Способы словообразования словообразовательный разбор урок 10 класс

«Способы словообразования в русском языке» (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

«Способы словообразоваяния в русском языке» (разработка урока по расскому языку в 10 классе)

Скачать:

Вложение Размер
urok_10_klass.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Способы словообразования в русском языке» (10 класс)

Цель: повторить способы образования слов в русском языке;

Задачи: образовывать слова по данной модели;

вспомнить понятие омонимии;

Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты

Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования в русском языке». Тема для вас не новая, раздел словообразование изучается в курсе 6 класса. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке). Но сначала займёмся повторением пройденного: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.

1.Работа с интерактивной доской (или карточки)

  • Вставьте буквы и вспомните правило: (на интерактивной доске)

Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;

КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;

Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;

ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;

ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.

  • Вставьте буквы и вспомните правило: (на обычной доске)

КУЗНЕЦ. ПЛОВЦ. БЛЕДНОЛИЦ..Й;

СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;

Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;

Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;

ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я

III.Объяснение учебного материала

1.Объясните мне, как образовано слово:

1)доверчивый← доверять + -чив-

– Как называется такой способ образования слов?

– Как называется такой способ образования слов?

3)безработица← без- +работа +-иц-

нахлебник← на- + хлеб + -ник-

– Как называется такой способ образования слов?

вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)

– Как называется такой способ образования слов?

2.Тренировочные упражнения: (устно)

  • По данной модели образуйте слова:

«там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а

«то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,

  • Корень+ ств о например: коварный → коварство

Предлагайте свои примеры. (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)

  • приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)
  • Работа у доски (интерактивной): (вызывается один воспитанник и записывает слова)

1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;

2)игрок, ездок, стрелок, едок;

3)рынок, хлопок, песок.

– По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы воспитанников) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)

– Чем является -ок- в первом случае? (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)

– А во втором? ( суффикс в значении «тот, кто…»)

– В третьем случае ОК входит в состав корня.

3.К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим на с. 64 вашего учебника.

  • (Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?

Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;

Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;

Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;

Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;

Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;

Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;

Ученик десятого класса – десятиклассник;

  • Упр. 126 (часть II) ( письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями) 1 воспитанник – человек, сердце

2 воспитанник – душа, благо

(н-р: человек олюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.

сердце ед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.

душа -человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.

благо вест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)

  • Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)

ОАО – о ткрытое а кционерное о бщество

ТСЖ – товарищество собственников жилья

УЗИ – ультразвуковое исследование

ВМФ – военно-морской флот

ВВС – военно-воздушные силы

ВДВ – воздушно-десантные войска

БМД – боевая машина десанта

БМП – боевая машина пехоты

БТР – боевой транспортёр

5.Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

Давайте подберём примеры (ответы)

(Н-р: Чайная посуда – чайная

Мороженое мясо – мороженое;

Гостиная комната – гостиная;

Ванная комната – ванная;

Приёмная комната – приёмная;

Докладная записка – докладная;

Рядовой боец – рядовой;

Больной человек – больной;

Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.

  • Перечислите способы образования слов в русском языке
  • Тестирование:

1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

А.надомник, приусадебный, пресмешной;

Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

В.по-братски, подводник, переувлажнить;

Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

А. сапожок, зубной, землянка;

Б.вбежать, красавец, глупыш;

В.дипломник, циркач, предыстория;

Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

В.развесёлый, прабабушка, утомление;

Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

А.заглохший, залежь, законный;

Б.загородный, задушевность, закатиться;

В.заземлённый, замшевый, заикаться;

Г.заквасить, занозить, закадычный.

Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.

V. Домашняя работа: Упр.134

Resource id #5680

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам.

Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 1. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема: Знакомство. Приветствие Цели и задачи урока:1. Научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их.2.

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 2. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема:Цель урока:· Научить учащихся знакомиться на немецком языке, а именно называть своё имя, место жительства и расспрашивать об этом собеседник.

Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений

Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила&raquo.

