Способы слива нефти с железнодорожных цистерн

СЛИВ/НАЛИВ НЕФТИ/НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРИЁМ И ОТПУСК НЕФТЕПРОДУКТОВ

Общие положения Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

Подготовительные операции

Операции по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных цистернах, должны производиться, как правило, на подъездных железнодорожных путях, оборудованных специальными одно- и двухсторонними эстакадами, наливными или сливными устройствами, грузовыми, зачистными и воздушно-вакуумными коллекторами, сборниками, промежуточными резервуарами для мазута и масел, узлами учета нефтепродукта, средствами подъема и опускания нагревательных приборов и перемещения цистерн вдоль фронтов.

Пригодность цистерн для перевозки соответствующего груза в коммерческом отношении определяет отправитель, который несет ответственность за потерю качества нефтепродукта в результате налива в несоответствующую или неочищенную цистерну, а также за последствия неправильного их использования.

В пунктах налива нефтегрузов цистерны до подачи под налив осматривают приемщики грузоотправителя одновременно с работниками дорог на путях станции или промывочно-пропарочных предприятий. Дефекты внутренней поверхности котла цистерны, обнаруженные в пункте налива после приема цистерн приемщиками грузоотправителя, устраняются грузоотправителем.

При подаче цистерн с промывочно-пропарочных предприятий на пункт налива по истечении суток с момента подготовки их, а также при поступлении цистерн под налив с открытыми крышками люков, дефекты внутренней поверхности котла устраняет грузоотправитель за счет железной дороги.

Налив нефтепродуктов должен осуществляться, как правило, по закрытой бесшланговой системе автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, обеспечивающими предотвращение перелива цистерн, а также устройствами для герметизации налива с отводом паров на регенерационную установку или газосборную систему.

Освобождение от остатков нефтепродукта наливных устройств и коллекторов должно проводиться с помощью дренажных трубопроводов и самовсасывающих насосов или другим эффективным методом.

Работники перед наливом железнодорожных цистерн должны:

  • визуально определить степень загрязнения наружной и внутренней поверхностей цистерны;
  • проверить отсутствие в цистернах посторонних предметов;
  • установить внутри цистерн наличие мазеобразных отложений, льда или воды;
  • установить наличие остатка нефтепродукта в котле цистерны;
  • измерить количество остатка нефтепродукта, определить его марку и соответствие наливаемому нефтепродукту;
  • проверить загрязненность (замазученность) колпака, крышки, рабочей площадки и лестницы цистерны;
  • проверить техническое состояние шарнира крышки люка, спецлаза люка или выступа крышки, наличие бензостойкой резиновой прокладки в спецлазе люка;
  • проверить техническое состояние гаек-барашков, обеспечивающих герметичность закрытия крышки колпака;
  • установить наличие заглушки патрубка нижнего сливного прибора, прижимного винта или скобы заглушки и проверить их техническое состояние;
  • проверить техническое состояние лестниц, крепления стенок, перил, поручней, ограждений и настила рабочих площадок.

Все отмеченные неисправности и недостатки оформляются актом по установленной форме.

Прием под налив железнодорожных цистерн должен производиться после отметки о проведении их технического осмотра. Цистерны с неисправными сливными приборами, внутренними и наружными лестницами, крышками, гайками-барашками, с течью сливного прибора, без проушин на крышках для пломбирования, а также без резиновой прокладки, подавать и использовать под налив запрещается.

Перед наливом или сливом необходимо проверить положение и техническое состояние запорной арматуры на продуктовых коммуникациях, а также исправность всех сливоналивных устройств, плотность соединений телескопических труб или рукавов. Обнаруженная течь должна немедленно устраняться.

Под налив должны подаваться исправные цистерны, соответствующие наливаемому нефтепродукту. Подготовку цистерн под налив нефтепродуктов производит железная дорога или грузоотправитель за счет железной дороги по соглашению, с соблюдением требований, предусмотренных типовым технологическим процессом подготовки цистерн и ГОСТ 1510.

