Способы словообразования 7 класс разумовская

Способы словообразования, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_slovoobrazovaniya_7_klass.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Повторение. Способы образования слов. Части речи

Цель : повторить основные сведения из разделов «Словообразование», «Морфология»; отработать навык определения основы слова, окончания, приставки, корня, суффикса и умение отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; повторить грамматические признаки именных частей речи.

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, ориентироваться в учебнике.

Знать способы словообразования в русском языке.

Уметь определять способы словообразования , производить морфемный разбор слов.

Умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается

не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что изучает словообразование?

• Какое значение — лексическое или грамматическое — заключено в основе слова?

• Какая часть слова называется корнем? Суффиксом? Приставкой?

• Что имеют общего и чем различаются приставки и суффиксы?

• А откуда берутся новые слова в языке? (Заимствуются из других языков и создаются по правилам русского языка на основе уже имеющихся слов.)

• Как же они создаются?

2. Проверка домашнего задания

III. Мотивация учебной деятельности

— Жил-был Корень -уч, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование ведь изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Работа с таблицей

Способы образования слов

Сложением слов или частей слов

Аббревиатура — сложносокращённое слово, образованное из начальных букв

Сложением целых слов

Переход одной части речи в другую

2. Записать названия способов образования слов и слова, образованные с их помощью

Выход, перерегистрация, зелень, серебряный, безопасный, сбросить, пришкольный, бессмыслица, перекрёсток, уличный, подосиновик, спорщик, безделушка, автомобилист.

3. Расположить однокоренные слова в последовательности их образования

Радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; светлый, свет, посветлеть; столовый, стол, столик.

Составить из данных слов новое слово, взяв от слова прибежать приставку, от слова школьник — корень, от слова ужасный — суффикс, от слова огромный — окончание.

5. Слово учителя

— Велико количество слов в русском языке — сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и виды, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слова строгий командир — Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» — вмиг все слова построились в строгие колонны. Тысячи слов становятся под знамёна частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию. Таким образом, морфология изучает части речи и формы словоизменения. Вместе с синтаксисом она составляет грамматику.

6. Работа со схемой учебника (упражнение 27, С. 13)

7. Работа с таблицей

План ответа о любой части речи

Имя существительное как часть речи

Морфологический разбор слова (у) подножия

1. Общее значение

Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что?

1. Подножие — обозначает предмет

2. Морфологические признаки

2. Нач. форма (им. падеж, ед. число);

собств., нариц.; одуш., неодуш.;

склон.; изм. по падежам и числам

Нариц., неод., ср., 2, в род. п., ед. ч.

3. Синтаксическая роль

3. Чаще подл. или дополн.; может быть любым чл. предл.

3. В предл.— обстоятельство

Вывод о том, какой частью речи является слово

Итак, это — имя существительное

8. Тренировочные упражнения

Упр. 28, 32 (письменно).

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Какие способы образования слов вы знаете?

• Что изучает морфология?

• На какие группы делятся все части речи?

• Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи?

• По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По грамматическим признакам)

VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «Словообразование», «Морфология».

2. Выполнить упражнение 31 (письменно).

Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.

КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА

Приставки не столь всемогущи, как суффиксы. Приставленные к слову, они не меняют его облика, не влияют на само существо понятия. Тем не менее они придают слову новые качества.

Вот я беру глагол бежать. И, попеременно снабжая его различными приставками, получаю слова, в которых есть указание на не только направление движения, но и на его характер: прибежать, убежать, перебежать, отбежать, избежать, вбежать.

Особенно охотно приставки дружат с глаголами, прилагательными и наречиями, однако не чуждаются и существительных.

(По Э. Вартаньяну)

Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа.

(«Российская грамматика» М. В. Ломоносова, 1775 г.)

Источник

Словообразование

Умение определять способы образования слов позволить правильно выполнить словообразовательную цепочку и правильному написанию слов.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование»

Конспект открытого урока русского языка на тему:

«Основные способы образования слов».

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных сведений по разделу

1. Повторить разные способы словообразования.

2. Закрепить навык разбора слова по составу.

3. Отработать навык составления словообразовательных цепочек.

4. Закрепить имеющиеся знания выполнением упражнений нетворческого, полутворческого и творческого характера.

2. Карточки с таблицами.

II. Повторение, обобщение, закрепление знаний выполнением упражнений нетворческого, полутворческого и творческого характера.

1. Работа с предложением, записанным на доске.

Илья Репин рассказывал, что в детстве он выпрашивал у матери огарки восковых свечей и из воска выделывал фигурки лошадок.

а) перепишите предложение, расставьте запятые, составьте схему;

б) перечислите известные вам способы образования слов;

в) выпишите из предложения слова, соответствующие известным вам основным способам образования слов.

2. Работа с орфограммой № 28.

а) правило; с какими ещё приставками, кроме сверх-, в корне сохраняется написание И;

б) комментированное письмо:

Сверхизысканный, межиздательское, контриск, изысканный, дезинтегральная, безынициативный, дезинфекция, сверхиндустриальный, трансиорданский, панисламизм.

3. Устная работа по разграничению словообразовательных и словоизменительных моделей:

а) берёза – берёзовый, березняк, берёзу, подберёзовик;

б) гора – горный, гористый, горы;

в) возвратить – возвращу, возврат, возвращение.

Укажите формы слова и образованные слова, определите способ образования слов. Свой ответ мотивируйте.

