Способы штормования судов и их особенности
Выше были рассмотрены рекомендации, применяемые при плавании .в штормовую погоду, когда судно все-таки может следовать по назначению, лишь с некоторыми, вызванными соображениями безопасности, отклонениями от курса. Но во время жестоких штормов, при ураганных ветрах и большом волнении, иногда смешанного характера, судно зачастую бывает поставлено в условия, когда ставится задача сохранения самого судна и избегания повреж-дений его палубных устройств и грузов. Многолетняя практика рекомендует разные способы штормования в зависимости от конструктивных особенностей судна, его загрузки, дифферента, наличия палубного груза и других условий.
Способ штормования на носовых курсовых углахможет быть рекомендован судам, имеющим полубак, защищающий носовую часть палубы от заливания волнами, полные обводы носовой части корпуса и некоторый дифферент на корму, облегчающие всплывание судна на волне. При данном способе штормования судно испытывает значительные удары волн в носовой части. Для избегания ударов волн и больших напряжений корпуса судна необходимо уменьшить ход и следовать со скоростью, обеспечивающей доста-точную управляемость судна. Однако надо учитывать, что незначительная скорость требует частых перекладок руля. Для удержания судна против волны судно обеспечивает минимальный ход для сохранения управляемости. Выбор скорости также осуществляется из условия минимальной заливаемости, минимального количества ударов в носовую оконечность. Если судно достаточно хорошо управляется, а бортовая качка не слишком интенсивная, можно двигаться не строго против волны, а встречая волну скулой.
Способ штормования на кормовых курсовых углахсостоит в том, что судно ложится на курс прямо по волне или под некоторым углом к ней.
Выбор хода также должен определяться тем условием, чтобы судно шло с отличной от волны скоростью. Как правило, суда должны следовать малым ходом, обеспечивающим должную управляемость судна. Этот способ можно применять при достаточной остойчивости и управляемости судна на сравнительно малых скоростях, чтобы судно шло с отличной от волны скоростью и длина судна отличалась не менее чем на 25—30 % от длины волны. При длине судна, соизмеримой с длиной волны, режим движения со скоростью, когда судно обгоняет волны, особенно опасен.
Оба указанных способа должны учитывать условия килевой качки и зарывание судна в волну, т. е. в обоих случаях суда должны избегать резонансной килевой качки, которая будет наблюдаться при 0,7
Дата добавления: 2016-05-16 ; просмотров: 1139 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Способы штормования судна опишите
§ 76. СПОСОБЫ ШТОРМОВАНИЯ
Со времен парусного флота и по настоящее время в морской практике применяются три способа штормования: против волны, по волне, находясь в дрейфе.
Первый способ пригоден для судов с длинными баками, защищающими палубу от заливания ее волнами. При этом способе штормования судно приводят носом на ветер и волну, уменьшая его ход настолько, чтобы оно не потеряло управляемости. При подходе крупных волн, чтобы не принимать много воды и избежать сильных ударов, ход сбавляют еще больше, а если после прохождения гребня нос уваливается под ветер, то рулем и машиной судно опять приводят на ветер. Неудобство этого метода заключается в том, что судно все же испытывает сильные удары в носовой подзор и днище, так как происходит сложение скоростей судна и волн. Кроме того, тенденция современных судов уваливаться под ветер требует неослабной работы рулем, чтобы не попасть в положение лагом к волне.
Второй способ заключается в том, что судно приводят в фордевинд или бакштаг, уменьшают ход настолько, чтобы оно все же слушалось руля, и затем спускаются по ветру. Качка судна при этом способе может быть значительной, однако удары волн почти не ощущаются, так как судно как бы уходит от них. Уменьшаются также и напряжения в корпусе. Неудобство способа заключается в том, что движение по ветру может далеко увести судно от нужного пути, возможно также заливание кормы.