При обнаружении течи в железнодорожной цистерне налив должен быть немедленно приостановлен до полного устранения неисправности. Если течь устранить невозможно, цистерна должна быть освобождена от налитого нефтепродукта и возвращена на станцию отправления.

Ремонт цистерн на территории сливоналивной эстакады запрещается.

Наливные операции

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен производиться под слой жидкости (затопленной струей) без разбрызгивания и всплескивания до установленного уровня наполнения, с учетом возможного расширения от повышения температуры в пути следования.

Длина рукава с наконечником или трубы должна обеспечивать опускание их до дна цистерны.

Рукава на концах должны иметь наконечники, изготовленные из металла, исключающего возможность искрообразования при ударе о цистерну, и быть заземлены медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком сечением не менее 4 мм2, обвитыми по рукаву снаружи с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки или тросика присоединяются к частям трубопровода и наконечнику пайкой или болтовым соединением.

Во время налива необходимо внимательно следить за тем, чтобы внутрь цистерны не попали посторонние предметы и на поверхности нефтепродуктов не было плавающих предметов.

Налив отработанных нефтепродуктов в одиночные цистерны на нефтебазах с грузооборотом от 50 тыс. т и выше должен производиться на специальных наливных устройствах.

В целях избежания возможности замерзания высоковязких нефтепродуктов в наливных коммуникациях следует осуществлять циркуляцию нефтепродукта по ним. Для обеспечения циркуляции подача насосов должна быть на 30% выше по сравнению с требуемой для налива. Возможна прокачка незастывающим нефтепродуктом всех трубопроводов.

По окончании налива наливные устройства (рукава) должны выниматься из горловин люков цистерн только после стока из них нефтепродукта. После замера уровня нефтепродукта в цистерне крышка ее люка должна быть герметически (на прокладках) закрыта. Крышку следует закрывать осторожно, без ударов.

Сливные операции

Перед сливом цистерн следует проверить целостность пломб отправителя с представителем железной дороги, затем проверить накладные и паспорта качества, отобрать пробы в соответствии с ГОСТ 2517, измерив при этом плотность, температуру и высоту наполнения.

Слив нефтепродуктов должен производиться, как правило, закрытым (герметичным) способом через нижние сливные приборы цистерны и установки нижнего слива. Допускается производить слив легковоспламеняющихся нефтепродуктов через горловину цистерны. Для слива нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120°С и мазутов допускается использовать открытые сливные устройства межрельсовых или боковых коллекторов со съемными крышками.

В целях сокращения потерь от испарения, снижения электризации нефтепродукта и уменьшения пенообразования при сливе длина нижнего звена сливного устройства должна обеспечивать его опускание в цистерну на расстояние не более 200 мм от нижней образующей котла цистерны.

Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн должен осуществляться принудительным способом (при помощи насосов) или самотеком в приемные резервуары. Для слива бензинов с высокой упругостью паров, при использовании несамовсасывающих центробежных насосов для верхнего слива из железнодорожных цистерн или при малом перепаде отметок между уровнем жидкости в резервуаре и осью насоса, должны использоваться устройства, обеспечивающие надежное всасывание и полный слив нефтепродукта из железнодорожных цистерн (вакуумные насосы, погружные эжекторы и т.п.).

При самотечном сливе в промежуточные заглубленные резервуары необходимо обеспечить одновременную откачку нефтепродукта из них в наземные резервуары. Промежуточные резервуары должны иметь вместимость, равную 75% суммарной вместимости одновременно сливаемых цистерн. Производительность откачки нефтепродукта из этих резервуаров должна составлять не менее 50% производительности их заполнения. При этом резервуар должен иметь защиту от перелива.

Читайте также:  Способы начало строительства дома

Время слива-налива маршрутов, групп и одиночных вагонов-цистерн устанавливается договором с железной дорогой согласно «Правилам перевозки грузов МПС» (раздел 41).

Время механизированного или самотечного налива или слива для всех одновременно подаваемых железнодорожных цистерн независимо от их грузоподъемности и типа нефтепродукта не должно превышать 2 ч.

