Способы словесного противоборства это

Способы словесного противоборства, эффектное сравнение, убийственный аргумент, контрвопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:10, реферат

Краткое описание

В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с тем, что наше мнение отличается от мнения другого человека, и тогда возникает почва для спора. Поэтому полезно разобраться в самой сути этого понятия и изучить методы убеждения оппонента. Проблема спора будет актуальна до тех пор, пока не будет найдено единого мнения, удовлетворяющего всех, на абсолютно все тезисы. И даже тогда спор может возникнуть из-за индивидуальных особенностей личности или корыстных мотивов. Главная задача и цель реферата – выяснить, какие существуют методы эффективного убеждения противника в споре.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ref_po_russkomu.docx

Очень важно подчеркнуть еще раз, что все рассмотренные правила поведения в дискуссии носят не абсолютный, а условный характер. Любое из них может в конкретной ситуации оказаться малоэффективным или просто неверным. Только коммуникативная среда, включающая внутренний мир, систему ценностей собеседников и их психологическое состояние, определяет тактику речевого поведения.

Однако это не уменьшает важности знания, а главное умения применять некоторые способы словесного противоборства в повседневной жизни.

Также стоит отметить на различие в классификации видов спора разными авторами; хотя, в сущности, все авторы сходятся на том, что споры стоит классифицировать на аргументации оппонентов, на их намерениях. Таким образом, мы видим два архетипа спора: спор, направленный на выяснение истины, на установлении единой точки зрения – дискуссия, аподиктическая дискуссия, диалектическая дискуссия, и спор, направленный на навязывании своей точки зрения противнику, полемика, эристическая дискуссия, софистическая дискуссия.

  1. А. Ивин. «Логика».
  2. Верба И.К. Методические рекомендации по дисциплине «Психология управления».- Хабаровск: «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», 2007 г.
  3. «Риторика» Зарецкой Е. Н
  4. Артур Шопенгауэр Эристика, или искусство спорить.- Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1900 г.

Источник

Способы словесного противоборства это

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 544
  • КНИГИ 658 204
  • СЕРИИ 25 237
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 425

В споре рождается истина. Нет, пожалуй, другой такой общеизвестной аксиомы, как эта. Но нет и другой человеческой деятельности, к которой бы относились столь диаметрально противоположные оценки. Одни называли его своей судьбой, своей стихией, другие избегали его. Кант, Галилей, Ленин испытывали удовольствие от борьбы мнений. Ньютон, Дарвин уклонялись от споров и полемики, считая, что, кроме траты времени и плохого настроения, они ни к чему не приводят. Но и те и другие стремились к истине.

Выходит, истина может родиться и вне спора, но он представляет собой благоприятную питательную среду для борьбы мнений. Значит, надо знать, что собой представляет его механизм и уметь отстаивать свои взгляды.

В словесном противоборстве стороны, как правило, стремятся к победе, к несовпадающим целям, поэтому спор всегда находится на грани полемики. Полемика же означает воинственные, враждебные, взаимоисключающие позиции: вы стремитесь к тому, чтобы противник признал истинным ваше мнение, стало быть, ложным — свое; но и он добивается признания его мысли истинной и уклоняется от поддержки вашей. И если по отношению к одному предмету один что-то утверждает, а другой это отрицает, но оба считают себя правыми, то с позиции закона исключенного третьего спорщики выглядят просто ненормальными. Ведь истинным может быть либо утверждение, либо отрицание, т. е. одно из двух, но не оба вместе. Значит, кто-то ошибается. Но кто?

Читайте также:  Способы ликвидации прихватов бурильных труб

Для выяснения истины необходимо исследование обеих позиций, нужна дискуссия, в которой общаются не противники, а собеседники, и все стремятся не к победе, а к согласию, к взаимопониманию, через анализ и синтез мнений к единству взглядов на проблему.

Выходит, дискуссия, диалог, диалектическая беседа скорее приведут к истине (или к единой цели), чем спор, насыщенный эмоциональными помехами, темпераментными выпадами, желанием уязвить противника, нанести ему удар побольнее и любым путем отстоять свое мнение. И чем яростнее накал страстей, чем упрямее противники навязывают свой взгляд, отрицают другой, тем дальше они отходят от истины.

Цель этой книги — показать дискуссию как диалектический метод движения к истине, ознакомить с культурой спора и полемики, предложить некоторые практические рекомендации.

С развитием демократизации и перестройки в нашем обществе дискуссия становится главным методом формирования политических позиций, выработки программы действий. Это означает, что деловые, научные, политические дискуссии входят во все сферы человеческой деятельности. Люди не желают механически выполнять решения, принятые без больших умственных затрат, без исследования альтернативных предложений, без глубокого проникновения в глубь проблемы.

