- Каналы сбыта
- Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров
- Интенсивный путь сбыта товаров
- Селективная политика сбыта
- Эксклюзивные каналы продаж
- Выбор посредника и канала продаж
- Алгоритм организации системы сбыта
- Алгоритм организации системы сбыта
- Раздел 4. Коммерческая деятельность предпринимательской фирмы в условиях конкуренции
- Цель и задачи темы
- Оглавление
- 4.1.1. Области коммерческой деятельности фирмы
- 4.1.2. Основные направления коммерческой деятельности предпринимательской фирмы
- 4.1.3. Этапы процесса коммерческой деятельности
- Выводы
Каналы сбыта
Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров
Главная цель производителя — как можно быстрее сбыть свой товар. Какими путями продукция попадет в руки потребителя, по сути, не важно, однако желательно, чтобы каналы сбыта товаров были стабильными и не заставляли фирму каждый раз искать новый подход к клиенту.
Количество посредников, которые стоят на пути от производителя к покупателю, может быть различным. Прямые каналы продаж предполагают доставку продукта клиенту непосредственно производителем. Такой короткий путь наладить довольно сложно, если только компания не производит, к примеру, авиамоторы, которые на свободный рынок не идут и поставляются под конкретный заказ. Большинству фирм приходится иметь дело с длинными каналами продаж, правда, тут возможны варианты взаимодействия с посредниками.
Интенсивный путь сбыта товаров
Если фирма избрала интенсивный путь, то она старается задействовать максимальное количество точек сбыта товара. Например, можно продавать колбасу в продуктовых магазинах, в онлайн-супермаркетах, можно поставлять ее в различные госучреждения и кормить ею чиновников, если удастся выиграть тендер на госзакупках. Также можно заключить партнерский договор и поставлять эту же колбасу в кафе, где одной из позиций меню значатся сэндвичи, или опять же, договорившись с какой-нибудь фирмой, организовать поставки продукции в местную столовую для сотрудников. Способов сбыта товара масса, и, чтобы добиться успеха, нужно только выбрать правильные методы продвижения.
Селективная политика сбыта
Селективная политика предполагает, что производитель работает только с определенными партнерами и их представители предлагают товар по заранее оговоренной определенной схеме. Этот вариант распространения продукции по-своему хорош. Компания может быть практически уверена в том, что ее товар будет правильно презентован потребителю. Кроме того, в отличие от интенсивного пути, где сбыт зависит от сиюминутных обстоятельств (например, компания может проиграть какой-то тендер и запланированные поставки не состоятся), селективная политика дает возможность более точного планирования. Однако есть и минус: если сеть посредников еще не слишком развита, то компания волей-неволей будет подстраиваться только под них, что грозит застоем. Развитие возможно только при расширении масштабов сбытовой сети или диверсификации каналов поставок.
Эксклюзивные каналы продаж
Эксклюзивные каналы продаж используют компании, которые работают только с собственными дилерами. Этот метод подходит для тех, кто уже имеет постоянных клиентов или рассчитывает только на определенную целевую аудиторию. При использовании этого способа организации продаж фирма очень сильно завязана на сервис. Из-за сильно ограниченного числа точек продаж компания будет ощущать любое минимальное снижение спроса. Если же по какой-то причине репутация компании пострадает, то вернуть клиентов будет практически невозможно. Но в этом случае можно изменить сбытовую политику, к примеру, на интенсивную.
Выбор посредника и канала продаж
Выбирая посредника, нужно обращать внимание на следующие показатели:
- наличие у партнера базы данных клиентов; посредник должен иметь представление о целевой аудитории глобально и в конкретном районе сбыта в частности;
- финансовые возможности и логистические мощности компании. Отсутствие оборудования, помещений и транспорта для реализации продукции является серьезным препятствием к тому, чтобы начинать работу с таким посредником.
При выборе каналов продаж следует руководствоваться показателями прибыли, которых предположительно удастся достичь при том или ином сценарии. Самый верный вариант сорвать куш — найти необычный сбытовой канал, который еще никем не использовался. И маленькие, и большие компании находятся в постоянном поиске вариантов сбыта. Поставщики чистой природной воды стали писать на бутылках «подходит для детей» и поставлять ее в детские сады и школы, производители дезинфицирующих салфеток и гелей для рук, кроме того что продают свою продукцию по аптекам и магазинам, поставляют товар в больницы и поликлиники.
