующая профилю зуба, установлена в направляющие 2 гнезда звездочки 3. В теле вставки имеется камера а, заполненная смазочным материалом и открытая во впадину между зубьями тремя расходящимися калиброванными отверстиями б. Снизу камера закрыта пробкой 4 с центральным отверстием г и невозвратным клапаном 8. Отверстие г снизу закрыто сильфоном 7. Вставка 1 установлена на болты 5 и упругие опоры 6, она может перемещаться в радиальном направлении в пределах длины отверстий в. В осевом направлении вставка удерживается двумя планками, приваренными к торцам звездочки.
При работе цепной передачи вставка совершает возвратно-поступательное движение. При сжатии сильфона/клапан 8 открывается и СМ давлением воздуха вытесняется во впадину между зубьями. При движении вставки вверх клапан 8 перекрывает отверстие г.
Подвод СМ к фрикционным парам трения производится с целью обеспечения стабильного коэффициента трения, а следовательно, постоянного момента сил трения, уменьшения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей и для лучшего теплоотвода. В некоторых случаях смазка бывает неизбежна, если фрикционная пара (например, муфта) встроена в шестеренную коробку или иной узел, где имеются смазываемые детали. При этом выбор СМ для фрикционной пары определяется из общих соображений смазывания всего узла, включая другие пары трения.
Установлено, что с увеличением вязкости СМ уменьшается интенсивность изнашивания фрикционных пар, но при этом ухудшается теплоотвод и увеличивается время включения, например, фрикционных муфт.
Централизованная подача смазочных материалов
Во многих машинах число точек смазки бывает очень большим; так, 3-тонный грузовой автомобиль с задним и передним ведущими мостами имеет 59 смазочных точек (две из них требуют ежедневной смазки), экскаватор имеет около 100 точек (из них 25 требуют ежедневной смазки).
Применение масленок для индивидуальной периодической смазки (колпачковых и напорных) требует значительной траты времени и при большом числе смазочных точек могут быть пропуски. Использование масленок с непрерывным вытеснением СМ не освобождает от траты времени на их заполнение, наблюдение за наличием СМ и включение и выключение его подачи при пуске и остановке машины.
Упрощение ухода за смазочной системой и ее надежность достигается применением многоточечных смазочных насосов (для мази) с механическим приводом, а иногда с ручной прокачкой. В некоторых моделях автомобилей пластичный СМ ко всем точкам подается централизованно от смазочного насоса с ножным приводом. На некоторых тяжелых грузовых автомобилях шведского производства устанавливают автоматическую смазочную систему, которая работает от электронного блока управления. Промежутки подачи СМ можно регулировать от 10 мин до 3 ч в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. По сигналу блока управления открывается клапан, в пневмонасос поступает сжатый воздух. Насос начинает рабочий ход, повышая давление в смазывающей магистрали, и поршни дозирующих клапанов подают к точкам смазки заранее определенные и строго отмеренные количества СМ. Затем поршни возвращаются, а клапаны «заряжаются» очередной порцией СМ. Работа системы не зависит от износа подшипников или изменения вязкости СМ. На рис. 14 в качестве примера оснащения централизованной системы смазки пластичным СМ приводится кривошипный пресс на давление 20 тс.
Рис. 14 Централизованное смазывание кривошипного пресса:
1 — ползун; 2 — направляющие; 3 —ручная станция пластичной смазки; 4 — магистральный мазепровод; 5 — подшипник кривошипного вала; 6 — питатели; 7 — зубчатое колесо; 8 — гибкий рукав; 9 — головка шатуна; 10 — электродвигатель; 11 — опоры вала шкива клиноременной передачи
Наиболее совершенными смазочными устройствами являются станции пластичной смазки, обслуживающие большое количество точек. Станции располагаются на большом расстоянии от точек смазывания, подают смазку и масла в труднодоступные места и к автоматически дозирующим питателям, расположенным около узлов трения. Наша промышленность выпускает ручные станции производительностью 12 см3 за цикл и автоматические производительностью 100 и 500 см3/мин. Такие станции находят, в частности, применение для смазки механического оборудования прокатных цехов. СМ из герметически закрытого резервуара станции поступает по трубопроводам к узлам трения, не засоряясь механическими примесями, что является важным достоинством этого устройства.
Имеются централизованные смазочные системы со смазыванием масляным туманом. При смазывании туманом используется два компонента: масло и воздух. Воздух служит для диспергирования масла в генераторе, транспортирования капель к поверхностям трения и дозирования подачи масла. Основными частями систем смазывания масляным туманом являются фильтр (сепаратор), регулятор воздуха с клапаном, генератор тумана, трубопроводы. При выборе системы смазывания масляным туманом необходимо исходить из требуемого количества масла, его давления на входе и выходе. Эффективность системы зависит от скорости воздуха, проходящего через генератор, которая обеспечивает необходимый вакуум в диффузоре и вязкость масла. При излишне большой вязкости возникает необходимость в подогреве масла.
При длительной работе системы смазывания масляным туманом возможно образование высоко — и низкотемпературных отложений, требующих периодической очистки коммуникаций. В зависимости от конкретных условий работы масла могут быть введены противоизносные и противозадирные присадки, ингибиторы коррозии и окисления. Перед началом работы узлы трения должны быть смазаны, чтобы избежать задира в начальный период работы системы смазывания масляным туманом. Если на такое смазывание переводят подшипники, смазывавшиеся ранее пластичными СМ, то старый СМ необходимо удалить растворителями.
При эксплуатации систем смазывания масляным туманом необходимо следить за чистотой масла и воздуха во избежание забивки генератора туманом. Уровень масла в генераторе всегда должен быть виден через прозрачный указатель. Необходимо также предусмотреть меры по полной очистке от масла воздуха, выходящего из корпуса узла трения в атмосферу.
Рассмотрим смазочное устройство для подачи пластичного СМ (патент США № 000). Устройство (рис. 15) подает СМ в дозированном количестве к подшипниковым узлам. Оно имеет корпус 1, крышку 2, поршневой механизм
Рис. 15. Смазочное устройство для подачи пластичного смазочного материала к узлу трения
3 и пружину 4. К узлу трения устройство крепится штуцером 10 со сквозным сверлением, в штуцере смонтирован жиклер 11. Жиклер сменного диаметра выбирают в зависимости от вязкости СМ и требуемого его расхода. Отверстия а в крышке служат для прохода воздуха при работе, кольцо 9 служит для уплотнения крышки и корпуса. Поршневой механизм состоит из пластикового поршня 8 и уплотнительного кольца 7 в канавке поршня. Кольцо изготовляют из неопреновой, силиконовой резин, полиуретана и др. Пружина 4 обеспечивает фиксированное давление на поршень и СМ и равномерное его течение из резервуара 6 в отверстие штуцера 10 и жиклера 11. Чистота поступающего в устройство воздуха обеспечивается фильтром 5. При работе СМ от шприца (на рис. не показан) под высоким давлением поступает через масленку 12 в резервуар 6, при этом поршень 8 поднимается до упора. Под действием пружины СМ постоянно выдавливается из резервуара.
Для контроля подачи и состояния смазочного масла применяют контрольные и предохранительные устройства.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Виды смазочных материалов. Перспективные смазочные материалы.
2. Присадки к маслам.
3. Пластичные смазочные материалы.
4. Металоплакирующие смазочные материалы.
5. Выбор смазочных материалов.
6. Контрольные и предохранительные устройства.
. ТРИБОТЕХНИКА. ИЗНОС И БЕЗЫЗНОСНОСТЬ
Источник