В зависимости от вязкости и температуры застывания нефтепродукты по срокам, предоставляемым железной дорогой на разогрев и слив, делятся на четыре группы:

  • I — 4 ч;
  • II — 6 ч;
  • III — 8 ч;
  • IV — 10 ч.

Слив вязких нефтепродуктов

В случае затруднения слива вязких и застывающих нефтепродуктов и необходимости разогрева их в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) грузополучателю предоставляется на их разогрев и слив льготное время.

При необходимости разогрева вязких и застывающих нефтепродуктов в теплый период года начальник станции дополнительно к установленному сроку слива в соответствии с «Правилами перевозок грузов МПС» также может предоставить грузополучателю дополнительное время.

Вязкие и застывающие нефтепродукты должны перевозиться в теплоизолированных цистернах-термосах или цистернах с паровой рубашкой. В случае перевозки вязких и застывающих нефтепродуктов в обычных цистернах их подогревают при помощи переносных паровых змеевиков, электрических грелок и т.п.

Разогревать застывшие нефтепродукты в железнодорожных цистернах, а также в сливоналивных устройствах можно только паром, горячей водой, нагретым нефтепродуктом (циркуляционный метод), песком или электронагревателями. Категорически запрещается применять для этой цели открытый огонь (костры, жаровни, факелы, паяльные лампы и т.п.).

Паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу после погружения их в нефтепродукт на глубину не менее 50 см от уровня жидкости до верхней кромки подогревателя.

Электрические грелки разрешается применять при подогреве нефтепродуктов с температурой вспышки не ниже 80°С.

Температура подогрева темных нефтепродуктов при хранении, а также при проведении сливоналивных операций должна быть ниже температуры вспышки нефтепродукта в закрытом тигле не менее, чем на 35°С и не превышать 90°С. Температура нефтепродукта при подогреве должна контролироваться и фиксироваться в журнале.

Применение электрогрелок должно быть согласовано с пожарным надзором и осуществляться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. Подключение электрогрелок должен выполнять персонал с квалификационной группой не ниже III согласно «Правилам эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

Во время подогрева необходимо следить, чтобы при повышении температуры нефтепродукта не произошло его выброса из цистерны.

Операции с неисправными цистернами

Если нефтепродукт прибыл в несоответствующей цистерне (например, мазут, масло в цистерне с верхним сливом), по просьбе грузополучателя срок слива таких цистерн должен быть увеличен*.

* Такие случаи должны быть оговорены в договоре нефтебазы с железной дорогой.

При подаче под слив цистерн с неисправными нижними сливными приборами получателю предоставляется дополнительное время для слива (выгрузки) нефтепродукта по согласованию с начальником станции.

О прибытии на станцию слива нефтепродукта в несоответствующей цистерне или в цистерне с неисправным нижним сливным прибором составляется акт по установленной форме с участием грузополучателя.

Запрещается открывать неисправные нижние сливные приборы железнодорожных цистерн с помощью ломов, кувалд и других инструментов и приспособлений. В этом случае нефтепродукт должен сливаться только через верхнюю горловину цистерны.

Слив неисправных цистерн, как правило, следует производить на отдельно расположенных устройствах для верхнего или нижнего слива. В обоснованных случаях разрешается сливные устройства для этих цистерн предусматривать непосредственно на сливоналивной эстакаде.

При верхнем сливе неисправных цистерн с маловязкими низкозастывающими легковоспламеняющимися нефтепродуктами рекомендуется применять вакуумную систему слива; при этом объем сборника должен быть не менее полного объема одной сливаемой железнодорожной цистерны.

Требования безопасности

На двусторонних эстакадах при сливе-наливе легковоспламеняющихся нефтепродуктов (с температурой вспышки менее 61°С) подача маршрута на второй путь запрещается до окончания операции и принятия необходимых мер по уборке случайно пролитого нефтепродукта.

