Основы работы со студийным импульсным светом
Основы работы со студийным импульсным светом
Представленная информация носит общеобразовательный характер и предназначена для фотолюбителей, которые уже имеют базовые навыки. Предполагается знание и понимание терминов: выдержка, диафрагма, диафрагменное число, ступень F-Stop, экспозиция, гистограмма яркости и элементарное знание органов управления вашей фотокамерой. Эти базовые термины и понятия я рассматриваю в другой моей статье Фотография для чайников. Ликбез от фотографа Игоря Алексеева Статья ориентирована на владельцев зеркальных камер. Компакт-камеры и псевдо-зеркальные камеры могут некорректно работать в ручном режиме из-за электронного видоискателя, не позволяя осуществить кадрирование и фокусировку.
1. Студийное оборудование
В студии мы имеем возможность создавать необходимое нам освещение с помощью источников света и отражателей. Источники постоянного света это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке.
Импульсные источники света (вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») не большой мощности (100-200W). Пилот необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности не достаточно для съемки.
Импульсные источники можно разделить по исполнению на 2 типа: моноблоки и генераторы.
В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, который устанавливается на штатив и шнуром включается в розетку.
В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Одно из удобств генераторов это возможность быстро управлять мощностью сразу нескольких источников.
Органы управления (основные: мощность импульса, мощность пилота) могут отличаться в зависимости от фирмы производителя и модели прибора. Шкала мощности также может быть дискретной и выражаться либо в кратных значениях от максимальной мощности, либо указана в диафрагменных числах.
Мощность импульсных источников света указывают в Джоулях (Дж.) Например 150Дж, 300Дж, 500Дж, 1000Дж
Производители профессионального студийного фотооборудования? которые можно купить в Москве: Prograph, Hensel, Bowens, Broncolor, Elichrom, Rekam, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, Марко, Марко-ПРО, Prolinka, GuangBao, Falcon (перечисление без комментариев. ВНИМАНИЕ я не даю советы какое оборудование купить!)
Светоформирующие насадки. Насадки это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света, через механическое соединение (байонет) и служат в основном для изменения характера светового потока.
Характер света:
— Направленный свет (жесткий, резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные света?, тени и в некоторых случаях блики.
— Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют резкие тени, блики
Разделение насадок по характеру света:
— Направленный свет — тубусы, «тарелки», соты и др.
— Рассеянный свет — зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и др.
Отражатели.
Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.
2. Синхронизация импульса.
Синхронизация импульса -одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизации : ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.
ИК-пускатель — универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры(т.н.«hot shoe»). Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, в моноблоках естьсоответствующие устройства-ловушки.
Синхрокабель — синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхро-разъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.
Вспышка — встроенная или внешняя вспышка вашей камеры «поджигает» источники света (в них установлены «ловушки»). Для того, что бы исключить вмешательство света от вспышки фотоаппарата в световую картину необходимо прикрыть её (например, бумажкой), а также уменьшить её мощность в настройках вспышки или фотоаппарата. В большинстве камер вспышка работает так: делается оценочный импульс, что бы определить экспозицию, а затем уже основной импульс. Глаз обычно воспринимает эти две вспышки как одну, но «ловушки» в источниках света срабатывают по первому импульсу, в результате кадр получается недоэкспонированным. Решение либо отключить оценочный импульс в камере или вспышке (если это возможно, например, на камерах Nikon), либо воспользоваться кнопкой «экспопамяти».
Например, в камерах Canon это * AE-Lock, нажать, получить первую вспышку, дождаться перезаряда источников и нажать на спуск. Иногда встречаются импульсные источники, которые умеют пропускать первый оценочный импульс и срабатывать по второму, но это редкость, и все моноблоки в студии должны быть оборудованы этой функцией. Именно поэтому способ синхронизации с помощью вспышки камеры является неудобным.
Радио-синхронизация – синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхро-разъем источника света, передатчик крепится на камеру, так же как и ИК-пускатель.
3. Экспонометрия при работе с импульсным светом
Экспо-автоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры невозможно!
Студийная съемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры!
Чувствительность матрицы. Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью, что бы избежать цифрового шума. Также я настоятельно рекомендую снимать не в JPG, а в RAW. Этому можно было бы посвятить целую статью, но упомянем лишь то, что RAW прощает ошибки экспозиции.
Выдержка. Длительность импульса моноблоков чрезвычайно мала. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку синхронизации, указанную в руководстве камеры (обычно 1/200-1/500 сек.).
Выдержка синхронизации — минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор.
Если поставить выдержку меньшую (более короткую), то вы получите не экспонированную (черную) часть кадра!
