Способы штрихового кодирования информации
Графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами последовательность чёрных и белых полос либо других геометрических фигур.
В настоящее время в нашей стране существует две основных системы штрихового кодирования, это международная система EAN и отечественная система ОСК. Международная система кодирования EAN, более распространена и востребована, поскольку продукция с данным штрих-кодом может экспортироваться и на зарубежный рынок. А вот отечественная система подобной опцией не обладает и продукция распознается только внутри государства. При этом обмен товарами со столь близкими и дружественными нам странами как Украина, Белоруссия и Казахстан, возможен только при наличии штрих-кода международного уровня.
Виды штриховых кодов
Штриховое кодирование или штрих-коды бывают:
- Линейными (1D).
- Двухмерными (2D) или матричными.
- Трехмерными (3D).
- Четырехмерными (4D) очень редко встречаются.
Линейное кодирование (1D) это метод автоматизированного сбора данных, при котором источником информации является линейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. Еще это кодирование называют Баркод это по сути и есть штрих-код (штрих-линии с цифрами под ними).
Линейный штрих-код (1D)
Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20-30 символов, обычно цифр). Наиболее распространенными линейными кодами являются:
- ЕAN 13 (используются 13 цифр);
- EAN-8 (состоит из 8 цифр);
- UPC (UPC-A, UPC-D, UPC-E);
- Code39;
- Code128 (UCC/EAN-128);
- Codabar;
- Interleaved 2 of 5; и т.д.
Двухмерными ( 2D) называются штрих-коды, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Данный код может включать в себя гораздо больший объем информации (до нескольких страниц текста). Разработано более 20 различных символик двухмерных штрих-кодов. Наиболее популярны коды Aztec, Datamatrix, PDF417.
Двухмерный штрих-код (2D)
В настоящее время наиболее распространён вид двухмерного штрих-кода Aztec. В каждом символе можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его декодирования.
Существуют три основных формата символа Aztec Code:
- Compact (Компактный) символ с мишенью из двух квадратов
- Full-Range (Полный) символ с мишенью из трех квадратов.
- Datamatrix
Код Datamatrix это двумерный матричный штрих-код, содержащий чёрно-белые элементы или элементы двух различных степеней яркости в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе. Таким образом может быть закодирован текст или строковые данные. Размер закодированных данных может составлять от нескольких байтов до 2 килобайтов. Преимуществами этого кода является возможность нанесения перманентной гравировки (лазером, механическим способом и т.п.) на металлические поверхности позволяет маркировать кодом изделия и устройства, подвергающиеся воздействиям критических температур, давлений или химических веществ.
Трёхмерные (3D) Color C Code появились сравнительно недавно — в 2010 году. В отличии от 1D или 2D штрих-кода они могут содержать в себе любую цифровую информацию: документы, изображения, звук, анимацию. Однако не все цветные штрих-коды относятся к разряду трёхмерных.
В 2009 году компания Microsoft ввела новый формат Microsoft Tag, основанный на собственной разработке High Capacity Color Barcode (HCCB). Штрих-коды этого формата относятся к двухмерным, и вводился он для бурно развивающегося рынка мобильной маркировки. Такие штрих-коды использовались для идентификации информации хранящейся на серверах компании с помощью фотокамер мобильных устройств. Проблема Microsoft Tag в том, что для их считывания требуется особое ПО, которое, впрочем, находится в свободном доступе. В отличие от трёхмерного штрих-кода Color C Code, цветные Microsoft Tag не могут хранить много информации и большей частью предназначены для вывода её на мобильные устройства из сети интернет.
Трехмерный штрих-код (3D)
Выбор типа штрихкодирования
Выбор типа штрихкодирования остается за самой компанией (производителем), и главным ориентиром в этом деле выступает целевая аудитория товара. Так, если компания выпускает продукцию на местный рынок и планов расширения не имеется, то лучшим вариантом будет использовать отечественную систему штрихкодирования ОСК. Однако, если компания является интернациональной, и сотрудничает с другими государствами, пусть даже с СНГ, то необходимо использовать систему EAN. Поскольку экспорт продукции возможен только для «нумерованных изделий. Кроме того, используя систему автоматической идентификации EAN, вы сможете обрести зарубежных партнеров и клиентов, так как будете открыты для всех. Некоторым компаниям, зачастую торговым центрам, необходимо штрихкодирование для внутреннего пользования, то есть для оптимизации процессов учета, хранения и размещения продукции. Нанесенные штрих-коды распознаются только внутренним оборудованием и не предназначены для других компаний. Потому, компании могут самостоятельно разработать собственную систему штрихкодирования из совершенно любой комбинации символов. Или можно использовать международную систему EAN, с префиксом – 2, что означает внутреннее пользование. Основное назначение штрихкодовой системы это оптимизация торговой деятельности. При выборе штрихкодовой системы, не стоит об этом забывать.
Преимущества при регистрации штрих-кодов в нашей системе
Становясь участником системы Вы получаете:
- Эффективное В2В сотрудничество на международном и межрегиональном уровне с представителями бизнес-сообщества.
- Выделенный диапазон уникальных идентификационных номеров стандарта EAN-13.