Любое помещение железнодорожных цистерн на эстакадах должно быть обязательно согласовано с оператором участка (цеха) налива-слива нефтепродуктов с целью тщательного осмотра готовности цистерн к перемещению.

Подача под слив и налив железнодорожных цистерн допускается только после тщательной очистки железнодорожных путей от пролитых нефтепродуктов при сливе или наливе предыдущих цистерн. Разлитые во время сливоналивных операций нефтепродукты следует убрать, а зачищенные места засыпать песком.

В период, когда слив или налив нефтепродукта не производится, цистерны не должны быть подсоединены к трубопроводам эстакады.

Слив и налив нефтепродуктов во время грозы запрещается. Люки железнодорожных цистерн при грозе должны быть закрыты.

Работникам, не связанным со сливоналивными операциями, находиться в зоне слива и налива нефтепродуктов запрещается.

Источник

СЛИВ/НАЛИВ НЕФТИ/НЕФТЕПРОДУКТОВ

СЛИВОНАЛИВНЫЕ УСТРОЙСТВА

Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

Классификация операций слива

Слив железнодорожных цистерн обычно производится через сливной прибор, расположенный снизу цистерны (нижний слив), а при его неисправности — через горловину (верхний слив).

При открытом самотечном сливе нефтепродукт через нижний сливной прибор 1 по сливным лоткам 2 поступает в центральный желоб 3, из которого по трубопроводу 4 стекает в расположенный ниже поверхности грунта приемный («нулевой») резервуар 5. Во избежание потерь от испарения данным способом сливают только низкоиспаряющиеся нефтепродукты.

Частным случаем данной схемы является межрельсовый слив, когда центральный желоб располагается под сливаемыми цистернами, и поэтому необходимости в переносных желобах нет. Недостатком обоих способов слива является возможность загрязнения нефтепродуктов.

Данного недостатка лишен закрытый самотечный слив, который отличается от открытого тем, что вместо переносных желобов к нижним сливным приборам присоединяются гибкие рукава или шарнирно-сочлененные трубы 6, а вместо центрального желоба проложен трубопровод-коллектор 7. Эта схема может быть применена и для бензинов, т. к. потери от испарения в этом случае невелики.

Сифонный слив самотеком производится через горловину цистерны. Он возможен только в том случае, когда приемный резервуар по отношению к сливаемой цистерне находится на более низкой отметке. Начало движения нефтепродукта обеспечивается созданием вакуума в стояке с помощью вакуум-насоса.

Во избежание разрыва струи и соответственно срыва сифона давление в точке А не должно опускаться ниже давления упругости паров нефтепродукта. Производительность сифонного слива самотеком невелика.

Наименьшая продолжительность выгрузки нефтепродуктов достигается при принудительном нижнем сливе, который производится насосом 10 через нижний сливной прибор цистерны и систему шарнирно сочлененных труб.

Принудительный верхний слив отличается от предыдущей схемы тем, что производится через горловину цистерны посредством сливного стояка 9. Начало слива обеспечивает вакуумнасос, после чего включается насос 10, закачивающий нефтепродукт в резервуарный парк нефтебазы. Разновидностью принудительного верхнего слива является эжекторный слив светлых нефтепродуктов.

Классификация операций налива

Различают налив открытой и закрытой струей, а также герметизированный налив.

При наливе открытой струей струя нефтепродукта соприкасается с атмосферным воздухом. Это приводит к повышенному испарению светлых нефтепродуктов и образованию зарядов статического электричества. И то, и другое нежелательно. Поэтому налив открытой струей применяют ограниченно и только при операциях с темными нефтепродуктами.

Читайте также:  Какие способы словообразования типичны для наречий

Налив закрытой струей осуществляется путем опускания шланга до нижней образующей цистерны. Поэтому струя нефтепродукта контактирует с воздухом только в начале слива. Соответственно, при наливе закрытой струей потери бензина, например, почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем случае.

Герметичный налив цистерн производится с помощью специальных автоматизированных систем налива (АСН). Их отличительной чертой является наличие герметизирующей крышки 6, телескопической трубы 5 и линии 7 для отвода образующейся паровоздушной смеси (например, на установку отделения углеводородов от ПВС ).

