Способы симпатрического видообразования таблица

Видообразование

Урок 7. Общая биология 11 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Видообразование»

Продолжаем изучать раздел общей биологии «Основы учения об эволюции».

Мы говорили, что организмы способны изменяться во времени — эволюционировать.

Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют микроэволюцией.

Микроэволюция в итоге ведёт к видообразованию. Термин «видообразование» в узком смысле этого слова означает «увеличение числа видов».

Процесс видообразования впервые был научно обоснован Чарльзом Дарвином в 1859 году в труде «Происхождение видов путём естественного отбора».

Он утверждал, что: возникновение новых видов происходит благодаря длительному процессу накопления полезных изменений, увеличивающихся из поколения в поколение. Накопление мелких индивидуальных изменений через много поколений приводит к образованию разновидностей, которые являются ступенями на пути образования нового вида. Переход от одной к другой происходит в результате накапливающего действия естественного отбора.

Видообразование — это процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.

Видообразование обычно слагается из двух стадий: первая — возникновение репродуктивной изоляции, вторая — её закрепление естественным отбором.

Выделяют три основных пути, ведущих к появлению новых видов.

Первый из нихпреобразование существующих видов. В ходе эволюции вид А меняется и превращается в вид В.

Такой процесс называется филетическим видообразованием и не предполагает изменения числа видов.

Второй путь связан со слиянием двух существующих видов и образованием нового вида. При этом говорят о гибридогенном видообразовании.

Третий путь видообразования обусловлен разделением одного предкового вида на несколько независимо эволюционирующих видов ─ это дивергентное видообразование. Именно по этому пути и шла в основном эволюция биоразнообразия на Земле.

Выделяют два способа видообразования: географическое, или аллопатрическое, и экологическое, или симпатрическое.

Географическое, или аллопатрическое, видообразование осуществляется на основе изоляции популяций вида, занимающих различные территории.

Пространственная изоляция возникает между популяциями, далеко отстоящими друг от друга или разделёнными географическими барьерами.

Для многих наземных животных географическими барьерами служат моря и реки, а для водных — массивы суши.

Из-за географических преград может происходить разделение ареала вида на несколько изолированных частей. Это может привести к возникновению изолятов — географически изолированных популяций.

Давайте рассмотрим схематический процесс аллопатрического образования нового вида.

Допустим, что часть особей популяции мигрировала на новую территорию. Эта территория отделена от прежней географической преградой, например, рекой. В результате образовалось 2 популяции: популяция А, которая обитает в прежних условиях и популяция Б, которая находиться в новых условиях обитания.

При этом на каждую популяцию естественный отбор может действовать по-разному, а эффекты дрейфа генов и мутационного процесса будут явно отличаться. Тогда со временем в изолированных частях будут накапливаться новые генотипы и фенотипы.

Организмы, оказавшись в новых условиях обитания, начинают к ним приспосабливаться. Особи, которые не справляются с новыми условиями погибают. А те, которые смогли преодолеть трудности (возможно, благодаря каким-либо признакам, например (определённая окраска) выживают, размножаются и дают начало новому поколению с теми же признаками. Со временем необходимых признаков для выживания появляется все больше, такие особи становятся отличными от тех, что были прежде.

Рано или поздно это приведёт к полной генетической несовместимости между популяциями А и Б.

Способны ли представители этих популяций скрещиваться и давать плодовитое потомство, неизвестно…так как они никогда не встречаются друг с другом в природе.

Если скрестить представителей данных популяций в искусственных условиях, то можно обнаружить их несовместимость.

Учёными было доказано что отдалённые популяции одного и того же вида чаще всего оказываются репродуктивно изолированными друг от друга.

Таким образом, прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора, с другой, приводят в конце концов к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов.

Классический пример аллопатрического видообразования — эндемичные виды, возникшие на островах.

Например, описанные впервые Чарлзом Дарвином вьюрки на Галапагосских островах — свидетельство эффективности аллопатрического видообразования.

Молекулярный анализ их ДНК показывает, что при всем удивительном морфологическом многообразии все они являются потомками одного единственного континентального вида. Его представители попали на Галапагоссы несколько миллионов лет назад и дали начало четырём основным линиям.

Наиболее древняя из них ─ линия насекомоядных вьюрков. Позднее выделилась линия вьюрков, которые питаются насекомыми и нектаром. Затем лепестками цветов, почками и плодами.