- Ранжирование информации о Вашей продукции как в России, так и в других странах мира.
- Возможность электронного обмена данными с торговыми сетями через EDI-провайдеров.
- Свидетельство о присвоении диапазона номеров Штрих-Кода стандарта EAN-13, защищенное голографией.
- Рекламную IT-кампанию Вашей продукции и услуг.
- Доступ в личный (персональный) кабинет участника.
- Возможность скачать архив со штрих-кодами (баркодами) в различных форматах: PNG, JPG и т.д.
- Круглосуточное консультирование и техническую поддержку.
Став аккредитованным участником системы штрихового кодирования, информация о присвоенных штрих-кодах на вашу продукцию, расходиться по всем торговым сетям, поисковым системам и приложениям. Также, потребители и потенциальные заказчики, став аккредитованными участниками системы, смогут оценивать вашу продукцию, оставлять комментарии о Вашем продукте и писать сообщения в Ваш персональный офис (личный кабинет).
Возможности в личном кабинете:
- Добавлять продукцию к штрих-кодам в резерве и откреплять продукцию от штрих-кодов.
- Изменять информацию о продукции, прикрепленную в штрих-кодам.
- Изменять информацию об организации .
- Скачивать диапазоны штрих-кодов в различных форматах.
- Принимать сообщения от потребителей и потенциальных реализаторов в личном кабинете.
Часто задаваемые вопросы
На какой срок выдаётся Свидетельство на комплект штрих-кодов?
Гарантией работоспособности штрих-кодов является договор, который Вы заключаете с нами, действует бессрочно. Свидетельство выдается на пять лет и понадобится может оно только торговым сетям, в которых обычно, за 5 лет продукция расходится и Свидетельство становится не нужным. Более того, каждый год Свидетельство обновляется и становится более защищенным, в связи с чем существует высокая вероятность того, что через 5 лет свидетельство даже визуально будет отличаться от текущего, поэтому выдавать свидетельство более чем на 5 лет нецелесообразно.
Что делать если срок действия свидетельства закончился, а торговая сеть просит его предоставить?
В этом случае достаточно прислать нам электронное сообщение с названием Вашей организации, что бы мы Вам выслали новое свидетельство.
Как быть, если у организации поменялось Юридическое лицо, а неиспользованные шрих-коды остались?
В этом случае, до того как Юридическое лицо изменится, необходимо просто сообщить об этом нам заблаговременно, предоставив заявление о предупреждении смены Юридического лица.
Источник
Штриховое кодирование товаров
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию._
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).
В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.
Правительством РФ принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, на транспорте, в медицине и других сферах. В соответствии с Европейской системой кодирования EAN в России с 1997 г. каждое ЛС получает свой, однозначно идентифицирующий его номер, состоящий из 13 цифр — так называемый уникальный числовой номер ЛС.
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель
у мерен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает пре-i I и ж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя п до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля говаров в пределах предприятия.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других.
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений.
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров. В 1977 г. была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации).
Штриховой код стал применяться в Италии, Германии, Франции, Англии. В России штриховым кодированием занимается ЮНИСКАН — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Чтобы стать членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить штриховой код на свою продукцию, предприятию необходимо зарегистрироваться в ЮНИСКАНе. Цены на товары без штрихового кода снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрихового кода является одной из причин снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа:
EAN-8, EAN-13, EAN-14.
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов в табл.
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Рис. Структура штрихового кода EAN-13
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».
Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
— фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
— товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
— учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
— товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
— лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
— кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования.
В настоящее время ШК наносится на 99 % продукции, выпускаемой различными фирмами. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК. Такая система информации экономически эффективно влияет на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы).
Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной нумерации (член EAN International) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около 6500 предприятий-членов, всем им присвоены идентификационные номера. Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
Информацию кодируют с помощью различных символик — линейных (одномерных) и двухмерных. Номера на упаковку товара в соответствии с правилами EAN International наносятся в виде символа ШК EAN/UCC, утвержденного как европейским стандартом EN 797, так и российским ГОСТ Р 51201—98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «ЕАН/ЮПиСи». ШК предназначены для считывания информации сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
Ассоциация пользователей EAN установила ряд обязательных и рекомендуемых требований, которые следует выполнять на всех этапах использования ШК. Основные требования:
первые два или три разряда ШК должны обозначать код национального ведомства. Принято называть эти разряды префиксами (флагами) и обозначать f1, f2, f3;
идентификация товара должна быть цифровой и соответствовать формату EAN-8, EAN-13;
каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а при любом изменении вида товара (цены, цвета, сорта, размера, упаковки) должен изменяться и идентификационный код товара;
правила кодирования внутри страны, устанавливаемые национальным ведомством, должны гарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых кодов;
системы ведения реестра ШК должны предусматривать возможность присвоения новым товарам кодов старых товаров не ранее чем через три года после изъятия товара из сферы торговли;
возможность однозначно идентифицировать товары независимо от их производителей.
