Способы сказать нет для подростков

Содержание
  1. Как научиться отказывать
  2. Добавить комментарий Отменить ответ
  3. Мы в соцсетях
  4. РЦК «ПЕРСПЕКТИВА»
  5. Региональный проект по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся «В точку»
  6. Видеоконсультации для родителей
  7. Профилактика коронавируса
  8. Региональная консультативная служба
  9. Профилактика
  10. Интерактив
  11. Полезная информация
  12. Тебе помогут в Тамбове
  13. Способы сказать нет для подростков
  14. Сконцентрируйтесь на себе и своих чувствах
  15. Избегайте обвинений
  16. Не вините себя и извиняйтесь, только если это действительно необходимо
  17. Избегайте праведного негодования
  18. Не оправдывайтесь
  19. Не грозите впустую
  20. Как научиться отказывать. Конкретные фразы
  21. Когда необходимо отказать
  22. Когда необходимо предупредить/остановить непрошеную обратную связь и критику
  23. Когда необходимо напрямую попросить о чем-то
  24. Когда нужно время на раздумья
  25. Занятие для подростков «Умей сказать «Нет!»

Как научиться отказывать

[stextbox caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Неумение сказать «НЕТ» очень часто становится настоящей психологической проблемой. Мы боимся, что люди обидятся, но забываем о себе. Необходимо говорить «НЕТ», когда тебя просят сделать что-то, чего тебе совершенно делать не хочется. «НЕТ» – это ведь тоже ответ.

Подросток начинает пить или курить, потому что не может отказать своим друзьям, раздает деньги в долг, потому что боится обидеть, взваливает на себя ненужную работу и просто проводит время не так, как хотелось бы. А ведь нам так хочется быть свободными и независимыми, принимать самостоятельные решения!

Итак, если ты замечаешь, что тебе трудно отказать другим, и при этом ты действуешь в ущерб себе, то давай исправляться и тренироваться. Есть несколько способов, как сказать «НЕТ» и никого не обидеть. Нужно только желание и немного свободного времени. У тебя все получится!

Первое, что ты должен делать, – все время задавать себя вопрос «А что я хочу? А мне это надо?» У тебя должна быть внутренняя решимость. Для тебя самого должно быть абсолютно ясно, что в данный момент ты собираешься отказаться от предложения или требования. Скажите сначала самому себе: «Нет, я этого делать не буду и сейчас скажу об этом». Если у тебя нет решимости, ты сам для себя не решил, нужно тебе это или нет, то собеседник это почувствует. Без внутренней решимости отказ либо не удастся, либо будет неполноценен.

Теперь необходимо сказать «НЕТ» вслух. Активно используй местоимение «Я». Это придаст твоей речи уверенности. Необходимо говорить чётко и уверенно. Краткое и четкое обоснование — признак уверенности. Агрессивный отказ вообще не содержит обоснования, неуверенные люди начинают с обоснования, увязают в нем, и, в конечном счете, вообще забывают произнести ключевое слово «НЕТ».

НАЗОВИ ПРИЧИНУ ОТКАЗА. Можно сразу прямо назвать причину отказа. Например, сказать: «Я бы с удовольствием, но…» или «Меня это не устраивает, потому что…» «Мне это неприятно», «Меня это не интересует» и т.д. Причина может быть не совсем правдивой. Она должна быть лёгкой для восприятия.

СМЕНИ ТЕМУ. Можно сменить тему, переключиться с неприятной темы на другое событие. Например, сказать: «Да, а кстати …». Однако переход не должен быть слишком резким. Можно уронить что-нибудь, налить чаю, ухватиться за слова собеседника. Стоить помнить, что данный приём не срабатывает, когда вопрос задан так, что требуется ответить или «ДА», или «НЕТ».

ОТКАЖИ В ВИДЕ КОМПЛИМЕНТА. Если ты не хочешь обидеть человека, но и не хочешь с ним соглашаться, тогда построй свой отказ так, чтобы он стал комплиментом. Похвали предложение и сделай вид, что тебе очень досадно, что именно сейчас ты не можешь это сделать по не зависящим от тебя причинам. Можно употребить такие фразы как «Прекрасная идея, но…», «Ты такой умный и чуткий, что прекрасно понимаешь…». Учти, что комплименты должны быть искренними. Нужно самому верить в то, что говоришь.

