Швартовка маломерного судна
При швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие детали с достаточным количеством шлагов (оборотов троса), чтобы при натяжении трос не потравливался. При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно сил для удержания или перебирания троса руками.
Длина каждого швартовного конца не должна быть меньше полутора длин корпуса судна. Работа со швартовыми тросами производится без излишней суеты, но быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем, чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса. Следует знать значение терминов травить и выбирать. Ослаблять швартовный трос — значит, травить, а подтягивать трос — выбирать или набивать.
Производится ли травление, или выбирание троса, или он уже закреплен при окончании швартовки — нужно всегда быть готовым быстро отдать или стравить его, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот, набросить шлаг для предотвращения стравливания троса.
Во время швартовки борта катера надо предохранять от ударов о причал или о корпус другого судна, для чего с бортов катера вывешиваются кранцы. Кранцы делают из обрезков резиновых шлангов диаметром 50-70 мм и длиной 500-600 мм. Резиновые кранцы пачкают борта, поэтому их обшивают брезентом или другой плотной тканью. В настоящее время в продаже есть синтетические кранцы специально для маломерных судов . Во время движения кранцы обязательно убирают внутрь судна: они не должны свешиваться с бортов. Кранцы или концы, висящие без нужды за бортом, — признак низкой культуры судоводителя.
Швартовка судов к причалу осуществляется бортом, кормой, носом или кормой и носом, если судно встает в углу причала. При швартовке необходимо учитывать глубину под килем и вероятность колебания уровня воды. При понижении уровня судно может cecть на корпус и повредить подводную часть. Натянутые швартовы могут оборваться, или возникнет крен, создающий вероятность опрокидывания. При повышении уровня швартовы провиснут и возникнет вероятность навала на соседние суда или причал.
При швартовке носом или кормой к причалу сначала кладется якорь или заводится швартовый за швартовную бочку, потом заводятся швартовы на причал с каждого борта. В кранцах необходимости нет.
При швартовке в углу причала швартовы заводятся с носа и кормы на причал и стоят на этой растяжке.
При швартовке в боксе швартовы подают с одного борта и тогда вывешивают кранцы или подают с обеих бортов — без кранцев.
Подход и отход от причала во время даже не очень сильного ветра являются достаточно сложными маневрами, поэтому мы им уделяем особое внимание ( рис. 4.14. ).
Рис. 4.14. Подход к причалу при отвальном ветре
При подходе к причалу во время отвального ветра, когда приходится швартоваться между двух, уже ошвартованных, судов, надо быть предельно внимательным. Нельзя ударить стоящие суда и удариться о причал самому. Сначала надо повесить кранцы в носу, на скуле и борту в кормовой части судна. Подходить надо на самой малой скорости, позволяющей управлять судном и быть готовым немедленно отработать задним ходом. Не доходя до причала 0,5 м, набросить швартовый на кнехт и закрепить его на судне.
Если у вашего судна активный руль (подвесной лодочный мотор, поворотно-откидная колонка или водомет), его надо повернуть в сторону причала и на малых оборотах, включив задний ход, подтянуть корму и подать кормовой швартовый. Если у вашего судна пассивный руль, его надо повернуть в сторону от причала и, включив передний ход на самых малых оборотах, подтягивать судно к причалу. При этом надо не забывать потравливать носовой швартовый.
Рекомендуется проделать такое упражнение: на свободной акватории в тихую погоду установите буек . В качестве буйка годится бутылка из под пива, наполненная наполовину водой. Не забудьте потом поднять бутылку из воды. Потренируйтесь подходить носом к буйку и останавливаться как можно ближе, затем то же самое отработайте на волнении. Этим упражнением вы отработаете навык управления судном. Вы его «почувствуете». Без этого навыка вы будете постоянно наваливаться на причал или другие суда.
При отходе от причала, если по носу и корме стоят другие суда, во время навального ветра, с активным рулем у вашего судна, необходимо отдать кормовой швартовый, повернуть руль в сторону от причала и включить малый задний ход. После того, как корма судна выедет на свободную воду, двинуть судно передним ходом в сторону причала, отдать швартовый и дальше отходить задним ходом ( рис. 4.15. ).