Если поставить более длительную выдержку, то это не повлияет на результат. Мощность импульсного света по сравнению с естественным светом в студии велика, а длительность импульса мала .
Вывод: При работе с импульсным светом, управлять экспозицией с помощью выдержки практически невозможно.
Диафрагма (сленг: «дырка») Пожалуй, единственный способ управлять экспозицией при работе с импульсными источниками, за исключением изменения мощности источников света.
Определение правильной экспозиции. Мы уже уяснили, что можем влиять на экспозицию диафрагмой и мощностью моноблоков, но как определить верную экспозицию? Рассмотрим 2 варианта.
Флеш-метр
Для определения правильной экспозиции (правильной диафрагмы) существует прибор флеш-метр. По сути это экспонометр, который в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Наверняка видели в клипах, как к лицу какой-нибудь звезды специально обученный мальчик подносит коробочку с белой полусферой?
Пользоваться флеш-метром очень просто: устанавливаете в нем чувствительность ISO, выдержку синхронизации, надеваете белый колпачок и подносите к модели или к тому, что вам нужно померить (колпачок смотрит на объектив камеры, меряет падающий свет). Ассистент либо нажимает на кнопку TEST одного из моноблоков (не загораживая световой поток) либо другим описанным ранее способом синхронизации инициирует импульс.
Флеш-метр покажет значение диафрагмы. Можете ставить диафрагму на камере и быть уверенным, что экспозиция у вас скорее всего =) правильная. Если флеш-метр вам не знаком, попросите показать , как им пользоваться хозяина студии.
Гистограмма яркости
Если же флеш-метра нет, не стоит отчаиваться. В любой приличной камере есть возможность отобразить гистограмму полученного кадра.
Гистограмма яркости — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали — относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).
Изучив гистограмму, мы можем получить общее представление о правильности экспозиции (определить передержку и недодержку) и оценить требуемое изменение экспозиции. При съемке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не не упиралась в верхний край, что означает “недодержку”(левая часть) или “передержку” (правая часть) и по возможности следить за равномерностью распределения гистограммы по горизонтали (зависит от специфики конкретного кадра).
Источник
Способы синхронизации импульсного света
RAYLAB запись закреплена
Про синхронизацию студийных вспышек.
Сегодня мы побеседуем о синхронизации студийных вспышек.
Но прежде, чем мы рассмотрим способы синхронизации студийного импульсного освещения, хотим напомнить об особенностях конструкции шторочно-щелевого затвора фотокамеры, которые используются почти во всех зеркальных фотоаппаратах. У такого затвора есть очень важный параметр – выдержка синхронизации.
Дело в том, что механически на коротких выдержках у затвора зеркальной фотокамеры дозирование света происходит через щель между двумя шторками, перемещающимися относительно фотопленки или матрицы в цифровом фотоаппарате. Если в этот момент сработает вспышка, то часть площади кадра будет закрыта шторками, и на снимке мы увидим черную полосу, перекрывающую часть кадра. Поэтому работа со студийной вспышкой возможно только тогда, когда поле кадра открыто целиком, т.е. когда шторка его не заслоняет.
Выдержка синхронизации — это та максимально короткая выдержка фотоаппарата, при которой поле кадра открыто целиком, и не закрывается шторками. Этот параметр механический и никак не регулируется. Он зависит только от конструкции затвора, и у разных моделей фотокамер он бывает разным. Например, у затворов любительской серии «зеркалок» Canon 550, 600, 650D и т.п. выдержка синхронизации составляет 1/200 сек., а у Canon 5D Mark III 1/250 сек. А у фотокамеры ЗЕНИТ эта выдержка составляет 1/30 сек.
Если при работе со студийными вспышками установить выдержку короче, чем выдержка синхронизации, то на снимке появится черная полоса от шторки затвора. Учитывая, что выдержка при студийной съемке со вспышками все равно не влияет на экспозицию, этот эффект никак не мешает. Рекомендуем поставить выдержку 1/125 сек и все будет нормально. Использовать более короткие выдержки нет никакой необходимости.
Собственно, вся суть вопроса синхронизации заключается в том, а как же сделать так, что бы при нажатии кнопки спуска на фотоаппарате наши студийные вспышки сработали одновременно с затвором фотокамеры? Ведь камера и студийные вспышки это совсем разные устройства. Как же они могут быть совместимы друг с другом?
