Способы словообразования словообразовательный разбор презентация

Содержание
  1. Урок-презентация по русскому языку «Словообразование» презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Подписи к слайдам:
  5. Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция. — презентация
  6. Похожие презентации
  7. Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
  8. Презентация «Основные способы словообразования слов в русском языке» (6 класс)
  9. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  10. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  11. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  12. Оставьте свой комментарий
  13. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  14. Подарочные сертификаты

Урок-презентация по русскому языку «Словообразование»
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Урок направлен на изучение нового материала и закрепление полученных знаний.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie.ppt 910 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

Словообразование – это … раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Способы словообразования морфологический неморфологический образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица

Морфологические способы словообразования Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Бессуффиксный способ Сложение Постфиксальный способ учи-ть- ся ← учи-ть как-ой- то ← как-ой когда- либо ← когда

Приставочный способ — это образование новых слов с помощью приставок . Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере — (пере-плы- ть ← плы- ть ). Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: дис -комфорт ← комфорт ; вы -ходи- ть ← ходи- ть ; сверх -одарённ- ый ← одарённ- ый ; по -ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов: за -пе- ть ← пе- ть ; до -пе-ть ← пе- ть ; с -пе- ть ← пе- ть ; пере -пе- ть ← пе- ть .

Суффиксальный способ это образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов . Например, глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол- и — ть ← смол- а ). Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез- няк ← берёз- а ; перепис- ыва — ть ← перепис-а- ть ; сер- оват — ый ← сер- ый ; может быть иной, чем у производящего слова: сер- е — ть ← сер- ый ; сер- ость ← сер- ый ; сер- о ← сер- ый .

Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия: под -стакан- ник -Ο ← стакан-Ο; под -шеф- н -ый ← шеф-Ο; обез -оруж- и -ть ← оружи-[ j -э]; по -сво- ему ← сво-й

Бессуфиксный способ — это образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса. Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается: насыпать — насыпь просекать — просека загорать — загар. При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать». Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий — глубь гладкий — гладь интеллектуальный — интеллектуал. Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий — дичь тихий — тишь сухой — сушь При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч , х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Сложение — это способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Различают сложение слов и сложение основ . При сложении слов образуются составные слова , которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка . При сложении основ образуются сложные слова , которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии . Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: черн о зём, стал е вар . С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефт е добыча, металл о режущий, засух о устойчивый . Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией): добрая воля — добровольный плавить сталь — сталеплавильный иной город – иногородний

Аббревиатура При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова — аббревиатуры (от лат. abbreviare — сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.

Неморфологические способы образования слов Переход слова из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический) Сращение (лексико-синтаксический) Образование омонимов (лексико-семантический)

Морфолого-синтаксический способ При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог) Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа:

Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания. за благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозеленый сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова , такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка .

Лексико-семантический способ При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой. Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** — большой кипятильник для воды. Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл. Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* — область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел** — судьба, участь.

Задания № 1. Выполните словообразовательный разбор слов: тенистый, засмеяться, бег, привокзальный, примчаться, переход. № 2. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-, -ат, -чат-. Выпишите суффикс. Пример: талант — талантливый — лив Слова для выполнения задания: веснушка, вспылить

Источник

Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Четвериков

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция

2 Словообразование Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих.

3 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Способы словообразования показывают, какие словообразовательные средства были использованы для образования новых слов. Выделяют способы словообразования: 1)морфологические 2)неморфологические

4 основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Морфологические способы образования слов: суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный безаффиксный сложение Морфологический способ словообразования

5 Суффиксальный способ (суффиксация) это образование производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Этот способ действует в образовании всех основных частей речи: желтый – желток мечтать – мечтатель глаз – глазной

6 Префиксальный способ (префиксация) это образование производного слова при помощи префикса (приставки). Приставка присоединяется к производящему слову. Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах: писать – вписать, написать, записать, надписать, переписать, подписать, с писать. При префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той же частим речи, что и производящее.

7 Префиксально-суффиксальный способ характеризуется одновременным присоединением к производящей основе префикса и суффикса. при школе – пришкольный под окном – подоконник Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией– присоединение к производящей основе приставки и нематериально выраженного суффикса седой – проседь без ноги – безногий без голоса – безголосый.

8 Нулевая суффиксация (безаффиксный способ) представляет собой образование нового слова путем присоединения нуля суффикса вместо материального суффикса, типичного для данной модели. Такой способ характерен для некоторых процессуальных существительных: бегать – бег взводить – взвод вздыхать – вздох входить – вход свинья – свиной.

