Способы словообразования профессиональной лексики

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

I . Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

  • Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ)
  • Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую)
  • Лексико-синтаксический (образование слова из словосочетания)
  • Лексико-семантический (образование омонимов)

Профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии. Как правило, это специальные наименования производственных процессов, орудий производства, сырья, изготовляемой продукции: розлив, отжим, подсол, переплав. В «Словаре русского языка» АН СССР профессионализмы даются с пометкой (спец.) Иногда они даются без помет: разруб – сортовой разруб мяса.

Профессионализмы часто образуются в результате усечения основы ( демисезон – демисезонное пальто, легал, эксклюзив, ультрафиолет ), и иногда путем стяжения неоднословных наименований и суффиксации ( горючка – горючие материалы, атомка – электростанция ). Иногда созданные по таким моделям слова понятны всем и получают широкое распространение, но не в словарях, а в разговорной практике, их еще называют жаргонизмами (образуются чаще в результате усечения основы): абитура, академка , губа, самоволка , горючка, легковушка, дембель.

«Порядок словообразовательного разбора»:

1.Изменить слово, выделить его окончание, основу.

2. Найти слово (или основу), от которого образовано данное слово.

3. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т.д. образовано данное слово.

4. Назвать способ образования.

«Порядок разбора слов по составу»:

1. Определить слово как часть речи.

2.У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (корни) – для этого подобрать однокоренные слова.

5. Выделить приставки и суффиксы. Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Например: горный ←гора, первая основа – производная, слово образовано путем суффиксации, вторая – непроизводная, способ – морфологический.

Вывод: чаще используются: Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ), и Лексико-семантический (образование омонимов)

II . Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов.

своеобразной приметой нашего времени стало распространение терминов за пределами научных произведений. Это дает основание говорить об общей терминологизации современной речи. Так, немало слов, имеющих терминологическое значение, получили широкое употребление без каких бы то ни было ограничений: трактор, радио, телевидение, кислород. Другую группу составляют слова, которые имеют двойственную природу: они могут функционировать и как термины, и как общеупотребительные слова. В первом случае эти лексические единицы характеризуются специальными оттенками значения, придающими им особую точность и однозначность. Так, слово гора, означающее в широком употреблении — ‘значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью’ и имеющее ряд переносных значений, не содержит в своем толковании конкретных измерений высоты.

В географической же терминологии, где существенно разграничение терминов «гора» и «холм», дается уточнение — ‘возвышенность более 200 м в высоту’. Таким образом, употребление подобных слов за пределами научного стиля связано с их частичной детерминологизацией.

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. В отличие от терминов — официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п. Например, в речи полиграфистов используются профессионализмы: концовка- ‘графическое украшение в конце книги’, усик — ‘концовка с утолщением в середине’, хвост — ‘нижнее наружное поле страницы’, а также ‘нижний край книги’, противоположный головке книги.

Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы — узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.

Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны, скажем, в многотиражных отраслевых газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги.

Читайте также:  Специфический способ получения дохода

Отдельные профессионализмы, нередко сниженного стилистического звучания, переходят в состав общеупотребительной лексики: выдать на-гора, штурмовщина, текучка. В художественной литературе профессионализмы используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.

Профессионально-жаргонная лексика имеет сниженную экспрессивную окраску и употребляется только в устной речи людей одной профессии. Например, инженеры шутя называют самозаписывающий прибор ябедником, в речи летчиков бытуют слова недомаз, перемаз, означающие ‘недолет и перелет посадочного знака’, а также пузырь, колбаса — ‘шар-зонд’ и т. д. У профессионально-жаргонных слов, как правило, есть нейтральные, лишенные разговорного оттенка синонимы, имеющие точное терминологическое значение.

Профессионально-жаргонная лексика не приводится в специальных словарях, в отличие от профессионализмов, которые даются с пояснениями и часто заключаются в кавычки (для их графического отличия от терминов): «забитый» шрифт- ‘шрифт, находящийся долгое время в набранных гранках или полосах’; «чужой» шрифт- ‘буквы шрифта иного начертания или размера, ошибочно попавшие в набранный текст или заголовок’.

Узнать стоимость написания работы —>

Источник

Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Лекция Словообразование

Способы словообразования

Раздел лингвистики, который изучает морфемы, называется морфемикой.

Словообразование (от лат. — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их обра­зования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грам­матическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально не выражено окончание.

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).

В слове могут быть не одна, а, две и более приставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над- в-,) но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значе­ний, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суф фиксом. Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: рез­чик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.

Читайте также:  Способ вакцинации который мы заслужили

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.

Основные способы образования слов в русском языке:

I. Морфемные

1. С помощью приставок, суффиксов:

а) суффиксальный способ: биатлон + ист – биатлонист;

б) приставочный: под + заголовок – подзаголовок;

в) приставочно-суффиксальный: под + окно + ник – подоконник;

г) бессуффиксный: выходить — выход;

2. Сложение:

а) без соединительной гласной: специальный + курс – спецкурс;

б) с соединительной гласной: сухие + о + фрукты – сухофрукты;

в) с одновременным присоединением суффикса: сок + 0 + выжимать + лк – соковыжималка;

II . Неморфемные

1. Переход из одной части речи в другую: ванная (прил.) комната – ванная (сущ.);

2. Сращение слов в одно: мало понятный – малопонятный.

3. Аббревиация – сложение начальных букв: СНГ, РФ, ОАЭ.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: елка от ель (ель – елка), отбежать от бежать (бежать – отбежать).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов:

Грамота –∞ грамотный – неграмотный.

Вред – вредить – вредитель – вредительство.

Составление словообразовательных цепочек помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.

Иск – а – ть – С – ыск – а – ть – с – ыщ – ик.