Довольно старая идея цветочных компаний продавать букеты с игрушками и шоколадными наборами вышла на новый уровень, когда фирмы стали предлагать доставку композиций с украшениями Tiffany & Co и других известных ювелирных брендов. Действительно, доставка цветов довольно логичное дополнение к ювелирному украшению, и компании, которые это поняли и нашли партнеров в реализации этой задумки, наверняка улучшат свои показатели.
Не стоит забывать, что сервисная сфера тесно связана с производственной. Производители канцтоваров, например, могут сбывать свои ручки и папки не в «Школьники», а рекламным агентствам, которые занимаются изготовлением именной сувенирной продукции для различных фирм.
Стратегия сбыта товара — одно из важнейших направлений, определяющих работу всей фирмы. Столь важный аспект нельзя пускать на самотек. Грамотный подбор путей распространения дает возможность фирме улучшить финансовые показатели и занять прочное место в своей нише.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Алгоритм организации системы сбыта
Создание системы сбыта — стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта. Рассмотрим алгоритм организации системы сбыта.
Организационно сбыт состоит из органов и каналов сбыта, обеспечивающих передачу товара от производителя к потребителям. С экономической точки зрения сбыт является сферой воспроизводства добавленной стоимости, создавая условия для получения прибыли всеми участвующими в этом процессе компаниями. С позиции маркетинга сбыт представляет собой систему, пронизанную многосторонними коммуникативными взаимодействиями, среди которых наиболее важными являются личные контакты, благодаря которым создаются условия для долгосрочного сотрудничества.
Перечислим основные функциональные блоки системы сбыта, находящиеся в непрерывном взаимодействии между собой:
- каналы сбыта (маркетинговые каналы);
- распределительная логистика;
- маркетинг сбыта.
В некоторых случаях вместо «канала сбыта» целесообразно использовать термин «маркетинговый канал», особенно когда имеет место большой объем коммуникационного взаимодействия между участниками канала — например, при реализации сложной техники, технологий, информационных услуг. В таком случае роль маркетингового канала намного выше, чем каналов сбыта и распределения (дистрибуции), что вытекает из следующих его существенных признаков:
- маркетинговый канал представляет рыночно ориентированную структуру, состоящую из взаимозависимых и взаимосвязанных субъектов, участвующих в формировании добавленной ценности для потребителей;
- участники канала осуществляют коммуникативные взаимодействия, способствующие росту ценности партнерских доверительных отношений;
- участники координируют свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить свои потребности и потребности конечных покупателей (потребителей);
- благодаря высокому уровню взаимодействия участники канала организовывают процессы, формирующие труднокопируемые конкурентами компетенции.
Алгоритм организации системы сбыта
- Определение типа и числа каналов сбыта (традиционный канал, электронная коммерция, продажа по каталогам, продажа по образцам и т. д.)
- Выбор метода сбыта (прямой, косвенный, комбинированный).
- Установление интенсивности охвата рынка (интенсивный, селективный, концентрированный, эксклюзивный).
- Определение типов посредников (оптовики, розница) и определение их роли в каналах сбыта. При этом необходимо оценить возможности опта и розницы (размер оборота, уровень специализации, возможности осуществлять логистические, технологические и сервисные услуги).
- Определение уровня централизации решений в области сбыта (решения могут быть централизованными или децентрализованными) — при развитии регионального сбыта.
- Выбор уровня сбытовой интеграции (определение уровня вертикальной и горизонтальной интеграции).
- Принятие решения о необходимости конкуренции — как в каналах, так и между каналами сбыта.
Канал сбыта — путь, по которому товар проходит от производителя до конечного потребителя.
Внутри канала сбыта формируются следующие коммерческие потоки:
- поток прав собственности;
- физический поток — перемещение товаров по каналу от производителя к конечному покупателю;
- поток заказов, последовательно формирующихся по каналу сбыта от конечного покупателя до производителя;
- финансовый поток, исходящий от покупателя;
- поток информации от производителя к покупателям и наоборот.
Основные типы каналов распределения представлены в табл. 1.
Таблица 1. Типы каналов сбыта.
