Систематизация законодательства: понятие, цели и виды
Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях.
Цели:
1. Создание стройной системы НПА, удобной для использования.
2. Устранение устаревших и неэффективных норм права.
3. Разрешение юридических коллизий.
4. Ликвидация пробелов.
5. Обновление законодательства.
Виды (4 вида):
1. Кодификация – способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.
При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.
Кодификация – это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.
1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).
2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства).
3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный кодекс).
2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении нескольких (двух – трёх) нормативных правовых актов, регулирующих один вид общественных отношений, в результате чего, консолидируемые акты утрачивают юридическую силу, а в продолжающем действовать нормативном правовом акте появляется, как правило, новая глава . В консолидированный акт вносятся изменения правотворческим субъектом.
Таким образом, консолидируемые акты утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и внесение изменений в НПА. Нормы включаются в консолидированный НПА. (Закон о ТСЖ отменили, а соответствующие положения включили в новый Жилищный кодекс; Закон о плате за землю отменили, а соответствующие положения включили в Налоговый кодекс).
3. Инкорпорация – способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов, любому другому критерию. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. А раз содержание НПА не затрагивается, то инкорпорацию может осуществлять любой субъект.
К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.
К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.
Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию). Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.
4. Учёт – это способ систематизации, состоящий в сборе, хранении и поддержании в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также обеспечивающий нахождение необходимой информации, взятой на учёт. В результате облегчается поиск нужных нормативных правовых актов. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники (например, Гарант и Консультант – плюс).
Источник
Систематизация законодательства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и систематизацию действующих нормативных актов в упорядоченную, внутренне согласованную и единую систему.
Систематизация призвана обеспечить наиболее облегченное восприятие той или иной информации. Так, когда информации оказывается достаточно много, ее изучение в хаотичном состоянии может быть затруднено.Именно поэтому была придумана систематизация, позволяющая разбить большой объем информации на разделы, главы, статьи, используя при этом различные способы и правила.
Цели систематизации законодательства
Законы необходимо систематизировать в определенных целях:
- сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
- для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
- устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
- разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.
Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.
Способы систематизации законодательства
Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:
- Учет – это самый простой из всех способов систематизации, который заключается в упорядоченном внесении информации в журналы, картотеки или в электронные системы (автоматизированный учет).
- Электронная систематизация является более современным способом систематизации. Он позволяет хранить информацию, использую при этом такие ресурсы, как «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», являющихся специализированными компьютерными базами данных. Для группировки нормативно-правовых актов в этих системах используются разные критерии, например, предметно-хронологический.
Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.).
Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.
Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система права и система законодательства в Российской Федерации. подробнее . Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.
Консолидация представляет собой способ, состоящий в том, что разные, но схожие по тематике нормативно-правовые акты объединяются в один. Данный способ используется тогда, когда большой объем нормативно-правовой информации отвечает современным реалиям, но является раздробленным. Когда создается новый акт, все акты, которые действовали прежде, теряют свою юридическую силу. В качестве примера можно привести Указ 1980г. Президиума Верховного Совета СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее «О праздничных и памятных днях», который включил в себя 48 отдельных нормативно-правовых актов.
Источник
Виды и способы систематизации российского законодательства
В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства (рис. 18).
1. Учет — простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.
2. Разновидностью учета являетсясистематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант»,«КонсультантПлюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.
Рис. 18. Способы систематизации законодательства
3. Инкорпорация — это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборникибез изменения их содержанияи с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяютсяпо определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.
Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемуюофициозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.
В зависимости от целей систематизации различаютхронологическую ипредметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.
4. Консолидация — способ систематизации, который состоит вобъединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.
Консолидация всегда имеетофициальный характер.
5. Кодификация — способ систематизации, при котором имеет местокак внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.
В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.
Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).
Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс.Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).
Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.
38. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могутвступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилузакон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени являетсяпринцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Источник