УКЛОНИСЬ ОТ ОТВЕТА ИЛИ ПОШУТИ. Очень удобно уклониться от ответа. Например, если ты сомневаешься, согласиться тебе или нет. Лучше сказать «Я подумаю…», «Посмотрим…», «Может быть…», «Постараюсь». И, конечно, хороший необидный отказ может прозвучать в виде уместной шутки. Чтобы добиться нужного эффекта, иронизировать нужно по-доброму.

Теперь настало время выслушивания претензий (если они будут). Лучше молчи. Перебивать разозленного человека – только злить его еще больше и затягивать разговор. Человек, которому ты отказываешь, может давить на твою жалость: «Без тебя у меня не получится», «Как ты этого не понимаешь» и т.д. Может реагировать агрессивно: «Вот ты какой», «Ты пожалеешь об этом…». Главное, не раздражайся, молчаливо слушай и настаивай на своем – говори уверенно и твердо «НЕТ». Ни в коем случае не оправдывайся!

Затем необходимо опять повторить отказ. «Я понял тебя, но я не могу, потому что …». Психологи считают, что необходимо 3 раза повторить свой отказ, для того, чтобы собеседник наконец-то понял, что ты отказываешься от его предложения. Так что наберись терпения.

А теперь можно потренироваться говорить «НЕТ». Поручи своему другу, знакомому, близкому человеку намеренно приставать к тебе с просьбой. Пусть он не только к тебе пристаёт, но и следит за твоей речью, поведением и сам выражает разную реакцию (обиду, злость). Ты должен выдерживать все, что прочитал, то есть четко без эмоций отказывать.

Формула отказа выглядит так: «Я» + «ОТКАЗ»+ «ЧЕТКОЕ И УВЕРЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ». Взгляд не эмоциональный, лучше глядеть на точку между глаз. Твои глаза и не убегают от взгляда, но и не смотрят в глаза, возможно, обиженному собеседнику. Состояние спокойное. Если не получится, повтори упражнение снова.

У тебя все получится! Со временем ты сам заметишь, как у тебя все проще и легче получается отказывать. Поверь, ты станешь не только счастливее и уверенней в себе, но и сможешь сам управлять своей жизнью, а не идти на поводу у других.

Как сказать «нет»?

Отказ от употребления спиртного не такое уж легкое дело. Оно требует серьезного обдумывания, определенной практики и поддержки со стороны. Мы предлагаем некоторые полезные практические советы. Попробуй воспользоваться ими, чтобы убедиться, какие из них для тебя наиболее подходящие и выгодные:

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Мне предстоит ехать на велосипеде, вести мотоцикл.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.

Спасибо, нет. Если я выпью, то потеряю свои привилегии.

Спасибо, нет. Мне не нравится этот вкус.

Спасибо, нет. Я не пью.

Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

Спасибо, нет. Мне еще предстоит учиться либо рано вставать и т.д.

Спасибо, нет. Я хочу сохранить ясность мышления.

Спасибо, нет. После выпивки я сильно и быстро устаю.

Спасибо, нет. Я не хочу потолстеть.

Спасибо, нет. Я тренируюсь.

Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?

Добавить комментарий Отменить ответ

Мы в соцсетях

РЦК «ПЕРСПЕКТИВА»

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Читайте также:  Санкционирование как способ правотворчества

Региональный проект по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся «В точку»

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Видеоконсультации для родителей

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Профилактика коронавируса

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Региональная консультативная служба

Профилактика

Интерактив

Щелкните по картинке для получения подробной информации

Полезная информация

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 А, оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

Источник

Способы сказать нет для подростков

Чтобы жить своей, а не чужой жизнью, чтобы наши потребности удовлетворялись, а отношения с людьми складывались, нужно научить подростка отстаивать свои границы. Книга «Твои границы» учит детей и взрослых этому важному навыку.

Вот несколько правил по установке границ. Предложите прочитать эту статью подростку.

