- Методическая разработка «Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
- Ход урока.
- Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.
- Нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания о человеке, его деятельности, потребностях, способностях, культуре. Для этого необходимо выполнить задание по составлению структурно-логической схемы.
- Доклад по теме: «Систематизация знаний и умений уч-ся для успешного обучения»
Методическая разработка «Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
« Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения истории и обществознанию. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Все возрастающий объем знаний, умений, опыта творческой деятельности человечества сейчас нередко вступает в противоречие с ограничением времени, которое подрастающее поколение может затратить на овладение всем этим.
В создавшейся ситуации очень актуальной становится проблема систематизации учебного материала.
Методическая разработка может представлять интерес и для преподавателей других дисциплин, а так же при организации дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.
В целом данная методическая разработка позволяет сделать процесс приобретения новых знаний более доступным и эффективным.
В моей профессиональной практике учителя истории и обществознания часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Л юди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи — непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с текстами.
« Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Системный подход к формированию предметных и метапредметных знаний и умений требует конструирования содержания учебных предметов. В связи с обозначенными обстоятельствами вопрос, связанный с обучением учащихся конструированию СЛС на уроках обществознания, можно считать актуальным и своевременным.
Схемы, как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно больший объем информации в определенной логической последовательности.
Применение схем на уроках истории для получения новых знаний и систематизации и обобщение изученного материала стало основным методом работы с учащимися на уроках истории во всех классах.
Главная цель применения данного метода: Формировать у учащихся готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике.
Сущность метода: Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); актуализация межпредметных и внутрипредметных связей; изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества; использование дифференцированного подхода в обучении.
развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на практике;
развитие способностей: внимания, памяти, логического мышления;
развитие самостоятельности при работе с текстовым материалом;
развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие коммуникативной компетенции;
формирование интересов и навыков к исследовательской деятельности;
воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы.
Практика показывает, что определенная роль в этом, на мой взгляд, принадлежит структурно-логическим схемам, которые придают процессу преподавания большую конкретизацию и организованность. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях.
Виды опорных систем: таблицы, опорные схемы уроков, схемы (обобщающие, сравнительные).
Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем.
С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Достоинства структурно-логических схем:
Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Этапы работы со схемами :
Этап творческого осмысления
Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками.
Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
Назначение структурно-логической схемы :
Облегчение процесса формирования у учащихся понятий;
Систематизация знаний учащихся;
Диагностика уровня подготовки по данной конкретной теме и ликвидация пробелов этих знаний;
Увеличение объёма самостоятельной работы на уроке;
Реализация индивидуально-творческого подхода;
Развитие у обучающихся логического мышления, коммуникационной компетентности.
В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания материала. Учитель должен сориентировать детей, подсказать, на что следует обратить внимание, заранее сказать, какие незнакомые слова им встретятся и что они значат. Перед учащимися должна быть поставлена четкая цель – что они должны узнать.
Составленные самими учащимися СЛС развивают способности сравнивать факты и явления, делать самостоятельные выводы, т. е. формируется научное мышление и мировоззрение. Такой прием повышает эффективность преподавания и учения.
Выполнение таких заданий требует осознанного отношения к учебному материалу, способствует выработке определенного алгоритма умственных действий, формирует умение учиться самостоятельно, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.
Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность:
1. вовлечения в работу всех учащихся без исключения
2. увеличить объем изучаемого материала
3. усилить мотивацию к обучению
4. обеспечить самоконтроль учащихся
5. закрепить знания и умения в процессе изучения материала
6. дать большую самостоятельность
7. расширить логические способности и познавательную активность учащегося
8. развивать нравственное сознание и самосознание
9. включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата.
-готовые мини схемы
-схематичная запись выводов
— схемы фрагментов уроков
— активное участие в составление систем на уроке
— самостоятельное моделирование различных систем
описание схем, рисунков
— работа с текстом
составление таблиц, мини схем
развернутые ответы по плану
— выделение главной мысли в тексте (анализ фрагмента текста)
развернутые ответы с использованием систем и без них
— владение всеми формами работ
Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
Пример использования СЛС в учебном процессе:
Тема урока по обществознанию в 8 классе «Человек-существо биосоциальное» (с применением элементов технологии критического мышления).
Создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по изучаемому разделу.
1. Учебная: закрепить , систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.
2. Развивающая : дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки, способствовать развитию познавательного интереса.
3. Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Систематизация и проверка знаний учащихся по изученному разделу, составление схемы.
Подведение итогов, оценивание.
Ход урока.
Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.
Нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания о человеке, его деятельности, потребностях, способностях, культуре. Для этого необходимо выполнить задание по составлению структурно-логической схемы.
— Подумайте, что вы уже знаете о данном предмете?