Методология слива налива нефтепродуктов

При сливе и наливе нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120°С ниже должны использоваться закрытые сливоналивные устройства, а для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120°С и мазутов допускается применять открытые сливные устройства.

При открытом самотечном сливе высоковязких и высокозастывающих нефтепродуктов используются сливные лотки. Лоток имеет наружную стенку и внутреннюю стенку, которые образуют паровую рубашку. Впуск пара происходит через патрубок, а отвод конденсата — через штуцер и шланг.

При межрельсовом сливе высоковязких нефтепродуктов используются установки нижнего слива СПГ-200. В нерабочем состоянии присоединительная головка находится внутри обоймы. При присоединении к сливному прибору головка поднимается вместе с гофрированным рукавом и патрубком, после чего фиксируется с помощью зажимов.

При двустороннем открытом самотечном сливе желоб расположен между путями. При сливе нескольких сортов высоковязких нефтепродуктов он делится на ряд отсеков, от каждого из которых идут трубопроводы к «нулевым» резервуарам, имеющим фильтр. Вдоль эстакады проходит паропровод, от которого отходят пароразводящие трубы.

При межрельсовом сливе из желоба нефтепродукт попадает в сборный колодец и, пройдя решетку, поступает по сливному желобу в «нулевой» резервуар.

В обоих случаях целесообразно применение желобов-коллекторов, снабженных паровой рубашкой: подогретые высоковязкие нефтепродукты не образуют всe увеличивающейся корки на стенках коллекторов.

Для герметизированного слива-налива нефтепродуктов используют установки с шарнирно-сочлененным соединением труб.

Установки слива-налива УСН-150(175,200) и с пароподогревом УСН-150Пп (175Пп,200Пп) ГОСТ 18194 используется для слива или налива светлых нефтепродуктов через сливное устройство железнодорожной цистерны. Детали установки слива-налива, контактирующие с патрубком железнодорожной цистерны являются искробезопасными. Установки по количеству шарниров изготавливаются 2-х вариантов: с четырьмя шарнирами и с пятью шарнирами.

Установки с пятью шарнирами и пароподогревом (УСН-150/5Пп,-175/5Пп,-200/5Пп) позволяют компенсировать возможные отклонения оси сливного устройства цистерны от вертикального положения, что существенно улучшает герметичность соединения установки УСН со сливным устройством цистерны.

В установке присоединительная головка с помощью четырех шарниров, одного коренного и двух промежуточных патрубков с коленами связана с трубопроводом коллектором. При подключении установки к цистерне головка прижимается к торцу патрубка еe нижнего сливного прибора с помощью специальных захватов и герметизирует место соединения.

Для верхнего слива и налива одиночных цистерн применяются сливоналивные стояки с ручными насосами. Такие стояки устанавливают главным образом на небольших распределительных нефтебазах. Расстояние между отдельными стояками должно быть равным 4 м, что обеспечивает обслуживание цистерн разных типов без переформирования составов.

Сливо-наливные эстакады

При маршрутном приеме и отпуске нефтепродуктов их слив и налив осуществляют на эстакадах. называют совокупность расположенных вдоль железнодорожного полотна с шагом 4. 6 м сливоналивных устройств, соединенных общими коллекторами и площадкой для перемещения персонала. Эстакады изготавливают из несгораемых материалов с учетом габаритов железнодорожных цистерн. Сооружают эстакады в виде длинных галерей с эксплуатационными площадками, расположенными на высоте 3. 3,5 м, считая от рельса, и снабжают для перехода на цистерны откидными подвижными мостиками, которые могут опускаться на котел цистерны. Ширина прохода на эстакаде — не менее 1 м. Лестницы для подъема на нее размещают, как правило, с торцов.

Эстакады классифицируются по назначению, по количеству одновременно обслуживаемых маршрутов, по виду наливаемых (сливаемых) нефтепродуктов, по исполнению.