Одни и те же сканеры должны считывать коды EAN-8 и EAN-13. Штриховое изображение всех 8(12) цифр составляет в целом код EAN. Краевые знаки кода (удлиненные штрихи-знаки начала и конца символа) определяют его границы; символ делится на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа). Возможен вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится два знака, а для кода предприятия — пять.
Номера товара в ШК EAN-8 и EAN-13 служат ключом к информации, хранящейся в базах данных. Например, номер EAN-13 имеет следующую структуру.
Рис. Структура ШК EAN-13
первые 2. 3 цифры — это префикс национальной организации или ее код. Их присваивает EAN International;
следующие S. 1 цифр — это код изготовителя (предприятия);
в целом первые 7. 9 цифр, включая префикс, — это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
следующая группа цифр — это порядковый номер продукции внутри предприятия;
последняя 13-я цифра — контрольное число, которое предназначается для проверки правильности считывания штрихового кода сканером (считывающим устройством). Проверка производится автоматически по алгоритму EAN. Подтвердить правильность составления ШК можно и без компьютера путем расчета контрольной цифры кода семейства EAN-13 в определенной последовательности .
Шаг 1. Складываем цифры, стоящие на четных позициях кода.
Шаг 2. Результат умножаем на три.
Шаг 3. Складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода.
Шаг 4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий.
Шаг 5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней числом, кратным 10.
Национальные организации товарной нумерации, уполномоченые ассоциацией EAN International, могут использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN. В отдельно взятой стране или регионе возможно существование только одного представителя EAN International. Существует заблуждение, что по первым цифрам ШК можно определить страну происхождения товара. Это неверно, по префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие, но ШК не может служить свидетельством страны происхождения товара.
Префиксы 460—469 в коде EAN-13 присвоены ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Префикс 460—469 означает, что предприятие зарегистрировано в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, а вовсе не то, что предприятие находится на территории Российской Федерации.
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку ШК.
Предприятие имеет право самостоятельно определить, в национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько национальных организаций одновременно. С помощью штрихового кодирования предприятие открыто заявляет о себе как о производителе данной продукции.
Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации — члены EAN International стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим ШК (например, для Российской Федерации с префиксом 460, для Бельгии с префиксом 54).
В национальную организацию Российской Федерации может вступить любое предприятие, независимо от страны, где оно находится, при условии, что оно имеет свое представительство в нашей стране. При вступлении в ЮНИCKAH/EAN РОССИЯ предприятию будет присвоен соответствующий код. Например, префикс 50 означает, что предприятие зарегистрировано в национальной организации Великобритании, а не то, что оно расположено на английской территории (префиксы некоторых национальных организаций состоят из двух цифр).
Регистрационный номер предприятия состоит из префикса и номера предприятия, зарегистрированного внутри национальной организации. Следующие за трехзначным префиксом девять цифр кода означают номер предприятия и номер товара.
Регистрационный номер, получаемый предприятием в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. EAN International следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь, каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСKAH/EAN РОССИЯ) следит, чтобы никому в ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 700952.
Если в EAN РОССИЯ (460) под номером 700952 зарегистрировано одно предприятие, то в EAN Греция (520) под номером 700952 будет зарегистрировано совсем другое предприятие (например, какое-нибудь греческое). Именно национальные организации товарной нумерации, которой в Российской Федерации является Ассоциация ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, обеспечивают уникальность присвоенных кодов в глобальном пространстве.
По номеру на упаковке через национальную организацию товарной нумерации можно отыскать продукцию данного предприятия, определить изготовителя товара. Информация о кодах предприятий хранится в банке данных национальной организации.
Последняя тринадцатая цифра называется контрольным разрядом (КР). Она предназначена для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством. Прочитав графическое изображение ШК с помощью сканера и преобразовав его в цифровой код, компьютер по специальному алгоритму вычисляет КР и сравнивает его со считанным из графического изображения.
Совпадение считанного и вычисленного КР означает правильное считывание ШК. В этом случае на сканере появляется соответствующий световой (звуковой) сигнал. Если код сканером читается неправильно, то одна или несколько цифр кода могут быть при считывании искажены. В этом случае сканер не даст сигнала о правильном считывании.
Аналогично, если кто-то придумал свой код из произвольных 13 цифр или если КР имеет произвольное значение, то этот фальсифицированный ШК сканером считываться не будет.
Каждая цифра кода представляет собой сочетание штрихов и пробелов, исполняемых в комбинациях А, В или С; тип комбинации определяется первой цифрой.
Любой символ кода EAN-13 состоит из шести цифровых знаков переменного паритета (исполненных в комбинациях А или В) в левой половине символа кода, а также шести цифровых знаков четного паритета (исполненных только в комбинации С) в правой половине символа кода, двух краевых и одного разделительного знаков.
Значение кода EAN остается неизменным на всем пути от производителя товара до покупателя. На складе по номеру на упаковке компьютер установит, какой товар находится в этой упаковке, откуда груз поступил, кому предназначен и какое количество должно быть в наличии. Этим существенно облегчается процесс инвентаризации.
Проверка штрих-кода онлайн
Для массовой проверки штрих-кодов, определении наименований товаров, подлинности и определения страны, воспользуйтесь сервисом онлайн Товар по штрих-коду.
Источник