Сконцентрируйтесь на себе и своих чувствах

Начинайте предложения с «я». Опишите свои чувства в данной ситуации и скажите, что намерены сделать, чтобы ее исправить. Вы можете коротко упомянуть о поведении другого человека, но сосредоточьтесь на себе и на том, как его поведение влияет на вас.

Избегайте обвинений

Если вы расстроены, вам может быть сложно контролировать гнев, но все-таки постарайтесь. Обвинения обычно ведут к спорам, а из споров не выходит ничего хорошего. Признайте, что виноваты вы сами. Вы позволили нарушать свою границу и мирились с обстоятельствами, которые вредили вам, но теперь полны решимости и хотите установить новую границу.


Источник

Не вините себя и извиняйтесь, только если это действительно необходимо

Иногда извинения оправданны, но чаще всего мы извиняемся, потому что нам «неудобно». Если вы не сделали другому человеку ничего плохого, извиняться не надо.

Если вы склонны брать на себя лишние обязанности, внимательно следите за привычкой извиняться. Может быть трудно отказывать и при этом не извиняться, но одергивайте себя каждый раз, когда вам хочется добавить «прости».

Избегайте праведного негодования

Агрессивные обвинения еще никого не довели до добра. Например, вы наверняка спровоцируете ссору, если сформулируете свою претензию так: «Да я все время за тебя все делаю». Говорите в первую очередь о своих чувствах.

Не оправдывайтесь

Не нужно объяснять, почему вам нужна граница. Например, вы не должны говорить: «Я не могу больше давать тебя списывать свою домашку, потому что у меня нет времени и желания». Достаточно просто сказать: «Я больше не буду давать тебе списывать домашку». Если другой человек спросит почему, можно ответить просто: «Потому что я не хочу этого делать». Вы не обязаны ничего объяснять и оправдываться.


Источник

Не грозите впустую

Тот, кто кричит «волк!», лишь ослабляет свою решимость и веру в собственные намерения. Если вы поставили условие, что уйдете с вечеринки одна, если ваш парень там задержится, вы должны уйти, когда это произойдет в следующий раз.

Как научиться отказывать. Конкретные фразы

Хороший способ свериться со своими истинными чувствами — запретить себе сразу отвечать согласием на любые предложения. Даже если вы знаете, что в итоге согласитесь, привыкайте давать себе время на раздумья. Вот несколько фраз, которые можно использовать для тренировки:

  • «Спасибо за предложение. Я сверюсь со своим графиком и отвечу вам»
  • «Спасибо за приглашение. Я подумаю и отвечу завтра»
  • «Отличная идея. Мне надо кое-что уточнить, напишу тебе завтра».

Запомните эти фразы, чтобы всегда иметь их под рукой. Представьте, что это игра, и хвалите себя, когда вспомните, что не надо соглашаться сразу.


В партнерстве с ребенком. Бесплатные лекции→

Вот еще несколько коротких и вежливых ответов, которые в разных ситуациях помогут устанавливать границы.

Когда необходимо отказать

  • «Спасибо за предложение, но я не могу»
  • «Спасибо за приглашение, но у меня не получится прийти»
  • «Мне нравится ваше предложение, но придется отказаться»

Когда необходимо предупредить/остановить непрошеную обратную связь и критику

  • «Я не хочу слушать твои комментарии по поводу моего веса»
  • «Мне не нужны советы по поводу моей внешности»
  • «Мне не интересно чужое мнение о решениях, которые я принимаю в жизни»

Когда необходимо напрямую попросить о чем-то

  • «Сегодня я хочу сама выбрать ресторан»
  • «Я хочу раз в неделю ночевать в гостевой комнате, потому что в одиночестве лучше высыпаюсь»
  • «Я хочу привлечь ассистента, чтобы он помог мне с новым проектом»

Когда нужно время на раздумья

  • «Сейчас я расстроена и хочу обсудить эту проблему, когда мы оба успокоимся»
  • «Кажется, этот разговор неконструктивен и скорее вредит нам. Я выйду в другую комнату на 15 минут, а потом вернусь, и продолжим». (Сдержите слово и вернитесь через 15 минут!)
  • «Мне нужно 24 часа, чтобы подумать об этом, потом я скажу, как хочу поступить»

По материалам книги «Твои границы».

