Способы системы оценивания образовательных достижений учащихся

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
методическая разработка по математике на тему

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…

Скачать:

Вложение Размер
1-formy_i_metody_otsenivaniya_dostizheniy_uchashchihsya.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы оценивания достижений учащихся

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра…

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся». В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки.

Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.

В образовательном процессе традиционно использую пятибалльную шкалу, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся:

1. Пятибальная шкала .

Критерии выставления отметки «5»(отлично):

  • знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;
  • умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя;
  • соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «4» (хорошо):

  • знание всего изученного программного материала;
  • умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):

  • знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;
  • затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи учителя;
  • умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
  • наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):

  • знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
  • отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
  • наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
  1. Бинарная («зачет — незачет») показывает соответствие или несоответствие уровня образовательной подготовки ученика планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету «Зачет» выставляется при выполнении не менее 50 % работы или получении не менее 50 % баллов от максимального балла.
  2. Многобалльная шкала (от 1 до 100 баллов). используется при критериальном оценивании различных видов работ. При использовании данного оценивания я разрабатываю и довожу до сведения учащихся критерии оценивания работы. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение более 85 % заданий, отметка «4» (хорошо) – от 69 до 84%, отметка «3» (удовлетворительно) – от 69 до 54 % заданий, «неудовлетворительно»- менее 53%.
  3. Рейтинговая шкала (для старшей школы)

Рейтинговая оценка присутствует только в старшей школе (10–11 классы) и только по желанию старшеклассника: главный ориентир в системе оценивания — переход от оценки «среза» к оценке «индивидуального прогресса»;

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.

В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как стартовую, текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

С истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» .

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как письменные и устные контрольные работы, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему , чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».

Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:

— пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: устный ответ, работу у доски, мини-срезы и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить баллы.

— почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

— за выполнение письменных заданий в тетрадях я выставляю оценку.

— все дети активно работают на сайте «Решу ОГЭ и ЕГЭ», выполняют индивидуальную работу и отправляют мне по электронной почте на мой индивидуальный электронный журнал.

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и творческих проектов, в рабочих тетрадях подробно предлагаю детям схему работы над проектом.

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания освоения предмета.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

— объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);

— позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

— позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

— экономит время учителя;

— развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

— развивает интерес, стимулирует к изучению математики.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.

Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оцениваю по следующим критериям:

Сформированность предметных знаний и способов действий , проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно.

Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.

Сформированность регулятивных действий , проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Сформированность коммуникативных действий , проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Обязательно готовлю учащихся к форме внешнего контроля , которым является Основной Государственный экзамен и Единый Государственный экзамен, позволяющий на основе единой критериальной базы провести экспертизу сформированности коммуникативной компетентности выпускников.

Источник

Система оценивания образовательных достижений
материал на тему

Система оценивания образовательных достижений

Структура системы оценки

Оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов
Оценивание формирования учебных универсальных действий – метапредметных результатов
Оценивание освоения результатов учебных предметов – предметных результатов

Методы и формы оценивания

Самооценивание, взаимоконтроль, 5тибалльная шкала, оценивание по принципу минимакс, контроль по трехуровневой шкале (базовый, повышенный, высокий),текущая оценка, внутришкольный мониторинг.

Скачать:

Вложение Размер
metody_otsenivaniya.docx 34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

В своей работе я придерживаюсь системы оценки, соответствующей ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна :

1. Фиксировать цели оценочной деятельности :

А) ориентировать на достижение результата

  • Духовно-нравственного развития и воспитания ( личностные результаты ),
  • Формирования универсальных учебных действий ( метапредметные результаты ),
  • Освоения содержания учебных предметов ( предметные результаты );

Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов .

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки .

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

3)диагностика результатов личностного развития .

Письменные контрольные работы необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

  • Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
  • Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • Результаты учебных проектов,
  • Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Основные направления и функции оценочной деятельности

Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Основными функциями системы оценки являются:

• ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметные и предметные), составляющие содержание блоков «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень) для каждой учебной программы.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

4. Процедура оценивания

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.

Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и предметной стартовой диагностики . Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом. Для мониторинга общей готовности используются:

  • Беседа для выявления внутренней позиции школьника ( см. Приложение 1 );
  • Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
  • Методика «Домик» для определения уровня внимания, восприятия и координации;
  • Тест Ю.З. Гильбуха на определение уровня фонематического слуха ( см. Приложение 2 );
  • Методика А.Р. Лурия «Заучивание десяти слов» для исследования памяти.

Для проведения предметной стартовой диагностики используется тест из 8 заданий, направленный на выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.

В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достижений . Технологический пакет , обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:

  • Таблицы требований и достижений,
  • Дневники школьника ,
  • Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам,
  • Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.

