Способы словообразования урок 6 класс фгос

Урок на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Основные способы образования слов в русском языке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.

Образовательная: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.

Развивающая: вырабатывать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, положительного отношения к знаниям.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .

(Проверка готовности класса к уроку). Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Сообщение темы и цели урока.

— Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема

нашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке».

Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить

словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.

(Запись на доске числа и названия темы урока).

Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала

Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».

— Что такое морфема? (значимая часть слова.)

— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

— Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.

— Применение теоретического материала на практике.

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

Назовите слово с приставкой.

Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.

Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.

Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.

4. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Объяснение нового материала.

3. Бессуффиксный способ.

4. Приставочно – суффиксальный способ.

а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка

— с помощью соединительных гласных

— без помощи соединительных гласных

Читайте также:  Способы принципы образования федерации

в) образование сложносокращенных слов

в) Главк (главный комитет)

Переход одной части речи в другую.

— А теперь ещё раз назовём все способы словообразования.

Переход одной части речи в другую.

Закрепление изученного материала.

Задание по рядам.

1 ряд. Строительная мастерская.

Смоделируйте слова по схемам, вставляя корни. (Пере

2 ряд. Творческая мастерская.

Составьте с данными словами более полную цепочку. (Свобода, единый).

3 ряд. Бухта синонимов.

Замените слова сложными словами — синонимами. (Высотный дом, блондин, мгновенно, разлив реки, неглавный (неважный)).

4 ряд. Путешествие в прошлое.

Пользуясь этимологическим словарём, объясните происхождение слов. Ошеломить, опешить.

Словообразовательный процесс в русском языке в эпоху информационного взрыва поистине безграничен. Нас уже не удовлетворяют известные способы образования слов, и появляются новые, нередко весьма остроумные.

Магнитола – аппарат, совмещающий функции магнитофона и радиолы.

Вертостат – дирижабль (аэростат) с двигателем, как у вертолета.

Языковеды называют такие слова телескопическими: они «вдвигаются» друг в друга, как секции телескопа или складного удилища.

Выполнение практических упражнений.

— Распределите слова в соответствии со способом образования.

Упр. 127 – 128 на стр.59

Дополнительная карточка для сильных учеников.

Антициклон – область устойчивого повышенного атмосферного давления.

Творческое задание. Вставьте пропущенные морфемы.

2. Что нового узнали? Чему научились?

3. Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: §26, стр.58 Упр.124.

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) березовый; лесной;

3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно — суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ – палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-311654

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Способы выразить благодарность мужчине

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок «Основные способы образования слов в русском языке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 22

х. Восточного муниципального образования

Предмет: русский язык

УМК: учебник «Русский язык. 6 класс» Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. М.: «Просвещение», 2016 г.

Тема: « Основные способы образования слов в русском языке. ».

Образовательная технология: разноуровневое обучение, информационно- коммуникационные технологии

Учитель: Маганова Ольга Васильевна

«22» января 2016 г.

Тема: « Основные способы образования слов в русском языке. ».

Форма урока: урок-соревнование (применение игровых технологий)

Тип урока: урок закрепления знаний с использованием ИКТ

Цель посещения: применение современных образовательных технологий на уроках; проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся.

Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного и словообразовательного анализа слова.

• обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

• обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

• выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

2. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1

3. Работа с эпиграфом. Слайд 2

— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

— Запишите эпиграф урока, оформив его как предложение с прямой речью. Постройте схему полученного предложения.

4. Изучение нового материала:

Рассмотрите карточку-памятку. Сформулируйте по ней правило. Приложение 1 . Слайд 3

5. Работа с учебником.

– Прочитайте правило с. . Правильно ли мы сформулировали правило?

– Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник. ( Несколько учащихся повторяют правило ).

6. Работа со словарем. Слайд 4

«Словообразовательный словарь современного русского языка» 2013 года

Настоящий словарь содержит более 2000 словообразовательных гнезд, которые дают представление о возникновении различных слов и об их морфемной структуре. Для словообразовательного анализа были взяты наиболее употребительные слова современного русского языка и их производные.

Работа со словарем поможет при словообразовательном анализе, разборе слова по составу и усвоении правил русской орфографии.

Образуйте как можно больше слов от слова

снежный снежинка снеговой подснежник заснежить

Какой способ словообразования использовали? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

А можно образовать новые слова от слов из второй строчки? (снеговик, заснеженный)

Мы с вами составили словарную статью словообразовательного словаря.

Все родственные слова, объединённые словом СНЕГ, образуют словообразовательное гнездо .

6. Работа со статьями словообразовательного словаря. Слайды 5-7

белёсый белесоватый белесоватость

отбелить отбеливать отбеливатель

подбелить подбеливать подбеливание

— Рассмотрите статьи словообразовательного словарика. Похожи ли они на ту, которую составили мы?

— Сколько словообразовательных гнёзд перед вами? Какую информацию можно получить, работая со словарём?

(От какого слова образовано данное, при помощи какой словообразовательной морфемы?

Читайте также:  Простой способ выучить таблицу умножения для детей

Какое слово является исходным?)

Устно: скажите, какие слова из первой статьи образованы суффиксальным способом?

(барабанный, барабанчик, барабанщик, барабанить)

Скажите, какие слова из первой статьи образованы приставочным способом?

(забарабанить, отбарабанить, пробарабанить)

Можно целиком восстановить, как образовалось слово ОТБАРАБАНИТЬ.

(отбарабанить барабанить барабан)

Этот ряд однородных слов называется словообразовательной цепочкой . Благодаря словообразовательной цепочке очень легко можно выделить все морфемы в словах.

6. Закрепление изученного материала. Слайд 8

Задания: 1. Из второй статьи выпишите слова, образованные приставочным способом.

(отбелить, перебелить, подбелить) — проверить

2. Из третьей статьи выпишите слова, образованные сложением.

(волеизъявление, самовольный) — проверить

3. Как образовано слово ПРИНЕВОЛИТЬ? Попробуйте восстановить всю цепочку от исходного слова ВОЛЯ.

воля неволя неволить приневолить

7. Физминутка. Слайд 9

8. Самостоятельная работа.

9. Закрепление изученного материала. Слайд 10. Совместное выполнение задания.

10. Беседе по вопросам: слайд 11

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика) .

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема) .

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень) .

Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это (корень) .

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание) .

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка) .

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс) .

Выполнение ТЕСТА (приложение 2). Слайд 12

12. Домашнее задание. Слайд 13

По учебнику: у. 433, учить карточку-памятку.

1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова

2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание

3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет

4. В каком слове нет окончания?

1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад

5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА- ?

1) надрубка, надежда, надувной
2) наблюдение, наибольший, навзрыд
3) наивный, название, наилучший
4) навылет, нависает, нагреть

6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка, удивление, весело
2) нависает, страдание, перевяжет
3) связной, перегородка, пришкольный
4) высокий, разлюбил, наклейка

7. Слова какого ряда имеют две приставки?

1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать

8. Укажите слово с двумя суффиксами

1) водяной
2) лесок
3) ленивица
4) львица

9. Какие приставки имеют значение высшей степени качест­ва проявления признака?

1) пре-, сверх-
2) при-, над-
3) пре-, при-
4) над-, пере-

10. Укажите слово с окончанием -ОЙ

1) конвой
2) отбой
3) отвагой
4) открой

10 . Выпишите слово, состоящее из двух корней. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.

(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные ис­корки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

Источник

Оцените статью
Разные способы