- «Способы словообразования в русском языке» (разработка урока по русскому языку в 10 классе) план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка в 10 классе методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Способы словообразования в русском языке» (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
«Способы словообразоваяния в русском языке» (разработка урока по расскому языку в 10 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Способы словообразования в русском языке» (10 класс)
Цель: повторить способы образования слов в русском языке;
Задачи: образовывать слова по данной модели;
вспомнить понятие омонимии;
Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты
Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования в русском языке». Тема для вас не новая, раздел словообразование изучается в курсе 6 класса. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке). Но сначала займёмся повторением пройденного: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.
1.Работа с интерактивной доской (или карточки)
- Вставьте буквы и вспомните правило: (на интерактивной доске)
Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;
КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;
Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;
ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;
ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.
- Вставьте буквы и вспомните правило: (на обычной доске)
КУЗНЕЦ. ПЛОВЦ. БЛЕДНОЛИЦ..Й;
СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;
Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;
Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;
ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я
III.Объяснение учебного материала
1.Объясните мне, как образовано слово:
1)доверчивый← доверять + -чив-
– Как называется такой способ образования слов?
– Как называется такой способ образования слов?
3)безработица← без- +работа +-иц-
нахлебник← на- + хлеб + -ник-
– Как называется такой способ образования слов?
вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)
– Как называется такой способ образования слов?
2.Тренировочные упражнения: (устно)
- По данной модели образуйте слова:
«там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+ лк а
«то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,
- Корень+ ств о например: коварный → коварство
Предлагайте свои примеры. (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)
- приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)
- Работа у доски (интерактивной): (вызывается один воспитанник и записывает слова)
1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.
– По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы воспитанников) Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)
– Чем является -ок- в первом случае? (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)
– А во втором? ( суффикс в значении «тот, кто…»)
– В третьем случае ОК входит в состав корня.
3.К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим на с. 64 вашего учебника.
- (Устное задание) КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;
Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;
Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;
Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;
Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;
Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;
Ученик десятого класса – десятиклассник;
- Упр. 126 (часть II) ( письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями) 1 воспитанник – человек, сердце
2 воспитанник – душа, благо
(н-р: человек олюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.
сердце ед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.
душа -человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.
благо вест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)
- Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)
ОАО – о ткрытое а кционерное о бщество
ТСЖ – товарищество собственников жилья
УЗИ – ультразвуковое исследование
ВМФ – военно-морской флот
ВВС – военно-воздушные силы
ВДВ – воздушно-десантные войска
БМД – боевая машина десанта
БМП – боевая машина пехоты
БТР – боевой транспортёр
5.Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
Давайте подберём примеры (ответы)
(Н-р: Чайная посуда – чайная
Мороженое мясо – мороженое;
Гостиная комната – гостиная;
Ванная комната – ванная;
Приёмная комната – приёмная;
Докладная записка – докладная;
Рядовой боец – рядовой;
Больной человек – больной;
Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.
- Перечислите способы образования слов в русском языке
- Тестирование:
1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А.надомник, приусадебный, пресмешной;
Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В.по-братски, подводник, переувлажнить;
Г.подснежник, разбежаться, приморский;
2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А. сапожок, зубной, землянка;
Б.вбежать, красавец, глупыш;
В.дипломник, циркач, предыстория;
Г.вредитель, баловень, прародина.
3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:
А.сыграть, подполковник, поджелудочный;
Б.соразмерный, зааплодировать, представление;
В.развесёлый, прабабушка, утомление;
Г.поумнее, прескверный, буквенный.
4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А.заглохший, залежь, законный;
Б.загородный, задушевность, закатиться;
В.заземлённый, замшевый, заикаться;
Г.заквасить, занозить, закадычный.
Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.
V. Домашняя работа: Упр.134
Resource id #5680
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах
В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам.
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 1. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др
Тема: Знакомство. Приветствие Цели и задачи урока:1. Научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их.2.
Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 2. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др
Тема:Цель урока:· Научить учащихся знакомиться на немецком языке, а именно называть своё имя, место жительства и расспрашивать об этом собеседник.
