Мастер — класс по теме»Словообразование» (6 класс).ФГОС
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voloshina.doc | 94 КБ |
slovoobrazovanie_glagolov_voloshinoy_l.v.ppt | 907.5 КБ |
titulnyy_list_i_poyasnitelnaya_zapiska.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель (для учителя, для учащихся)
Методы и приемы
Форма организа ции учебной деятельности
УУД ( Л — лич ностные,
Р -регуля тивные , К- коммуника тивные, П- познавательные)
Задача: Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу .
Утра доброго всем пожелаю,
Говорю не простые слова,
Говорю потому, что я знаю:
Утро доброе – дню голова!
С добрым утром! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности.
К- коммуника тивные, Л — личностные,
Задача: вовлечь в работу всех учащихся класса
Выявить уровень знаний.
Определить типичные недостатки.
Закрепить знания о морфемах
Сегодня на уроке, ребята, мы побываем в нашей мастерской, окунемся в атмосферу творчества и волшебства. Здесь каждый откроет для себя что-то новое.
Ответить на вопрос: « Как называется мастерская, в которой чинят часы?» (Часовая)
Для чего их чинят? (Чтобы ходили, будили). Какой части речи эти слова? (Глаголы)
Из каких морфем состоит глагол?
При помощи каких морфем образуются новые слова?
Дайте определение каждой части слова – морфеме.
Придумайте название нашей мастерской.
Чтобы ходики ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал, который час,
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской
Упр.513 Выполняют задание. Слайд №3
По окончании работы делают вывод о том, что глаголы могут быть образованы 1).приставочным, 2)суффиксальным и 3)приставочно-суффиксальным способами.
мотивации учебной деятельности
Работа по рядам (3)
По одной группе глаголов
Р (проблемная подача учебного материала).
Постановка темы и целей урока.
Задача: Подвести учащихся к постановке темы и цели урока, подготовить к восприятию нового материала .
Кто придумал название нашей мастерской?
Кто сможет определить тему нашего урока
Составьте вопросы к этой теме
Что будем делать на уроке?
«Приставочно – суффиксальная мастерская»
Ученики формулируют вопросы: Как правильно писать глаголы?
С помощью каких способов образуются глаголы.
Повторять тему «Глагол», изучать способы образования глаголов, повторять правописание приставок и суффиксов в глаголах
Р егулятивные : целеполагание; к оммуникативные:
постановка вопросов; п ознавательные: общеучебные-
самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы
«Открытие» нового знания
работать с текстом ( сравнивать тексты разных стилей)
Расширить представление о роли приставок в тексте.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать умения групповой и парной работы
Организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
1.В мастерской не только чинят, но и моделируют, экспериментируют, исследуют. И мы будем в своей мастерской исправлять ошибки, собирать слова, анализировать высказывания писателей.
Ребята 1 группы должны проанализировать два высказывания, объяснить, какую общую мысль они содержат. Упр.514 и 515
II группа. Сравнить тексты разных стилей.
III группа выполняет упр.514
По данным схемам образовать глаголы приставочным способом и проиллюстриро-
вать схемы словами.
Памятка на столах. Слайд7
Составить свой алгоритм значений приставок.
Упр514 и 515Слайд №6
1группа. Сравнивая высказывания В. Лопатина и К. Чуковского, ребята отметят, что они содержат мысль о больших возможностях приставочного способа образования и разнообразии приставок, существующих в русском языке, но если лингвист отмечает прежде всего многообразие приставок, выступающих средствами образования новых производных от каждого глагола, то детский писатель подчёркивает изобразительно-выразительные и смысловые возможности приставок.
II группа. Для выражения своей мысли лингвист использует научный стиль речи , поэтому текс характеризуется точностью изложения, в нём исп. термины ( приставочное глагольное словообразование , производные глаголы), в то время как высказывание писателя представлено в худ. стиле: оно выразительно, в нём используются эпитеты ( богатейшие оттенки, чудесная выразительность), яркая глагольная лексика ( таится ), такое выразит. синтаксическое средство, как восклиц. по эмоц. окраске предложение.
III группа. Н а схемах, приведённых в упр. 514, стрелками показано значение приставок: «приближение» ( при- ), «удаление от места» ( у- ), «движение внутрь» ( в- ), «движение изнутри» ( вы- ), «движение сквозь что-либо» ( про- ), «движение с места на место» ( пере- ) и др.
Вывод: все приставки имеют значение.
От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении.
Работа в группах. Работают 3 группы.
Р егулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные : моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Первичное закрепление изученного материала.
совершенствовать орфографические и умения ;
развить умение строить словообразовательные цепочки
работать со словообразовательными словарями.
Развить умение находить глаголы-омонимы в тексте
Обратимся к значению глагола «чинить» — делать вновь исправным, устранять повреждения.