В зависимости от назначения различают эстакады только для налива или слива нефтепродуктов, а также для выполнения обеих операций.

По количеству одновременно обслуживаемых маршрутов железнодорожные эстакады бывают односторонние и двусторонние. Односторонние эстакады предусматриваются для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т, а двусторонние — для нормы более 700 т.

По виду наливаемых (сливаемых) продуктов различают эстакады для светлых и для темных нефтепродуктов.

По исполнению различают крытые и открытые эстакады. Навесами или крышами оборудуют железнодорожные эстакады для налива авиационных масел, топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов. Если же эстакады оснащены наливными устройствами, исключающими попадание в цистерну атмосферных осадков и пыли во время операции налива, то навесы и крыши допускается не устанавливать.

Наливная двусторонняя эстакада для светлых нефтепродуктов, предназначенная для самотечного или принудительного налива. Коллекторы для нефтепродуктов проложены по бокам вдоль эстакады ниже настила, по которому перемещается персонал. Наливные рукава, присоединенные к наливным стоякам, доходят до нижней образующей цистерн не менее чем на 200 мм, что обеспечивает налив под уровень без падения струи с высоты. Все управление наливом ведется с площадки эстакады.

Эстакада оборудована откидными передвижными мостками для перехода на верхние площадки цистерн. Для подъема и спуска с мостков используют ручные лебедки.

Комбинированная сливоналивная эстакада стоякового типа для светлых нефтепродуктов дополнительно снабжена зачистными коллекторами, зачистным стояком, а по трубам и стоякам нефтепродукты могут перемещаться в обоих направлениях.

Преимуществом крытой эстакады типа НМ является то, что в непогоду обслуживающий персонал работает в более комфортабельных условиях и не происходит обводнения наливаемого нефтепродукта. Эстакада имеет подвесные тали для подъема и спуска переносных подогревательных устройств.

Особенностью наливной двусторонней эстакады галерейного типа для темных нефтепродуктов является то, что наливной коллектор проходит по верху эстакады и имеет отводы для налива. На конце отводов установлены выдвижные телескопические трубы, которые по окончании налива поднимают.

Оборудование эстакад зависит от сортности нефтепродуктов, для работы с которыми они предназначаются. Так, эстакады, предназначенные для слива темных высоковязких нефтепродуктов, оборудуются паропроводами или средствами электроподогрева. С другой стороны, слив и налив светлых нефтепродуктов ведется через закрытые коллекторы и стояки, а темных — с помощью открытых лотков.

При маршрутном наливе железнодорожных цистерн существует опасность их перелива. Решить проблему позволяет автоматизация процесса налива.

Автоматический наливной стояк

Рассмотрим принцип работы автоматического наливного стояка на примере стояка наливного АСН-14ЖД-К предназначеннного для налива жидкостей в железнодорожные вагоны-цистерны через верхний люк.

Стояк представляет собой звено, соединяющее напорный коллектор эстакады налива с горловиной цистерны, обеспечивает налив продукта в цистерну до необходимого уровня.

Конструкция стояка позволяет работать в достаточно широком диапазоне по горизонтали.

В укрупненном представлении, стояк состоит из шарнирного трубопровода, наливного наконечника, опорных стоек, клапана-отсекателя, клапана воздушного, рукава отвода паров с узлом отвода паров, центрального блока управления (ЦБУ), поста ПВК, соединительных коробок КП и комплекта кабелей.

Шарнирный трубопровод состоит из следующих основных деталей:

  • фланцевые трубопроводы, для подвода продукта к наливному наконечнику;
  • амортизатор, обеспечивающий уравновешивание наливного наконечника;
  • шарниры, для придания необходимых степеней свободы фланцевым трубопроводам и наконечнику наливному при осуществлении технологических процессов присоединения к горловине железнодорожной цистерны и ее налива.
Читайте также:  Способ управления мкд виды

Шарниры воспринимают осевые и радиальные нагрузки, конструктивно выполнены из двух обойм внешней и внутренней с расположенными между ними роликами.