9 Сложение – способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Сложение может осуществляться 1)без помощи интерфикса : диван-кровать, плащ-палатка 2)с помощью интерфикса (соединительной гласной): юг и запад – юго-запад лес и степь – лесостепь

10 Аббревиация сложение усеченных основ или усеченных и полных слов. Аббревиация бывает следующих типов: Буквенная: СССР, ПТУ, ВЛКСМ, ФСБ. Звуковая: ГАИ, ЦУМ, БАМ, ТАСС, вуз. Слоговая: исполком, колхоз, профком. Состоящая из начальной части первого слова и целого второго: детсад, подлодка, женсовет. Состоящая из сложения начальной части первого слова словосочетания с началом и концом или только концом второго слова: военкомат ( военный комиссариат), бионика (биологическая электроника).

11 Усечение способ образования слов разговорного стиля речи путем усечения производящей основы независимо от границы морфемы специалист – спец магнитофон – маг заместитель – зам

12 Неморфологические способы словообразования лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический.

13 Лексико-синтаксический способ (сращение) представляет собой образование нового слова из целого словосочетания путем «склеивания» его компонентов: сего дня – сегодня тот час – тотчас быстро растворимый – быстрорастворимый Сращение как способ словообразования отличается от сложения тем, что сложные слова образуются только от полнозначных, знаменательных слов, а сращения – от различных сочетаний (включая и служебные слова) обязательно с сохранением порядка слов и даже падежных окончаний. Слова, когда-то писавшиеся раздельно, начинают писаться слитно и приобретают одно ударение (в отличие от словосочетаний).

14 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) – это способ, при котором новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую 1.Субстантивация — переход в имена существительные слов знаменательных прилагательных : вечное пользование – думать о вечном местоимений: ничью помощь – предложить ничью причастий: бегущий по рельсам поезд – присоединиться к бегущим числительных: два друга – поставили два в дневник

15 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) 2. Адъетивация – переход в имена прилагательные: причастий: блестящая поверхность – блестящий ответ числительных: первый ряд – первый ученик 3. Прономинализация — переход в местоимения: прилагательных: известный человек — в известном смысле числительных: купи один батон – один мой приятель причастий: талант, данный ему природой – в данный момент

16 Морфолого-синтаксический способ (конверсия) 4. Адвербиализация – переход в наречия существительных: обладать даром организатора – отдать даром деепричастий: не глядя под ноги, шел – подписал не глядя 5. Переход в слова категории состояния: наречий: пахуче дымит самовар – на улице пахуче кратких прилагательных: лицо свежо – на улице свежо существительных: нужно выбрать подходящее время – время ехать

17 Лексико-семантический способ представляет собой распад полисемантического ядра слова, при котором разные значения одного слова по смыслу расходятся так далеко, что образуют отдельные лексические единицы: титан – «гигант, вступивший в борьбу с врагами» титан – «большой кипятильник для воды» титан – «твердый металл» В современном русском языке три рассмотренных слова являются омонимами.

Источник

Презентация «Основные способы словообразования слов в русском языке» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: изучение способов словообразования. Задачи урока: изучить основные способы словообразования, рассмотреть словообразовательный разбор и его отличие от морфемного разбора, ознакомиться с понятием словообразовательного ряда.

Суффиксальный способ Это способ, при котором слово образуется с помощью суффикса, присоединяемого к основе слова.

Приставочный способ Это способ, при котором новое слово образуется с помощью приставки.

Приставочно-суффиксальный способ Это способ словообразования, при котором для образования нового слова используются одновременно приставка и суффикс. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предлогами. Бывшие предлоги становятся приставками.

Бессуффиксный способ Это образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов.

Сложение Выделяют следующие виды сложения: Сложение слов Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е Сложение сокращённых основ

Сложение слов При этом способе словообразования целые слова складываются в одно, например: школа-интернат диван-кровать кресло-качалка Вернуться к видам сложения

Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е При этом типе словообразования складываются основы слов, а между ними помещается гласная О или Е. Например: лесостепь луноход пешеход Вернуться к видам сложения

Сложение сокращённых основ Сложение начальных букв слов (МГУ – Московский государственный университет, вуз – высшее учебное заведение) Сложение начальных звуков слов (колхоз – коллективное хозяйство) Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, полдыни, пол-арбуза). Слова, образованные этим способом, называются сложносокращёнными. Вернуться к видам сложения Перейти к следующему слайду

Переход из одной части речи в другую Слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую. Например, слова мороженое и заведующий раньше относили к причастиям, а сейчас это существительные.

Словообразовательные гнёзда При словообразовании образуются гнёзда родственных слов, которые можно расположить с учётом последовательности их образования.

Словообразовательный ряд Группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования, составляет словообразовательный ряд. Одно и то же слово может иметь несколько словообразовательных рядов.

Составить и записать словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Выполнить словообразовательный разбор слов. Вред, вредный, вредность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 59 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 926 человек из 80 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1163367

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Самый лучший способ черенкования роз
Оцените статью
Разные способы