- Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры
- Словообразовательный разбор
- Бессуффиксный способ словообразования
- Формообразующий нулевой суффикс
- Словобразовательный нулевой суффикс
- Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
- О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ
Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры
Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.
Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.
Словообразовательный разбор
Производится по плану, в ходе которого определяется:
- Каково лексическое значение слова?
- От какого слова образовалось?
- С помощью чего образовалось?
- Каким способом образовалось?
Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:
- Лексическое значение слова — «состояние тишины».
- Образовалось от слова «тишина».
- Образовалось с помощью отсечения суффикса.
- Бессуффиксный способ.
Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:
«гладь» — гладкий — гла[д´] – бессуффиксный
«божья» — Бог — бож[й´]а – суффиксальный
«благодать» — благодатный — благода[т´] – бессуффиксный
Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо – оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова – профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
- условного наклонения: высохла бы – высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним – ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь – глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- глагола и имеет:
- абстрактное значение действия: подскочить – подскокØ, ходить – ходØ, бежать – бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить – вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) – сталеварØ;
- значение места действия: подорвать – подрывØ, заливать – заливØ, подъезжать – подъездØ, отводить – отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать – подливØ, дарить — дарØ, взрывать – взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий – глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный – интеллигентØ, курильский – КурилØы, корабельный — корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум – кумØа, лис – лисØа;
- собирательное значение: чёрный – черньØ, поросли – поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:
- от существительных:
- с общим значением: будни – буднØий, золото — золотØой;
- со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы – безголовØый;
- со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;
- от глаголов со значением признака по действию: заехать – заезжØий;
- от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже – низшØий, горше – горшØий.
Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять – пятØый, шесть – шестØой. Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.
Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:
- нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать – вплавьØ, низ – внизØ;
- нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть – жальØ.
Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.
ввозить – ввоз; вводить – ввод; взглянуть – взгляд; вздохнуть – вздох; взлететь – взлёт; взмахнуть взмах; встречать – встреча; всхлипывать – всхлип; выбросить – выброс; вывихнуть – вывих; выводить – вывод; выговорить – выговор; выдохнуть – выдох; вызызывать – вызов; выкрикнуть – выкрик; выпускать – выпуск; вырезать – вырез; высевать – высев; выстрелить – выстрел; выхлопать – выхлоп; выступать – выступ; вычитать – вычет; выходить – выход.
доводить – довод; договориться – договор; докладывать – доклад; домыслить – домысел; доносить – донос; допускать – допуск; досмотреть – досмотр; дрожать – дрожь.
забегать – забег; забивать – забой; забирать – забор; заботиться – забота; завалить – завал; завесить – завеса; завидовать – зависть; заводить – завод; завозить – завоз; загорать – загар; загибать – загиб; загонять – загон; заезжать – заезд; зажимать – зажим; заказать – заказ; закатиться – заказ; залежаться – залежь; заливать – залив; заложить – залог; замахнуться – замах; замесить – замес; засушить – засуха; звенит – звон.
извиваться – извив, изгибать – изгиб; изломать – излом; изменить – измена; износить – износ; импортировать – импорт; исповедоваться – исповедь; испугать – испуг; исходить – исход;
клевать – клёв; клеветать – клевета; клеить – клей; клеймить – клеймо; конспектировать – конспект.
ловить – ловля; ломать – лом.
набирать – набор; навесить – навес; нагревать – нагрев; наделять – надел; надзирать – надзор; надрывать – надрыв; нажимать – нажим; накатить – накат; накипать – накипь; наклонять – наклон; налететь – налёт; наливать – налив; намекать – намёк; нанести – нанос; наплывать – наплыв; нарастать – нарост; наряжать – наряд.
оборонять – оборона; обрезать – обрез; обрывать – обрыв; обряжать – обряд; обстрелять – обстрел; описать – опись; опираться – опора; оправить – оправа; опрашивать – опрос; ориентироваться – ориентир; осадить – осада; оскалиться – оскал; отвечать – ответ; охранять – охрана.