Рис. 4.15. Отход при навальном ветре
Если руль пассивный, необходимо отдать кормовой, повернуть руль в сторону причала и включить малый ход вперед. Одерживаемое носовым швартовым, судно начнет отходить кормой от причала. Когда судно станет почти перпендикулярно причалу, отдать носовой и отходить задним ходом на средних оборотах.
Другой способ. Если судно стоит к причалу правым бортом, заведите швартовый с причала вокруг правого кнехта (утки) на кнехт левого борта. Отдайте носовой и малым ходом начните отрабатывать назад. Корма судна будет опираться на швартовый, в результате носовая часть начнет отваливать от причала на свободную воду. Когда можно будет беспрепятственно отойти, надо дать передний ход.
Источник
Швартовка маломерных судов
Швартовка маломерных судов
Старинное морское правило гласит: «Швартуйся всегда, как перед штормом».
Для швартовки рекомендуют использовать только трехпрядные тросы из длинноволокнистого полиамида или полиэфира, так называемого «шелка». Коротковолокнистый материал, так называемую «шерсть», не следует использовать.
При подборе размеров тросов можно пользоваться нижеприведенными данными (меньшая цифра приводится для защищенного места швартовки, большая – для открытого), мм:
Необходимо, чтобы при швартовке расстояние между буем (бочкой) или сваей (палом) и швартовным устройством судна было меньше половины длины. Швартовные устройства должны быть снабжены пружинами. Швартовы крепятся не непосредственно к рыму, расположенному на баке судна, а к пружине, закрепленной на этом рыме (рис. 154).
При швартовке на волнении к бую (бочке) рекомендуется использовать трос, длина которого равна трети длины судна. При креплении троса к бую всегда пользуются концевой скобой. Карабины легко отстегнутся при движении судна вокруг буя.
Длина цепи, на которой закреплен буй, должна обеспечивать его вращение в радиусе не менее 3 м.
Рис. 154. Швартовные устройства
На открытой акватории длина цепи должна быть не менее трех величин глубины.
Вес якоря в воде должен быть не менее 200 кг, этот вес увеличивается на 100 кг соответственно увеличению веса маломерного судна на одну тонну. Трехтонное судно, таким образом, должно швартоваться к бую с якорем, весящим в воде 300 кг. На открытых местах швартовок вес якоря буя в воде должен быть увеличен на 50%. Примеры размеров и веса буев: цементный камень 60 X 60 X 40 см – 320 кг в воздухе – 195 кг в воде; цементный камень 80 X 80 X 60 см – 850 кг в воздухе – 490 кг в воде; камень 400 кг в воздухе – 270 кг в воде.
По крайней мере шесть кранцев должны быть вывешены за борт, когда маломерное судно стоит у причала, даже если поблизости нет других судов.
Читайте также
Швартовка
Швартовка Как только яхта подошла к месту своей стоянки в гавани, ее нужно надежно и правильно ошвартовать. Для швартовки используют растительные или синтетические тросы достаточной крепости и длины — обычно 2–4 м, которые называют швартовами. На одном конце швартова
Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море
Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море Общие сведения Для того чтобы суда при встрече могли безопасно расходиться друг с другом, существуют специальные правила.В открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские
Правила предупреждения столкновения судов на море
Правила предупреждения столкновения судов на море ППСС состоят из следующих шести частей:А — предварительные замечания и определения;В — огни и знаки;С — звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости;О — правила маневрирования;Е — звуковые сигналы
Источник
Способы швартовки маломерных судов
Одним из важнейших аспектов этой темы, безусловно, является швартовка. Лучшим местом для нее являются максимально закрытые от ветра и волн участки акватории, где даже во время усиления ветра и волнения, будет обеспечена необходимая безопасность и относительный уровень комфорта для экипажа. Место швартовки должно быть достаточно глубоким — с учетом колебания горизонта воды. Оно должно максимально далеко отстоять от судоходных фарватеров и проходящих мимо судов. Чтобы волны от них минимально влияли на вашу лодку.
Какими способами можно фиксировать лодку на стоянке? Отмечу лишь основные и самые доступные для традиционных мест отдыха и швартовки маломерных судов.
Швартовку можно осуществить на растяжках. Для этого можно использовать якорный и швартовый канаты, установленные, соответственно, с носа и с кормы судна. Это один из самых распространенных способов. Осуществляя её, следует помнить, что судно должно быть сориентировано носом от берега в сторону возможной набегающей волны. Если такая швартовка осуществляется на относительно открытой акватории.