От этой линии выделилось ещё две, с более мощными клювами. Древесные вьюрки использовали их для извлечения насекомых из стволов деревьев, а наземные ─ для питания твёрдыми семенами. Образование разных видов вьюрков происходило на разных островах и шло таким образом по пути аллопатрического видообразования.

Примером аллопатрического видообразования также является возникновение современных видов ландыша от исходного вида, обитавшего миллионы лет назад в широколиственных лесах.

Нашествие ледника разорвало единый ареал ландыша на несколько частей. Он сохранился на лесных территориях, избежавших оледенения.

Однако, в отличие от популяций ландыша, у ворон сохранялась возможность контактов и обмена генами между «чёрными» и «серыми» популяциями, что приводило к появлению гибридных особей, дававших плодовитое потомство. Поэтому популяции ворон лишь разделились по окраске, а разделения на два чётких биологических вида не произошло.

Ещё один пример.

В средней полосе в пределах территории России произрастает более двадцати видов лютика. Все они произошли от одного вида. Потомки его заселили различные места обитания — степи, леса, поля — и благодаря изоляции обособились друг от друга сначала в подвиды, а потом и в виды.

В основе аллопатрического видообразования лежат те или иные формы пространственной изоляции, и этот путь видообразования всегда сравнительно медленный, происходящий на протяжении сотен тысяч поколений.

Именно за такие длительные промежутки времени в изолированных частях населения вида вырабатываются те биологические особенности, которые приводят к репродуктивной несовместимости.

Читайте также:  Расценка планировка площадей механизированным способом группа грунтов 2

Учёные предполагают, что в особых случаях репродуктивная изоляция может возникнуть между определёнными особями и всей остальной популяцией в пределах одной территории. Такой способ видообразования называют симпатрическим.

Экологическое, или симпатрическое, видообразование связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале по экологическим признакам. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными.

Примером экологического (симпатрического) видообразования являются виды синиц, которые образовались в связи с пищевой специализацией: по выбору мест кормёжки, по составу поедаемых кормов, по способам их поиска и добычи.

Рассмотрим способы протекания симпатрического видообразования.

Один из нихвозникновение новых видов при быстром изменении кариотипа путём полиплоидизации (то есть удвоения хромосомного набора).

Этот механизм видообразования интересен тем, что он ведёт к мгновенному формированию полной генетической несовместимости нового вида с видами-предками.

Например, у картофеля исходное число хромосом равно 12, но в результате полиплоидизации возникли виды с хромосомными наборами равными 24, 48 и 72.

Это позволяет предполагать, что соответствующие виды образовались в результате полиплоидии, т. е. путём кратного умножения числа хромосом исходного предкового вида.

Другой способ симпатрического видообразования — гибридизация с последующим удвоением числа хромосом.

Так, например, всем известная слива возникла благодаря скрещиванию тёрна и алычи c последующим увеличением числа хромосом в геноме. То есть слива возникла в результате межвидовой гибридизации и последующей полиплоидизации.

Лишь в случае гибридогенного возникновения видов появляется новая видовая форма, отличная от каждой из родительских.

Третий способ симпатрического видообразования — возникновение репродуктивной изоляции особей внутри первоначально единой популяции в результате фрагментации или слияния хромосом и других хромосомных перестроек (мутаций). Этот способ распространён как у растений, так и у животных.

Полагают, что большая панда произошла от медведя в результате хромосомных изменений. У панды 42 хромосомы, а у медведя 74. Поэтому и отличий между ними достаточно.

Таким образом, образование новых видов в результате хромосомных перестроек может происходить в популяциях, населяющих один и тот же географический район и не разделённых никакими барьерами.

Особенностью симпатрического пути видообразования является то, что он приводит к возникновению новых видов, всегда морфологически близких к исходному виду.

Источник

Урок «Процессы аллопатрического и симпатрического видообразования»

Задачи: сформировать знания об основных особенностях симпатрического и аллопатрического видообразования, развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.

Оборудование: кинофильм «Вид и видообразование», таблица «Схема дивергенции», гербарии, изображения растений и живот­ных, физическая карта мира.

1. Индивидуальный опрос.

1-й ученик. Составить схему «Критерии вида».

2-й ученик. Доказать, что популяция является элементарной едини­цей эволюции.