Учитель вызывает к доске ученика записать глаголы с чередующимися гласными в корне (карточка 1).Давайте проверим работу ученика
Почему было дано такое задание?
А теперь в нашей мастерской мы будем собирать словообразовательные цепочки. Что для этого надо хорошо знать?
Работа со словарем упр.516
Из словообразовательного словарика выписать 5 примеров словообразовательных цепочек, конечным звеном которых является глагол. Определить способы образования глаголов.
Проведем исследование Упр 518 Сравните выделенные слова: Слайд№9
слепить глаза и слепить игрушку из глины.
Как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся?
Сравните морфемный состав и грамматические признаки.
Создать алгоритм по правилу «Глаголы- омонимы»
Попросим учеников доказать, что окончания грамм. омонимов выражают разные грамматические значения
Ученик работает у доски. Карточка№1
Комментирует правописание глаголов.
Должны научиться видеть и понимать структуру слова, вычленять «строительные элементы» — корни и суффиксы; знать механизмы, регулирующие правильное написание орфограмм.
*Должны знать состав слова *что глаголы образуются с помощью приставок и суффиксов.
*.Глагол можно образовать от существительных и прилагательных(515)
*знать правописание приставок и суффиксов.
Алгоритм «Глаголы- омонимы»
1.Глагол можно проспрягать
2.Эти слова совпадают в звучании и написании только в одной из форм. С этой целью нужно поставить каждое из слов пары в начальную форму: стечь (гл.) – стекло (сущ.), попугать (гл.) – попугай (сущ.), дать (гл.) – даль (сущ.). Анализируя морфемный состав грам. омонимов, отметят, что только одна морфема – окончание — совпадает в звучании и написании слов каждой пары.
Вывод: При морфемном разборе слова нужно обязательно определить, как образовалось слово, то есть от какого слова и при помощи каких морфем.
Метод контроля знаний графический
Р егулятивные : контроль, оценка, коррекция; п ознавательные : общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Физкультминутка. Игра в
Задача: развитие внимания
с оздать словообразова-
тельные цепочки к словам
Домик, домовой, домишка, домовничать
мотивации учебной деятельности
Л ичностные : смыслообразование
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задача : развивать умение применять новые знания
1.Составить словообразовательную цепочку. См.III часть учебника
2. Выполнить тестовое задание по карточкам
Осуществлять контроль за выполнением задания и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Упр.519 строим словообразовательные цепочки со словами: ослепительный, непоследовательный, обвинение.
Работа по вариантам (3в)
с последующей самопроверкой
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Задача: развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
Подвести итог проделанной работы.
Обобщить и закрепить изученные знания.
Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили.
Достигли ли мы поставленных перед собой целей? Что помогло нам в их достижении?
Каковы результаты сегодняшнего урока? Оцените свою работу в нашей мастерской.
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
К оммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные : рефлексия; л ичностные : смыслообразование
Домашнее задание. Задача:закрепить изученный материал
Слайд №12 упр. 520; индив. зад. – упр. 522
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником
Карточка №1 Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.
Прил…жение, выр…с, р…сток, разб…раешь, бл…стаешь, прик…саешься, заж…гаешь, предл…гаешь.
Отметьте номера правильных ответов
I Слово образовано при помощи приставки:
II Слово образовано с помощью суффикса
III Правильно выделено окончание
IV Правильно выделен корень
V Правильно разделены на морфемы
- Над—кус—ить
- Пос –кака—л –и
- *Гор—е—л—
Памятка «Значение приставок»:
в-(во-) (направление движения внутрь);
вы — (направление изнутри наружу); (законченность действия);
до — (действие до определенного места или момента); (завершенность действия);
за — (действие за предмет или за пределы чего-то); (попутное кратковременное действие); (начало действия);
на — (движение на предмет); (полнота действия);
над — (действие сверху чего-то);
о- (об-, обо-) (движение вокруг чего-то); (движение мимо чего-то); (охват всего предмета);
от — (удаление от предмета);
пере (движение с одной стороны на другую); (передвижение с места на место); (повторение или изменение действия); (усиленное действие);
по — (начало действия), (неполнота действия);
под — подбросить мяч (движение снизу вверх); подставить под стол (направление на низ чего-то); подбежать к дому (движение к чему-то);
пред — предусмотреть (действие, предшествующее другому);
про — (движение сквозь что-то); (движение мимо); (пропуск чего-то); (однократное действие); (действие, связанное определенным пределом или сроком);
с- (со-) (движение сверху вниз); (движение в одну точку); (законченность действия);
у — (удаление); (доведение до конца).
Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий.
Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть .
Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть .
От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть .
От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть ; реже используется суффикс -ну- : слеп-ну-ть, креп-ну-ть .