Уплотнительным элементом является манжета.

Амортизатор, установленный на шарнирном трубопроводе, предназначен для уравновешивания веса наливного наконечника и плавного перемещения шарнирного трубопровода.

Наконечник наливной предназначен для соединения горловины железнодорожной цистерны со стояком, налива продукта в цистерну и контроля за предотвращением перелива продукта.

Наконечник наливной состоит из следующих основных деталей:

  • крышка для закрытого налива;
  • уплотнение резиновое маслобензостойкое;
  • прихваты (механизм фиксации), обеспечивающие надежное крепление наконечника на горловине железнодорожной цистерны;
  • телескопические трубы, обеспечивающие налив продукта со дна цистерны. В зависимости от типа наливного наконечника, подъём-опускание телескопической трубы осуществляется либо вручную, либо под действием потока жидкости;
  • защитный кожух, внутри которого монтируется датчик предельного уровня.

Наливной наконечник Ду100 выполняет функцию налива продукта в железнодорожные цистерны под уровень. На наливном наконечнике установлены один или два датчика уровня. Возможно несколько вариантов включения второго датчика уровня в систему управления:

  1. Вариант 1
    • первый датчик уровня используется для перехода с максимального расхода на минимальный; полное перекрытие происходит по временной задержке от срабатывания первого датчика;
    • второй датчик уровня используется как аварийный (длина датчика- 250 мм);
  2. Вариант 2
    • первый датчик уровня используется для перехода с максимального расхода на минимальный;
    • второй датчик уровня используется для полного перекрытия.

Узлы и детали наливного наконечника, соударяющиеся с цистерной, выполнены из материала предотвращающего искрообразование. Наливной наконечник выполнен из алюминиевых сплавов. Для отвода паров взрывоопасных концентраций на наконечнике имеется штуцер, к которому крепится рукав для отвода паров в момент налива, которые могут быть поданы через огнепреградитель обратно в резервуар при осуществлении технологии рекуперации или выпущены в атмосферу на свечу через огнепреградитель, на безопасном расстоянии от поста налива.

Опорные стойки предназначены для фиксации стояка к колонне эстакады налива или к стойке металлоконструкции поста налива.

Рукав отвода паров позволяет отводить пары углеводородов при загрузке железнодорожной цистерны за пределы наливной установки. Поставляется с ответным фланцем. Может комплектоваться огневым предохранителем и обратным клапаном.

Огневой предохранитель, предназначен для временного предотвращения проникновения пламени внутрь резервуара с нефтью и нефтепродуктами, при воспламенении выходящих из него взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом.

Клапан обратный служит для предотвращения обратных потоков взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом. Клапан обратный пропускает взрывоопасные смеси газов и пары с воздухом только в одном направлении. При изменении направления потока на обратное клапан закрывается, прекращая обратное движение взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом.

Каплесборник служит для сбора остатков нефтепродуктов из стояка после налива.

Система автоматизации состоит из следующих узлов:

  1. Шкаф электроники является каркасом для размещения основных узлов, входящих в состав системы автоматизации.
  2. Кабель, уложенный в нержавеющих металлорукавах с соединительными штуцерами.
  3. Центральный блок управления (ЦБУ) предназначен для управления и отображения процесса дозированного отпуска топлива потребителям. При получении задания от оператора контролирует очередность срабатывания датчиков безопасности (заземления, положения наконечника, трапа и др.), одновременно контролирует состояние датчика уровня продукта в железнодорожной цистерне и передает информацию обо всех событиях на управляющий компьютер верхнего уровня для регистрации в реальном режиме времени. ЦБУ состоит из следующих функциональных модулей, устанавливаемых на кросс — плате:
    • источник электропитания;
    • модуль процессорный;
    • модуль силовой;
    • модуль ввода;
    • модуль заземления;
    • модуль индикации;
    • модуль терморегулятора.
  4. Коробка соединительная КП-48 — предназначена для коммутации электрических кабелей.
  5. Коробка соединительная КП-8 — предназначена для коммутации электрических кабелей.
  6. Коробка соединительная КП-24 — предназначена для коммутации электрических кабелей.
  7. Пост управления ПВК-35 (кнопка ПУСК) — предназначен для управления процессом налива с поста налива, и отключения электропитания стояка.
  8. Датчики уровня — предназначены для автоматического отключения процесса налива, без участия оператора, в случае ошибки оператора, при задании дозы больше допустимой.
  9. Устройство заземления входит в состав системы автоматизации и состоит из клещей заземления, датчика гаражного положения зажимов заземления и модуля заземления, установленного в ЦБУ . При разрыве цепи заземления, автоматически запрещается и останавливается процесс налива. Цепь, соединяющая цистерну с узлом заземления имеет искробезопасный вид взрывозащиты Exia.