План-конспект урока по английскому языку (9 класс) на тему: Английский в использовании. Словообразование

Класс: 9УМК: Учебник «Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.» – 2. Изд., доп. и перераб. .

Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов

Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования).

Источник

Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок русского языка

в 10 классе

Тема:

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Выразительные словообразовательные средства.

(Подготовка к ЕГЭ).

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_dlya__sayta.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Выразительные словообразовательные средства.

(Подготовка к ЕГЭ).

1. Практическое задание:

(от данных глаголов образовать слова разных частей речи); (материал на экране)………………………………………………………………………….….3

2. Способы словообразования (материал на экране)…………………………. 4

1. Определить способы образования слов………………………………………5

3. Индивидуальная работа по карточке…………………………………………6

4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке…………………………………………………………………………. 7

5. Индивидуальная работа у доски……………………………………………6-7

6. Фронтальная работа с классом……………………………………………. 8

7. Выразительные словообразовательные средства………………………. 8-14

III. Словотворчество писателей………………………………………………. 15

1. Образовать слова разных частей речи:

глаголы с формообразующими суффиксами

— Объясните, от глагола вдохновлять или от глагола вдохновить вы образовали новые слова?

— Это глаголы с фонетическими менами звуков речи (по типу: ловить-ловлю ) или это видовая пара?

— Слово какой части речи нельзя образовать от этих глаголов? Почему?

2. Способы словообразования :

— приставочный: облачн ый → за облачный

— суффиксальный: придир аться → придир чив ый

— приставочно-суффиксальный: мор е → при мор ск ий

— бессуффиксный: дик ий → дичь

проруб ить → прорубь

* без соединительной гласной: спорт ивная база → спортбаза

* с соединительной гласной: темн ый + о + синий → темн о -синий

* с присоединением суффикса:

перв ый + о + проход ить + ец → перв о проход ец

* аббревиатуры: О рганизация О бъединенных Н аций → ООН

в ысшее у чебное з аведение → вуз

1. Определить способы образования слов:

— избра ни е ← избра ть – суффиксальный способ

— обновл ени е ← обновл ять – суффиксальный

— без билет н ый ← билет – приставочно-суффиксальный

— удар ← удар ять — бессуффиксный

— сталевар ← сталь + е + вар ить – сложение с соединительной гласной

— близорук ость ← близорук ий – суффиксальный

— ТЮЗ ← Т еатр Ю ного З рителя – сложение начальных букв (а в произношении — звуков)

— не удача ← удач а — приставочный

— съёжи вши сь ← съёжи ться – суффиксальный

3. Индивидуальная работа у доски по карточке:

Определить, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные слова:

(хлопотал, суше, ярчайший, укажи, заячий)

хлопотать, сухой или сухо, яркий, указать, заяц

(Учащийся должен везде увидеть формообразующие суффиксы).

— Какое фонетическое явление характерно для всех примеров? (чередование согласных) .

4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке. (Письменно).

1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.

— Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.

2) Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.

3) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходного горький .

(В это время у доски начинает работать второй ученик).

4) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.

(Повторяется орфографическое правило).

5) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья .

5. Задание для второго ученика (на обратной стороне доски):

Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки.

Печорин не раз проявлял бесстрашность.

Не так-то легко сломить разбудившийся народ.

В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.

Проверка второго индивидуального задания.

6. Фронтальная работа с классом.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Растер…нно ← ( е или я ?)

Колыш…щийся ← (- ущ — или – ащ -?)

Кле…щий ← (- ющ — или – ящ -?)

Невид…мый ← (- е м- или – им -?)

Копч…ности ← (- он — или – ён -?)

Лишё…ый ← (- н — или – нн -?)

7. Выразительные словообразовательные средства.

— Сейчас вы работали со словами, в которых есть суффиксы, имеющие разные значения. Суффиксальный способ – наиболее продуктивный в русском языке.

Как ни странно, но именно слова с суффиксами субъективной оценки помогают нам при анализе художественного произведения понять авторскую позицию, идейный смысл произведения, помогают охарактеризовать человека или предмет, выразить собственное отношение к кому-либо или чему-либо.

