Способы швартовки маломерного судна

Швартовка маломерного судна

При швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие детали с достаточным количеством шлагов (оборотов троса), чтобы при натяжении трос не потравливался. При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно сил для удержания или перебирания троса руками.

Длина каждого швартовного конца не должна быть меньше полутора длин корпуса судна. Работа со швартовыми тросами производится без излишней суеты, но быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем, чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса. Следует знать значение терминов травить и выбирать. Ослаблять швартовный трос — значит, травить, а подтягивать трос — выбирать или набивать.

Производится ли травление, или выбирание троса, или он уже закреплен при окончании швартовки — нужно всегда быть готовым быстро отдать или стравить его, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот, набросить шлаг для предотвращения стравливания троса.

Во время швартовки борта катера надо предохранять от ударов о причал или о корпус другого судна, для чего с бортов катера вывешиваются кранцы. Кранцы делают из обрезков резиновых шлангов диаметром 50-70 мм и длиной 500-600 мм. Резиновые кранцы пачкают борта, поэтому их обшивают брезентом или другой плотной тканью. В настоящее время в продаже есть синтетические кранцы специально для маломерных судов . Во время движения кранцы обязательно убирают внутрь судна: они не должны свешиваться с бортов. Кранцы или концы, висящие без нужды за бортом, — признак низкой культуры судоводителя.

Швартовка судов к причалу осуществляется бортом, кормой, носом или кормой и носом, если судно встает в углу причала. При швартовке необходимо учитывать глубину под килем и вероятность колебания уровня воды. При понижении уровня судно может cecть на корпус и повредить подводную часть. Натянутые швартовы могут оборваться, или возникнет крен, создающий вероятность опрокидывания. При повышении уровня швартовы провиснут и возникнет вероятность навала на соседние суда или причал.

При швартовке носом или кормой к причалу сначала кладется якорь или заводится швартовый за швартовную бочку, потом заводятся швартовы на причал с каждого борта. В кранцах необходимости нет.

При швартовке в углу причала швартовы заводятся с носа и кормы на причал и стоят на этой растяжке.

При швартовке в боксе швартовы подают с одного борта и тогда вывешивают кранцы или подают с обеих бортов — без кранцев.

Подход и отход от причала во время даже не очень сильного ветра являются достаточно сложными маневрами, поэтому мы им уделяем особое внимание ( рис. 4.14. ).

Рис. 4.14. Подход к причалу при отвальном ветре

При подходе к причалу во время отвального ветра, когда приходится швартоваться между двух, уже ошвартованных, судов, надо быть предельно внимательным. Нельзя ударить стоящие суда и удариться о причал самому. Сначала надо повесить кранцы в носу, на скуле и борту в кормовой части судна. Подходить надо на самой малой скорости, позволяющей управлять судном и быть готовым немедленно отработать задним ходом. Не доходя до причала 0,5 м, набросить швартовый на кнехт и закрепить его на судне.

Если у вашего судна активный руль (подвесной лодочный мотор, поворотно-откидная колонка или водомет), его надо повернуть в сторону причала и на малых оборотах, включив задний ход, подтянуть корму и подать кормовой швартовый. Если у вашего судна пассивный руль, его надо повернуть в сторону от причала и, включив передний ход на самых малых оборотах, подтягивать судно к причалу. При этом надо не забывать потравливать носовой швартовый.

Рекомендуется проделать такое упражнение: на свободной акватории в тихую погоду установите буек . В качестве буйка годится бутылка из под пива, наполненная наполовину водой. Не забудьте потом поднять бутылку из воды. Потренируйтесь подходить носом к буйку и останавливаться как можно ближе, затем то же самое отработайте на волнении. Этим упражнением вы отработаете навык управления судном. Вы его «почувствуете». Без этого навыка вы будете постоянно наваливаться на причал или другие суда.

При отходе от причала, если по носу и корме стоят другие суда, во время навального ветра, с активным рулем у вашего судна, необходимо отдать кормовой швартовый, повернуть руль в сторону от причала и включить малый задний ход. После того, как корма судна выедет на свободную воду, двинуть судно передним ходом в сторону причала, отдать швартовый и дальше отходить задним ходом ( рис. 4.15. ).

Читайте также:  Способы укрепления народного суверенитета кратко

Рис. 4.15. Отход при навальном ветре

Если руль пассивный, необходимо отдать кормовой, повернуть руль в сторону причала и включить малый ход вперед. Одерживаемое носовым швартовым, судно начнет отходить кормой от причала. Когда судно станет почти перпендикулярно причалу, отдать носовой и отходить задним ходом на средних оборотах.