Такая постановка судна позволит избежать заливания водой через транец, что может привести к неприятным последствиям. Что вполне возможно, если произошло усиление ветра и волны, а носовая часть судна лежит на отмели. Это может произойти и катером и с небольшой ПВХ лодкой. Причем с лодкой даже на относительно закрытой от волн акватории – типа небольшой реки или, к примеру, Новоладожского канала после прохода большой «кроссовки» — прогулочного судна, шкиперу которого совершенно безразлична судьба стоящих у берега небольших судов, которые могут пострадать от его волны. ..
Если швартовка осуществляется бортом к причалу, это наиболее возможно вблизи причалов и набережных, изготовленных из гранита или железобетона, то при волнении возможны неприятности следующего порядка. Из-за непосредственного контакта привала ПВХ-лодки, даже несмотря на очень высокую износостойкость ПВХ, часов через 5 — 8 можно обнаружить, что гранит в совокупности с небольшой волной, очень заметно потерли не только сам материал привала, но что значительно печальнее – и на ткань баллона лодки. Хорошо, если это будет лишь нарушение эстетики. Несколько хуже, если гранит или бетон, работающие по борту как абразив, доберутся непосредственно до материала надувного баллона. Это может вылиться в большие неприятности.
Практика подобных швартовок на знаменитых фортах в акватории Финского залива показала, что даже примитивные кранцы, выполненные из пеньки, пенополистирола или просто ПВХ-труб (например, фановых), надежно защитят вашу лодку даже при длительной стоянке. Стоит потратить вечер на их изготовление даже на коленке из подручных вещей, если предстоит плавание и ночлег на фортах. И даже, если ночлег не предусматривается, но вы решили погонять судака в районе Курорта, небольшой пакет с кранцами в лодке лишним не будет. Мало ли что может произойти – это и отдых между вечерней и утренней ловлей, да и перемены погоды могут привести вас в спасительную акваторию фортов, защищенную со всех сторон от большой волны.
И еще об одной незначительной, но очень важной дельной вещи на вашем судне, хочу сказать. Она также оказывается очень нужной при швартовке у каменных набережных. Это защита тросов от перетирания на углах причалов. Она может быть выполнена из куска пластикового шланга, через который пропускаются швартовые концы. Пойдет вариант и из тонкой, до 50 мм диаметром ПВХ-трубы, слегка изогнутой в месте прилегания к камню причальной стенки. В экстренных случаях подобная защита может быть изготовлена из пластиковой бутылки, у которой отрезано дно. Если первые устройства желательно заранее готовить перед поездкой, то вариант «бутылочной защиты» достаточно легко реализуется на месте.
Подобная проблема совершенно не надумана. С ней довелось столкнуться более 20 лет назад, когда начались регулярные поезди в эту часть Финского залива с отдыхом на фортах. Отшвартоваться так, чтобы избежать перетирания канатов удавалось очень редко. Но за ночь даже при небольшой волне даже хороший плетеный в оболочке трос приходит в негодность. Относиться к концам , как к расходным материалам, на мой взгляд – непозволительная роскошь. Поэтому было реализовано несколько вариантов подобной защиты, о которых и рассказано выше.
Одним из вариантов стоянки судна, к примеру на ночь, может быть якорная стоянка. то для нее следует выбрать место как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка лодки и местные условия. И самое главное так, чтобы не препятствовать судоходству. Основное условие якорной стоянки — лодка должна быть поставлена на якорь так, чтобы она не могла изменить своего положения и создать этим угрозу для других судов или помешать им. При этом необходимо учесть направление и силу ветра, волны и возможные их изменения. А также изменения уровня воды.
Нельзя делать якорную стоянку на запрещенных для этого акваториях. Например, на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками. Также запретными являются зоны вблизи мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов. Следует избегать стоянок в узостях, в крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением. Не следует швартоваться на входах в притоки и выходах из них, на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам. Категорически запрещена стоянка и вблизи навигационных плавучих знаков.
Источник
Способы швартовки маломерных судов
§ 52. Швартовка катера.