Критерии оценивания предметных результатов связаны с качественными уровнями успешности. Задания в сборниках проверочных и контрольных работ по основным предметам представлены на трёх уровнях:

  • «Необходимый» (базовый) или репродуктивный (знания-копии) – уровень осознанного восприятия и запоминания, которые внешне проявляются в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа действия в аналогичной ситуации, по образцу, по алгоритму, по правилу.
  • «Программный» (базовый или повышенный) или продуктивный (знания-умения) – уровень применения знаний в сходной ситуации, выполнение различных заданий, упражнений. Продуктивная деятельность осуществляется на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности.

«Максимальный» (повышенный) или творческий (знания-трансформации) – уровень творческого применения знаний в новой, ранее не знакомой ученику ситуации. При этом учащиеся способны генерировать субъективно новую для них информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например, решение нетиповых задач, выбор из набора ранее изученных алгоритмов подходящего для решения конкретной творческой задачи.

В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-», со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале.

Пятибалльная система, уровень

Не достигнут даже необходимый уровень

Необходимый уровень (базовый)

Программный уровень (базовый или повышенный)

Максимальный уровень (повышенный)

5 (дополнительная отметка), П

При оценке результата учитель выставляет отметки за каждое умение, проверяемое в работе, а затем выводит среднюю отметку за всю работу, которая и выставляется в журнал и в дневник в графу «отметка».

Средняя отметка выводится за совокупность продемонстрированных умений, исходя из процента успешно выполненных заданий: «5» — 100%, «4» — 99%-75%, «3» — 74%-50%, «2» —

В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» — без ошибок, «4» — 1-2 ошибки, «3» — 3-5 ошибок, «2» — больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.

В словарных диктантах и списываниях «5» ставится за работу без ошибок, «4» — с 1 ошибкой, «3» — с 2-3 ошибками, «2» — с 4 ошибками. Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении.

Результаты текущего оценивания фиксируются в классном журнале , в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника .

Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным предметам . Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу.

В текущем оценивании используется и оценка ученика . Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника предполагается самооценка достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей навык самоконтроля и самооценки.

В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог.

Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД.

Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью :

Предметные контрольные работы

(русский язык, математика)

В конце каждого полугодия

Комплексная проверочная работа

(на межпредметной основе)

Контрольная работа по УУД

Работа с текстом

В конце каждого полугодия

Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями фиксируется в таблицах фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты , описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

  • Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);
  • Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями .

Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную систему оценки обучающегося. Портфель достижений представляет собой сборник работ и результатов обучающегося. Цель формирования такого портфеля – продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его помощью можно:

  • Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО;
  • Выявлять направления индивидуальной работы с ребёнком с учётом его достижений и проблем в развитии;
  • Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:

  • Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД; комплексные проверочные работы);
  • Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);
  • Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты).

В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе начальной школы предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

Отметка -ф иксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач , показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка . Ставить среднюю оценку за урок бессмысленно , так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку.

Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

— при выполнении заданий по изученным темам;

— на уроках обобщения по изученным темам;

— на контрольных уроках.

За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Технология оценивания предполагает, что в контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметку . Одна задача – одна отметка . Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно . Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха , а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач , ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала.

При этом учитель формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся .

В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все остальные контрольные работы являются тематическими.

В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности

В каждой четверти в 3-4 классах проводится по одному контрольному списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.

В помощь учителю в образовательной системе начальной школы разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов. За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут . Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка – показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти.

Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

Специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • Задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

А) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

Б) авторами ОС на бумажных или электронных носителях;

В) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

Г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это — педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД

  • Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
  • Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

С учётом требований ФГОС в образовательной системе вышли индивидуальные тетради на печатной основе «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» для каждого класса.

Итоговая оценка и итоговая отметка. Определение итоговых результатов.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

  • Высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
  • Для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

В характеристике выпускника начальной школы отражаются следующие показатели:

  • Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • Определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • Даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

При характеристике образовательных достижений ученика делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «3», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «4» или «5», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Такой обучающийся не может быть переведён на следующую ступень обучения.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образованияпринимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании итоговой оценки выпускника. Одновременно рассматривается и утверждается характеристики

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

  1. Ты хочешь идти в школу?

(В случае отрицательного ответа спросить:»Почему?»)

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

(В случае отрицательного ответа спросить:»Почему?»)

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

(В случае отрицательного ответа спросить:»Почему?»)

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

(В случае отрицательного ответа спросить:»Почему?»)

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Опросы к методике „да и нет»

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух

1. Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р:
1 ряд: лама, рама
2 ряд: рампа, лампа
3 ряд: коробок, колобок
4 ряд: оклик, окрик

Контрольная фонема С:
1 ряд: сон, тон
2 ряд: коса, коза
3 ряд: рассвет, расцвет
4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч:
1 ряд: чуб, щуп
2 ряд: чадить, щадить
3 ряд: чипать, щипать
4 ряд: почесть, пошесть

Контрольная фонема Г:
1 ряд: гора, кора
2 ряд: голос, колос
3 ряд: граб, краб
4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря.
Цель: Определение уровня словарного развития.
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

I этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.

Источник

Читайте также:  Тесто для ватрушки способ приготовления
Оцените статью
Разные способы