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила».
План-конспект урока по английскому языку (9 класс) на тему: Английский в использовании. Словообразование
Класс: 9УМК: Учебник «Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.» – 2. Изд., доп. и перераб. .
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования).
Источник
Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка
в 10 классе
Тема:
Способы словообразования.
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Выразительные словообразовательные средства.
(Подготовка к ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dlya__sayta.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Выразительные словообразовательные средства.
(Подготовка к ЕГЭ).
1. Практическое задание:
(от данных глаголов образовать слова разных частей речи); (материал на экране)………………………………………………………………………….….3
2. Способы словообразования (материал на экране)…………………………. 4
1. Определить способы образования слов………………………………………5
3. Индивидуальная работа по карточке…………………………………………6
4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке…………………………………………………………………………. 7
5. Индивидуальная работа у доски……………………………………………6-7
6. Фронтальная работа с классом……………………………………………. 8
7. Выразительные словообразовательные средства………………………. 8-14
III. Словотворчество писателей………………………………………………. 15
1. Образовать слова разных частей речи:
глаголы с формообразующими суффиксами
— Объясните, от глагола вдохновлять или от глагола вдохновить вы образовали новые слова?
— Это глаголы с фонетическими менами звуков речи (по типу: ловить-ловлю ) или это видовая пара?
— Слово какой части речи нельзя образовать от этих глаголов? Почему?
2. Способы словообразования :
— приставочный: облачн ый → за облачный
— суффиксальный: придир аться → придир чив ый
— приставочно-суффиксальный: мор е → при мор ск ий
— бессуффиксный: дик ий → дичь
проруб ить → прорубь
* без соединительной гласной: спорт ивная база → спортбаза
* с соединительной гласной: темн ый + о + синий → темн о -синий
* с присоединением суффикса:
перв ый + о + проход ить + ец → перв о проход ец
* аббревиатуры: О рганизация О бъединенных Н аций → ООН
в ысшее у чебное з аведение → вуз
1. Определить способы образования слов:
— избра ни е ← избра ть – суффиксальный способ
— обновл ени е ← обновл ять – суффиксальный
— без билет н ый ← билет – приставочно-суффиксальный
— удар ← удар ять — бессуффиксный
— сталевар ← сталь + е + вар ить – сложение с соединительной гласной
— близорук ость ← близорук ий – суффиксальный
— ТЮЗ ← Т еатр Ю ного З рителя – сложение начальных букв (а в произношении — звуков)
— не удача ← удач а — приставочный
— съёжи вши сь ← съёжи ться – суффиксальный
3. Индивидуальная работа у доски по карточке:
Определить, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные слова:
(хлопотал, суше, ярчайший, укажи, заячий)
хлопотать, сухой или сухо, яркий, указать, заяц
(Учащийся должен везде увидеть формообразующие суффиксы).
— Какое фонетическое явление характерно для всех примеров? (чередование согласных) .
4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке. (Письменно).
1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.
— Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.
2) Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.
3) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходного горький .
(В это время у доски начинает работать второй ученик).
4) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.
(Повторяется орфографическое правило).
5) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья .
5. Задание для второго ученика (на обратной стороне доски):
Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки.
Печорин не раз проявлял бесстрашность.
Не так-то легко сломить разбудившийся народ.
В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.
Проверка второго индивидуального задания.
6. Фронтальная работа с классом.
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Растер…нно ← ( е или я ?)
Колыш…щийся ← (- ущ — или – ащ -?)
Кле…щий ← (- ющ — или – ящ -?)
Невид…мый ← (- е м- или – им -?)
Копч…ности ← (- он — или – ён -?)
Лишё…ый ← (- н — или – нн -?)
7. Выразительные словообразовательные средства.
— Сейчас вы работали со словами, в которых есть суффиксы, имеющие разные значения. Суффиксальный способ – наиболее продуктивный в русском языке.