3-й ученик. Объяснить, как могли образоваться от одного родоначального вида в природе два вида зайцев — беляк и русак.

4-й и 5-й ученики. Работа с дидактическими карточками.

2. Задания классу.

Ответить на вопрос: происходит ли процесс видообразования в наше время и можно ли его наблюдать?

Рецензии ответов у доски.

Изучение нового материала

1. Видообразование как результат микроэволюции и его основ­ные пути. (Беседа.)

2. Аллопатрическое видообразование и его краткая характери­стика. (Рассказ учителя с демонстрацией карты и иллюстраций, за­полнение 2-ого столбца таблицы «Сравнительная характеристика основных путей видообразования».)

Сравнительная характеристика основных путей видообразования

Каким образом формируется ареал нового вида?

А) В результате расселения исходного вида, в процессе которого перифе­рийные популяции, интенсивно преобразуясь в новых условиях, становятся родоначальниками новых видов.

Б) В результате распадения ареала исходного вида

В пределах ареала ис­ходного вида

Какой тип изоляции лежит в основе данного пути видо­образования?

Сроки образования вида

Сотни тысяч поколений

Гораздо меньше, чем при аллопатрическом

Л) Возникновение разных видов вьюрков на Галапагосских островах. Б) Возникновение близкородственных видов от родоначального вида одуван­чика (Taraxacum), ландыша (майский в Европе, в лесах кавказа — второй, на Дальнем Востоке — третий) разорвал ареал ледник)

Раннецветущие и позднецветущие формы погремка

3. Симпатрическое видообразование и его способы. (Самостоя­тельная работа с учебником, заполнение 3-его столбца таблицы «Сравнительная характеристика основных путей видообразования» и схемы «Способы симпатрического видообразования», беседа.)

Способы симпатрического видообразования

1. Демонстрация фрагмента кинофильма. Беседа. Примерные вопросы.

Каковы особенности симпатрического видообразования? Какие примеры данного видообразования можно привести?

Каковы особенности аллопатрическото видообразования? Какие примеры можно привести

Сравните симпатричсское и аллопатрическос видообразования.

2. Ответы на вопросы из учебника (С. 157).

Учебник: § 40; Тетрадь: С. 41.

Подготовить сообщение о возникновении систематики (индиви­дуальное задание).

Сравнительная характеристика основных путей видообразования

Каким образом формируется ареал нового вида?

А) В результате расселения исходного вида, в процессе которого перифе­рийные популяции, интенсивно преобразуясь в новых условиях, становятся родоначальниками новых видов.

Б) В результате распадения ареала исходного вида

В пределах ареала ис­ходного вида

Какой тип изоляции лежит в основе данного пути видо­образования?

Сроки образования вида

Сотни тысяч поколений

Гораздо меньше, чем при аллопатрическом

Л) Возникновение разных видов вьюрков на Галапагосских островах. Б) Возникновение близкородственных видов от родоначального вида одуван­чика (Taraxacum), ландыша (майский в Европе, в лесах кавказа — второй, на Дальнем Востоке — третий) разорвал ареал ледник)

Раннецветущие и позднецветущие формы погремка

3. Симпатрическое видообразование и его способы. (Самостоя­тельная работа с учебником, заполнение 3-его столбца таблицы «Сравнительная характеристика основных путей видообразования» и схемы «Способы симпатрического видообразования», беседа.)

Способы симпатрического видообразования

1. Демонстрация фрагмента кинофильма. Беседа. Примерные вопросы.

Каковы особенности симпатрического видообразования? Какие примеры данного видообразования можно привести?

Каковы особенности аллопатрическото видообразования? Какие примеры можно привести

Сравните симпатричсское и аллопатрическос видообразования.

2. Ответы на вопросы из учебника (С. 157).

Учебник: § 40; Тетрадь: С. 41.

Отражение хода эволюции в систематике органического мира

Задачи: развивать понятие о современной систематике органиче­ского мира, процессе эволюции, развивать память школьников, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать со справочной литературой, развивать коммуника­тивные способности учащихся, осуществлять экологическое воспи­тание школьников.