Катера швартуются для стоянки, длительной или короткой, на время отдыха экипажа, с целью переждать шторм, для высадки и посадки людей, забора топлива и продовольствия, ликвидации неисправностей и последствий аварий, а также в других случаях.
Лучшим местом для стоянки катера является место, где он может, особенно во время волнения, безопасно отшвартоваться вдали от фарватера и проходящих судов.
Место швартовки должно быть достаточно глубоким, с учетом колебания горизонта воды. Стоянка катера, где бы она ни была произведена, должна быть безопасной и спокойной.
Рис. 117. Швартовные устройства а — обыкновенный кнехт; б, в — крестовые кнехты; г, д, е — киповые планки, ж — кранец мягкий
Швартовка катеров осуществляется при помощи тросов к причалам и мостикам, непосредственно к берегу, пирсам, набережным и к сходам с них, к борту другого судна.
Для обеспечения швартовки катера служат швартовное устройство и швартовные тросы — швартовы. К швартовному устройству относятся установленные на палубе катеров различного рода кнехты или утки, служащие для закрепления швартовов (рис. 117). Кнехты иногда делают крестовыми, чтобы не соскальзывали шлаги.
На носовой части катера может быть установлен только один (лучше двойной) крестовой кнехт, расположенный в диаметральной плоскости судна.
Этот же кнехт служит для закрепления буксирного троса и дректова. В кормовой части должно быть по одной паре кнехтов с каждой стороны. В местах постановки всех кнехтов палуба катера должна быть усилена — сделана более прочной.
На бортах катеров, около рабочего места судоводителя, должны быть установлены на каждом из бортов средние кнехты. Для шлюзующихся судов средние кнехты обязательны. Кнехты не рекомендуется заменять мелкими утками без усиления места постановки.
Все узлы и детали швартовного устройства (кнехты, битинги, утки и др.) должны быть надежно скреплены с набором корпуса. Слабина крепления (качание) не допускается.
В фальшбортах, около кнехтов, делаются отверстия — швартовные клюзы. Если фальшборта нет, то вместо клюзов устанавливаются киповые планки, реже скобы или утки. Клюзы, киповые планки, скобы служат для проводки швартовов по нужным направлениям.
Все кнехты, утки, киповые планки и т. д. должны соответствовать диаметрам тросов.
Швартовные тросы могут быть растительными, синтетическими и стальными На маломерных судах лучше применять растительные и синтетические швартовные тросы. Работа со швартовными тросами должна производиться без излишней суеты, по быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем, чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса.
Следует знать значение терминов «травить» и «выбирать». Ослабление швартовного троса называется травлением его, а подтягивание троса или набивание его — выбиранием.
При швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие приспособления с достаточным количеством шлагов так, чтобы в месте закладки трос противодействовал усилиям, которые могут быть приложены к нему извне.
При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно сил для удержания или перебирания троса руками. Производится ли травление или выбирание троса или он уже закреплен при окончании швартовки нужно всегда быть готовым мгновенно отдать или стравить швартовный трос, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот, набросить шлаг для предотвращения стравливания троса. Все это достигается практикой.
Во время швартовки катера борта его надо предохранять от ударов о причал или о корпус другого судна, для чего с бортов катера выбрасывают кранцы.
Кранцы могут быть мягкие и деревянные. Мягкие плетутся из тросов или делаются из обрезков автопокрышек Деревянный кранец делается из короткого бревна-кругляка и вертикально подвешивается на тросе к борту или надстройке судна.
Применять деревянные кранцы на маломерных судах не следует. Если по борту нет обносного привального бруса, деревянные кранцы использовать нельзя, так как может быть продавлен борт или на шлюпках поврежден буртик.
Во время движения кранцы обязательно убираются внутрь судна: они ни в коем случае не должны свешиваться с бортов Кранцы или концы, висящие без нужды за бортом,—признак низкой морской культуры судоводителя.
Смягчения ударов и предохранения корпуса от повреждений можно достичь обтягиванием борта — от форштевня до кормы — толстым растительным тросом.
На берег или на другое судно должно быть подано такое количество швартовов, чтобы обеспечить безопасность стоянки. Это зависит от размеров судна, места стоянки, гидрометеорологических условий и т. д.
