Способы синтезирования образов агглютинация схематизация типизация гиперболизация

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Воображение , орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

    Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  • Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.
  • Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

    Творческое воображение во многом работает на основе схемы &#171,анализ-синтез&#187,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

    Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

    Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

    Приемы

    Что относится к приемам воображения?

    Агглютинация

    Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

    Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

      Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.

  • Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса , создание с телом льва и человеческой головой.
  • Кентавр. Известное мифическое существо , наполовину человек, наполовину конь, , перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  • Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  • Животные из популярных мультсериалов &#171,Аватар: Легенда об Аанге&#187, и &#171,Аватар: Легенда о Корре&#187,. В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема &#171,агглютинация&#187,: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  • Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф , это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.
  • С латинского языка слово &#171,агглютинация&#187, переводится как &#171,приклеивание&#187,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

    Гиперболизация

    Гиперболизация , явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

    Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

    Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

    1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
    2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
    3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.
    Читайте также:  Способ определения абсолютного возраста горных пород

    Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

    Придача

    Придача , некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

    Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

    1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
    2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
    3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

    Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

    Типизация

    Типизация , прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

    Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

    • Фауст,
    • Евгений Онегин,
    • Митрофанушка из пьесы &#171,Недоросль&#187, Д. И. Фонвизина,
    • Помещики из произведения &#171,Мертвые души&#187, Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

    Акцентирование

    Акцентирование , прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

    1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
    2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

    Перенос

    Перенос (или перемещение) , прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

    В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют &#171,попаданцами&#187,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

    Примеры известных попаданцев:

      Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.

  • Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.
  • Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

    К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

    Аналогия

    Аналогия , оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

    1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
    2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

    Связь приемов воображения

    Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

    Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

    Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

    Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

    О приемах творческого воображения в этом видео:

    Источник

    Способы синтезирования образа воображения

    1. Агглютинация – «склеивание», процесс образования новых образов путем объединения уже существующих элементов, несовместимых в реальности частей предметов, качеств, свойств, размеров, например: русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, аккордеон, человек-амфибия.

    2. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предметов, их частей и качеств. Например, Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра», желая показать его мощь и необъятную ширину, хотя, в действительности, он не так и широк. Примером гиперболизации могут служить образы Гаргантюа, Пантагрюэля, Гулливера, мальчика-с-пальчика, Дюймовочки.

    3. Заострение – это подчёркивание каких-либо признаков, акцентирование какого-то одного элемента в образе, при котором он доводится до неузнаваемости и появляется новый образ или новый взгляд на него: шаржи, карикатуры.

    4. Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощения его в каком-либо конкретном образе; создание характерных, общепринятых образов из несуществующих предметов или явлений, например, в одной песне поется о том, что юной девушке желают идеального супруга со следующими чертами: «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, тёщу мамой называл, никогда не обижал» и т. д. Практика показывает, что «идеальный муж» – образ воображения.

    5. Схематизация – сглаживание различий и выявление сходства.

    Воображение – это психический процесс по созданию новых образов, предметов и явлений, программ поведения, которые помогают представить ход и результат труда до его начала.

    Воображение является необходимой стороной любой деятельности: элементы, из которых воображение комбинирует свои построения, являются элементами прошлого опыта или знаниями об окружающем; результат воображения тесно связан с действительностью, так как позволяет познать её и изменять; результат воображения, реализованный практически, влияет на саму действительность, становится её частью; воображение тесно связано с внутренней деятельностью человека: с его психическими процессами и свойствами личности, с его представлениями об окружающем мире – он может на них влиять и изменять.

    Содержание данной темы отражено в рис. 16, 17.

    Вопросы для повторения

    1. В чем основное отличие представления от воображения? По каким признакам это можно установить?

    2. Какие виды и свойства представления вы знаете?

    3. Охарактеризуйте каждый вид воображения и покажите его значимость в практической деятельности человека.

    4. Какие способы синтезирования образов воображения вы знаете?

    5. Какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса, аккордеона и других механизмов?

    6. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей жизни и трудовой деятельности.

    7. Какие методические приемы могут способствовать развитию воображения?

    Рис. 16. Представление и воображение (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

    Рис. 17. Представление и воображение (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

    ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНТЕЛЛЕКТ

    План

    Понятие мышления. Мышление как процесс.

    Виды мышления.

    Индивидуальные особенности мышления.

    Формы логического мышления.

    Интеллект.