Оборудование: таблицы «Бактерии». «Классификация покрытосе­менных (фрагмент)», «Одноклеточная зелёная водоросль хламидо­монада», «Семейство крестоцветных. Редька дикая», «Семейство лилейных. Тюльпан лесной», «Шляпочные грибы», «Лишайники», «Лесные куриные птицы», «Насекомоядные», «Жесткокрылые», динамическая модель-аппликация «Классификация растений и жи­вотных», комплекты карточек для схемы «Современная классифи­кация органического мира».

1. Индивидуальный опрос.

1-й ученик. Составить схему «Способы симпатрического видообра­зования».

2-й ученик. Сравнить симпатрическое и аллопатрическое видообра­зование.

3-й, 4-й и 5-й ученики. Работа с дидактическими карточками.

2. Задания классу.

1) Выполнить задание.

Внутри вида X существует несколько популяций. Из популяции А. обладающей преимуществами, постепенно возник новый подвид А1. А) Как называется этот эволюционный процесс? Б) Какие элементарные эволюционные факторы при этом участвуют?

2) Рецензии ответов у доски.

Изучение нового материала

I. Возникновение систематики. (Сообщение учащегося.)

2. Искусственная и естественная системы. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

3. Современные таксоны и их соподчинение. (Беседа с исполь­зованием динамической модели-аппликации «Классификация рас­тений и животных».)

4. Систематическое положение некоторых видов организмов.

(Самостоятельная работа с учебниками по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные», со справочниками и определителями, беседа.)

5. Современная классификация органического мира. (Работа в группах по составлению схемы «Современная классификация орга­нического мира».)

Современная классификация органического мира

1. Ответы на вопросы из учебника (С. 159).

2. Выполнить задание. Определить систематическое положение
глухаря, землеройки обыкновенной, земляники лесной.

3. Игра «Третий — лишний».

туберкулезная палочка глухарь кукушкин лён

(палочка Коха) кишечная палочка олений мох

ромашка пахучая кукуруза сфагнум

Учебник: С. 159; Тетрадь: С. 42.

Основные направления эволюции

Задачи: сформировать знания об основных направлениях эволю­ции, биологическом прогрессе и регрессе, развивать умения срав­нивать, вырабатывать навыки самостоятельной работы-с учебни­ком, развивать графические умения школьников, осуществлять экологическое и патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование: таблицы «Ароморфоз», «Идиоадаптация у живот­ных», «Ароморфоз, идиоадаптация у растений», портрет А.Н. Северцова, гербарные образцы растений, иллюстрации с изображе­ниями животных и растений, коллекция «Примеры приспособлений у организмов».

1. Фронтальная беседа. Примерные вопросы.

Какое практическое значение имеет систематика? Какие пробле­мы она помогает решить?

Какие признаки позволяют объединить организмы в системати­ческие группы?

Какие таксоны приняты в классификации растений и животных?

Как должны быть расположены таксономические единицы в сис­теме, чтобы эта система отражала эволюционное развитие мира?

2. Игра «Составь схему»

Изучение нового материала

Понятие о биологическом прогрессе. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация как основные на­правления эволюции. (Самостоятельная работа с учебником, запол­нение таблицы «Сравнительная характеристика направлений био­логического прогресса», беседа.)

Сравнительная характеристика направлений биологического прогресса

При переходе в какую среду про­исходит?

Более неоднород­ную среду обита­ния

Более однородную среду

Что происходит с уровнем органи­зации организмов?

Возникновение тка­ней, органов, возник­новение семян

Разные формы клюва у птиц, разный тип ко­нечностей у мле­копитающих

Исчезновение у пара­зитов дыха­тельной системы, пищевари­тельной системы

3. Соотношение направлений эволюции. (Беседа, выполнение рисунка «Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией».)

4. Понятие о биологическом регрессе. (Беседа.)

5. Влияние человека на эволюцию современных видов живых организмов. (Беседа.)

1. Ответы на вопросы из учебника (см. С. 165.)

2. Выполнение заданий.

1) Укажите, какие факторы характерны для биологического прогресса (I), биологического регресса (11).

А) Возрастание приспособленности вида к среде.

Б) Широкая норма реакции вида на условия среды.

В) Узкая норма реакции вида на условия среды.

Г) Уменьшение численности вида.

Д) Расширение ареала.

Е) Сокращение ареала

2) Какие факторы относятся к ароморфозам (I), идиоадатациям (II), дегенерациям (III)?

А) Автотрофный тип питания.

Б) Обособление в клетке ядра.