Третий способ штормования состоит в том, что судну предоставляют возможность дрейфовать по ветру с застопоренными машинами, в том положении, которое избирает само судно. Обычно это будет курс; близкий в бакштагу. Удары волн при этом способе значительно смягчаются, но дрейф может сопровождаться сильной бортовой качкой. На судах, обладающих большой остойчивостью, этот прием применять не рекомендуется.
§ 77. ПРИМЕНЕНИЕ МАСЛА И ПЛАВУЧИХ ЯКОРЕЙ В ШТОРМ
С давних пор мореплавателям известно, что лед, трава и масло, находящиеся в воде, значительно снижают волнение. Особенно важно для судоводителей это свойство в отношении масла, так как последнее всегда имеется на судне, и применение его для успокоения волнения очень просто. Масло, распространяясь тонким слоем по поверхности воды, образует защитную пленку, которая сглаживает гребни волн и препятствует их попаданию на палубу судна. Любой вид масла дает положительные результаты, однако жидкие масла, животные и растительные более эффективны, чем минеральные.
Масло выпускают наружу через фановые трубы, шпигаты и из парусиновых мешков. В последнем случае в мешки закладывают паклю и заливают ее маслом. Для лучшего просачивания масла в мешке прокалывают отверстия тонким шилом или парусной иглой. При штормовании носом против волны масло следует выпускать как можно ближе к форштевню. Для этой цели мешки с маслом можно укрепить у козырька на баке и по бортам в носовой части судна. Мешки не следует опускать в воду, а надо держать их над поверхностью с подвешенным грузом, но так, чтобы они не могли быть смыты проходящими волнами.
Можно также использовать для выпуска масла носовые фановые трубы, куда также закладывают паклю, и на нее тонкой струей из подвешенного мешка льется масло. В случаях, когда судно идет лагом к волне или принимает волну в скулу, масло выпускают в нескольких местах через фановые трубы наветренного борта.
Наиболее эффективно действие масла проявляется при следовании на фордевинд или бакштаг. При таких курсах относительно волны масло выпускают с бака и по бортам судна через фановые трубы или с помощью парусиновых мешков.
Распространяясь вокруг судна и позади него, масло сглаживает гребни подходящих волн. Судно следует все время в зоне, покрытой масляной пленкой, с относительно спокойным волнением. Сглаживающее влияние масла зафиксировано во многих случаях при плавании в штормовую погоду.
Так, крупнотоннажное советское судно, попав в зимнее время в Атлантическом океане в жестокий шторм, легло в дрейф. С судна с помощью пяти мешков, спущенных с бортов, стали выпускать на воду масло. Гребни волн значительно сгладились, и поступление воды на палубу прекратилось. В течение 22 ч штормования было израсходовано 60 л масла. Подобные факты подтверждают ценность столь простого способа при плавании на сильном волнении.
Во многих прежних руководствах по морской практике описаны способы изготовления и применения плавучих якорей для удержания судна носом на волну при нахождении в дрейфе. Большинство подобных рекомендаций идет еще со времени парусного флота, но к современным крупнотоннажным судам они неприменимы.
Вместе с тем в аварийных случаях, когда, например, на судне вышла из строя машина, применение плавучего якоря при умеренном ветре может спасти судно от дрейфа в сторону опасности. Простейший плавучий якорь можно изготовить из двух бревен длиной 6—8 м, которые принайтовливают одно к другому крестом. К кресту прикрепляют брезент, а к концам бревен — оттяжки, соединенные со стальным дректовом. Для того чтобы якорь стоял в воде вертикально, к концу одного из бревен принайтовливается верп. Изготовленный таким образом якорь спускают в воду, вытравливая дректов на 200—250 м. Если держащая сила плавучего якоря оказывается недостаточной, то в дополнение к нему вытравливают брашпилем становой якорь на длину пяти — шести смычек якорь-цепи.