Прямой канал | Непрямой короткий канал | Непрямой длинный канал | |
Производитель | Производитель | Производитель | Производитель |
Покупатели | Дистрибьюторы | Агенты по сбыту | Дистрибьюторы |
Покупатели | Покупатели | Агенты по сбыту (дилеры) | |
Покупатели |
Прямой сбыт: достоинства
- Предприятие может получать большую прибыль.
- Увеличивается доля наличных средств.
- Производитель хорошо знает потребителя.
- Прямой контроль цены и качества товара.
- Легче поддерживать имидж.
- Потребители более охотно покупают у производителя.
- Гибкая политика цен.
Прямой сбыт: недостатки
- Увеличиваются расходы на содержание сбытовой структуры.
- Усложняется учет товарно-денежных потоков.
- Необходимость больших инвестиций.
- Ограниченность зоны обслуживания.
- Небольшие объемы сбыта.
Непрямой сбыт: достоинства
- Возможна отгрузка крупных партий товаров.
- Быстрее осваиваются новые рынки.
- Лучше удовлетворяются потребности покупателей в доступности, количестве, скорости и сервисе.
- Производитель может сконцентрироваться на производстве.
Непрямой сбыт: недостатки
- Теряется контроль над ценами и качеством товара.
- Производитель хуже понимает потребителя.
- Снижается прибыль за счет предоставления посредникам скидок.
- Производитель, работая через оптовиков, становится слишком от них зависим.
- Посредники непредсказуемы.
Вывод: обращение к посредникам приводит к тому, что производитель теряет контроль над некоторыми процессами системы сбыта, но приобретает возможность в большей степени удовлетворить потребности конечных покупателей.
Комбинированный (многоканальный) сбыт применяется очень широко, поскольку позволяет:
- увеличить охват рынка сбыта;
- дифференцированно подходить к обслуживанию каждого рыночного сегмента;
- создать конкуренцию между каналами и тем самым повысить их мотивацию работать более эффективно;
- снизить затраты на содержание собственных каналов сбыта с одновременным сохранением преимуществ прямого сбыта.
К недостаткам многоканальных систем сбыта относятся проблема контроля эффективности каждого канала, а также конфликты между участниками каналов. При выборе каналов сбыта можно пользоваться рекомендациями, приведенными в табл. 2.
Таблица 2. Критерии выбора сбытового канала.
(звездочки обозначают приоритетность в принятии решения о выборе канала сбыта)
Источник
Раздел 4. Коммерческая деятельность предпринимательской фирмы в условиях конкуренции
Цель и задачи темы
Цель данной темы заключается в том, чтобы рассмотреть коммерческую деятельность предприятия.
В ходе реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть содержание коммерческой деятельности предприятия и ее роль в современной экономике;
- Раскрыть понятие коммерческой деятельности по снабжению предприятия;
- Проанализировать сбытовую деятельность предприятия;
- Определить эффективность коммерческой деятельности.
Оглавление
4.1.1. Области коммерческой деятельности фирмы
Коммерческая деятельность предприятия является составной частью всей системы его функционирования и включает в себя снабжение предприятия всем необходимым для производственной деятельности и сбыт произведенной продукции.
Роль коммерции многообразна и сложна. В условиях рыночного хозяйства она призвана, прежде всего, удовлетворять потребности покупателей. Кроме того, в процессе коммерческой деятельности устанавливаются связи со всеми участниками рынка: поставщиками, покупателями, посредниками, инфраструктурой и проч. Коммерческая деятельность включает в себя изучение и анализ существующих источников закупки товарно-материальных ценностей и целевых рынков сбыта.
Коммерческая деятельность – это динамичный процесс, поскольку он связан с поиском наилучших условий (рынков, поставщиков, сегментов и т.п.) для совершения купли-продажи товаров и ресурсов. Целью ее является повышение качества и ценности продукции, повышение прибыли от всей хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому в современных условиях она начинает занимать стратегическое положение в экономике отдельного предприятия.
