Способы сложения двузначных чисел 2 класс

Урок математики 2 класс Тема. Способы сложения двузначных чисел Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок математики 2 класс

Тема. Способы сложения двузначных чисел

Система развивающего обучения

Учитель высшей категории

Музыка Татьяна Николаевна

Тема урока: Способы сложения двузначных чисел

Тип урока: урок открытия новых знаний

сформировать представление о сложении двузначных чисел

освоить способ сложения двузначных чисел

осознать возможность разных способов выполнения математических действий

формировать у учащихся вычислительные навыки, уточнить представления и знания учащихся о разрядном составе двузначных чисел;

прививать интерес к математике через демонстрацию практической

значимости получаемых знаний; совершенствовать умение

учащихся работать в едином темпе с классом, умение внимательно

слушать своего собеседника и выражать свою точку зрения;

развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое

учебник «Математика. 2 класс» автор И.И.Аргинская и др., 2012 год, I часть;

образцы цифр 6 и 9;

таблички с ребусами и задачами урока;

компьютер и мультимедиа;

листы пробного действия.

Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.

Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

И на уроке не зевать !

— Улыбнуться друг — другу, учителю.

— Что ждете от сегодняшнего урока?

— Чему хотите научиться?

У каждого урока есть тема и цель. Помните о том , что цель и тему урока вы будете называть сами, а буду вам в этом помогать.

Метод обучения: частично – поисковый. Прием преподавания – игра (разгадывание ребусов). Прием учения – решение познавательной задачи (ребуса).

Цель: сделать урок, его содержание личностно-значимым для каждого ученика.

личностные: формировать положительное отношение к математике; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;

познавательные: учить понимать информацию, представленную в кодированном виде;

коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.

— Разгадайте ребусы (смотрите приложение: задача, воля, находка ) и узнаете, что нужно делать, чтобы этот урок математики прошел с пользой для вас.

Учащиеся разгадывают ребусы, переворачивают таблички. Хорошо читающие ученики озвучивают надписи на обороте ребусов:

Все эти три карточки помещаются на доску сбоку (на весь урок).

Содержание ребусов: 1) задача;

III . Актуализация опорных знаний и затруднение в деятельности.

Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет, задание пробного действия).

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.

Метод обучения: проблемное изложение.

личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;

регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;

коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

Сегодня у нас в гостях акробатка, то 6, то 9.

— Какие элементы у них одинаковые?

— Обратите внимание, что цифра 6 и 9 начинаем писать их одной и той же точки.

— Запишите три раза эти цифры, чередуя их.

— Какие двузначные числа можно составить? Назовите самое большое число.

— Назовите соседей числа 69, 96, 66,99.

Математика — гимнастика ума.

Так назвали математику не зря.

Много формул, правил в ней,

Устный счет всего главней.

Посчитайте, сколько треугольников в этой фигуре?

Работают глаза и голова. СЛАЙД 2

На доске числа: 20 15 3 18 45 37.

— Расположите числа в порядке убывания.

— Какое число лишнее?

Арифметический диктант. СЛАЙД 3

Задания диктует учитель, учащиеся выполняют вычисления в уме, а в тетрадь записывают только ответы.

Первое слагаемое 12, второе слагаемое 5. Найдите значение суммы. (17)

Увеличьте число 5 на 4. (9)

Уменьшаемое 35, вычитаемое 30. Найдите значение разности. ( 5 )

Вычитаемое 4, уменьшаемое 10. Найдите значение разности. (6)

Первое слагаемое 20, второе неизвестно. Значение суммы равно 50. Найдите второе слагаемое. (30)

Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5. Значение суммы равно 15. Найдите первое слагаемое. (10)

У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)

Какое число получим, если сложим наибольшее однозначное число и наименьшее двузначное? (19)

Проверка: учитель или ученик диктуют верные ответы. Класс выполняет проверку, сигнализирует о верно выполненных заданиях.

— На какие две группы можно разделить эти числа? Докажите.

— Представьте число 19 в виде суммы разрядных слагаемых.

IV . Постановка проблемы . Проблемное объяснение.

Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.

Цель: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; сформулировать цель и тему урока; организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; освоить способ сложения двузначных чисел осознать возможность разных способов выполнения математических действий.

Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.

личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;

Читайте также:  Способы для борьбы с депрессией

регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

познавательные: учить использовать в работе известные варианты математической записи (выражения); выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;

коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.

Задание пробного действия. СЛАЙД 4

— За короткое время вы должны найти значение выражения.

— Какое задание выполняли?

— Назовите выражения, в которых вы уже умеете находить его значение?

— Почему в двух последних у вас получились разные ответы? (Мы не знаем подходящий способ решения).

3. Пути решения проблемы.

Воспользуемся знаниями, которые приобрели на прошлых уроках.

Назовите способы сложения чисел? (пальцы, линейка, палочки)

Какую цель поставим перед собой? (Найти удобный способ сложения двузначных чисел).