220В, Iнагр.= 5A) наличия заземления, модуль заземления передает данные о состоянии по внутреннему каналу процессорному модулю. Если во время процесса сопротивление цепи заземления увеличится до контрольного значения (65 ± 10) Ом, снимается релейный сигнал (размыкаются контакты реле) и модуль выдает данные о текущем состоянии процессорному модулю. Модуль заземления имеет гальванически развязанные входные выводы «гаражное положение заземляющего устройства», к которым подключается заземляющее устройство в «не рабочем» положении. При этом осуществляется тестирование на состояние «обрыв» и «залипание» контактов реле, подключающего заземление и заземляющего провода на надежность соединений в местах подключения.

Разрешение процесса возможно только при обязательном предварительном подключении зажимов устройства заземления к контактам устройства гаражного положения.

  1. Источник бесперебойного питания — предназначен для обеспечения электроснабжения системы управления в случае прекращения электроснабжения для безопасного завершения работ по освобождению коллектора от ЛВЖ .
  2. Шкаф силовой предназначен для электропитания и коммутации электрических устройств стояка и его защиты при возникновении аварийных режимов.

Шкаф силовой осуществляет пуск и останов электронасосных агрегатов (электродвигателей) под воздействием сигналов управления (

220В) посредством электромагнитных пускателей, обеспечивает блокировку управляющих сигналов и защиту по превышению допустимых значений параметров электропитания. Шкаф силовой, так же, обеспечивает электропитание управляющих контроллеров, источника бесперебойного питания, устройств контроля заземления.

  1. Клапан воздушный используется для быстрого и полного опорожнения стояка, смонтированный на колене трубопровода стояка, автоматически запускающий воздух в трубопровод на участке между клапаном и цистерной, по окончании налива продукта, по команде центрального блока управления.
  2. Клапан-отсекатель Ду100 предназначен для перекрытия и плавного регулирования потока продукта в начале и в конце выдачи дозы.

При проектировании железнодорожных эстакад системы наливных устройств и коллекторов разрабатываются с учетом возможности обеспечения их полного освобождения от нефтепродукта. При операциях с высоковязкими (более 160 мм 2 /с) нефтепродуктами система налива должна предусматривать техническую возможность их циркуляции по трубопроводам (коллекторам эстакады) и заполнение всех трубопроводов маловязким (не более 40 мм 2 /с) незастывающим продуктом

Коллекторы на наливных эстакадах располагают подземно или на строительных конструкциях эстакады с учетом компенсации температурных деформаций.

Сливоналивные устройства, устанавливаемые на сливных и наливных коллекторах, оснащают задвижками с ручным приводом.

Эстакады для операций с маршрутами практикуются для слива и налива не более 4 групп нефтепродуктов. При этом к одной группе относят несколько марок (сортов) нефтепродуктов, перекачка которых может производиться по одному и тому же коллектору.

Для удаления нефтепродукта из неисправных железнодорожных цистерн предусматривают отдельно расположенные устройства верхнего и нижнего слива, а при соответствующем обосновании — коллекторы, обеспечивающие раздельный сбор сливаемых нефтепродуктов.

Источник

Оцените статью
Разные способы