Швартовные тросы могут перетираться и обрываться от качаний судна во время волнения, прибыли-убыли воды, приливов-отливов, волнообразования от мимо идущих судов.
Нестравленый трос во время убыли воды может вызвать повисание или сильный крен судна, а при опускании от большой убыли воды (в шлюзах) судно может опрокинуться. Нестравленый своевременно трос во время прибыли воды вызывает задевание катера за выступы причала и повреждение корпуса от крена и дифферента.
Сразу же по принятии решения о швартовке нужно наметить, где пристать катеру, за что произвести швартовку (есть ли н a берегу тумбы, швартовные устройства, палы, рымы и т.д.). Если рядом с местом предполагаемой стоянки стоят другие суда, нужно убедиться в том, что они не намерены возобновить движения. Перед швартовкой нужно проверить швартовы и убрать все посторонние, мешающие швартовке предметы.
Если место швартовки неизвестно и не оборудовано, то швартовку надо делать осторожно, замедлять ход катера при приближении к берегу, промерять глубины.
Целесообразно при подходе к неизвестному месту швартовки носом сделать незначительный дифферент на нос (например, перемещая людей к косу). Следует избегать швартовки и стоянки около обрывистых, крутых берегов, особенно глинистых, супесчаных и не имеющих растительности, так как они легко деформируются и могут внезапно обрушиться в воду.
Особенно опасны оползневые участки берегов, которые можно узнать по трещинам вдоль уреза реки и небольшим, часто расположенным террасам или ступенькам, спускающимся к воде.
Рис. 118 Подход катера с винтом правого вращения к причалу
Рис. 119. Подход катера к причалу при наличии ветра
При подходе на швартовку момент остановки работы винта нужно выбирать в зависимости от инерции судна так, чтобы судно подошло к месту швартовки по инерции.
При подходе к причалу правым бортом с обычным винтом правого вращения нужно дождаться момента прихода к месту, а затем дать задний ход для подтягивания кормы к причалу за счет подсасывания. При этом нос несколько отойдет от причала (рис. 118).
Задний ход гасит движение вперед, руль ставят прямо, подают концы, и швартовка окончена. Этот маневр позволяет подходить к причалу бортом под углом до 25° (винт левого шага производит обратное действие).
При подходе к причалу правым бортом с винтом правого вращения необходимо идти к месту швартовки малым ходом параллельно причалу и, не доходя до места хотя бы на одну-две длины корпуса судна, остановить машину.
Если судно прекратит движение по инерции вперед и перестанет слушаться руля, надо возобновить на некоторое время работу двигателя вперед. Если судно начнет проходить место швартовки или поравняется с ним, нужно дать ход назад, а руль положить на правый борт.
Если это сделать поздно или ясно, что это действие не принесет положительных результатов, то нужно дать ход вперед, развернуться и снова подходить к месту швартовки.
При изменении режима работы винта правого шага с переднего на задний ход и руле в диаметральной плоскости судна корма резко отклоняется влево (вправо при левом шаге винта), Знание этого свойства судна необходимо в случае неожиданной остановки или отхода назад во избежание столкновений.
Если место швартовки находится на участке с сильным течением, швартовку, если это возможно, следует производить с подходом к месту швартовки против течения.
Например, двигаясь вниз по течению реки, катер должен пристать к вогнутому берегу (яру) при сильном течении. Катер должен пройти мимо места швартовки, сделать поворот назад и пристать, следуя против течения. Поворот на обратный курс, как правило, нужно делать от вогнутого к выпуклому берегу.
Рис. 120 Подход моторной лодки носом к берегу
При встречном ветре подходить нужно под углом в 10—20° к причалу. Особенно осторожно надо маневрировать катером и правильно рассчитывать его инерцию при отвальном и прижимном ветрах (рис. 119).
Если катер сохраняет поступательное движение вперед, то, как правило, он даже при очень сильном отвальном ветре имеет полную возможность сразу же подойти к причалу и ошвартоваться. Для этого нужно подходить под острым углом к причалу, пока судно не коснется его носовой частью. Нужно только обеспечить быструю подачу и закрепление швартовов. При сильном отвальном ветре преждевременное прекращение работы винта вызовет относ судна ветром от места швартовки.