В процессе коммерческой деятельности предприятие формируются информационные потоки и образуются прямые и обратные связи с субъектами рынка. Предприятие, поставляя товары на рынок, информирует потенциальных покупателей, посредников и конкурентов о качестве, ассортименте, особенностях его товаров. С рынка же получает информацию о том, какие характеристики ищет покупатель, какое качество имеет продукция конкурентов, какой уровень цены и скорость реализации продукции и т.д. (см. схему)
Схема 4.1. Информационные потоки в коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность тесно связана с другими видами деятельности предприятия. Прежде всего, конечно, с производственным процессом. Коммерция является вторичной по отношению к нему, поскольку его обслуживает. Производственная функция диктует количество и качество ресурсов, которые необходимо закупать. Произведенная продукция поступает в реализацию. Нельзя продать то, что не создано. Стоимость, которая лежит в основе цены – также производственная категория.
Но и коммерческая деятельность оказывает влияние на производственный процесс, может его стимулировать или сдерживать. Например, если будет куплено некачественное сырье, установлено низко производительное оборудование, продукция предприятия не будет конкурентоспособной на рынке. Не реализовав продукцию на рынке, предприятие не вернет вложенный капитал и не сможет начать новый процесс производства.
Коммерческая деятельность неразрывно связана с маркетингом. Именно в процессе маркетинговых исследований предприятие узнает, какие рынки (сегменты потребителей) наиболее подходят для реализации продукции, выявляет запросы потребителей и степень их удовлетворения, наиболее подходящие методы реализации продукции. Поэтому очень часто маркетинговые отделы (специалисты) входят в структуры коммерческих подразделений.
Управление коммерческой деятельностью является составной частью общего менеджмента предприятия. Да и сами торговые операции являются по сущности управленческими, т.к. происходит управление обменом благами, который надо спланировать, организовать, контролировать и регулировать
Коммерческую деятельность отличает высокий динамизм, что связано с постоянными изменениями на рынке, внешних и внутренних факторов, технологии торговли.
4.1.2. Основные направления коммерческой деятельности предпринимательской фирмы
Материально-техническое снабжение является начальной фазой любого производственного процесса и предшествует ему. От того, как будет подготовлено производство, от качества сырья, материалов, энергии и прочих ресурсов будет зависеть качество продукции. Кроме того, в процессе обеспечения ресурсами формируется будущая стоимость товара, поскольку материальные затраты составляют до 60%, а иногда и больше всех издержек производства. Если снабженческие службы закупят не лучший по цене набор факторов производства, то предприятие будет проигрывать на издержках и не получит максимально возможную прибыль даже при высокой цене, т.е. не достигнет цели производства. При покупке ресурсов необходимо сопоставлять их производительность, экономичность, уровень качества, универсальность, сложность применения, надежность, экологическую чистоту, срок службы и т.д.
Поэтому материально-техническое обеспечение создает определенную ценность и является фактором повышения (снижения) конкурентоспособности предприятия (товара). При этом важно не только качество и объём запасов, но в современных условиях и скорость обеспечения ресурсами и их структура. К факторам ценовой оценки ресурсов относятся цена покупки, издержки на доставку, обслуживание, установку, ценовые скидки и льготы, условия и сроки оплаты, и другие факторы.
Исходя из вышесказанного, можно определить функции коммерческой деятельности по снабжению:
- Исследование рынков ресурсов и поиск поставщиков
- Заключение договоров на поставку (аренду) ресурсов
- Приобретение новых ресурсов взамен использованных
- Транспортировка ресурсов на предприятие и непосредственно в производственные подразделения (внутреннее перемещение до конкретного рабочего места)
- Формирование и хранение запасов
- Переработка и распределение ресурсов (распаковка, комплектация, группировка, сортировка, маркировка, сборка, заготовка и т.п.).
- Первичный учет запасов
- Контроль использования, сохранности запасов.
В зависимости от системы обеспечения различают прямую и косвенную форму материально-технического обеспечения. При прямой форме ресурсы поставляются от предприятия-изготовителя потребителю напрямую, при косвенной – через посредников.
Прямая поставка носит целенаправленный характер, т.к. осуществляется на основе предварительного заказа, который учитывает специфические потребности покупателя.
