Способы словообразования 6 класс урок практикум

Содержание
  1. Конспект урока «Практикум по словообразованию». план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Предварительный просмотр:
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  8. УРОК – ПРАКТИКУМ по русскому языку в 6 классе по теме «Словообразование и орфография» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. Урок-практикум по теме «Основные способы словообразования в русском языке» презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
  12. Скачать:
  13. Предварительный просмотр:
  14. Подписи к слайдам:
  15. Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Практикум по словообразованию
  16. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  17. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  18. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  19. Оставьте свой комментарий
  20. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  21. Подарочные сертификаты

Конспект урока «Практикум по словообразованию».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока +презентация по теме «Практикум по словообразованию». Материал на повторение и закрепление

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Практикум по словообразованию» 15.11 КБ
Презентация к уроку 533.55 КБ
Таблица «Основные способы словообразования» 14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13 ноября 2017 года

Тема: «Практикум по словообразованию»

Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарная работа

Запись числа и темы

Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а ), коллекция, багряный, бордовый.

III Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

1) Сон, сонный, сны;

2) Бумага, бумаге, бумагой;

3) Заяц, зайчиха, зайчонок;

4) Скрепка, крепить, крепим.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как образуются формы слова?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).

— Как называется наука, которая изучает части слова?

— Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .

— Назовите способы словообразования.

IV Работа по теме урока

Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.

Задание 2. Определите способ словообразования

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.

V Подведение итогов

— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку.

Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ словообразования.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Практикум по словообразованию

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….

Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………

Предварительный просмотр:

Основные способы образования слов в русском языке

Приставка всегда присоединяется к целому слову:

Суффикс присоединяется к основе слова:

Только имена существительные:

  1. Сложение:

А) основа + основа;

Б) основа + основа + суффикс;

Г) сложение сокращенных основ.

Водопад – вода, падать,

темно-синий – темный, синий;

Сенокосилка – сено, косить,

белоснежный – белый, снег;

Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.

  1. Переход из одной части речи в другую

(Новый) знакомый – знакомый (врач)

Мойдодыр – мой до дыр,

Вечнозеленый – вечно зеленый

Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.

Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.

Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).

Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .

Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.

Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.

Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.

Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока.

Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Орфография.Культура речи» предлагаю для учителей русского языка.

Мои наработки на тему:- «Словообразование наречий».

Источник

УРОК – ПРАКТИКУМ по русскому языку в 6 классе по теме «Словообразование и орфография»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы;

формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять изученное на практике;

прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

конверты с заданиями, таблица в виде кроссворда, карточки.

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_6_kl_slovoobrazovanie.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

Урок- практикум в 6 классе

Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография».

Цели урока : повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы; формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять изученное на практике; прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Оборудование: конверты с заданиями, таблица в виде кроссворда, карточки.

I. Организационный момент.

II. Беседа с классом.

-Какой раздел науки о языке изучает способы образования слов? (словообразование)

— Какие способы словообразования мы знаем? (приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, бессуффиксный – морфемные; сложение основ слов, сложение целых слов, сложение сокращенных основ, переход одной части речи в другую)

-А какая наука учит нас правильно писать слова? (орфография )

— Что изучает этимология? (происхождение слов)

— Сегодня мы повторим орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», вспомним условия их выбора, будем применять изученное на практике.

(Запись темы урока)

III. Практикум (Работа по заданиям)

1 задание «Корни»

— Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите его, обозначив орфограмму.

1. Масло, добываемое из растений. (растительное)

2. Выцвести, потерять окраску. (выгореть)

3. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (прикоснуться)

4. Приобрести загар.(загореть)

5. Нежно дотрагиваться (прикасаться)

6. Смуглый от загара. (загорелый)

7. Догадка, предварительная мысль.(предположение) или свернуть лист (сложить)

9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. (излагать)

10. Закрывать дверь на замок (запирать)

-В какой части слова (морфеме) находится данная орфограмма?

-Что такое корень? Дайте определение.