При прижимном ветре тихоходному катеру с небольшой осадкой и высоким надводным бортом приставать особенно на волнении намного труднее, чем при отвальном ветре. Швартовку на таком катере при значительном волнении и прижимном ветре производят при помощи якоря, отданного с носа или кормы катера, предварительно развернутого против ветра и волны (см.§ 56).
Место отдачи якоря должно соответствовать месту швартовки судна, а длина стравливаемого дректова должна позволить подойти к причалу. После подхода к причалу катер отшвартовывается, если его не будет бить у стенки волной. Особенно затруднительна швартовка катера с надстройкой, имеющей большую парусность.
Если на борту такого катера находится один человек, совмещающий работу у штурвала и двигателя, то ему трудно, а подчас и невозможно одновременно выполнять работы по швартовке и управлению катером. Даже кратковременное оставление рулевым поста управления для того, чтобы подать швартов при сильном отвальном ветре, оканчивается неудачей, петому что катер отбрасывается ветром от причала.
Подход к судам, стоящим на якоре, лучше осуществлять с подветренной стороны, предварительно уточнив место нахождения якоря и якорного каната.
К берегу моторные лодки и катера подходят носом или, как говорят, носом в берег (рис. 120). При таком подходе следует заранее выключать двигатель, учитывая инерцию судна, так, чтобы судно легко врезалось в песчаный грунт берега. Если катер при этом подходит к берегу в известном месте, то можно создать дифферент на корму, тогда нос судна больше выйдет из воды на берег.
При подходе к неизвестному участку берега необходимо проверять глубину метрштоком, что делает возможным знать как глубину, так и характер грунта. С небольшой лодки это делать затруднительно, но при подходе катера это делать необходимо.
Измеряющий глубину должен знать, что в случае неожиданной остановки судна от соприкосновения с подводным препятствием он может упасть.
При подходе к неизвестному месту необходимо иметь дифферент на нос. После подхода к берегу нужно закрепить швартовый конец на берегу, а если это сделать невозможно из-за отсутствия причальных устройств — тумб, рымов или других подходящих предметов, то нужно вынести на берег якорь.
Рис. 121. Стоянка судов
Подход носом в берег можно практиковать на слабом течении; при сильном течении судно развернется параллельно берегу так, что корма окажется вниз по течению. Подход к берегу при волнении выполняется с соблюдением особых правил (см. § 56).
Швартовные операции могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Умение правильно и быстро произвести швартовку зависит от опытности любителя и характеризует его судоводительскую выучку.
Однако при швартовке не следует подходить к причалу на большом ходу во избежание поломки судна (в случае отказа двигателя или непредвиденных задержек в изменении режима работы, необходимого для выполнения маневра). Ненужное лихачество часто ведет не только к повреждению своего судна, но и к повреждению причала, других судов, травмам и гибели людей.
От судоводителя при швартовке требуются большое внимание, смекалка и опыт. Швартовка по шаблону недопустима, особенно для катера, обладающего большой маневренностью. Внешние условия, в которых приходится швартовать судно, очень разнообразны и все их невозможно заранее предусмотреть.
Швартовку следует считать оконченной, когда судоводитель проверит закрепление швартовов на судне и па берегу, глубины под днищем, убедится в том, что швартовка соответствует изменениям горизонта воды и что мимо идущие и ошвартовывающиеся суда не повредят катер.
Лучшее положение для судна при длительной стоянке — общепринятая стоянка маломерных судов в боксах. Если боксов нет, а берег пологий, то можно судно поставить врастяжку носом в сторону берега на якоре, отданном с кормы, и с носовым фалинем, поданным на берег, мостки или пирс.
При такой стоянке глубокосидящие части судна и винт наиболее удалены от берега и исключается перемещение катера ветром и течением. Судно наилучшим образом отыгрывается на волне.
Рис. 122. Стоянка судов на якоре вблизи берега
Для стоянки у глубокого берега или около причала судно можно поставить кормой в сторону берега. Тогда постоянную стоянку можно организовать так, как показано на рисунка (рис. 120, б).
На расстоянии свыше длины корпуса судна от причала или подходящего берега вбивается свая, к которой крепится рым, блок, или делается желоб на свае. Трос с носа судна подается на берег, предварительно пропускается через рым или по желобу на свае.
Судно этим носовым движущимся тросом должно быть отведено от берега на достаточно большое расстояние, чтобы оно корпусом или какой-либо частью не терлось о причал.