    Основные понятия: мышление, абстракция, анализ, синтез, сравнение, дедукция, инсайт, опосредование, проблемная ситуация, когнитивные процессы, понятие, суждение, умозаключение, посылка, силлогизм, креативность, рефлексия, логика, интеллект.

    1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т.2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.

    2. Микалко, М. Тренинг интеллекта / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2000.

    3. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000.

    4. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

    5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Издательство «Центр», 1996.

    6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.

    7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

    8. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

    9. Сухарев, В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. – Донецк: Сталкер, 1997.

    10. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. – Томск, 1983.

    11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

    1. Понятие мышления. Мышление как процесс.Мышление в чистом виде как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций.

    Умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, единичных, а общих свойств и закономерностей.

    Если главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем, а памяти – точное сохранение накопленного, то у воображения и мышления на первый взгляд задача другая – преобразовать полученное. Это творческое начало позволяет считать фантазию и мышление как бы единой мыслительной деятельностью.

    Но между ними есть и различия: воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых, а мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом воображения является образ, а результатом мышления – выраженные в словах мысли – суждения и понятия. Но различие это очень относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ, отражает реальную действительность, а в продуктах мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отлет от непосредственной реальности.

    И мышление, и фантазия возникли в трудовой деятельности человека. Без преобразующей творческой работы мысли невозможно было бы спланировать трудовые процессы, создать орудия труда, поставить новые цели.

    Очень хорошо сравнивал поведение животных с трудовой деятельностью человека К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда появляется результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».

    Благодаря творческой мыслительной деятельности человек способен отражать, познавать такие свойства окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Так, о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, измерив температуру тела с помощью термометра. Учитель не видел, как вы дома готовили урок, но на основании ответа почти безошибочно определяет степень вашего прилежания. С такого рода примерами опосредованного познания мы встречаемся на каждом шагу и в повседневной жизни.

    Непосредственно воспринимать можно только конкретные признаки предметов и явлений, единичные, данные объекты: вот эту книгу, этот стол, это окно, это дерево. Мыслить можно о книгах, столах, деревьях и т. д. вообще. Наша мысль вырывает нас из плена непосредственной конкретной видимости и позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, позволяет открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

    Образ и мысль всегда выступают в неразрывном сплаве.

    Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.

    А вот слова выдающегося физика Э. Резерфорда: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обеих сил».

    Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение – первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя имеющейся в его распоряжении информацией.

    Мышление– это высший познавательный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении наиболее существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями действительности (опосредованное – когда не нужен непосредственный контакт; обобщенное – не о частном явлении идет речь, а об отражении обобщенных свойств предметов; отражение существенных свойств предметов – значит характерных для целого класса, а не только конкретному, единичному предмету).

    Мышление противопоставляется чувственному познанию мира. Как можно чувственным познанием отразить скорость света? Любой процесс имеет внутреннее движение (начало – фазовую динамику – окончание).

    Мышление как процесс

    Исходными моментами мышления являются вопросы или проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?». Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение. Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности.

    Осознать, сформулировать вопрос – значит подняться до известного понимания. А понять, правильно определить проблему – значит найти метод для ее разрешения.

    Для того чтобы мышление состоялось, нужна потребность и проблемная ситуация.

    Структура мыслительного процесса решения проблемы:

    2. Анализ проблемы.

    3. Поиск решения.

    4. Логическое обоснование найденной идеи решения.

    5. Реализация решения.

    6. Проверка найденного решения.

    Если нет желания включиться в проблему, мышление не начнется. Мышление будет присутствовать, пока не решена проблема: от нескольких минут до несколько часов. Есть люди, решающие все проблемы тривиально, на основе своего опыта, не включая мышление. «Проблема – это развернутое противоречие» (В.И. Ленин). Для того чтобы ее решить, надо выдвигать и перебирать гипотезы, то есть совершать мыслительные операции. Когда несколько гипотез сформулировано, происходит взвешивание, анализ, отбрасывание и т.д. Завершается мыслительная деятельность формулированием ответа-мысли, формулировкой нового суждения.

    Необходимо различать продуктивное и репродуктивное мышление, основанное на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта»; непроизвольное и произвольное мышление: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

    Выделяют 4 стадии решения проблемы:

    – проверка найденного решения.

    Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

    Источник

    Читайте также:  Сроки определения способа формирования фонда капитального ремонта
    Оцените статью
    Разные способы