4. Лексический диктант (один ученик работает на обратной стороне доски). Сочетание слов замените сложным словом, разберите его по составу, определите способ образования слова:

а) тот, кто ловит рыбу // рыболов;

б) заготовка леса // лесозаготовка;

в) машина для резки соломы // соломорезка;

г) орудие для метания огня // огнемёт;

д) тот, кто ловит птиц // птицелов;

е) тот, кто ходит пешком // пешеход.

5. Творческая работа (5 минут)

Составьте и запишите 7 предложений на тему «Поздняя осень», используя слова, образованные при помощи приставочно-суффиксального способа и сложения основ. Части слов обозначьте.

6. Работа по заполнению таблицы (распечатка таблицы со словами для справок раздаётся каждому ученику).

Сложение слов / основ

Заполните таблицу, используя слова для справок: бодрость, заболеваемость, прицеп, доисторический, предобрый, сверхинтеллект, самокритика, шипучий, генерал-лейтенант.

7. Работа со словообразовательными цепочками:

а) определите последовательность образования следующих слов (слова на доске): товарищеский, привоз, предзакатный, переписчик.

Образец: учительница ← учитель ← учить; изменчивость ← изменчивый ← изменить;

б) восстановите пропущенное звено словообразовательной цепочки:

* вода, …, водянистый, водянистость; * масло, …, маслянистый.

8. Разбор слов по составу.

а) использование, предполагаемый, непринуждённо, перевоплощать;

б) выделите корень в словах: водонепроницаемый, непостижимый, несущественный, самолётостроение, олицетворение, опустошительный, соприкосновение, производство;

в) разгадайте шарады, слова-отгадки разберите по составу:

1) В списке вы мой обнаружите корень, суффикс в собрании встретите вскоре, в слове рассказ вы приставку найдёте, в целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание);

2) Корнем с дорогой роднится, в сборе приставка таится, суффикс – в слове дневник, целым же в космос проник. (Спутник).

9. Работа по исправлению ошибок в образовании слов (устно).

В предложениях, записанных на доске, замените неправильно образованное слово на правильное, разберите по составу верно образованное слово.

а) Равнодушество охватило мальчика. // равнодушие

б) Отряд, бессомненно, придёт на станцию. // несомненно

в) В будующем энергия атома станет широко применяться. // будущем

г) Герой не раз проявлял бесстрашность. // бесстрашие

10. Работа с предложениями, записанными на доске.

Объясните слитное-раздельное написание НЕ с глаголом. От чего зависит выбор такого написания?

а) Мать недосмотрела за мальчиком, и он залез в лужу. // неполнота, недостаточность действия.

б) Я не досмотрела этот фильм, так как спешила на поезд. // незаконченность действия.

11. Работа с таблицей «Суффиксы существительных» (распечатка таблицы раздаётся каждому ученику).

Источник

Конспект урока на тему «Морфемика. Словообразование» (7 класс)

Тема. Морфемика и словообразование (7 класс)

Цели: формировать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

1) систематизировать знания по теме «Морфемика. Словообразование»;

2) учиться видеть в слове орфограмму, применять изученные правила для верного написания слова;

3)развивать умения анализировать, обобщать делать выводы;

Определение темы урока

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым . (С. Антонов)

— Объясните смысл данного высказывания

— Какие разделы науки о русском языке будем сегодня повторять?

Постановка цели и задач урока

Однокоренные слова — … (Пример)

Формы одного и того же слова … (Пример)

Формирование умений и навыков

1 ученик – морфемный разбор (Загораешь, прекращение, наращение, непрерывный, сверхинтересный, краеведение, древнерусский)

2 ученик – самодиктант (Записать слова-исключения по теме «Чередующиеся гласные в корне слова».)

1)Какое окончание в слове “договорилась”?

3)Какой корень в слове “прибрежный”?

4)Какая приставка в слове «безвкусица»?

5) С помощью какого суффикса образовано слово “глиняный”?

6) Какой корень в слове “наслаждение”?

7)Слово «героизм» образовано _______________ способом

8) Слово «сотрудник» образовано _______ способом

9) Слово «премилый» образовано ______ способом

10) Сколько приставок в слове «приостановить»?

3) Проверка индивидуальных заданий

4) Составьте словообразовательные цепочки

1 ряд – бесчеловечность, 2 ряд — разговорчивость , 3 ряд — перераспределение

5) Объяснительный диктант

Пр…украсить костюм, пр…следовать зверя, непр…рывно работать, пр…сечь разговоры, пр…морский край, пр…глушить звук, непр…ступные горы, без…нициативный, пред…стория, дез…нформация, раз…скивать, сверх…интересный.

6) Словообразование и культура речи.

1) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

. Паронимыоднокоренные слова, близких по звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении.

7) Самостоятельная работа (Найти и исправить орфографические ошибки.)

Вечереет, в небе гарит зоря. По расистой травке в непромокаемом плаще шагает рыболов, продераясь сквозь густые заросли. Вот вдолеке блиснула река. Низко над водой летают ласточки, едва не косаясь плавучих ростений. Шустрый кузнечик вскачил на травинку. Рыболов опирается о ствол высокого дерева и любуется озером, блестающим под лучами догарающего заката.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-682846

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы проведения стандартизации приготовленных растворов веществ
Оцените статью
Разные способы