Достаточной также должна быть глубина, гарантирующая безопасность при колебании горизонта воды от обсыхания и ударов о грунт подводной частью и, в частности, рулем. С кормы судна на причал нужно подать швартов и крепить его после закрепления носового швартова, идущего через сваю также на причал.
Для длительной стоянки катер можно ставить в углу причала за носовой и кормовой швартовов, поданный на причал (рис. 121, г).
Стоянка маломерных судов лагом используется как временная или даже кратковременная для посадки, высадки людей на причал, па другое судно. При необходимости стать лагом к причалу носовые и кормовые швартовы укрепляются соответственно на причале под углом вперед и назад.
При сильном действии ветра или волнения с бортов моторных яхт подаются еще дополнительно один-два троса. Способы крепления троса на причале (пирсе) при постановке лагом показаны на рис. 121, а. Стоянки лагом, особенно во время волнения, следует избегать.
При стоянке лагом у причала надо неослабно наблюдать за катером, изменением его осадки, колебанием горизонтов воды и соответственно травить или выбирать швартовые.
Стоянка может быть организована и в том случае, когда нет специально оборудованного причала или на акватории причала нужно разместить большее число судов. Схемы такой постановки судов показаны на рис. 122. Положение а обеспечивает отыгрывание судна на волне и предупреждает удары его о берег.
Металлический балласт на якорном канате (положение б) является амортизатором для отыгрывания судна на волне и, кроме того, приводит канат в вертикальное положение, что необходимо в местах большого движения и скопления судов. В положение в судно приводится способом, аналогичным показанному на рис. 122,6, т.е. движущимся тросом, крепящимся не к свае, а к якорю.
На рис. 123 показаны способы подачи и закрепления швартовов с судна за кнехт и рымы. Во всех случаях закрепления швартовов за береговые кнехты и рымы обязательно предусматривать их быструю отдачу при первой необходимости.
Мелкие деревянные, металлические и пластмассовые лодки па длительную, а иногда и временную стоянку следует выносить достаточно далеко на берег, чтобы прибой не мог их перевернуть и разбить. Катера и моторные лодки рекомендуется закрывать брезентом так, чтобы вода с брезента стекала за борт, а не в судно.
Рис. 123. Крепление швартовных тросов на берегу
Отход катера от причала, как правило, особенной трудности не представляет. Во всяком случае отходить от причала легче, чем подходить к нему. При отходе от причала по готовности или в момент включения мотора отдают швартовы и дают ход вперед.
Катер постепенно набирает скорость и отваливает. Перед отходом от причала рекомендуется предварительно отвалить (оттолкнуть) нос судна на 20—30° от причала и уже потом дать ход вперед.
При отходе следует воздерживаться от включения полного хода. Нужно так управлять рулем и машиной, чтобы предупредить удар кормы о причал, или, как говорят, чтобы корма прошла «чисто».
Отходить от причала можно и кормой, предварительно оттолкнув ее от причала на глубокое место. Руль держат в диаметральной плоскости и дают ход назад. Затем, отойдя от причала, дают ход вперед, а управляют рулем для следования по нужному курсу.
Отходить при волнении на заднем ходу на судне с подвесным мотором нельзя. При прижимном ветре, качке целесообразно поднять подвесной мотор и отойти от берега на веслах, после чего стать на якорь на достаточной глубине и запустить мотор.
Перед отходом от места стоянки нужно внимательно оценить обстановку, убедиться в отсутствии движущихся судов, учесть гидрометеорологические и другие условия.
Если катер на стоянке касается носовой частью берега, то можно дать ход назад, отойти и сделать поворот для выхода на желаемый курс.
В морском плавании при выборе места для вытаскивания шлюпки на берег и отдыха команды на длительное время (для ночлега, пережидания плохой погоды) следует избегать нешироких пляжей под крутыми берегами. Обязательно нужно определить границы прибоя по выброшенному водой плавнику.
Если граница прибоя проходит под самым обрывом берега, то это место для стоянки не годится и здесь оставаться нельзя, так как прибойная волна накатывается до обрыва берега. Во всех случаях нужно располагаться за границей прибоя. Плавник является топливом, но разводить костры на морских побережьях. запрещается.
Источник