Другой способ. Если судно стоит к причалу правым бортом, заведите швартовый с причала вокруг правого кнехта (утки) на кнехт левого борта. Отдайте носовой и малым ходом начните отрабатывать назад. Корма судна будет опираться на швартовый, в результате носовая часть начнет отваливать от причала на свободную воду. Когда можно будет беспрепятственно отойти, надо дать передний ход.

Источник

Швартовка маломерных судов

Швартовка маломерных судов

Старинное морское правило гласит: «Швартуйся всегда, как перед штормом».

Для швартовки рекомендуют использовать только трехпрядные тросы из длинноволокнистого полиамида или полиэфира, так называемого «шелка». Коротковолокнистый материал, так называемую «шерсть», не следует использовать.

При подборе размеров тросов можно пользоваться нижеприведенными данными (меньшая цифра приводится для защищенного места швартовки, большая – для открытого), мм:

Необходимо, чтобы при швартовке расстояние между буем (бочкой) или сваей (палом) и швартовным устройством судна было меньше половины длины. Швартовные устройства должны быть снабжены пружинами. Швартовы крепятся не непосредственно к рыму, расположенному на баке судна, а к пружине, закрепленной на этом рыме (рис. 154).

При швартовке на волнении к бую (бочке) рекомендуется использовать трос, длина которого равна трети длины судна. При креплении троса к бую всегда пользуются концевой скобой. Карабины легко отстегнутся при движении судна вокруг буя.

Длина цепи, на которой закреплен буй, должна обеспечивать его вращение в радиусе не менее 3 м.

Рис. 154. Швартовные устройства

На открытой акватории длина цепи должна быть не менее трех величин глубины.

Вес якоря в воде должен быть не менее 200 кг, этот вес увеличивается на 100 кг соответственно увеличению веса маломерного судна на одну тонну. Трехтонное судно, таким образом, должно швартоваться к бую с якорем, весящим в воде 300 кг. На открытых местах швартовок вес якоря буя в воде должен быть увеличен на 50%. Примеры размеров и веса буев: цементный камень 60 X 60 X 40 см – 320 кг в воздухе – 195 кг в воде; цементный камень 80 X 80 X 60 см – 850 кг в воздухе – 490 кг в воде; камень 400 кг в воздухе – 270 кг в воде.

По крайней мере шесть кранцев должны быть вывешены за борт, когда маломерное судно стоит у причала, даже если поблизости нет других судов.

Читайте также

Швартовка

Швартовка Как только яхта подошла к месту своей стоянки в гавани, ее нужно надежно и правильно ошвартовать. Для швартовки используют растительные или синтетические тросы достаточной крепости и длины — обычно 2–4 м, которые называют швартовами. На одном конце швартова

Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море

Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море Общие сведения Для того чтобы суда при встрече могли безопасно расходиться друг с другом, существуют специальные правила.В открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские

Правила предупреждения столкновения судов на море

Правила предупреждения столкновения судов на море ППСС состоят из следующих шести частей:А — предварительные замечания и определения;В — огни и знаки;С — звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости;О — правила маневрирования;Е — звуковые сигналы

Источник

Швартовка судна

Каждый яхтсмен, прежде чем самостоятельно выйти в море, должен освоить азы мореходной науки. Одним из обязательных навыков, которым должен владеть любой шкипер, является правильная швартовка судна. Вполне понятно, что отточить мастерство швартовки можно только на личном опыте, основанном на индивидуальной практике. Как известно, практика без теории – слепа. Поэтому, чтобы не уподобляться людям, постигающим мореходную науку методом проб и ошибок, не следует пренебрегать теоретическими знаниями. Ошибки в данном случае могут очень дорого обойтись в прямом смысле, учитывая немалую стоимость яхт и катеров.

Швартовые приспособления и принадлежности

Начать изучение правил швартовки судна следует с ознакомления с материальной базой – приспособлениями и принадлежностями, использующимися для данного манёвра. К принадлежностям относятся:

