- Комплекс упражнений по теме: «Словообразование относительных прилагательных» методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Словообразование прилагательных: основные способы
- Какие есть способы образования прилагательных
- Аффиксальный способ
- Неаффиксальный способ
- Смешанный способ
- Урок русского языка «Как образуются относительные прилагательные»
Комплекс упражнений по теме: «Словообразование относительных прилагательных»
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Представленный комплекс упражнений по теме «Словообразование относительных прилагательных» составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на основе результатов исследования состояния навыков словообразования у младших школьников. Сформирована логически выстроенная последовательность выполнения упражнений, позволяющая освоить правила образования производных форм слов на основе анализа словообразовательных моделей. Подобранный речевой материал позволяет познакомить обучающихся с такими языковыми явлениями, как чередование согласных и наличие беглых гласных в корнях слов. Уделяется внимание формированию морфемного слуха, как основы для формирования словообразовательных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_otnositelnyh_prilagatelnyh.docx | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по теме:
« Словообразование относительных прилагательных»
Разработчики и составители:
- Захаренкова Е.С. учитель-логопед ТПМПК № 2 города Смоленска МБУ ДО «ЦДО № 1» города Смоленска
- Ковальчук Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
- Тихонова А. В. учитель-логопед МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
- Моисеенкова Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска
Цель : разработка и внедрение в практическую деятельность учителей-логопедов системы упражнений по формированию навыка словообразования.
- Разработать научно обоснованную последовательность формирования навыка словообразования
- Создать систему упражнений и речевых игр, направленных на формирование навыка словообразования.
Образование относительных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -ен-, -ск-
Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к какому-нибудь предмету, действию или обстоятельству.
Общее значение: «свойственный тому, относящийся к тому, состоящий из того, что названо производящим словом»
Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.
Гриб – грибной пух – пуховый фасоль – фасолевый
Упражнение №2. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель .
Источник
Словообразование прилагательных: основные способы
Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.
Какие есть способы образования прилагательных
Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:
- Аффиксальным;
- Неаффиксальным;
- Смешанным.
Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.
Аффиксальный способ
Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.
Виды аффиксов
В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:
- суффиксальный;
- приставочный;
- приставочно-суффиксальный.
Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:
- -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
- -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
- -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
- -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
- -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.
Примеры суффиксального способа
Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.
Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:
- отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
- пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
- степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
- указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).
Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных
Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:
- победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
- море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.
Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:
- добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
- во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
- в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.
Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:
- в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
- в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
- в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.
Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.
Прилагательные, не имеющие кратких форм
У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:
- если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
- если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.
Неаффиксальный способ
Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:
- ума + лишенный — умалишенный;
- кофе + варочный — кофеварочный;
- мало + понятный — малопонятный;
- выше + указанный — вышеуказанный.
В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.
Смешанный способ
Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:
- звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
- вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
- цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
- яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
- цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.
Варианты смешанного способа
Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».
Источник
Урок русского языка «Как образуются относительные прилагательные»
Алина Юрченко
Урок русского языка «Как образуются относительные прилагательные»
«Как образуются относительные прилагательные».
Цель: создать комфортную обстановку в классе. — Начинаем ровно в срок
Родного языка урок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу. Проверяют свою готовность к уроку. -создать условия для формирования положительного отношения к уроку (Л).
Цель: заинтересовать учащихся на изучение нового материала.На доске слова: детский, лесной, ручной, привокзальный, загородный.
-Какие это прилагательные?
-Как вы думаете, от каких слов они образованы?
-Разберите данные прилагательные по составу. Как вы думаете, с помощью какой морфемы (части слова) они образованы?
-Сформулируйте тему урока.
-Относительные.
Высказывают свои мнения.
-С помощью приставок и суффиксов.
-Образование относительных имен прилагательных. – подведение под понятие (П);
-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога с учителем (К);
4. Работа по теме урока
Цель: организация совместного открытия нового знания.
-Откройте стр. 139, прочитайте правило, по которому образуются относительные имена прилагательные.
-Ребята, каким способом образованы все эти прилагательные?
-А эти прилагательные каким способом образованы?
-Образуйте относительные прилагательные по образцу.
Варенье из малины – малиновое.
Варенье из вишни — …
Кукла из соломы — …
Салат из моркови — …
Выделите ту часть, с помощью которой образовано прилагательное. Читают правило.
Осиновый умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);
— выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);
-уметь структурировать полученные знания (Р);
-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).
Цель: снять физическое напряжение. -Сейчас, ребята, отдохнем, выйдите из-за парт.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора! Повторяют движения за учителем. -взаимодействие учителя с учащимися (К).
6. Продолжение работы по теме урока
Цель: расширять и улучшать знания по данной теме. Олег считает, что относительные прилагательные образуются только от существительных. Прав ли он? Объясни, как образованы отн. прил. груженый, глаженый.
Упр. 4. Выделяйте ту часть, с помощью которой оно образовано.
Они образованы от глаголов.
Нет. умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р);
— выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы (П);
-уметь структурировать полученные знания (Р);
-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности (К).
7. Домашнее задание
Цель: ознакомить детей с домашним заданием. — Упр. 5, стр. 140, письменно Записывают задание в дневник.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. -Над чем мы сегодня работали?
Поднимите руку те, кто все понял и не испытывал затруднения на уроке.
Поднимите, кто немного затруднялся.
И те, кто совсем ничего не получил от урока.
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Источник