При свежем ветре судно может таким образом держаться носом на ветер, пока не будет закончен ремонт машины или не подойдет на помощь другое судно. Эту рекомендацию можно применять при больших глубинах в районе дрейфа судна. Если же аварийное положение возникнет на средних глубинах (до 100 м), то для предупреждения сноса на мель или других опасностей можно использовать прием, называемый «дрейфом на якоре». В этом случае становой якорь вытравливают на длину цепи, несколько превосходящую глубину места. Судно под действием ветра и сдерживающей силы якоря развернется носом против волны и будет медленно дрейфовать в подветренную сторону, волоча якорь по грунту.
Источник
Способы штормования судна
В условиях жестокого шторма при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна.
Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов, конструктивных особенностей судна и других условий.
Штормование на носовых курсовых углах. Этот способ штормования наиболее приемлем для судов, у которых полубак защищает палубу от заливания; полные обводы носовой части и дифферент на корму облегчает всплывание судна на волне.
Для удержания судна носом к волне необходимо обеспечивать минимальный ход, достаточный для управления. При этом следует учитывать, что малая скорость судна требует частых и больших перекладок руля.
Если судно достаточно хорошо управляется, а бортовая качка не очень большая, то можно идти курсом не строго против волны, а встречать волну скулой. Крупнотоннажным судам рекомендуется для уменьшения изгибающих моментов на корпусе штормование на курсовых углах волнения 35 – 450.
Штормование на кормовых курсовых углах. Этот способ заключается в том, что судно ложится на курс прямо по волне или под углом к ней. Способ возможен, если длина волны значительно отличается от длины судна.
Его нужно применять при хорошей остойчивости и управляемости, т. к. судно должно идти с малой скоростью. При длине судна, соизмеримой с длиной волны, движение судна со скоростью, когда оно обгоняет волны, особенно опасно.
Штормование судна на носовых курсовых углах
Штормование лагом к волне. Этот способ штормования в большинстве случаев нежелателен. Он допустим для судов с достаточной остойчивостью и удаленностью от резонансной зоны по бортовой качке. При этом способе судно испытывает большие накренения, поэтому он неприемлем для судов с палубным грузом, с малым надводным бортом и большой остойчивостью (резкие углы крена с малым периодом).
Штормование лагом к волне
Штормование с застопоренной машиной. При этом способе штормования из-за загрузки, расположения центра парусности и своих конструктивных особенностей судно под воздействием ветра и волнения занимает определенное положение по отношению к волне.
Обычно это положение лагом к волне или под небольшим углом к ней. Суда с большой остойчивостью будут испытывать большие и резкие углы накренения,которые очень опасны для палубного груза и судовых механизмов.
Дрейф судна с застопоренной машиной может быть пассивным, когда судно теряет управляемость и активным, когда для удержания и приведения против ветра и волны судно использует вытравленную цепь с якорем. Активный дрейф может быть как носом, так и кормой к волне.
Штормование на якоре (якорях). Этот способ применим в том случае,когда сумма внешних сил не превышает держащую силу якорного устройства, а выбранное место якорной стоянки удовлетворяет условиям безопасности. Этот способ предусматривает отдачу второго якоря и подработку машиной для разворота судна против волны или под небольшим углом к ней.
Источник
Способы штормования судна опишите
В условиях жестокого шторма при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна. Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов, конструктивных особенностей судна и других условий.
Штормование на носовых курсовых углах. Этот способ штормования наиболее приемлем для судов, у которых полубак защищает палубу от заливания; полные обводы носовой части и дифферент на корму облегчает всплывание судна на волне. Для удержания судна носом к волне необходимо обеспечивать минимальный ход, достаточный для управления. При этом следует учитывать, что малая скорость судна требует частых и больших перекладок руля. Если судно достаточно хорошо управляется, а бортовая качка не очень большая, то можно идти курсом не строго против волны, а встречать волну скулой. Крупнотоннажным судам рекомендуется для уменьшения изгибающих моментов на корпусе штормование на курсовых углах волнения 35 – 45°.