Значит, дискуссии и споры нужны нам как воздух. Они нужны нам как инструмент выхода из застоя, в котором оказалась наша политика, наша экономика, наша паука. «Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя», — считал академик П. Л. Капица (Капица П. Л. Приглашение к спору// Юность. 1967. № 1. С. 79).

Со всей очевидностью мы осознаем, что наши общественные науки несвободны от догм, часто декларативны, предлагали до сих пор несостоятельные разработки концепций социализма. Сегодня произошел взрыв политического самосознания. Дискуссии, споры, полемика охватили все слои общества.

Спор и дискуссия — это сражение умов, и средство борьбы здесь — речь. Когда не помогают обычные доводы, в ход пускают особое риторическое оружие. В этом случае начинается полемика с целью «взаимоистребления». Истина уже не имеет значения для противников. Они вступили в настоящую войну.

Существенным признаком демократии является парламентская дискуссия, в которой не может быть монополии на истину. Кто претендует на истину или достижение своей цели, должен владеть не только искусством убеждать, но и умением защищаться, придерживаясь этических правил.

Как победить в споре? Вопрос конкретный, но ответов на него неисчерпаемое число. Мы надеемся, что советы, рекомендации, изложенные в этой книге, не только будут полезны организаторам и участникам дискуссий, но и пригодятся в различных деловых и житейских ситуациях.

1. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУССИЯ

У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха.

Чем интересна дискуссия

Почему возрос интерес к дискуссии? Связан ли этот интерес с демократизацией нашего общества?

Во-первых, в жарком словесном противоборстве участники спора могут отстаивать свою позицию, свою идею, высказывать критические замечания. Только столкновение мнений позволяет путем отрицания отрицания выявить новое, сравнить его со старым, найти выход из сложившейся ситуации, разрушить устоявшиеся догмы и расчистить путь для дальнейшего движения и развития мысли.

Во-вторых, в ходе дискуссии вырабатываются нетрадиционные подходы в решении сложных проблем, выносятся конкретные практические предложения, делаются обобщения, оцениваются выдвинутые инициативы.

В-третьих, дискуссия пробуждает у ее участников интерес к теории, экономическим и общественным наукам, помогает выявить политические мотивы и позиции ораторов, демонстрирует их бойцовские качества, умение противодействовать демагогам, бюрократам и скрытым недоброжелателям, вырабатывает навыки критического анализа рассуждений оппонента или его некорректного поведения.

Читайте также:  Черная маска домашним способом

Наконец, в-четвертых, дискуссии пробуждают в людях активность, заинтересованность в переменах в их работе, в стране, повышают взаимную требовательность, самокритичность, усиливают контроль за выполнением конкретных решений.

Что же еще сравнится с таким продуктивным методом исследования жизненных проблем?

Вот почему многие лидеры и руководители государственных и общественных организаций стремятся овладеть принципами коллективного исследования сложных вопросов, понять сущность механизма словесного противоборства и психологию спора.

Чтобы понять метод дискуссии, обратимся к определениям и попытаемся выделить существенные признаки (фазы) процесса исследования проблемы (истины) и смоделировать его по возможности наглядно.

Дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе (Ожегов С. Н. Словарь русского языка. М., 1972. С. 153).

Дискуссия (лаг. — рассмотрение, исследование)— обсуждение какого-либо спорного вопроса (Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 172).

Под научной дискуссией принято понимать обсуждение перспективности высказанных гипотез (см.: Химия и жизнь. 1988. № 9. С. 71). И еще несколько суждений по поводу сущности дискуссии:

дискуссия — термин, являющийся синонимом логики как искусства обдумывать, рассуждать, излагать мысли соответственно законам разума;

дискуссия — это практика организации творческого научного труда;

дискуссия — это форма научного общения и получения нового знания;

дискуссия — логика научного поиска.

Так что же такое дискуссия? Читатель ждет самого точного определения, но его нет, и составить всеобъемлющее определение нам не удается. Если бы оно было, то не потребовалась эта глава. А так как «в голове сумбур», то мы продолжаем рассуждать о понятии, обращаясь к мнениям специалистов, хотя и среди них нет ученого, который бы представил нам в наглядном виде механизм процесса дискуссии. А как мог помочь в понимании ее сущности доступный наглядный образ!

Приведем суждение Аристотеля, которого называли мозгом платоновской академии. Вот его слова о дискуссии: «Что касается диалектических бесед, в которых рассуждают не ради спора, а ради приобретения навыка или исследования истины, то еще никто не разобрался, к чему должен стремиться в них отвечающий, с чем соглашаться и с чем не соглашаться для того, чтобы надлежащим или ненадлежащим образом защитить тезис; так как, стало быть, у нас нет для них, а именно для тех, которые беседуют друг с другом ради исследования истины, правил, оставленных нам предшественниками, то мы должны попытаться сказать кое-что сами» (цит. по: Вопросы философии. 1979. № 8. С. 13).