Преимуществом такой формы является низкая цена, так как она не включает наценки посредников, долговременные связи между поставщиком и покупателем, комплектность поставок. Кроме того, существует договор, в котором предусматриваются все нюансы заказа: особенности качественных характеристик ресурсов, условия поставки, сроки. Нарушение договора влечет за собой штрафные санкции, которые могут включать и упущенный доход от недопроизводства продукции покупателем. Прямые поставки позволяют предусмотреть дополнительные услуги — например, монтаж и наладку приобретаемого оборудования, а также его техническое обслуживание в процессе использования, что повышает эффективность такой покупки.
У данной формы существуют и недостатки: во-первых, есть минимально допустимым объём единовременно поставляемой продукции, поэтому невозможно варьировать с объёмами покупок, исходя из потребностей производства покупателя. Во-вторых, привязка к одному поставщику приводит к появлению зависимости покупателя, и могут возникнуть проблемы с поставками ресурсов в случае закрытия, остановки или других неблагоприятных моментов у поставщика. В-третьих, поставки больших партий ресурсов требуют больших единовременных затрат, а следовательно, увеличивают потребность в оборотном капитале, снижая эффективность его использования, и вследствие этого, рентабельность производства.
Косвенная поставка ресурсов происходит через склады посредников, поэтому имеет другое название – складская поставка. Эта форма обеспечения позволяет закупать ресурсы в любых объёмах по мере возникновения потребности, поэтому отличается высокой частотой (например, два раза в неделю, раз в декаду и т.п.)
Она способствует сокращению запасов на предприятии, а, следовательно, потерь вследствие долгого хранения. Наконец, эта форма обеспечивает комплектность ресурсов, что затруднительно при прямой поставке. В тоже время цена ресурсов возрастает.
К коммерческой деятельности предприятия относится и складской технологический процесс, который включает следующие части (см. таблицу 4.1)
Таблица 4.1. Характеристика складского технологического процесса
Этапы технологического процесса на складе
1. Приём ресурсов
- Разгрузка товаров
- Приём товаров по количеству
- Проверка качества товаров
- Проверка соответствия ассортимента продукции договору
- Оформление документов
- Ведение учета на прием ценностей
- Размещение на хранение
- Создание оптимального режима
- Переработка ресурсов
- Укладка товарно-материальных ценностей
3. Отпуск ресурсов
- Подготовка к отпуску
- Отборка с мест хранения
- Оформление отпуска
- Отправка ресурсов в производственные подразделения
Неправильно организованный складской оборот приводит к увеличению издержек предприятия, появлению избытков запасов, товарно-материальные ценности морально устаревают, теряют потребительную стоимость, в запасах «омертвляются» оборотные средства.
Вторым направлением коммерческой деятельности является сбыт продукции.
Сбытовая деятельность – это совокупность операций, связанных с доведением до конкретного потребителя товара определенного качества, в необходимом количестве, в установленное договором время, и осуществлением его послепродажного обслуживания.
Функции сбытовой деятельности предприятий заключаются в следующем:
- Сохранение и преумножение потребительной стоимости и стоимости товара;
- Реализация продукции, и ее поставка потребителю;
- Послепродажное обслуживание продукции;
- Исследование и формирование спроса, поиск потенциальных покупателей;
- Информирование покупателей о товаре, разработка и использование рекламы, стимулирование сбыта.
Сбытовая деятельность – это не только завершение производственного процесса. Её результат отражает все экономические и финансовые результаты функционирования предприятия. Затруднение сбыта свидетельствует или об изменении спроса потребителей или об изменившихся условиях производства продукции, изменении общественно-необходимых затрат.
Чтобы выполнять свои функции, подразделения материально-технического снабжения и сбыта предприятия имеют транспортное, заготовительное, тарное и складское хозяйство. Структура складского хозяйства зависит от отраслевой принадлежности предприятия, размерами предприятия и ассортиментом выпускаемой продукции, организацией и управлением производства, номенклатурой и объёмами поставок ресурсов, условиями их хранения, функциональным назначением.
Все склады делятся на материальные – для хранения и обработки сырья, материалов, полуфабрикатов; производственные – для ресурсов собственного изготовления; сбытовые , где сосредотачивается готовая продукция, и выполняются операции по доведению ее до окончательной готовности (например, упаковывается, сортируется, комплектуется и т.п.), и наконец, специальные – для хранения запчастей, оборудования и т.д.