В) Половое размножение.

Г) Возникновение многоклеточности.

Д) Разная форма листьев у растений.

Е) Разные типы конечностей у млекопитающих.

Ж) Забота о потомстве.

3) Отсутствие листьев у некоторых паразитических растений.

И) Отсутствие дыхательной и пищеварительной систем у паразитиче­ских червей.

Л) Исчезновение глаз у животных, населяющих пещеры.

Учебник: §12; Тетрадь: С. 42 43.

Продолжить примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций.

Основные закономерности биологической эволюции

Задачи: развивать понятие «эволюция», сформировать знания об основных «правилах эволюции» (по Яблокову), совершенствовать умения применять полученные теоретические знания, развивать коммуникативные способности учащихся, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : таблицы «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер», «Ароморфоз», «Идиоадаптация у животных», «Ароморфоз, идиоадаптация у растений», «Схема дивергенции по Дарвину», иллюстрации с изображением вымерших видов растений и животных, редких и исчезающих ви­дов растений и животных, «живых ископаемых», филогенетиче­ский ряд лошади.

Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обо­значение соответствующего направления эволюции: А — ароморфоз. И — идиоадаптация, Д — дегенерация.

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

1 Возникновение многоклеточности

2 Возникновение половою процесса

3 Возникновение хорды

4. Образование позвоночника

5. Образование пятипалых конечностей

6. Образование ластов

7. Образование цепкого хвоста у обезьяны

8 Образование у земноводных трехкамерного сердца

9 Образование у земноводных двух кругов кровообращения

10. Возникновение теплокровности

11. Ускорение проведения по нервам возбуждения позвоночных

12 Усложнение головного мозга

13. Увеличение массы головного мозга

14 Переход к внутреннему оплодотворению

15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

16. Утрата конечностей (у китов)

17 Утрата густого шерстного покрова (у слона)

18. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

19 Образование хобота у слон

20. Удлинение шеи у жирафы

Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обо­значение соответствующего направления эволюции: А — ароморфоз, И — идиоадаптация, Д — дегенерация.

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2. Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян уголосемянных

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление эацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев в повилики

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника

18. Появление клубней у дикого картофеля

Изучение нового материала

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ:

1) необратимости эволюции;

2) происхождения от неспециализированных предков;

3) адаптивной радиации (принцип дивергенции, описанный Дарвином);

4) чередования главных направлений эволюции (относительно кратких
периодов ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций и общей дегенерации);

5) неравномерность эволюции — различие в темпах эволюции разных групп организмов.

2. Результаты эволюции. (Беседа.)

3. Биоразнообразие и его значение. (Рассказ учителя с элемен­тами беседы.)

4. Влияние деятельности человека на микроэволюционные про­цессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. (Беседа.).

Ответы на вопросы из учебника (С. 168).

Учебник: § 13; Тетрадь: С. 43-44

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Учение об эволюции»

Задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Учение об эволюции», выяснить уровень усвоения материала, умений приме­нять знания, развивать умения выделять существенные признаки, обобщать развивать познавательный интерес к предмету, расши­рять кругозор учащихся, осуществлять нравственное и экологиче­ское воспитание, формировать мировоззрение учащихся.

Оборудование: таблицы «Критерии вида», «Популяции», «Борьба, за существование и её формы», «Ведущая роль естественного отбо­ра», «Приспособленность организмов и её относительный харак­тер», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование», «Ароморфоз», «Идиоадаптация у животных», «Ароморфоз, идиоадаптация у растений», набор муляжей гибридных и полиплоидных растений и их исходные формы, комплекты карто­чек с терминами по теме.

1. «Что это такое?»

1) Эволюционные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации и жизнедеятельности организмов, не связанные с приспособленностью к узким условиям существования.

2) Совокупность географически и экологически сходных популя­ций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфологическими признаками, биологиче­ски изолированных от популяций других видов.

3) Совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри вида, изменяющих генетический состав популяций и приводящих к образованию новых видов.

4) Относительно изолированные группы особей одного вида, где в основном и происходят скрещивания.

5) Процесс исторического развития органического мира на Земле.

6) Видообразование, которое происходит в пределах ареала исход­ного вида в результате биологической изоляции.

7) Фактор эволюции, который носит направленный характер.

8) Элементарный материал эволюции.