перебрать – перебор; переломит – перелом; переменить – перемена; переносить – перенос; переломать – перелом; переправиться – переправа; прибиваться – прибой; переносить – перенос; перерасходовать – перерасход; пересказывать – пересказ; пересматривать – перемотр; перехватить – перехват; победить – победа; повторить – повтор; погоняться – погоня; покосить – покос; покрывать – покров; почитать – почёт; пощадить – пощада; преградить – преграда; приветствовать – привет; приговорить – приговор; приезжать – приезд; принимать – приём, приказать – приказ; прикладывать – приклад; примешать – примесь; примечать – примета, пощадить – пощада, прясть – пряжа;.
разбегаться – разбег; разбирать – разбор;
Свистеть – свист; сгибать – сгиб; сговориться – сговор; сдвигать – сдвиг; скосить – скос; скрежетать – скрежет; скрипеть – скрип; скучать – скука; слетаться – слёт; сломать – слом; сменить – смена; смешать – смесь; смотреть – смотр; смыслить – смысл; снарядить – снаряд;
травить – травля; тормозить – тормоз; трепетать – трепет; трещать – треск.
убирать – убор; угореть – угар; уговориться – уговор; ударить – удар; уделить – удел; укладывать – уклад; уколоть – укол; укусить – укус; уличить – улика; уплатить – уплата; упрекать – упрёк; уронить – урон; услужить – услуга, утратить – утрата; уходить – уход.
хвалить – хвала; хохотать – хохот; хрустеть – хруст.
Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.
Источник
О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ
Теме “Словообразование” в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках, поэтому ребята должны научиться легко и быстро определять значимые части слова и применять соответствующие правила. А вот словообразовательному анализу уделяется гораздо меньше времени.
С введением же ЕГЭ возникла необходимость научить детей определять и способы образования слов, ибо это задание стало традиционным в части В.
И если учащиеся в основном легко усваивают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования, то бессуффиксный обычно вызывает затруднения.
Попробуем разобраться в специфике и особенностях бессуфиксного способа словообразования.
Бессуффиксный способ менее распространен, чем другие морфологические способы образования. С его помощью образуются только существительные. Он характеризуется тем, что новое слово образуется без добавления суффиксов, приставок (т.е. аффиксов). Производящая основа, т.е. основа, от которой образовалось данное слово, превращается в новое слово, в одних случаях – с обязательным смягчением конечного согласного, например: мазать – мазь, копать – копь, копи, резать – резь, белый – бель, тихий – тишь и иногда с изменением ударения: переписать – перепись, зелёный – зелень, глухой – глушь; в других – без смягчения конечного согласного: бегать – бег, загибать – загиб, обменять – обмен; в третьих – с помощью окончания –а: управа, замена, нажива.
Бессуффиксным способом образуются существительные мужского рода II склонения (бег), женского рода III склонения (глушь, мазь), 1 склонения (нажива).
Менее других изучены существительные женского рода типа чернь, мазь, тишь, хотя именно они наиболее интересны в стилистическом отношении. Современные писатели и поэты часто ими пользуются вследствие их краткости, выразительности, эмоциональной насыщенности. К тому же, эти существительные легче других спутать с такими, как соль, пыль, печаль, которые являются корневыми, а не безаффиксными.
Безаффиксные существительные III склонения образуются от основ глаголов и прилагательных, редко – от основ существительных, например: дрожать – дрожь, копать – копь, лгать – ложь, прясть – прядь.
Некоторые существительные в настоящее время соотносятся с прилагательными, в составе которых есть суффикс (гладкий – гладь, мелкий – мель, темный – темь, высокий – высь, ранний – рань и т.д.), но этот суффикс в образовании существительных не участвует, т.к. исторически существительные гладь, темь, высь, рань образовались от исчезнувших однокоренных прилагательных без суффикса.
По образованию к отглагольным безаффиксным существительным примыкают сложные слова: опорная основа их – глагольная; конечный согласный её смягчается, например: живопись, летопись, клинопись.
