- Урок-презентация по русскому языку «Словообразование» презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Урок+Презентация по русскому языку на тему «Модели создания слов. Способы словообразования. Аббревиация. Словообразовательный разбор»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок-презентация по русскому языку «Словообразование»
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Урок направлен на изучение нового материала и закрепление полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.ppt | 910 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна
Словообразование – это … раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Способы словообразования морфологический неморфологический образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица
Морфологические способы словообразования Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Бессуффиксный способ Сложение Постфиксальный способ учи-ть- ся ← учи-ть как-ой- то ← как-ой когда- либо ← когда
Приставочный способ — это образование новых слов с помощью приставок . Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере — (пере-плы- ть ← плы- ть ). Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: дис -комфорт ← комфорт ; вы -ходи- ть ← ходи- ть ; сверх -одарённ- ый ← одарённ- ый ; по -ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов: за -пе- ть ← пе- ть ; до -пе-ть ← пе- ть ; с -пе- ть ← пе- ть ; пере -пе- ть ← пе- ть .
Суффиксальный способ это образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов . Например, глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол- и — ть ← смол- а ). Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез- няк ← берёз- а ; перепис- ыва — ть ← перепис-а- ть ; сер- оват — ый ← сер- ый ; может быть иной, чем у производящего слова: сер- е — ть ← сер- ый ; сер- ость ← сер- ый ; сер- о ← сер- ый .
Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия: под -стакан- ник -Ο ← стакан-Ο; под -шеф- н -ый ← шеф-Ο; обез -оруж- и -ть ← оружи-[ j -э]; по -сво- ему ← сво-й
Бессуфиксный способ — это образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса. Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается: насыпать — насыпь просекать — просека загорать — загар. При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать». Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий — глубь гладкий — гладь интеллектуальный — интеллектуал. Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий — дичь тихий — тишь сухой — сушь При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч , х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.
Сложение — это способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Различают сложение слов и сложение основ . При сложении слов образуются составные слова , которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка . При сложении основ образуются сложные слова , которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии . Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: черн о зём, стал е вар . С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефт е добыча, металл о режущий, засух о устойчивый . Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией): добрая воля — добровольный плавить сталь — сталеплавильный иной город – иногородний
Аббревиатура При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова — аббревиатуры (от лат. abbreviare — сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.
Неморфологические способы образования слов Переход слова из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический) Сращение (лексико-синтаксический) Образование омонимов (лексико-семантический)
Морфолого-синтаксический способ При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог) Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа:
Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания. за благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозеленый сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова , такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка .
Лексико-семантический способ При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой. Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** — большой кипятильник для воды. Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл. Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* — область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел** — судьба, участь.
Задания № 1. Выполните словообразовательный разбор слов: тенистый, засмеяться, бег, привокзальный, примчаться, переход. № 2. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-, -ат, -чат-. Выпишите суффикс. Пример: талант — талантливый — лив Слова для выполнения задания: веснушка, вспылить
Источник
Урок+Презентация по русскому языку на тему «Модели создания слов. Способы словообразования. Аббревиация. Словообразовательный разбор»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЦЕЛИ УРОКА: 1) узнать, что такое словообразование; 2) понять, как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;
Правила работы на уроке Умей слушать других Говори так, чтобы тебя слушали Уважай мнение других Действует правило поднятой руки
«Верные и неверные утверждения». 1)Верите ли вы, что слово можно разбить на части? 2)Верите ли вы, что у слова может не быть корня? 3)Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс? 4)Верите ли вы, что суффикс образует новые слова? 5)Верите ли вы, что в словах бывают приставки? 6)Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова? 7)Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?
2.Разгадка кроссворда Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
1) приставочный ¬ 2) суффиксальный 3) сложение : E (O) Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходноеслово Исходное слово
Аббревиция-сложносокращенные слова Что означают сложносокращенные слова : -РК -ООН -МЧС -КВН
3. Буквенный диктант. – Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. 1)Мандарин – мандариновый, 2)охота – охотник, 3)брат – братья, 4)думать – думал, 5)зависть – завистливый, 6)принц – принцесса, 7)решать – решил, 8)степь – степной, 9)ученик – ученики, 10)город – пригород.
1)О 2) О 3)Ф 4)Ф 5) О 6) О 7)Ф 8) О 9) Ф 10)О
4. Доказательство. – Я утверждаю, что все слова на слайде, имеют одну приставку. Права ли я? выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.
5. Нахождение ошибок в группах слов. – Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее подчеркните. 1. Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться. 2. Водяной, водолаз, водить. 3. Дар, дарить, подарок. 4. Славный, славить, слава, прославлять. 5. Переносица, носить, носилки. 6. Речка, заречье, наречие, междуречье. 7. Слово, словарь, дословный. 8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.
Образуйте от слов, представленных на рисунках, однокоренные слова
Разговор о снеге. . Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега. белы снеги, снегурка, снежень, снеговик. снега во всю Родину. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами. У слов таится над нами волшебная сила. для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег». вслушайтесь-ка: снежище, снежинка…снежик, снежок, Снежана. Снег ты наш, снежище, снежик. снега во всю Родину (Б. Петров)
Запишите в тетрадях: Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем.
1 строка 1 существительное= тема ___________________________________________ 2 строка 2 прилагательных= характеризуют тему_______________________________________ 3 строка 3 глагола= выражают ваше отношение__________________________________ 4 строка Предложение= итог ____________________________________________ 5 строка Слово= вывод ____________________________________________
Это интересно. Наиболее полный словообразовательный словарь в наше время является двухтомный «Словообразовательный словарь русского языка Александра Николаевича Тихонова. В словаре всего 145000 слов. Он состоит из 5 разделов. В первом разделе рассказывается о том, как построен словарь. Во втором разделе объясняются основные понятия русского словообразования. В третьем разделе в алфавитном порядке даны словообразовательные гнезда, в которые обычно входят все слова,имеющие один и тот же корень. В четвертом разделе расположены производные основы,образованные от исходного слова. В пятый раздел включены одиночные слова.
Домашнее задание Придумать монофон по теме урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-498558
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник