Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях
Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.
Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.
Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.
Основные понятия
Воображение , орудие не только творческого человека.
Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.
Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.
Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:
- Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.
Творческое воображение во многом работает на основе схемы «,анализ-синтез»,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.
Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.
Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.
Приемы
Что относится к приемам воображения?
Агглютинация
Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.
Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.
- Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
С латинского языка слово «,агглютинация», переводится как «,приклеивание»,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.
Гиперболизация
Гиперболизация , явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.
Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.
Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.
- Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
- Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
- Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.
Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.
Придача
Придача , некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.
Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.
- Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
- Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
- Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.
Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.
Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.
Типизация
Типизация , прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.
Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.
- Фауст,
- Евгений Онегин,
- Митрофанушка из пьесы «,Недоросль», Д. И. Фонвизина,
- Помещики из произведения «,Мертвые души», Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).
Акцентирование
Акцентирование , прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.
- Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов.
Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
- Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.
Перенос
Перенос (или перемещение) , прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.
В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «,попаданцами»,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.
Примеры известных попаданцев:
- Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.
К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.
Аналогия
Аналогия , оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.
- Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
- Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.
Связь приемов воображения
Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.
Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.
Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.
Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.
О приемах творческого воображения в этом видео:
Источник
Способы синтезирования образа воображения
1. Агглютинация – «склеивание», процесс образования новых образов путем объединения уже существующих элементов, несовместимых в реальности частей предметов, качеств, свойств, размеров, например: русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, аккордеон, человек-амфибия.
2. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предметов, их частей и качеств. Например, Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра», желая показать его мощь и необъятную ширину, хотя, в действительности, он не так и широк. Примером гиперболизации могут служить образы Гаргантюа, Пантагрюэля, Гулливера, мальчика-с-пальчика, Дюймовочки.
3. Заострение – это подчёркивание каких-либо признаков, акцентирование какого-то одного элемента в образе, при котором он доводится до неузнаваемости и появляется новый образ или новый взгляд на него: шаржи, карикатуры.
4. Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощения его в каком-либо конкретном образе; создание характерных, общепринятых образов из несуществующих предметов или явлений, например, в одной песне поется о том, что юной девушке желают идеального супруга со следующими чертами: «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, тёщу мамой называл, никогда не обижал» и т. д. Практика показывает, что «идеальный муж» – образ воображения.
5. Схематизация – сглаживание различий и выявление сходства.
Воображение – это психический процесс по созданию новых образов, предметов и явлений, программ поведения, которые помогают представить ход и результат труда до его начала.
Воображение является необходимой стороной любой деятельности: элементы, из которых воображение комбинирует свои построения, являются элементами прошлого опыта или знаниями об окружающем; результат воображения тесно связан с действительностью, так как позволяет познать её и изменять; результат воображения, реализованный практически, влияет на саму действительность, становится её частью; воображение тесно связано с внутренней деятельностью человека: с его психическими процессами и свойствами личности, с его представлениями об окружающем мире – он может на них влиять и изменять.
Содержание данной темы отражено в рис. 16, 17.
Вопросы для повторения
1. В чем основное отличие представления от воображения? По каким признакам это можно установить?
2. Какие виды и свойства представления вы знаете?
3. Охарактеризуйте каждый вид воображения и покажите его значимость в практической деятельности человека.
4. Какие способы синтезирования образов воображения вы знаете?
5. Какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса, аккордеона и других механизмов?
6. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей жизни и трудовой деятельности.
7. Какие методические приемы могут способствовать развитию воображения?
Рис. 16. Представление и воображение (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 17. Представление и воображение (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНТЕЛЛЕКТ
План
Понятие мышления. Мышление как процесс.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности мышления.
Формы логического мышления.
Интеллект.
Основные понятия: мышление, абстракция, анализ, синтез, сравнение, дедукция, инсайт, опосредование, проблемная ситуация, когнитивные процессы, понятие, суждение, умозаключение, посылка, силлогизм, креативность, рефлексия, логика, интеллект.