9) Элементарный фактор эволюции, который обеспечивает барье­ры, исключающие свободное скрещивание организмов.

2. Дать определения:

Обобщение и систематизация знаний

Решение биологических задач.

На севере у стланцевых форм карликовой березы, ели, можжевельника и кедровника верхние ветви, поднимающиеся высоко над землей, обычно полумёртвые или мёртвые, а стелющиеся — живые. Объясните причины гибели одних и выживания других ветвей.

На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргумен­тируйте.

Выполнение письменной проверочной работы в тестовой форме.

1. Выберите правильное суждение.

1) Механизм стабилизирующей формы естественного отбора за­ключается в сохранении полезных уклонений от средней нормы, оказавшихся наиболее приспособленными к новым условиям суще­ствования.

2) Виды, идущие в ходе эволюции по пути общей дегенерации рез­ко ограничивают ареалы своего местообитания и снижают числен­ность, т.е. приходят к биологическому регрессу.

3) Периодические колебания численности популяций (волны жиз­ни) не оказывают существенного влияния на генофонд популяций и эволюционные преобразования.

4) Заслуга создания первой аргументированной эволюционной тео­рии принадлежит Ж.Б. Ламарку.

5) Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер, так как особям в популяции одного вида необходимы одинаковые условия для существования.

2. Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1) Форма естественного отбора, поддерживающая крайние призна­ки у особей популяции в изменяющихся условиях среды, — …

2) Результат успеха группы организмов в эволюции, выражающий­ся в увеличении численности особей, расширении ареала и увели­чении числа подчинённых систематических групп. — .

3) Процесс непрерывного, направленного и необратимого истори­ческого развития живой природы — …

4) Эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и приводящие к появлению родов, семейств, отрядов и дру­гих крупных систематических групп, — .

5) Элементарным материалом для эволюции является .

3. Выберите правильный ответ.

1) Большое разнообразие видов галапагосских вьюрков — это ре­зультат: а) ароморфоза; б) дегенерации: в) идиоадаптации: г) биологического регресса.

2) Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность осо­бей в популяции, — это: а) мутационная изменчивость: б) модификационная изменчивость: в) борьба за существование; г) искусст­венный отбор.

3) Многообразие видов растений на Земле и их приспособленность к среде обитания — это результат: а) эволюции растительного мира; б) изменения погодных условий; в) деятельности человека; г) жиз­недеятельности животных.

4) Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции ви­дов, благодаря которой: а) обостряется конкуренция между видами; б) обостряется конкуренция между популяциями; в) в них накапли­ваются наследственные изменения; г) прекращается действие есте­ственного отбора.

5) Элементарная единила эволюции: а) отдельный вид; б) совокуп­ность видов, объединенных родством; в) отдельная популяция ка­кого-либо вида; г) генотип отдельной особи какого-либо вида.

6) К ненаследственной изменчивости относят: а) появление листь­ев-колючек у барбариса и кактуса; б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде; в) различия в размерах и форме листьев у растений разных видов: г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.

7) Естественный отбор способствует формированию у особей при­способлений к среде обитания, поэтому его считают фактором эво­люции, который: а) насыщает популяции мутациями; б) обостряет межвидовые взаимоотношения; в) траст творческую роль; г) не всегда идёт на пользу организмам.

8) Примером аллопатрического видообразования может служить формирование видов: а) окуней, обитающих на разной глубине в водоёме; б) синиц, питающихся разными кормами на общей терри­тории; в) вьюрков, обитающих на разных островах Галапагосского архипелага; г) воробьев, обитающих совместно.

9) Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинако­вый промежуток времени у вида: а) бабочка-капустница; б) речной окунь; в) большая синица; г) бактерия кишечная палочка.

10) Основной направляющий фактор зволюции, по Дарвину: а) на­следственность; б) изменчивость; в) естественный отбор; г) борьба за существование.

11) Пример действия стабилизирующей формы естественного отбо­ра: а) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии; б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки бере­зовой пяденицы; в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах; г) появление длин­нокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, про­дуваемых ветрами.

12) Модификационные изменения не играют большой роли в эво­люции, так как они: а) носят массовый характер; б) возникают у от­дельных особей; в) не затрагивают фенотипа; г) не передаются по наследству.

Источник

Читайте также:  Праймер для лица способ применения
Оцените статью
Разные способы