Самый очевидный способ – это просто соединить их друг с другом проводом. Именно так и делается: для синхронизации можно соединить студийную вспышку и фотокамеру специальным синхрокабелем. Абсолютно ВСЕ студийные вспышки имеют разъем для синхрокабеля (круглый разъем, обычно расположенный на панели управления прибора). Существует всего два типа синхро-разъемов: маленький (3,5 дюйма, точно такой же, как у любых наушников для телефонов, планшетов и т.п.) и большой (6,3 дюйма, типа как у наушников и т.п. для аудио-аппаратуры или, к примеру, у электрогитары). Так что ничего экзотического.
Синхрокабель с соответствующим ответным «пальчиковым» разъемом обычно идет в комплекте со студийной вспышкой. Так же синхрокабели свободно продаются отдельно. С этим проблем нет. Важно только помнить при покупке, какой именно разъем у вашей вспышки – маленький или большой. Впрочем, существуют так же и переходники с одного на другой. Так что производители студийного оборудования постарались, и сделали все, что бы облегчить жизнь пользователям.
С фотоаппаратами немного другая ситуация. Стандарт синхроконтакта ( pc-sync ) у всех фотокамер всего один – начиная с ЗЕНИТА и заканчивая Хассельбладом и Мамией. Это хорошо. Правда, есть он далеко не у всех фотокамер, даже зеркальных. Как правило, синхроконтакт присутствует только в серии «профессиональных» цифровых фотоаппаратов. В любительских сериях «зеркалок» типа Canon 500,550,600D (и далее), Nikon 3100,3200, 5100, 5200 и т.п. синхроконтакта НЕТ. Так что вы хотите использовать для синхронизации синхрокабель, лучше заранее изучить вопрос наличия синхроконтакта pc-sync на вашей фотокамере.
Некоторые производители фотоаксессуаров выпускают переходники, которые устанавливается на «горячий» башмак фотоаппарата и имеют синхроконтакт (например: http://www.foto.ru/pixel_adapter_dlya_canon_tf-321.html ) . При помощи подобного переходничка можно использовать синхрокабель с любой моделью фотокамеры, имеющей «горячий» башмак для внешней вспышки.
Несмотря на очевидную простоту, на практике пользоваться синхрокабелем бывает не совсем удобно. Во-первых, свобода движения фотографа ограниченна длиной кабеля. Во-вторых, кабель всегда норовит за что-то зацепиться и запутаться, обмотавшись вокруг стойки. При этом есть большой риск о него споткнуться, в результате чего кабель натянется и может опрокинуть стойку с источником света со всеми вытекающими последствиями. При этом механически разъем самого кабеля «разбалтывается» и выходит из строя. Так что при активном использовании служат синхрокабели недолго, это нормально. Из всех возможных способов синхронизации использование синхрокабеля, пожалуй, будет на последнем месте.
Хорошо, ОК. Мы научились синхронизовать вспышку и фотоаппарат, соединив их кабелем. А если используется не одна студийная вспышка, а несколько (три, пять и т.д.). Их тоже нужно будет соединять проводами между собой? Немного забегая вперед, скажем, что нет, не нужно.
Конечно, было бы удобнее использовать какой-нибудь беспроводной способ синхронизации. И здесь производители студийного оборудования пошли на встречу фотографам, и установили на каждую вспышку cпециальный датчик — светосинхронизатор. Светосинхронизатор или световая ловушка (как его чаще называют), или Photo Cell (Англ.) — это светочувствительный фотоэлемент, который реагирует на резкий световой перепад. Другими словами, срабатывает от вспышки. Уловив внешнюю вспышку, этот датчик запускает электронную цепь запуска студийной вспышки. Так же, как и синхроконтактом, световой ловушкой оборудованы ВСЕ без исключения студийные источники импульсного света. Срабатывание какой-нибудь одной вспышки (запущенной, к примеру, от синхрокабеля), инициирует срабатывание всех остальных вспышек, оборудованных световыми ловушками.
Таким образом, благодаря чудесным световым ловушкам, студийные вспышки умеют синхронизироваться между собой без всяких проводов. Часто задают вопрос — а если сначала срабатывает одна вспышка, и только следом за ней остальные, не будет ли задержки по срабатыванию? Да, теоретически будет. Правда, время этой задержки будет определяться скоростью срабатывания электроники вспышек и… скоростью света, что несопоставимо со скоростью срабатывания затвора камеры и никоим образом не будет заметно на фото.
Важно сказать, что у световых ловушек есть одна особенность. Датчик реагирует на световой перепад, т.е. разницу в освещенности. Однако, если на датчик будет попадать яркий свет от постороннего источника (например, яркая лампа, расположенная рядом с датчиком, или же дневной свет из окна), то светосинхронизатор как бы «ослепнет» и перестанет срабатывать. Поэтому эффективно светосинхронизаторы работают только в замкнутом помещении, желательно, полутемном. Эти условия вполне обеспечиваются в любом студийном помещении. А вот на выездных съемках, в сложных условиях при постороннем освещении, можно ожидать, что световые ловушки будут работать нестабильно. В условиях уличной съемки при дневном свете светосинхронизаторы тоже не будут работать. В этих случаях придется использовать другие способы синхронизации.