В составе безаффиксных существительных на -ь часто имеют место приставки и суффиксы, например, в слове завязь приставка за— и корень вяз-, в слове нечисть – приставка не- и корень чист. Но производный характер основы еще не свидетельствует о том, что эти слова образовались с помощью данных суффиксов и приставок. Роль этих частей слова помогает вскрыть особый вид анализа слова по составу – так называемый словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ дает возможность установить отношения частей слова. Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано данное слово: с помощью какого словообразовательного элемента (суффикса, приставки и т. д.) и от какой производящей основы (от какого слова). Для того, чтобы в слове выделить эти две части, необходимо его сопоставить и по значению и по образованию с другими словами современного русского языка. Например, хотим узнать, как образовано слово завязь: от слова вязь (особый прием письма) с помощью приставки за- или бессуффиксным способом от завязать/ся). Первое предположение отпадает, во-первых, потому, что со словом вязь завязь не связано по значению, во-вторых, вряд ли найдем в языке такие слова, которые были бы образованы от безаффиксного существительного с помощью приставки.
Остается предположить второе. Доказательствами будут, во-первых, довольно большое количество слов, образованных тем же способом – от основы глагола смягчением конечного согласного: запись, перепись, окись, сыпь, мазь, копь. Во-вторых, значение этих существительных, в том числе и слова завязь, связано со значением глаголов, как действие и его результат или продукт. Завязь – плод растения на начальных этапах его развития, т. е., если несколько огрубить, это “то, что завязалось”, где глагол завязалось выступает в значении образовалось. Отношения глагольной основы и ос новы существительного доказывают, что производящей является именно глагольная основа, а не наоборот.
Глагольная основа является господствующей, мотивирующей значение производной, т. е. основы существительного. Основа существительного при этом способ образования – зависимая, ее значение мотивировано производящей. Так, мазь – “то, чем мажут”, заваль – “то, что завалялось”, запись – “то, что записано” и т. д.
Те же отношения у существительных с породившими их прилагательными. Основа прилагательного является господствующей, мотивирующей значение существительного. Например: нечисть – “все нечистое”, глушь –“глухое место”, удаль –“свойство удалого” и т. д. Вывести значения глаголов и прилагательных из значения безаффиксных существительных невозможно; отношения производящей и производной основ необратимы.
Таким образом, можно отличить безаффиксные существительные от корневых. Соответствующие глаголы и прилагательные образуются от этих существительных. Так, в современном русском языке слово пыль корневое, основа его непроизводна. Значение глагола пылить или прилагательного пыльный не мотивируют значения существительного пыль, а наоборот: основа существительное является мотивирующей значение и глагола и прилагательного: пылить –“поднимать пыль”, пыльный –“содержащий пыль”. Обратное объяснение невозможно, следовательно, производящей основой является основа существительного, производными – основа глагола и прилагательного. Объяснение значения существительного печаль через значение глагола и прилагательного невозможно, следовательно, основа существительного печаль является производящей.
По значению эти существительные довольно разнообразны. Одни из них имеют отвлеченное значение: называют отвлеченное состояние человека или природы, например: оторопь, одурь, охрипь, рань, шаль, лень, удаль, оттепель, опредмеченный признак, например: высь, ширь, глубь, темь, сырь, синь, желть; опредмеченное действие и его результат или продукт, например: резь, мазь, ложь, дрожь, запись, связь, исповедь, летопись, машинопись. Другие имеют собирательное значение, например: россыпь, розвязь, заваль, прель, нечисть (все нечистое), ветошь, зелень (овощи), дичь (дикие птицы). Третьи – конкретно-предметное значение: являются названием места: топь, вязь (трясина), паль, падь; названием вещества: накипь, перекись, окись, пригарь; конкретных предметов: привязь, постель, насыпь, занавесь, упряжь.
Некоторые существительные дают качественную оценку человека и его поступков или явлений: бездарь, бестолочь, нехристь, мразь, погань, заумь, дурь, небыль и т. д.
Как можно судить лаже по приведенным примерам, безаффиксные существительные на -ь относятся к разным пластам словарного состава русского языка. Большая часть их является разговорно-просторечными и даже диалектными. Среди безаффиксных существительных есть и названия узко специальные (взвесь, недокись, перекись, закись).
Отнести этот разряд существительных к числу продуктивных вряд ли возможно: судя по данным словарей, новых слов безаффиксного образования на -ь не образуется. Если и происходит некоторое пополнение словарного состава литературного языка безаффиксными существительными, то только за счет проникновения единичных слов из просторечно-разговорной сферы. Довольно много индивидуальных новообразований в произведениях русских поэтов и писателей, но достоянием общенародного литературного языка они пока не стали.
Источник