Способы систематической фиксации динамики детского развития

Определение способов систематической фиксации динамики детского развития

Образовательная область Возрастной период Название тестов диагностических методик Ответственный Срок проведения
Познавательное развитие С 5 до 6 лет Беседа-интервью, ситуация выбора, наблюдение, диагностические ситуации, проективная методика «Сахар». Воспитатели, педагог-психолог. Декабрь, май.

Цель мониторинга — изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной Рабочей программы дошкольного образования на основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 6 годам.

Периодичность мониторинга один раз в год.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОО, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такиепонятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одногои того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составитькомплексное объективное представление о сформированности компетентностей, которые и являются критериями качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Диагностика по выявлению наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Сравнение картинок».

Цель: определение особенностей произвольного внимания.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия» (10 отличий).

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребёнок нашёл все 10 отличий;

Средний уровень — ребёнок нашёл 5-8 отличий;

Низкий уровень – ребёнок нашёл 1-4 отличий.

Методика Пьерона-Рузера».

Цель: исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.

Инструкция: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую чёрточку, круг оставлю чистым, ничего в нём не нарисую, а в ромбе – крестик. Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показала».

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребёнок выполнил задание в правильной последовательности;

Средний уровень – ребенок выполнил последовательность с 1-2 ошибками;

Низкий уровень – ребенок выполнил последовательность полностью ошибочно.

Складывание разрезных картинок».

Цель: исследование способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Инструкция: «Сложи из кусочков точно такую же картинку, как целая».

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок справился с заданием за 5 минут;

Средний уровень – ребенок частично справился заданием за 8 минут;

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием в течении 10 минут.

Таблица анализа результатов:

Имя ребенка 1 задание 2 задание 3 задание Уровень

Содержательный раздел

2.1 Общие положения

В содержательном разделе представлены:

— описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в одной образовательной области: познавательноеразвитие, с учетом используемых программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей иинтересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

Читайте также:  Способы изучения подвижности бактерий методика приготовления препарата висячая капля

2.2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях о числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи

Осуществляемая образовательная деятельность

в организованной детской деятельности в ходе режимных моментов в самостоятельной детской деятельности

При взаимодействии с

Семьями

Старшая группа

Сенсорное развитие

Развивать у детей умение воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары игруппы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов. Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый хроматические; и черный, белый, серый — ахроматические).развивать умение различать цвета посветлоте и насыщенности, правильно их называть. Показатьособенности расположения цветов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов объемные и плоскостные формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине, месту расположения по отношению к самой крупной. Приобследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер. Продолжать развивать умение сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету.

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования;

Посещение сенсорной комнаты;

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде;

Наблюдения на прогулке Развивающие игры Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Игры экспериментирования Проблемные ситуации

деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую;

Игры с использованием авто дидактических материалов;

Анкетирование; Информационные листы; Мастер-класс; Семинары; Семинары-практикумы; Ситуативное обучение; Консультации; Досуг; Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ; Беседа; Консультативные встречи; Просмотр видео; Упражнения.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также:  Маска ultra h2o способ применения

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Способы систематической фиксации динамики детского развития

Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:
• Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.
• Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков — начиная с года жизни.
• Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.
• Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития:
• Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.
• Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.
• В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга — выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

Читайте также:  Механизированный способ рытья траншеи

При анализе динамики развития маленьких детей:
• посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;
• предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;
• выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития:
• Скрининг развития — обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.
• Оценка развития — детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента:
• Иммунизация.
• Пропаганда здоровья — для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.
• Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей:
• Осуществляется первичным звеном.
• Включает иммунизацию, пропаганду здоровья и скрининг развития.
• Акцентирована на роли родителей в раннем выявлении нарушений развития.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Оцените статью
Разные способы