- Способы словообразования слов в русском языке с примерами
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Словообразование: подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание В1
- Аннотация проекта
Способы словообразования слов в русском языке с примерами
Основные способы словообразования.
Законы словообразования с примерами:
1) Учитывать лексическое значение слова (наручники даром – приставочный)
3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)
- Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный )
- Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
- Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)
II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)
III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)
- Глаголы (воздействует-действует…)
- Наречия (навсегда – всегда…)
- Существительное (сверхчеловек – человек…)
- Прилагательное (гиперактивный – активный….)
- Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)
- Глаголы (разбежаться – бег…)
- Прилагательное (беспомощный — помощь…)
- Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
- Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)
V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)
- Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….)
- Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Словообразование: подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание В1
Аннотация проекта
Вашему вниманию предлагаем учебно-методическое пособие по разделу “Словообразование” на уровне современных научных представлений о языке. Современный подход к изучению данного раздела языкознания поможет преодолеть трудности в освоении данной темы и подготовит к успешному выполнению задания В1. Теоретический и практический материалы направлены на понимание структурных единиц и категорий русского языка, объясняющие “головоломки словообразования”.
Цели проекта:
- обобщить и систематизировать материал по разделу “Словообразование”;
- разработать практические задания за курс средней школы и для подготовки к ЕГЭ;
- использовать цифровые ресурсы, обеспечивающие развитие аналитических способностей учащихся для понимания способов словообразования.
Новизна представленной разработки состоит в современных методах изучения раздела, в котором теоретический материал изложен конструктивно и направлен на понимание законов образования новых слов в русском языке. Работа со словообразовательной моделью, её анализ апеллирует не к памяти, а к аналитическим возможностям экзаменуемого, к способности понимать семантику слова, к осознанию того, что, как говорил А.М. Пешковский, “всякое дробление слова есть дробление смысловое”. Современные формы работы: лекции с использованием учебной презентации, диагностирующие тесты, тренинги по закреплению изученного материала в современном формате ЕГЭ – позволяют понять законы словообразования. Комплексный подход к изучению данного раздела – путь к пониманию структуры слова.
Прилагаемая таблица послужит ценным наглядным пособием для подготовки к ЕГЭ, т.к. в ней рассмотрены способы словообразования, популярные в задании В1, причем примеры подобраны не однотипные, а способные предупредить сложности в разборе.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение.
Словообразование, как раздел языкознания, отвечает на два вопроса:
1) от какого слова образовано данное слово?
2) с помощью чего образовано?
Образование слов – процесс постоянный, активный.
Все слова русского языка делятся на производные и непроизводные. Каждое производное слово образуется от производящей основы. Например, лесок – производное от производящей основы – лес – это непроизводное слово. В языке однокоренные слова существуют благодаря появлению производных слов.
Ученые подсчитали: слов, не имеющих родственников в русском языке, всего 3%. Следовательно, в языке появление новых слов связано со словообразованием. Как они адаптируются? Слова определенной части речи образуются по уже сложившимся моделям. Не так давно в нашу речь вошло слово “компьютер”. Прошло немного времени, и появились слова компьютерный, компьютеризация, компьютерщик, компьютеризировать.
Непроизводное слово существует в языке в “готовом виде”, оно “не произведено от другого слова”, но вот само может быть производящим. Важно помнить, что производящим может быть как производное, так и непроизводное слово. Это поможет избежать ошибок при словообразовательном разборе.
Способы словообразования – это способы образования производных слов, различающиеся словообразовательными средствами, при помощи которых образуются производные слова. Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования. (В ЕГЭ, как правило, рассматриваются морфологические способы образования).
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем.
Среди неморфологических способов словообразования различают:
1) Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов (бригадир-военный чин и бригадир – руководитель бригады рабочих).
2) Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую: столовая комната
1. Приставочный
2. Суффиксальный
3. Приставочно-суффиксальный
4. Бессуффиксный
Пятый морфологический способ – сложение – для образования нового слова соединяются основы двух и более слов.
Сложение без соединительной гласной
Сложение с соединительной гласной
Сложение с одновременным присоединением суффикса
Сложение начальных букв/ звуков – аббревиатура
Диван-кровать Пароход, темно- синий Громкоговоритель, первопроходец РФ, МГУ Канцтовары, сбербанк Нефтепровод Самолет, дровосек Одногодок, тридцатилетний, ярко-изумрудный ФБР, вуз Универмаг, спецкор Правовед ПТИЦЕЛОВ Трехэтажный, баснописец священнослужитель СМИ, МХАТ Вывод: при словообразовательном разборе необходимо найти производящее слово, которое отличается от данного слова “минимальным” числом морфем. Затем проверяем получившуюся словообразовательную модель на “жизнеспособность”: возможно ли образование других слов по этой модели (например: желтизна 17.06.2014
Источник