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

дым – ок – дым – оч – ек

дым – и – ть – ся

Дым- дым – и — ть за – дым – и – ть

дым – о – ход – дым – о – ход – н – ый

С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его лексическое значение, делятся на непроизводные (производящие) и производные.

Непроизводная основа (производящая) основа является целым, которая далее со структурной точки зрения раздроблена быть не может.

Производная основа выступает в качестве единства, состоящей со структурной точки зрения из отдельных значимых частей – морфем.

Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от производящей:

Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Основу стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и приставки субъек­тивной оценки, или эмоционально-экспрессивные. За определенными морфемами в русском языке закрепились свои значения. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и иро­ничности. Оттенок увеличенности — экспрессией грубости, иногда пренебрежения, иронии. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной.

Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы -ок- (—): снежок, ка­мешек; -очек- (-ечек-): лепесточек, пенечек; -чик-: колокольчик, трамвайчик; -ец-: братец; морозец; -ушк- (-юшк-): бабушка, заюшка; -оньк- (-еньк-): кисонька, зоренька.

У имен прилагательных это суффиксы -оньк-(-еньк-): большенький, плохонький; -ехоньк- (-охоньк-): темнехонький, скорехонький; -ехонек-(-охонек-), -ешенек- (-енек-): близехонек, легошенек.

Суффиксальные образования со значением пре­небрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов -ишк-: воришка, домишко, житьишко; -онк- (-к-): душонка, бабенка.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоцио­нальными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Какая кругом грязища! Вот это голосище!

Некоторые суффиксы существительных имеют значение лица-производителя действия:

— тель/итель (преподава-тоелъ, дари-тель, распространи-тель);

— ник/еник/енник (мош-енник, взяточ-ник);

— щик/чик (камен-щик, инернет-чик);

— ор/ёр/ер (танц-ор, дириж-ёр, стаж-ер».

В настоящее время этот суффикс активно участвует, в образовании новых слов, обозначающих профессии (продюс-ер, промоу-т-ер, дил-ер, брок-ер, менедж-ер). Благодаря проникновению в русский язык слов из английского, за этим суффиксом закрепилось значение «орудие, производитель действия» (тост-ер, принт-ер, компьют-ер).

Читайте также:  Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств это

Приставки, вносящие в слово экспрессивно-стилистические оттенки (добрый — предобрый; веселый — развеселый), часто употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообра­зования: суффиксами и сложением слов: злой — презлой, прехорошенький.

Аффиксы вносят в слова функционально-стилистические окраски, которые характеризуют слово по его отношению к книжной иди разговорной речи» к тому или иному функциональному стилю. Существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: —ств-, -ость-, -изм-, -ани-, -тель, -ист, -изм. Например: авторство, сущность, оптимизм, вдохновитель, гуманист, программ-ист (слово, обозначающее профессию)

Оттенок разговорной речи придают словам сле­дующие суффиксы: -як-: добряк, свояк; -ун-: болтун, врун; -овк-: спецовка, столовка; -яг-:, бедняга, бедолага.

Для научной и научно-технической, а также про­фессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов: -ость-: тугоплавкость, ем­кость; -ств-: мессианство, учительство; -изм-: ма­териализм; -аци-: аргументация; -ит- (медицинские термины): плеврит, менингит, бронхит.

В публицистической речи употребляются слова с суффиксами: -ость-: сработанность; -ан-: политикан.

Функционально окрашенными приставками книжного происхождения, характерными для научных и научно-технических, официально-дедовых терминов и публицистической лексики, являются следующие: -а-: аморальный, ассиметричный; -анти-: антивирусный; -интер-, -ультра-: ультрарадикальный; экстра-: экстравагантный.

Сложение слов также обладает большими стилистическими возможностями. Например, экспрессивной окраской обладают имена существительные, образованные сочетанием глагольной формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с существительным — вертихвостка, сорвиголова, скопидом. Для художественной речи характерны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком: иссиня-черный, пепельно-серый, приятно-мягкий. Сложносокращенные слова в связи с ограниченностью сферы их употребления также обладают некоторой функционально-стилистической окраской. Например, разного рода аббревиатуры в зависимости от сферы использования несут окраску либо официально-делового функционального стиля (УПК, финотдел, гороно), либо публицистического (АЭС, военком), либо научного (АТС, ЭВМ, УВЧ).

Лекция Части речи

1. Самостоятельные и служебные части речи

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее зна­чение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические при­знаки делятся на постоянные и непостоянные.

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.

2. Нормативное употребление форм слова

Имя существительное

Род существительных

В русском языке

к мужскому роду относятся слова: банкнот, ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, кофе, погон, рельс, ро яль, толь, эполет ,толь, шампунь,

к женскому роду: бакенбарда, бан дероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

к среднему роду относятся слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню, за исключением: Сочи — м.р., так как город, салями — ж.р., так как колбаса, иваси — ж.р., так как сельдь.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА — информационно-телевизионное агентство.

Слово «банкнот» (м.р.) имеет вариант «банкнота» (ж.р.)- «Словарь-справочник. Русское произношение и правописание» Л.А. Введенской, П.П. Червинского (Ростов-н/Д, Феникс, 1996) приводит вариант «банкноты». Орфографический словарь русского языка / РАН. Отв. ред. В.В. Лопатин (М., 2000) приводит ва­рианты «банкнот» и «банкнота».

Слово «бакенбарда» (ж.р.) имеет дополнительный вариант «бакенбард» (м.р.). Словарь под ред. В.В. Лопатина (2000) на первом месте даёт «бакенбарда», а затем «бакенбард».

Слово «манжета» чаще употребляется во мн.ч.

Иностранные фамилии на –ов и -ин имеют в творительном падеже окончание -ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание -ын

Источник

Оцените статью
Разные способы