Кто назовет тему урока? ( Способы сложения двузначных чисел ) СЛАЙД 5

Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.

Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.

Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.

Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная

личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;

познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

Работа по учебнику. Стр. 64, № 136 (1,2) СЛАЙД 6

— Какое число показано на первом рис.?

— Сколько в нем десятков? Сколько единиц?

— Какое число показано на втором рисунке?

— Сколько в нем десятков? Сколько единиц?

— как получено число на третьем рисунке?

— Назови его разрядные слагаемые?

Чтобы узнать значение суммы 34+45, Вера и Боря сделали такие рисунки:

— Чей рисунок поможет узнать значение суммы?

2) Ко второму рисунку сделали такую запись:

34 + 45 = (30 + 4 ) + (40 + 5) = (30 + 40) + (4 + 5) = 70 + 9 = 79

3) Рассмотрите предложенную запись и ответьте на вопросы:

— Какими суммами заменили слагаемые 34 и 45?

— Как такие суммы называются?

— Какое свойство сложения применили, объединив десятки с десятками, а единицы с единицами?

Что означает запись: (30 + 40) + (4 + 5) ?

— Постарайтесь сформулировать правило: Как сложить двузначные числа?

— Прочитайте правило под пунктом 5.

VI . Работа с использованием изученного материала.

Работа с учебником: коллективная форма работы.

Выполнение задания по новой теме: коллективная, самостоятельная форма работы (индивидуальная).

Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.

Вид деятельности: конструктивная.

личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;

познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

Вернемся к пробному заданию и найдем значение данных выражений.

63 + 25 = (60 + 3) + (20 + 5) = (60 +20) + (3 + 5) = 80 + 8 = 88 СЛАЙД 8

— Чем интересны эти числа?

2. Самостоятельно пункт 4 из № 140 по вариантам:

1 вариант 2 вариант

1,2 выражения 3,4 выражения.

Задача № 138, стр. 65.

— Чем задачи похожи?

— Сравни записи по задачам:

БЫЛО УШЛИ ОСТАЛИСЬ

11 детей 3 ребенка ?

11 детей ? 8 детей

Что можно сказать о данных и искомых задач? (в задачах искомые и данные поменялись местами)

Кто знает, как называются такие задачи? ( обратные )

С такими задачами мы с вами будем работать на следующем уроке.

Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.

Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.

Обсуждение и записать домашнего задания.

Домашнее задание по выбору:

Стр. 64, №137 — кто желает поработать с задачей.

Стр. 23, № 52 (Т) – для тех, кто желает вспомнить геометрический материал.

Стр. 26, № 59 (Т) – для тех, кто любит разукрашивать по значению.

— С каким новым способом сложения двузначных чисел мы познакомились на уроке?

— Кто вывел нас из тупика?

— Кто высказал самую оригинальную мысль?

— С каким настроением вы уходите с урока? У вас на столах смайлики.

— Чего не хватает? Дорисуйте каждый своему смайлику ротик, который соответствует вашему настроению.

Источник

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Выбранный для просмотра документ от. урок.doc

Тема урока: «Складываем двузначные числа»

Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в столбик

Формировать умения решать выражения вида 37+48 в столбик

Выявлять особенности сложения двузначных чисел в столбик.

Формировать умения принимать другую точку зрения и отстаивать свою.

Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать и оценивать свою деятельность;

Читайте также:  2 способ лицензирования olv

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему;

1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера

(займите свои места)

Давайте повернёмся к госьям и подарим свои улыбки.

И начать наш урок тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал.

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

Девиз нашего урока: «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ —
ПРИБАЛЯЕТ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ»

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.

– Какое сегодня число? (27 число.)

– Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 26, последующее –28.)

– Какое двузначное число можно записать, используя эти цифры?

– Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 72 – 7 дес. 2 ед., а в числе 27 – 2 дес. 7 ед.)

3. Работа над пройденным материалом

4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14

– Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их в тетрадь.
– Что вы заметили, переписывая эти числа? (Каждое следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
– На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)
– Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа требуется один знак (цифра), для двузначного – два)
– Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
– Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды?

(Безошибочно уметь решать любые примеры)
– Назовите разрядные слагаемые чисел.

35 это 3 д. и 5 ед.
92…
56…

II . Мотивация к учебной деятельности.

— Что мы обычно делаем на уроках математики?

— Решаем задачи, примеры, пишем графический диктант, работаем с геометрическим материалом, решаем неравенства.

— Ваши предложения, с чего вы хотели бы начать работу сегодня?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)

— О чём важно помнить при записи чисел в столбик? (одинаковые разряды записывать друг под другом)

III . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы вспомнить разряды чисел, проведем математический диктант.

(один ученик работает у доски)

Запиши число, в кот. 6 дес. 1 ед.

Запиши число, в кот. 5 дес.

Запиши число, в кот. 8 ед.

Запиши число, в кот. 4 дес., а ед. на 1 больше

Запиши число, в кот. 5 дес., а ед. на 2 меньше

Запиши число, в кот. 4с. 5 дес. 2 ед.

Запиши число, в кот. 6с. 2 ед.

Запиши наибольшее двузначное число.

Запиши наименьшее двузначное число.

81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.

IV . Выявление места и причины затруднения.

Запишем эти примеры в столбик.

Каким алгоритмом будем пользоваться?

На доске решаются 3 примера с комментированием:

— На каком этапе алгоритма возникло затруднение?(на этапе сложения единиц)

— Почему? (получилось двузначное число, непонятно как его записать)

V . Построение проекта выхода из затруднения.

— Как выйти из положения? (выслушиваются и анализируются ответы детей)

— Уточним наш алгоритм:

1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Считаю десятки.

(На доске вывешивается дополнительный этап алгоритма)

Это пример на сложение с переходом через разряд.

Почему он так называются?

С переходом на какой разряд?

Прочитайте тему нашего урока на доске, в книге.

VI . Реализация построенного проекта.

Работа по учебнику: с.96 №1

2. Сложение с помощью использования свойств сложения

Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел.

Посмотрите на выражения: 37 + 48

Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40 и 8.

37 + 48 = 37 + (40 + 8)

Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8

Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85

Как вы думаете, есть ли более быстрый способ сложения чисел?

3. Сложение в столбик

Давайте воспользуемся способом сложения в столбик.

При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда – разряда единиц.

Читайте также:  Способы транспортировки газа география

К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.

Десяток мы отправляем к разряду десятков.

Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.

Мы сложили два числа и получили число 85.

4. Решение выражений

Лисенок, бельчонок и котенок тоже учились складывать числа в столбик. Давайте посмотрим, все ли у них правильно получилось. Посмотрите на два числа, которые сложил в столбик лисенок. (Рис. 3.)

Давайте проверим правильность его вычислений. Найдем сумму единиц. 5 + 7 = 12. Под разрядом единиц мы пишем число 2 и передаем 1 десяток к разряду десятков. Лисенок этого не показал. Давайте посмотрим, не забыл ли он потом его прибавить?.

Складываем десятки. 3 + 2 = 5. Нам нужно прибавить еще один десяток. 5 + 1 = 6. Поэтому нужно поменять цифру в разряде десятков. Поэтому напомним Лисенку, что не нужно забывать отдавать десяток. (Рис. 4.)

Посмотрим на вычисления Котенка.

Сначала складываем единицы. 7 + 6 = 13. У Котенка написана цифра 1, это значит, что допущена ошибка. Теперь складываем десятки. 4 + 1 = 5. И еще добавляем тот десяток, который мы отдали из разряда единиц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Котенка получился неправильный ответ. Вы догадались, в чем Котенок допустил ошибку? Он перепутал действие. Он вычел из числа 47 число 16. Поэтому заменим знак и получим правильное выражение.

Проверим пример Бельчонка. (Рис. 7.)

Складываем единицы. 8 + 5 = 13. Записываем цифру 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков. Теперь складываем десятки. 2 + 1 = 3. И еще прибавляем 1 десяток, который мы отдали от разряда единиц. 3 + 1 = 4. Нужно не забывать записывать единичку, которую отдаем от разряда единиц разряду десятков. (Рис. 8.)

Решение задачи: №5 с.97

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение примеров на доске и в тетради с комментированием

5. Итоги урока

На этом уроке мы рассмотрели несколько способов сложения чисел с переходом через десяток и убедились, что удобнее всего это делать в столбик.

VIII. Рефлексия «Все в твоих руках».

– А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – желтым.

Средний – мне было трудно – зеленым.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Выбранный для просмотра документ урок матем-ки Складываем двузначные числа.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

УМК «Планета знаний»

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера.

Девиз нашего урока: «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ — ПРИБАЛЯЕТ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ»

27 ноября. Классная работа.

4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14

35 это 3 д. и 5 ед. 92… 56…

Математический диктант 81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.

Наш алгоритм: 1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками. 2. Считаю единицы. 3. Считаю десятки. 4. Читаю ответ.

25 84 27 +62 +12 +35

ТЕМА УРОКА: «Складываем двузначные числа»

Цель урока: Формировать умения решать выражения в столбик Выявлять особенности сложения двузначных чисел в столбик.

Уточним наш алгоритм: 1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками. 2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками) 3. Считаю десятки. 4. Читаю ответ.

Сложение с помощью использования свойств сложения 37 + 48 Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40и8. 37 + 48 = 37 + (40 + 8) Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое. 37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5. 37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + + 5 = 80 + 5 = 85

При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда – разряда единиц.

К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.

Десяток мы отправляем к разряду десятков.

Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.

28 53 39 75 56 +33 +27 +35 +16 +26

Домашнее задание стр. 96 з.4 (б,в)

Оцените себя: «Я сегодня работал лучше, чем обычно» «Я доволен своей работой» «Я мог бы работать лучше»

Математику, друзья, не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика!

Источник

Оцените статью
Разные способы