  • Якорь необходимого веса. Для небольших лодок массой порядка 1 т — он должен иметь минимальную массу 10-15 кг. При выборе якоря следует учитывать его модификацию, так как якоря разных типов обладают различной удерживающей силой.
  • Якорный конец – дректов или цепь. Длина конца подбирается таким образом, чтобы он был не менее 5-ти длин вашей яхты.
  • Пара швартовых фалиней (для небольших яхт). Количество швартовых зависит от размера судна. Каждый из них должен иметь диаметр не менее 1,5-2 см для той же лодки, имеющей снаряженную массу в одну тонну. При выборе каната не стоит экономить на толщине, чем выше запас прочности, тем дольше он прослужит вам, а также будет меньше вероятность порыва в сильный шторм. Синтетические швартовые концы долговечнее и прочнее натуральных (растительных) в 2-3 раза, и они требуют меньшего ухода.
  • Кранцы – деревянные или мягкие «амортизаторы», вывешиваемые по бортам судна, и оберегающие их от ударов о пирс или о соседние яхты при швартовке к стоянке. На маломерных лодках следует использовать мягкие кранцы, так как деревянные при ударах могут повредить борта.
Читайте также:  Свои способ помочь природе

Швартовыми приспособлениями называют устройства, предназначенные для крепления швартовых. Это так называемые утки, или кнехты, которые устанавливаются на оборудованном пирсе и на борту яхты. Сегодня понятия «утка» и «кнехт» часто смешивают, называя кнехтом большие утки, установленные на борту. Изначально кнехтом именовались специальные причальные тумбы, а уткой – крепёжную дельную вещь (от английского слова «deel», а не русского «дело») в широком смысле. Собственно, утка может служить не только для крепления швартова, но и для закрепления любого бегучего такелажа.

Причальные утки (кнехты) располагаются на носу и в корме лодки. На небольших яхтах вполне достаточно одной носовой утки. На корме они должны быть парными, крепясь по разным сторонам корпуса. При швартовке на кнехты накладывается необходимое количество шлагов (петель) с таким расчётом, чтобы их можно было быстро снять при необходимости стравить швартов, либо накинуть дополнительные шлаги, если нужно выбрать фалинь.

Выбор места швартовки

Другой немаловажный аспект – это правильный выбор места, где можно ошвартовать судно. Швартовка к причалу является относительно простым делом. При заходе в марину следует заранее запросить офис начальника порта о месте стоянки. Если в марине нет начальника порта, или харбор-мастера (специального служащего, занимающегося расстановкой яхт у пирса), то выбирайте любое свободное место. Желательно швартоваться подальше от других судов. Если же свободного места у причала нет, то единственным выходом остаётся швартовка лагом к другой лодке.

Морской этикет в этой ситуации предписывает перед подходом — спросить у шкипера пришвартованного судна разрешения пришвартоваться рядом с ним. Когда команды нет на борту, то «разрешением», на швартовку к борту служат кранцы, вывешенные на нём с морской стороны. Переходить со своего судна на берег через чужую лодку следует только спросив на то разрешение команды, желательно через носовую часть. Согласно этому же морскому этикету, заглядывать в чужой кокпит без приглашения считается грубым моветоном.

Более сложная задача – это швартовка к необорудованному побережью. Правила швартовки предписывают подходить к незнакомому берегу с максимальной осторожностью, на самом малом ходе, непрестанно промеряя глубину лагом. Халатность при проведении такого манёвра может обернуться большой неприятностью: от посадки на мель до получения пробоины о подводные камни. Для подстраховки следует создать небольшой дифферент на нос, переместив туда свободных членов команды или некий массивный груз. В случае посадки на мель в этой ситуации можно будет сняться, переместив тяжесть груза на корму.

Не нужно швартоваться под обрывистыми берегами, лишёнными сверху растительности, так как существует вероятность оползня или обвала, особенно в дождливую погоду. Лучше отыскать некий защищённый от ветра и волн заливчик, идеально с песчаным дном. Самый же лучший вариант пристать к незнакомому необорудованному берегу, это остановиться на неком удалении от него, встав на якорь. Этим вы избежите многих непредвиденных неприятностей, особенно близ побережья с высокими приливами/отливами. Правда, такой вариант также имеет свои недостатки, для схода на берег потребуется тузик или надувная лодка.

Для надёжности, расчальте судно двумя швартовыми, прикреплёнными к береговым деревьям или палам (вбитым в землю колышкам), под углом не менее 30 градусов относительно друг друга. При постановке лодки на якорь также лучше использовать два якоря, установленных под таким же углом.

Подготовка к швартовке

Перед выполнением манёвра требуется произвести необходимую подготовку. Вывесите по бортам кранцы, а если собираетесь пристать к пирсу кормой, то и с кормы для защиты транца от удара. Рекомендованный шаг между кранцами – не более 2-х метров. Подготовьте швартовые концы, уложив их аккуратными бухточками, и отпорный крюк. Проинструктируйте команду, распределив между ними задачи. В принципе, опытный шкипер может и в одиночку справиться со швартовкой небольшой яхты, но дополнительные руки в этом случае будут не лишними.