Источник

Материалы к уроку русского языка по теме «Формы словесного единоборства: дебаты, полемика, диспут, спор, дискуссия».

Содержимое публикации

65. Формы словесного единоборства: дебаты, по­лемика, диспут, спор, дискуссия.

дискуссия, то это деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет стороны, а средства дискуссии – не мнения сторон, а обоснование позиции.

полемика, то это вид аргументации в переговорах, основанный на непримиримости, враждебности, это борьба, конфликт мнений, которые никак не связаны с компромиссом, так как они обусловлены непримиримостью.

формой . словесного единоборства . является

диспут, то это всегда публичный спор, предметом которого является научная или общественно значимая проблема.

являютсядебаты, то это вид аргументации, предназначенный для обмена мнениями в публичной форме относительно тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т.д.

спор, то это процедура, в которой один доказывает, что какая-томысль верна, а другой – что она ошибочна.

Спор, дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, диалог — синонимы. Механизм везде один. Различаются они по целям, организации, правилам поведения собеседников, средствам словесного противоборства.

Читайте также:  Лучшие способы засолки помидор

Спор — всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая сторона отстаивает свою правоту.

Дискуссия — публичный спор, целью его является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Полемика — такой спор, при котором имеется конфронтация, противоборство сторон, это еще и наука убеждать, подкреплять свои мысли убедительными и неопровержимыми доводами, научными аргументами.

Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему. Первоначально это слово означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени.

Дебаты, прения — это, как правило, споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

65. Тренажёр по теме «Формы словесного единоборства: дебаты, по­лемика, диспут, спор, дискуссия».

НПС. Определите структуру сложных предложений из философских эссе-размышлений великого Абая.

ППС. Сформулируйте проблемный вопрос для спора по данным материалам.

ВПС. Проведите спор с товарищем по парте на предложенные темы.

1.Во-вторых, изучая науки, ставь перед собой ясные и благородные цели, не стремись приобрести знания для того, чтобы иметь возможность спорить с другими. 2.В разумных пределах споры помогают обрести твёрдость в убеждениях, но чрезмерное увлечение ими только портит человека. 3.Потому что охотники до словесной перебранки чаще всего затевают споры не для выяснения истины, а чтоб блеснуть своими знаниями, одержать верх над другими. 4.Такие споры рождают зависть, они не прибавляют человечности, не служат науке, напротив – сбивают людей с толку. 5.Тот, кто сбивает с праведного пути сотни людей, не стоит мизинца того, кто возвратил на путь истины хотя бы одного человека! 6.Да, споры – один из путей науки, но тот, кто втягивается в них, рискует стать самодовольным спесивцем, завистливым сплетником. 7.Такому человеку в спорах не чужды и ложь, и злословие, и брань, унижающие человеческое достоинство. 8.В-третьих, если ты добился истины, не отступай от неё даже под страхом смерти. 9.Если твои знания не способны убедить тебя, не думай, что кто-то другой оценит их. 10.Если ты сам не ценишь своих знаний, как ждать признания других?

1. Вопрос, отражающий общечеловеческие интересы

2. Вопрос, относящийся к проблеме экологии. 3. Вопрос, относящийся к проблеме образования. 4. Вопрос, относящийся к проблеме выживания человечест­ва.

5. Вопрос, относящийся к проблеме занятости в свободное время.

6. Вопрос, относящийся к проблеме выбора профессии.

7. Вопрос, относящийся к проблеме религиоведения.

8. Вопрос, относящийся к проблеме здорового образа жизни.

9. Вопрос, относящийся к проблеме неформальных объединений.

10. Вопрос, относящийся к проблеме сохранения мира на Земле.

1.Спорт полезен для здоровья. – Занятия спортом вредят здоровью человека. 2.Каникулы мешают учебному процессу. — Каникулы необходимы школьникам. 3.Жизнь – это труд, человек должен трудиться. – «От работы кони дохнут». 4.Животное – друг человека. – Нельзя держать животных в домашних условиях. 5.В нашей жизни не обойтись без компьютера. – Компьютер приносит вред человеку. 6.Нужно иметь знания, чтобы сдать выпускные экзамены. — Для сдачи выпускных экзаменов знания не нужны. 7.Дети всегда должны слушаться взрослых. — Современный ребенок должен быть самостоятельным. 8.Каждый парень должен служить в армии. — В армии делать нечего.9.В нашем современном мире молодым быть просто. — В нашем современном мире очень сложно быть молодым.

10.Чем легче даются знания, тем лучше. — Чем труднее даются знания, тем лучше.

Источник

Оцените статью
Разные способы