Как ни странно, но именно слова с суффиксами субъективной оценки помогают нам при анализе художественного произведения понять авторскую позицию, идейный смысл произведения, помогают охарактеризовать человека или предмет, выразить собственное отношение к кому-либо или чему-либо.
8. Разыгрывается сценка:
Пациент: Здравствуйте, доктор.
Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)
Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.
Доктор: Да, дорогой!
Муж: Ты освободилась?
Доктор: Последний пациент, кажется.
Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.
Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).
Так что у вас болит?
Пациент: Правый бок. Наверно, печень.
Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).
Ну, попринимаем эссенциале форте.
Пациент: Может, УЗИ надо сделать?
Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.
Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.
Учитель: Вы слышали, как сейчас прозвучало недоуменно — презрительное: «Докторишка». И вы поняли отношение пациента к доктору с помощью слова, имеющего суффикс с уничижительно-пренебрежительным значением (- ишк -).
9. Работа с текстом.
— Конечно, вы сразу увидели слова с суффиксами субъективной оценки, с помощью которых выражена любовь к матери, дочерняя и сыновья. (Называют). Меня больше интересует другое. (Учитель читает стихотворение М.Луконина.
— Почему здесь звучит только «мама»?
(Стихотворение о суровом времени – войне. Для молодого поколения те грозные годы были школой мужества, взросления, переоценки ценностей. Повзрослевший на войне сын, думая о своей маме, поднимает на пьедестал облик женщины с горячим материнским сердцем, чье имя общее для вех детей земли – мама! И «мамочка» здесь было бы неуместно).
Я любимой мамочке
Вышью ей платочек.
Как живой, цветочек!
Чисто уберу в квартире —
И нигде не будет пыли.
Вкусный испеку пирог
С яблочным вареньем.
Только мама на порог —
Тут и поздравления!
Ты мамуленька моя,
Поздравляю я тебя:
С этим праздником,
С первыми цветочками
И с хорошей дочкой.
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
Я маму не целовал давно.
С улицы жаловаться спешил,
Потом торопливо мужать решил.
Думал: «Мужество! Вот оно!»
Думал: «Мужество — это вот:
И повернуться спиной к слезам,
К зовам маминым, —
Женщина вырастила меня.
Морщины уже на лицо легли.
Губы сомкнуты. Отцвели.
Но много в глазах моего огня.
Женщине, вырастившей меня.
Я маму не целовал давно.
Только бы мне возвратиться лишь!
Если меня простишь
Я расцелую тебя одну,
Перед тем как уйти на войну.
10. Работа с раздаточным материалом.
(Каждый ученик получает текст с признанием в любви маме, выбирает предложенные обращения, вставляет в текст. А прочитать вслух учитель предлагает такому ученику (юноше), который сумеет передать сыновнее чувство любви к матери).
Как я люблю смотреть в глаза твои, …!
Сколько в них любви, ласки, нежности!
… …, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, … … .
И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, … … .
Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на земле — … … .
(Обращения для вставки:
мудрая моя мамочка
драгоценная моя мама
мамуленька моя единственная).
— Мы, учителя, мамы и знаем, что вы нередко бываете скупы на ласковые слова и нежные признания, особенно мальчики.
Пусть сейчас прозвучит признание сына в любви к матери.
Найдите нужные слова и вставьте их в текст.
Как я люблю смотреть в глаза твои, (мамочка)!
Сколько в них любви, ласки, нежности!
Родная моя, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, (мудрая мамочка).
И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, (мамуленька моя единственная).
Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на Земле – (драгоценная моя мама)!
III. Сообщение учащегося.
Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.
Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша .
Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка .
Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией , людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод .
У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание .
Мастером виртуозной имитации под народную речь был Николай Лесков. Придуманные им гибридные словечки прозрачны по форме и ёмки по содержанию: клеветон, стричь пупоны, долбица умножения, публицейские ведомости, пищеприёмная зала, мелкоскоп.
Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин: умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция .
В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия .
Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.
Новообразования писателей называются окказионализмами.
Источник