Источник

Занятие для подростков «Умей сказать «Нет!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полевской лицей» Курского района Курской области

в тренинговом режиме

на тему: «Умей сказать «Нет!»

Подготовила педагог- психолог МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Ларина Татьяна Егоровна

Занятие для подростков «Умей сказать «Нет!»

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Задачи : развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Оборудование занятия : карточки с описанием ситуаций, памятка «правила уверенного отказа», карточки к упражнению «Круги воли»

Дети садятся на стулья по кругу.

2. Сообщение темы, цели занятия.

Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».

— Как вы это понимаете?

Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

3. Вводная часть. Упражнение – активатор «Кулак»

— Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

— Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

4. Упражнение «Круги воли»

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.

Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые человек вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества и получить информацию о волевой сфере данного человека.
В ходе консультационной беседы рекомендуется использовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт с испытуемым и сохранить результаты беседы в лаконичной форме.

Читайте также:  Классификация принтеров типы принцип действия основные параметры способы подключения

Материалы: стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

— Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на сложные, незнакомые вопросы. Давайте вместе обсудим такую непростую тему как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у Вас силы воли. Испытуемый может закрасить весь круг или какую-либо его часть.

— Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это – волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы оценить волевые качества нам необходимо понять как они проявляются, какие у них признаки.

быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;

выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;

проявление решительных действий в непривычной обстановке.

выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т.п.);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п.);

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка

— ( соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т.п.);

добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)

проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

умение владеть собой в конфликтных ситуациях ( при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

преодоление чувства страха;

сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;

умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

умение осуществлять намеченное.

— А сейчас, я предлагаю на перечисленные волевые качества подобрать определенный, как вы считаете, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.

Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.

Обсудите, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

Если большинство кругов, по полученным данным, закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с испытуемым обсуждается действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности.
Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений человека о своих волевых качествах.

Методику можно, после коррекционной работы, провести еще раз для анализа изменений в представлениях испытуемого о степени выраженности его волевых качеств.

Вопросы для анализа:

Сравните два бланка и расскажите, что изменилось?

Почему ….. (волевое качество) стало больше, как вы думаете?

Почему ….. (волевое качество) стало меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении испытуемого о своих волевых качествах.
В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности о своей волевой сфере.

Инструкция:

Нарисуйте круг (это 100 % силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1. Решительность 2. Настойчивость

3. Смелость 4. Самостоятельность

5. Целенаправленность 6. Инициативность

7. Выдержка 8.Дисциплинированность

5. Беседа с элементами тренинга.

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

— Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? ( высказывания детей из своего опыта).

— Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. Психологи называют такое явление групповым давлением. Ещё древнегреческий философ Эпиктет подчёркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин».

Приведите примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

Какую цель преследовал предлагающий?

Удалось ли отказаться?

Кому труднее всего отказывать в просьбе?

Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

— Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

(педагог выслушает ответы и выписывает их на доску)

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Читайте также:  Первичный способ возникновения права собственности

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

— кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

— другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления: (после каждого вида дети должны привести пример

а) Лесть, похвала;

б) Шантаж, подкуп;

в) Уговоры, обман;

г) Угроза, запугивание.

— Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

— Приведите примеры таких ситуаций.

— К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

5. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».

— Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

— Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение : человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

— Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» — «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

— Кто получил такой отказ?

в) Отказ – альтернатива . Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» — «Давай лучше погуляем по посёлку».

г) Отказ – отрицание . Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

д) Отказ – конфликт . Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» — «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Вывод: о разных видах отказа.

6. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»

Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению.

Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Задание подгруппам : в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный и неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья : «Слушай, Инга, давай покурим».

Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».

Дарья : «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»

Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»

Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: « А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)

Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.

Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

Памятка «Правила уверенного отказа»:

1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

8. Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

— Что нового узнали?

— Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».

Список использованной литературы:

«Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.

«Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003

Источник

Оцените статью
Разные способы