Штормование на кормовых курсовых углах. Этот способ заключается в том, что судно ложится на курс прямо по волне или под углом к ней. Способ возможен, если длина волны значительно отличается от длины судна. Его нужно применять при хорошей остойчивости и управляемости, т. к. судно должно идти с малой скоростью. При длине судна, соизмеримой с длиной волны, движение судна со скоростью, когда оно обгоняет волны, особенно опасно.
Штормование лагом к волне. Этот способ штормования в большинстве случаев нежелателен. Он допустим для судов с достаточной остойчивостью и удаленностью от резонансной зоны по бортовой качке. При этом способе судно испытывает большие накренения, поэтому он неприемлем для судов с палубным грузом, с малым надводным бортом и большой остойчивостью (резкие углы крена с малым периодом).
Штормование с застопоренной машиной. При этом способе штормования из-за загрузки, расположения центра парусности и своих конструктивных особенностей судно под воздействием ветра и волнения занимает определенное положение по отношению к волне. Обычно это положение лагом к волне или под небольшим углом к ней. Суда с большой остойчивостью будут испытывать большие и резкие углы накренения, которые очень опасны для палубного груза и судовых механизмов. Дрейф судна с застопоренной машиной может быть пассивным, когда судно теряет управляемость и активным, когда для удержания и приведения против ветра и волны судно использует вытравленную цепь с якорем. Активный дрейф может быть как носом, так и кормой к волне.
Штормование на якоре (якорях). Этот способ применим в том случае, когда сумма внешних сил не превышает держащую силу якорного устройства, а выбранное место якорной стоянки удовлетворяет условиям безопасности. Этот способ предусматривает отдачу второго якоря и подработку машиной для разворота судна против волны или под небольшим углом к ней.
Methods of storming the vessel
In a severe storm with hurricane winds and high seas, the ship finds itself in conditions where the task of preserving the ship itself arises. Good maritime practice has developed different methods of storming depending on the load of the vessel, the availability of deck cargo, the design features of the vessel and other conditions.
Storming on bow heading angles. This method of storming is most suitable for ships in which the forecastle protects the deck from flooding; full bow contours and a stern trim make it easier for the boat to float on the wave. To keep the boat forward to the wave, it is necessary to provide a minimum stroke sufficient for steering. It should be borne in mind that the low speed of the vessel requires frequent and large rudder shifts. If the ship is well controlled, and the roll is not very large, then you can go on a course not strictly against the wave, but meet the wave with your cheekbone. To reduce bending moments on the hull, it is recommended for large-tonnage vessels to storm at heading angles of waves of 35 — 45°.
Storming at aft heading corners. This method consists in the fact that the boat lays on a course directly along the wave or at an angle to it. The method is possible if the wavelength is significantly different from the length of the vessel. It must be used with good stability and controllability, since the vessel must go at low speed. With a ship’s length commensurate with the wavelength, the movement of the ship at a speed when it overtakes the waves is especially dangerous.
Storm lag to the wave. This method of storming is undesirable in most cases. It is permissible for vessels with sufficient stability and distance from the resonance zone by rolling. With this method, the vessel experiences large heels, therefore it is unacceptable for vessels with deck cargo, with a small freeboard and high stability (sharp heel angles with a short period).
Storm with a stalled machine. With this method of storming, due to the load, the location of the center of windage and its design features, the vessel, under the influence of wind and waves, occupies a certain position in relation to the wave. Usually this position is lagged to the wave or at a slight angle to it. Vessels with high stability will experience large and sharp heel angles, which are very dangerous for deck cargo and ship machinery. The drift of a ship with a stalled machine can be passive when the ship loses control and active when the ship uses an etched anchor chain to hold and steer against the wind and wave. Active drift can be either bow or stern to the wave.
Storm at anchor(s). This method is applicable in the case when the sum of external forces does not exceed the holding force of the anchor device, and the chosen anchorage site satisfies the safety conditions. This method provides for the recoil of the second anchor and additional work by the machine to turn the vessel against the wave or at a slight angle to it.
Источник