1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т.2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.
2. Микалко, М. Тренинг интеллекта / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2000.
3. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000.
4. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Издательство «Центр», 1996.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.
7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
8. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.
9. Сухарев, В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. – Донецк: Сталкер, 1997.
10. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. – Томск, 1983.
11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.
1. Понятие мышления. Мышление как процесс.Мышление в чистом виде как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций.
Умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, единичных, а общих свойств и закономерностей.
Если главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем, а памяти – точное сохранение накопленного, то у воображения и мышления на первый взгляд задача другая – преобразовать полученное. Это творческое начало позволяет считать фантазию и мышление как бы единой мыслительной деятельностью.
Но между ними есть и различия: воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых, а мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом воображения является образ, а результатом мышления – выраженные в словах мысли – суждения и понятия. Но различие это очень относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ, отражает реальную действительность, а в продуктах мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отлет от непосредственной реальности.
И мышление, и фантазия возникли в трудовой деятельности человека. Без преобразующей творческой работы мысли невозможно было бы спланировать трудовые процессы, создать орудия труда, поставить новые цели.
Очень хорошо сравнивал поведение животных с трудовой деятельностью человека К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда появляется результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».
Благодаря творческой мыслительной деятельности человек способен отражать, познавать такие свойства окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Так, о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, измерив температуру тела с помощью термометра. Учитель не видел, как вы дома готовили урок, но на основании ответа почти безошибочно определяет степень вашего прилежания. С такого рода примерами опосредованного познания мы встречаемся на каждом шагу и в повседневной жизни.
Непосредственно воспринимать можно только конкретные признаки предметов и явлений, единичные, данные объекты: вот эту книгу, этот стол, это окно, это дерево. Мыслить можно о книгах, столах, деревьях и т. д. вообще. Наша мысль вырывает нас из плена непосредственной конкретной видимости и позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, позволяет открывать закономерные связи между явлениями и событиями.
Образ и мысль всегда выступают в неразрывном сплаве.
Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.
А вот слова выдающегося физика Э. Резерфорда: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обеих сил».
Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение – первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя имеющейся в его распоряжении информацией.
Мышление– это высший познавательный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении наиболее существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями действительности (опосредованное – когда не нужен непосредственный контакт; обобщенное – не о частном явлении идет речь, а об отражении обобщенных свойств предметов; отражение существенных свойств предметов – значит характерных для целого класса, а не только конкретному, единичному предмету).
Мышление противопоставляется чувственному познанию мира. Как можно чувственным познанием отразить скорость света? Любой процесс имеет внутреннее движение (начало – фазовую динамику – окончание).
Мышление как процесс
Исходными моментами мышления являются вопросы или проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?». Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение. Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности.
Осознать, сформулировать вопрос – значит подняться до известного понимания. А понять, правильно определить проблему – значит найти метод для ее разрешения.
Для того чтобы мышление состоялось, нужна потребность и проблемная ситуация.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
2. Анализ проблемы.
3. Поиск решения.
4. Логическое обоснование найденной идеи решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка найденного решения.
Если нет желания включиться в проблему, мышление не начнется. Мышление будет присутствовать, пока не решена проблема: от нескольких минут до несколько часов. Есть люди, решающие все проблемы тривиально, на основе своего опыта, не включая мышление. «Проблема – это развернутое противоречие» (В.И. Ленин). Для того чтобы ее решить, надо выдвигать и перебирать гипотезы, то есть совершать мыслительные операции. Когда несколько гипотез сформулировано, происходит взвешивание, анализ, отбрасывание и т.д. Завершается мыслительная деятельность формулированием ответа-мысли, формулировкой нового суждения.
Необходимо различать продуктивное и репродуктивное мышление, основанное на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта»; непроизвольное и произвольное мышление: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Выделяют 4 стадии решения проблемы:
– проверка найденного решения.
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».
Источник