На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его (составление кластера).
Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: » + » я это знаю; «-» я так не думал; «?» не понял; «НИ» новая информация, а остальные уберите в сторону.
— Почему вы написали или выбрали данные характеристики?
— Какие слова для вас непонятны или не известны?
На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально):
1. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
2. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
3. Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией.
Проверка полученных схем. Занесение схемы в тетрадь.
Сделайте Вывод (Прочитайте схему).
Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.
III. Подведение итогов. Выставление оценок.
Айсмонтас Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов. — М., МОСУ, 2002.
Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т. 2. — М., 1982. — 5- 561 с.
Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985.
Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1965. — 210 с.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М: НИИ школьных
технологий, 2005. — 224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
Источник
Доклад по теме: «Систематизация знаний и умений уч-ся для успешного обучения»
Тема доклада на педсовете:
«Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся,
как обязательное условие формирования успешного обучения
в условиях новых образовательных стандартов»
Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний учащихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках.
Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
Поэтому нами введены новые элементы систематизации знаний:
— Типы систематизации (знания и умения)
— Виды систематизации (предварительная, текущая, итоговая)
— Зачетная система (работа с экспертами)
— Новое планирование темы
Проблема систематизации знаний учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме систематизации и обобщения знаний учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения».
Теоретико-методологические основы систематизации и обобщений знаний учащихся
1.1. Цели и функции систематизации в процессе обучения
Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой.
Во – вторых, конкретизация основной цели систематизации связана с обучением школьников приемам взаимосистематизации и самосистематизации, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В — третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели систематизации знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что систематизация выполняет следующие функции:
2. Обучающую (образовательную).
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция систематизации заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе формы учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Форма помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Систематизация способствует также обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции систематизации – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция формы служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате формы получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция систематизации состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Систематизация обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе систематизации развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции систематизации — в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Систематизация ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Систематизация помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция систематизации состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Форма побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции систематизации подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает систематизация более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
1.2. Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств систематизации. Цели систематизации предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов формы, какой ожидается эффект от проведения формы. При конкретизации целей систематизации исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
б) Объективность систематизации предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение систематизации. Объективность систематизации зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания систематизации, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов систематизации, организованность проведения систематизации. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество систематизации.
в) Под всесторонностью систематизации понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов формы.
г) Под регулярностью подразумевается постепенная систематизация, которая сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность систематизации требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
В зависимости от того, кто осуществляет систематизацию за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа систематизации:
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)
Самосистематизация (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
В процессе систематизации учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания систематизации.
Различные способы выражения результатов систематизации: оценка и отметка.
Выбор видов, форм, способов и средств систематизации, соответствующих поставленным целям.
Установление содержания систематизации зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для систематизации знаний и умений учащихся.
Рассмотрим два из них:
Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.
Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.
Оценка и отметка
Процесс систематизации знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе систематизации. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами систематизации, предложенными учителем.
Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы систематизации: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Такая форма систематизации всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания.
Групповую форму систематизации применяют:
а) При повторении, с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения конкретных задач.
в) При выявлении наиболее рационального решения заданий.
Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Роль взаимного систематизации качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.
Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимная систематизация помогает также учителю осуществлять форму знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная форма организационной готовности к уроку (констатирующая взаимосистематизация выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимоформа знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная форма знаний, умений, навыков применяется весьма редко.
Взаимоформа знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного систематизации раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.
В другом — в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самосистематизации. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самосистематизации можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в старших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют особых успехов в математике.
Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению.
Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.
Последовательно работая над привитием умений, связанных с систематизацией и самосистематизацией в деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.
Средства осуществления систематизации
В настоящее время создаются и распространяются такие средства, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют машинные и безмашинные средства формы.
Безмашинные средства формы
Среди безмашинных средств формы наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся у доски, форма учителем тетрадей с домашним заданием, самостоятельная и систематизационная работы.
Форма домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их форма. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная форма задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Форму домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы формы домашнего задания.
У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.
Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся. Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.
Необходимо отметить недостатки этих приемов:
Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу.
Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.
Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.
Кроме таких форм систематизации выполнения домашнего задания существуют и другие.
Самоформа по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Взаимоформа с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
Машинные средства формы
Для систематизации знаний учащихся используют персональный компьютер. Для систематизации знаний учащихся удобно применять типовые расчеты, которые включают наиболее характерные задания базового курса. Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых расчетов:
1. Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;
2. Варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;
3 . Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);
4.Учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать в ней.
Исследовательский метод обучения, или как называют его просто исследовательским обучением, позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Исследовательское обучение, не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.
Хорошо поставленная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Источник