8. Разыгрывается сценка:

Пациент: Здравствуйте, доктор.

Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)

Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.

Доктор: Да, дорогой!

Муж: Ты освободилась?

Доктор: Последний пациент, кажется.

Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.

Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).

Так что у вас болит?

Пациент: Правый бок. Наверно, печень.

Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).

Ну, попринимаем эссенциале форте.

Пациент: Может, УЗИ надо сделать?

Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.

Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.

Учитель: Вы слышали, как сейчас прозвучало недоуменно — презрительное: «Докторишка». И вы поняли отношение пациента к доктору с помощью слова, имеющего суффикс с уничижительно-пренебрежительным значением (- ишк -).

9. Работа с текстом.

— Конечно, вы сразу увидели слова с суффиксами субъективной оценки, с помощью которых выражена любовь к матери, дочерняя и сыновья. (Называют). Меня больше интересует другое. (Учитель читает стихотворение М.Луконина.

— Почему здесь звучит только «мама»?

(Стихотворение о суровом времени – войне. Для молодого поколения те грозные годы были школой мужества, взросления, переоценки ценностей. Повзрослевший на войне сын, думая о своей маме, поднимает на пьедестал облик женщины с горячим материнским сердцем, чье имя общее для вех детей земли – мама! И «мамочка» здесь было бы неуместно).

Я любимой мамочке

Вышью ей платочек.

Как живой, цветочек!

Чисто уберу в квартире —

И нигде не будет пыли.

Вкусный испеку пирог

С яблочным вареньем.

Только мама на порог —

Тут и поздравления!

Ты мамуленька моя,

Поздравляю я тебя:

С этим праздником,

С первыми цветочками

И с хорошей дочкой.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Я маму не целовал давно.

С улицы жаловаться спешил,

Потом торопливо мужать решил.

Думал: «Мужество! Вот оно!»

Думал: «Мужество — это вот:

И повернуться спиной к слезам,

К зовам маминым, —

Женщина вырастила меня.

Морщины уже на лицо легли.

Губы сомкнуты. Отцвели.

Но много в глазах моего огня.

Женщине, вырастившей меня.

Я маму не целовал давно.

Только бы мне возвратиться лишь!

Если меня простишь

Я расцелую тебя одну,

Перед тем как уйти на войну.

10. Работа с раздаточным материалом.

(Каждый ученик получает текст с признанием в любви маме, выбирает предложенные обращения, вставляет в текст. А прочитать вслух учитель предлагает такому ученику (юноше), который сумеет передать сыновнее чувство любви к матери).

Как я люблю смотреть в глаза твои, …!

Сколько в них любви, ласки, нежности!

… …, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, … … .

И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, … … .

Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на земле — … … .

(Обращения для вставки:

мудрая моя мамочка

драгоценная моя мама

мамуленька моя единственная).

— Мы, учителя, мамы и знаем, что вы нередко бываете скупы на ласковые слова и нежные признания, особенно мальчики.

Пусть сейчас прозвучит признание сына в любви к матери.

Найдите нужные слова и вставьте их в текст.

Как я люблю смотреть в глаза твои, (мамочка)!

Сколько в них любви, ласки, нежности!

Родная моя, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, (мудрая мамочка).

И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, (мамуленька моя единственная).

Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на Земле – (драгоценная моя мама)!

III. Сообщение учащегося.

Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.

Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша .

Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка .

Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией , людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод .

У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание .

Мастером виртуозной имитации под народную речь был Николай Лесков. Придуманные им гибридные словечки прозрачны по форме и ёмки по содержанию: клеветон, стричь пупоны, долбица умножения, публицейские ведомости, пищеприёмная зала, мелкоскоп.

Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин: умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция .

В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия .

Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.

Новообразования писателей называются окказионализмами.

Источник

Читайте также:  Способы определения таможенной стоимости товаров
Оцените статью
Разные способы