Синхронизировать студийный моноблок и фотокамеру тоже можно при помощи световой ловушки. Для этого хорошо подходит внешняя вспышка, установленная на фотокамеру. При нажатии на кнопку спуска затвора фотоаппарата, внешняя вспышка сработает и запустит своим импульсом студийный моноблок, оборудованный светосинхронизатором.
Правда, здесь есть одна важная тонкость. Корректная синхронизация со студийным источником света при помощи накамерной вспышки возможна только в ручном режиме работы этой вспышки. В режиме TTL внешняя вспышка выдает предварительный импульс предвспышки для оценки экспозиции и только затем следует основной импульс. Студийная вспышка сработает от предвспышки раньше, чем затвор камеры, и синхронизации не получится. Мы увидим темный кадр, хотя визуально все вроде бы сработало. Поэтому режим TTL на накамерной вспышке следует отключить, в ручном режиме установить минимальный уровень мощности (1/64 или 1/128), рефлектор вспышки направить в потолок. Такого маломощного импульса от внешней вспышки будет достаточно для запуска студийной, но при этом этот импульс не повлияет на общую световую картину, создаваемую студийным освещением.
Использование для синхронизации со студийным светом внешней (накамерной) вспышки — это очень удобный и надежный способ. Как правило, внешняя вспышка есть у многих фотографов, поэтому не требуются какие-то дополнительные средства.
Впрочем, производители студийного освещения и здесь придумали более простую и дешевую альтернативу внешним вспышкам, и предложили устройство, которое называется инфракрасный (ИК) пускатель. Инфракрасный пускатель — это небольшой приборчик, который одевается на «горячий башмак» для внешней вспышки фотоаппарата. При нажатии кнопки спуска затвора фотокамеры, пускатель излучает направленный инфракрасный луч. Все световые ловушки студийных вспышек чувствительны к ИК лучам, и срабатывают от них так же, как и от света. Таким образом, портативный и недорогой ИК пускатель был неплохим и популярным (прежде всего, из-за простоты и невысокой стоимости) средством синхронизации по световой ловушке.
ИК пускатель имеет всего один центральный контакт, совместимый с «горячими башмаками» многих производителей фотокамер. Несмотря на различие контактных групп в «башмаках» у разных производителей, основной центральный контакт, который служит непосредственно для запуска вспышек, у всех этих систем один и тот же. Поэтому ИК-пускатель совместим с «горячими башмаками» всех фотокамер, имеющих стандартный центральный контакт. Это Canon, Nikon, Olympus, Pentax. С фотоаппаратами этих производителей никаких проблем нет.
Исключение составляет Sony/Minolta. Большинство фотокамер Sony оснащаются своим фирменным уникальным разъемом для внешней вспышки, который не имеет стандартного центрального контакта, как у других производителей. Поэтому разъем для вспышек камер Sony несовместим с ИК пускателями. Правда, в последнее время, в некоторых моделях Sony так же стали устанавливать стандартные «башмаки». Обладателям фотокамер Sony нужно обращать особое внимание на совместимость своих фотоаппаратов со стандартными средствами синхронизации для студийного оборудования. Очень рекомендуем это сделать, особенно перед посещением фотостудии, взятой в аренду. Пускатели в студии есть всегда, но нужно убедиться, что они подойдут к вашей фотокамере Sony.
Недостатки ИК пускателя аналогичны недостаткам обычных ИК пультов ДУ (например, от телевизоров). Эти устройства требуют точной направленности на датчик приемника сигнала. В небольших замкнутых помещениях срабатывание будет стабильно, поскольку маломощный ИК-луч может отражаться от невысокого потолка или ближайшей стены и будет улавливаться датчиком прибора. Но в помещениях большого размера этот способ синхронизации будет уже неэффективен. И как показала практика, надежность дешевых ИК пускателей очень невысока.
В последнее время на рынке фототехники появились достаточно бюджетные системы радиосинхронизации, которые по своей стоимости уже практически сравнялись с ИК пускателями и активно их заменяют. Поэтому скоро ИК пускатели станут раритетом (если уже не стали).
Самым продвинутым способом синхронизации студийного освещения на сегодняшний день является радиосинхронизация. Во-первых, это беспроводной дистанционный способ, а во-вторых, нет зависимости от размеров помещения, посторонних источников освещения и т.п. Радиосинхронизация прекрасно работает на улице и при любом освещении, и не требует прямой видимости, как световая ловушка. Фактически, эта система лишена всех тех недостатков, которые есть у предидущих способов.