Читайте также:  Что называется подлежащим каковы способы выражения подлежащего

При работе следует соблюдать технику безопасности. Наденьте обувь с закрытыми носками и рабочие перчатки. Работать с голыми руками и в открытых «шлёпанцах» категорически не рекомендуется. Запретите всем лицам, находящимся на борту, во время швартовки без крайней нужды — совать свои конечности между бортами/кормой лодки и пирсом, или соседними яхтами, даже при наличии вывешенных кранцев.

В отсутствие на причале принимающего, не следует пытаться прыгать с лодки на берег, забрасывайте швартов на береговой кнехт, затем затягивайте конец обратно при помощи отпорного крюка. Матрос, поскользнувшийся во время прыжка и упавший в воду между яхтой и пирсом, может значительно осложнить произведение манёвра, даже если при этом он не получит никаких травм.

Заранее следует учесть вращение винта судна. От этого зависит заброс кормы при постановке яхты к причальной стенке. При правом вращении винта (по часовой стрелке) корма забрасывается влево, а при левом винте, соответственно, вправо. Данную особенность яхты можно использовать при подходе к причалу в стеснённых условиях, когда необходимо сделать резкий разворот.

Схема швартовки

Существует три способа швартовки:

  • Носом к причалу (берегу).
  • Лагом (бортом).
  • Кормой.

В маринах и портах при выборе схемы швартовки следует исполнять указания харбор-мастера — портового «парковщика», начальника порта или его помощников. В отсутствие перечисленных лиц, вам придётся выбирать способы швартовки исходя из обстоятельств. Последовательность операции зависит от целого ряда факторов: размера и поворотливости судна, направления и скорости ветра и течения, если таковое имеется. Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Швартовка кормой является наиболее распространённым вариант при постановке яхты к причалу в маринах и портах. Среди плюсов такой схемы швартовки является компактность и простота отхода от берега. В маринах с тесными проходами между причалами следует начинать двигаться кормой ещё на чистой воде. Предпочтительнее рассчитывать маневр таким образом, чтобы поворот производился в сторону заброса кормы. В этой ситуации можно заложить поворот под 90 градусов, повернув руль и кратковременно резко прибавив газ. После чего переложить ручку на нейтральное положение, предоставив судну самому плавно «подъехать» к причальной стенке.

Постановка лодки лагом (бортом к причалу) производится реже, хотя данный манёвр проще швартовки кормой. Используется в ситуациях, когда у пирса достаточно свободного места. При выборе такой схемы швартовки следует учитывать интересы других яхтсменов, чтобы ваша лодка, вытянувшаяся вдоль пирса, не создавала им помех при попытке подхода к берегу. Если у берега имеется течение, то заходить к пирсу следует против него. Даже двигаясь вниз по течению, следует пройти причал, затем развернуться и подойти к нему. Таким образом, вы сможете лучше регулировать скорость подхода к побережью, исключив снос судна.

При встречном ветре следует приближаться к берегу под углом порядка 15-20 градусов. При боковом заходить следует с подветренной стороны. В случае сильного ветра — следует досконально рассчитать манёвр, учитывая массу и парусность судна. При сильном отвальном ветре лёгкую лодку с преждевременно отключенным двигателем, попросту отнесёт от берега. А при прижимном ветре вероятна опасность сильного удара о пирс или соседние суда. Поэтому, шкипер должен умело компенсировать ветровые нагрузки на яхту использованием винтов.

Подход носом выполняется примерно по той же схеме, что и при швартовке кормой. Единственное различие состоит в том, что «подход носом в берег» осуществить гораздо проще. А вот с отваливанием от причальной стенки могут возникнуть проблемы в стеснённых условиях марин. Всё дело в конструкции судна, рули у лодки располагаются позади винтов. Поэтому, при движении вперёд создаётся дополнительный напор на руль, улучшающий маневренность. При движении задним ходом поток воды направляется к носу, вследствие чего управляемость яхтой ухудшается. Это одна из причин в пользу применения в тесных маринах кормовой схемы швартовки.

Подходить носом в берег следует и в необорудованных для стоянки местах. Так руль и винты яхты будут защищены от возможного повреждения о грунт. Манёвр по швартовке считается завершённым, когда фалини надёжно закреплены на береговых кнехтах и лодочных утках. Выбор используемых для закрепления швартовых узлов зависит от формы кнехтов и уток. Наиболее простой и надёжный способ крепления за рым – штык с двумя шлагами, а за гак (крюк) крепить фалини лучше специальным гачным узлом.

Источник

Оцените статью
Разные способы