-А как вы думаете, может ли существовать слово без корня?

— Найдите такое слово: в ылить, сделать, набрать, вынуть, свернуть. (на доске)

2 задание: Распределительный диктант.

В левый столбик выпишите слова с приставкой при- , а в правый — с приставкой пре-

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная площадь, пр..ехать на поезде, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..мчаться сломя голову, пр..красное настроение, пр..ступить к делу, пр..зреть сироту, пр..бывать в санатории, предать друга, пр..клониться головой, мой правопр..мник.

( при держиваться за край стола, привокзальная площадь, приехать на поезде, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, приступить к делу, призреть сироту, приклониться головой,

пре интересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, прекрасное настроение, пребывать в санатории, предать друга, мой правопреемник.)

Физкультминутка. Игра «Ассоциации» (показать то, что написано на карточке)

3 задание: Составьте три предложения или текст на тему «Футбольный матч «, используя словосочетания: сверх..нтересная игра, великолепно с. граться, под. тожить результаты.

-Графически обозначить орфограммы.

-Вспомните еще слова (с «интересными» приставками) на данную орфограмму ( дез инфекция, супер игра, пред ынфарктный, изысканный, )

Источник

Урок-практикум по теме «Основные способы словообразования в русском языке»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass_urok_praktikum.pptx 108.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок-практикум по теме «Способы словообразования в русском языке » Ларикова Ирина Евгеньевна МБОУ « Л ицей «Школа менеджеров» Новомосковск 2016

Проверяем домашнюю работу

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? 1) сон, сонный, сны; 2) бумага, бумаге, бумагой; 3) заяц, зайчиха, зайчонок; 4) скрепка, крепить, крепим.

Повторим теорию! Как определить способ образования слов? Почему словообразовательный разбор часто трудно сделать без этимологического словаря? Что представляет собой словообразовательная цепочка? Что представляет собой словообразовательное гнездо?

Восстановите недостающие звенья словообразовательной цепочки Снег … бес/ снеж / н / ый Видеть … … под/вид/ ов /ой Видеть … … не/вид/им/к/а Греть … … … обо/ гре / ва / тель / н / ый

Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовить, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолёт, кладовАя , подлёдный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой (о солдате)

Проверим! 1) приставочный способ : раз ыскать, из готовить, не трудный 2) суффиксальный способ : ореш ек , вездеход н ый, перевод чик , морков к а 3) приставочно-суффиксальный : под окон ник , про шляп и ть, под лёд н ый 4) бессуффиксный : расход, поиск

Проверим! 5) сложение — основ : самолёт, Новгород — слов : кресло-качалка, генерал-майор 6) переход из одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой

Постройте словообразовательную цепочку Ис / полн / и/ тель / н / ость исполнитель/ н / ый исполни/ тель ис / полн / и/ ть полный

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Практикум по словообразованию

Практикум по словообразованию

Цели: закреплять умение определять способы образовании слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умения определять способы обра зования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 176 — построение словообразовательного гнезда на доек

III . Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

Бумага, бумаге, бумагой.

Заяц, зайчиха, зайчонок.

Скрепка, крепить, крепим.

1. Работа по учебнику

1. Упр. 173 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 174 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

Слова, образованные приставочным способом: расположить, вытереть, вырастить, бесчувственный, безветренный.

Слова, образованные суффиксальным способом: росточек, речник, преподаватель.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: наездник, узаконить, оживить.

Слова с чередованием звуков: расположить, росточек, вытереть, наездник, вырастить, бесчувственный, безветренный, речник.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 35, 36 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

— Постройте словообразовательную цепочку для слова исполнительность. (Исполнительность

V. Подведение итогов урока

Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Почему словообразовательный разбор часто трудно сделать без этимологического словаря?

Учебник: повторить § 33, изучить § 34.

Рабочая тетрадь: задание 40.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 799 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 307 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1572192

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способ измерения массы тела 11 букв
Оцените статью
Разные способы