Любая система радиосинхронизации состоит из двух устройств – передатчика (трансмиттера) и приемника (ресивера). Передатчик – это небольшое устройство, похожее на брелок, которое одевается на «горячий башмак» фотоаппарата и использует тот же самый центральный контакт, о котором мы уже говорили. При нажатии на кнопку спуска затвора фотокамеры, передатчик формирует радиосигнал на определенной радиочастоте, который улавливает приемник. Приемник, в свою очередь, подключается к студийной вспышке через обычное гнездо для синхрокабеля. То есть просто напросто подсоединяется к вспышке вместо синхрокабеля, используя тот же самый разъем (как вы помните, они бывают большой и маленький). Для этого приемник радиосинхронизации оснащен пальчиковым разъемом 3,5 или 6,3 дюйма (или же соединительным кабелем). в зависимости от его модификации. При этом переходник с маленького пальчика на большой (или наоборот) всегда идет в комплекте системы радиосинхронизации. Так что совместимость с любыми студийными вспышками полностью обеспечена. Комплекты радиосинхронизации, которые состоят из трансмиттера и ресивера являются полностью универсальными и не зависят от производителей студийного света и фотоаппаратов, с которыми их планируется использовать (за исключением некоторых Sony, об этом мы писали).
Получив радио сигнал от передатчика, который одет на «горячий башмак» фотоаппарата, приемник производит запуск вспышки, аналогично обычному синхрокабелю. Имея один комплект радиосинхронизации мы можем запускать только ту вспышку, к которой подключен приемник. Если речь идет о студийном помещении, то этого будет вполне достаточно, ведь остальные вспышки сработают по световым ловушкам. Если же съемка ведется на улице или в тех условиях, когда световые ловушки работают неэффективно, то потребуется к каждой студийной вспышке подключать свой приемник. У большинства производителей приемники продаются отдельно, поэтому нет необходимости покупать из-за этого новый комплект вместе с передатчиком целиком.
У всех систем радиосинхронизации есть возможность менять частоту связи между передатчиком и приемником. В простых системах доступны четыре частотных канала, в более продвинутых устройствах до 16 каналов. Это нужно для того, что бы несколько фотографов могли работать одновременно рядом, не мешая друг-другу.
Каждый из них настраивается на свой частотный канал, благодаря чему его вспышка будет срабатывать только от его фотокамеры. Частотный канал связи между приемником и передатчиком устанавливается специальными такими маленькими переключателями (типа джамперов), которые есть на корпусе и трансмиттера, и ресивера. Иногда они прячутся под крышкой батарейного блока. Но присутствуют обязательно.
Чтобы передатчик и приемник были настроены на один частотный канал, нужно, что бы положение джамперов было одинаковым и на приемнике, и на передатчике. Иначе они не будут работать. Обязательно обращайте на это внимание!
Некоторые современные студийные вспышки уже имеют встроенный прямо внутри корпуса фирменный приемник для радиосинхронизации. Это удобно, поскольку не требуется крепить к вспышке каких-то дополнительных устройств, все уже есть. Правда, передатчик тогда можно использовать только оригинальный для этой модели вспышки. При таком решении производители уже не останавливаются только лишь на запуске вспышки. Как правило, фирменная система радиоуправления позволяет не только запускать вспышку по радиоканалу, но и дистанционно управлять параметрами прибора (регулировка мощности, управление пилотным светом и т.п.). Более того, с одного радиопередатчика, установленного на фотоаппарат, можно управлять не одной вспышкой, а сразу несколькими, полностью дистанционно контролируя настройки каждой их них. Это самое удобное и современное решение.
Так что достоинства систем радиосинхронизации очевидны. Но есть и недостатки, о которых нельзя не сказать. Бюджетные системы иногда бывают чувствительны к внешним электромагнитным помехам. Вплоть до помех от входящих звонков мобильных телефонов. Такие помехи могут вызывать самопроизвольное срабатывание вспышек. Если говорить о дальности действия системы синхронизации, то производители обычно обещают 50 метров в прямой видимости (т.е. в чистом поле). Однако если рядом находятся сильные источники электромагнитного излучения (трансформаторные подстанции, линии электропередач и т.п.), то работа может быть нестабильной. Так же на надежность связи могут влиять железобетонные и металлические конструкции, которые находятся рядом. Эти факторы снижают радиус действия системы радиосинхронизации. Более дорогие модели радиосинхронизаторо
Источник