От междометий образуются глаголы суффиксом -я- ( ох-а-ть, ах-а-ть ) и его вариантом -ка- — от междометий и звукоподражательных слов ( мяу-ка-ть, ау-ка-ть ), а также суффиксом -ну- ( ах-ну-ть, цок-ну-ть ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА МБОУ «СОШ С. ГЕНЕРАЛЬСКОЕ» Л.В.ВОЛОШИНА СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ глаголов
Как называется мастерская, в которой чинят часы? Чтобы ходики ходили, А будильники будили И всегда любой из нас Точно знал, который час, В часовой мастерской Чинят время день-деньской
Определить способ образования глаголов . 1 Перер а сти, вык о пать, п о кусать, расш и фровать, возг о рдиться, изр и совать, прил е пить. 2.См е шить, советовать, п е стреть, желтеть, деш е веть. 3.Оз е ленить, усыновить, пояснить, покашливать, дозв о ниться
Основные способы образования глаголов в русском языке: 1) приставочный ¬ слово 2) суффиксальный слово приставочно-суффиксальный: ¬
Основные способы образования глаголов в русском языке: Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный
Сравнить два текста Возможности приставочного глагольного словообразования очень велики: почти от каждого глагола можно образовать несколько производных глаголов с разными приставками. (В.Лопатин) Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. (К.Чуковский)
Определить значение приставок. При- От- У- О-(об-) В- С- Вы- Вз- Про- До- Пере — Раз- (…-ся) Под- С-(…-ся) Упр. 514
Карточка №1 Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Прил…жение, выр…с, р…сток, разб…раешь, бл…стаешь, прик…саешься, заж…гаешь, предл…гаешь.
Сравнить! Почему так? Слепить глаза– слепит игрушку из глины. Стекло с крышки кастрюли– прозрачное стекло. Попугаю друзей в шутку– принести корм попугаю Дали фломастеры– небесные дали.
Тест Отметьте номера правильных ответов I Слово образовано при помощи приставки: Успевать Нагревать *Загубить II Слово образовано с помощью суффикса *Виднелась Надорвать Будет III Правильно выделено окончание Сиде л Надстро ить *Подъезжа ешь IV Правильно выделен корень *Морщ инить Вовлек атьСо храня ет V Правильно разделены на морфемы Над—кус—ить Пос –кака—л –и *Гор—е—л—
Рефлексия Я УЗНАЛ О … Я НАУЧИЛСЯ … Я СМОГУ … МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …
Домашнее задание. упр. 520; индив. зад. – упр. 522
Молодцы! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ с Генеральское»
Конспект открытого урока русского языка
в условиях реализации ФГОС
Учитель русского языка и литературы
Волошина Любовь Васильевна
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Урок русского языка в 6 классе МБОУ «СОШ с.Генеральское»
Урок русского языка « Словообразование глаголов» шестой урок в разделе «Глагол». Тема изучается в рамках уроков блока «Части речи».
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок взаимообучения с применением ИКТ.
Методы урока – групповая работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, тестирование
Средства обучения – презентация «Образование глаголов», таблицы, индивидуальные карточки, тест, учебник (С.И. Львова, В.В.Львов. Русский язык, М., Мнемозина , 2009 год),
Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).
Цель урока: закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере словообразования глаголов.
- Образовательные:
- Закрепить знания о словообразовании в русском языке;
- закрепить знания о морфемах;
- закрепить навыки словообразования;
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить глаголы-омонимы в тексте;
- развить умение различать омонимы в тексте;
- развить умение строить словообразовательные цепочки;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
- мультимедийная презентация к уроку.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Открытие новых знаний и первичное закрепление.
- Первичное закрепление знаний.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Урок русского языка в 6 классе МБОУ «СОШ с.Генеральское»
Урок русского языка « Словообразование глаголов» шестой урок в разделе «Глагол». Тема изучается в рамках уроков блока «Части речи». Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11классы.-М.:Мнемозина,2009г. (под ред. С. И. Львовой), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Урок открытия новых знаний в рамках ФГОС
Учитель Волошина Любовь Васильевна.
Всего обучающихся — 8 человек.
Из них три девочки. Одна отличница, трое учащихся учатся на «4» и «5»; остальные ребята учатся на удовлетворительно.
Данный урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение тем «Деепричастие» и «Причастие».
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 6 класса. Познавательный уровень и общее развитие учащихся, их успеваемость невысокие. Работоспособность тоже невысокая, так как бывают трудности с концентрацией и переключением внимания.
Но устойчивая эмоционально-волевая сфера помогала во время урока. Ребята в этом классе дружные, сплоченные, стараются в первую минуту прийти на помощь, помогала взаимовыручка.
Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты . Ребята должны были ощущать себя мастерами в творческой мастерской. Психологический микроклимат пробуждал активность учащихся, способствовал созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания: «какие значения имеют приставки и суффиксы глаголов», «как построить словообразовательную цепочку, чтобы последним словом был глагол», «Как находить глаголы-омонимы в тексте». Повторили правописание глаголов с чередующейся гласной в корне.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения. Цели в течение урока были достигнуты.
Источник