Склады могут быть универсальными или специализированными. Специализация обычно происходит по материальному и предметному признакам. По устройству склады делятся на закрытые, полузакрытые (навесного типа) и открытые – например, площадки.
Транспортная система формируется на основе способов доставки ресурсов или готовой продукции и может включать один или несколько видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, трубопроводный. Смешанная (на основе использования нескольких видов транспорта) форма транспортировки в настоящее время является наиболее распространенной. Она строится или на последовательном использовании различных видов транспорта (целесообразно при перемещении товаров на большие расстояния), или на одновременном использовании различных транспортных средств, например, контейнерные перевозки на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Каждый вид транспорта имеет как свои плюсы, так и минусы (см. табл. 4.2.).
Таблица 4.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Вид транспорта
Преимущества
Недостатки
- Высокая доступность
- Большие объёмы
- Низкие издержки
- Неограниченные расстояния
- Высокая надежность
- Средняя скорость
- Не эффективен при небольших объёмах
- Высокая доступность
- Невысокие издержки
- Высокая надежность
- Высокая скорость
- Небольшие объёмы
- Ограниченные расстояния
- Высокие издержки
- Не эффективен при небольших объёмах
- Зависит от погодных условий
- Не всегда доступен
- Неограниченные расстояния
- Зависит от погодно-климатических условий
- Низкая скорость
- Большие объёмы
- Низкие издержки
- Неограниченные расстояния
- Высокая надежность
- Ограниченность
- Невысокая скорость
Использование нескольких видов транспорта позволяет преодолеть недостатки каждой из них и развить преимущества, поэтому повышает эффективность коммерческой деятельности, и в целом производства.
Если производитель осуществляет поставку продукции покупателю, это называется отгрузкой . Если покупатель сам вывозит продукцию, то отправка товара называется отпуском продукции.
Перед поставкой продукции сбытовая сеть производит предпродажную подготовку: сортировку, упаковку, комплектацию, иногда требуется доработка до товарного вида. Эти функции относятся к вспомогательным и являются продолжением процесса производства. В результате их повышается как потребительная стоимость, так и ценность товара.
Для повышения эффективности сбытовой деятельности на предприятии разрабатывается сбытовая политика, которая включает в себя следующие части:
- Товарную и ассортиментную политику,
- Ценовую политику,
- Коммуникационную политику,
- Политику распределения,
- Сервисную политику.
Продаже товаров предшествуют маркетинговые исследования, в процессе которых выявляется действительная потребность, которую потребители хотят удовлетворить. Это информация служит для разработки товарной политики, т.е. определения какие товара в каком объёме нужно производить, чтобы можно было их полностью реализовать и получить максимально возможную прибыль.
Большинство компаний, особенно крупных, производят не один, а несколько разнообразных товаров (продуктовый набор), при этом они стремятся, чтобы товары были на различных этапах жизненного цикла: одни на стадии разработки и выхода на рынок сбыта, другие на стадии роста, третьи – на зрелости и четвертые – на стадии спада. В этом случае, когда сбыт одних товаров не приносит вовсе или приносит небольшой доход, другие товары продаются хорошо, способствуя процветанию фирмы.
Предприятие должно отслеживать реализацию продукции и не пропустить момент насыщения рынка, с тем, чтобы заменить морально устаревший товар новым.
В процессе сбытовой деятельности коммерческие структуры должны отслеживать и любые изменения, которые могут снизить долю предприятия на рынке. Чем больше доля фирмы, тем лучше ее позиции на рынке. Если емкость рынка увеличилась, предприятие должно увеличить объём производства и реализации продукции, с тем, чтобы его доля не уменьшилась.
Разработка предприятием ассортиментной политики осуществляется исходя из ориентации на целевой рынок. Обычно фирмы стараются создавать несколько товарных групп. Товарная группа – это группа товаров, находящихся друг с другом в тесной связи. Товары, входящие в одну товарную группу различаются типом, размером, моделью, цветовой гаммой и т.д.
Формирование товарного ассортимента должно осуществляться исходя из следующих принципов:
- Широтой ассортимента – создание определённого количества товарных групп.
- Взаимосвязанности – создание таких товаров, чтобы можно было удовлетворить конечную потребность.
- Стабильности – покупатели должны находить те виды товаров, к которым они привыкли и которые предпочитают покупать.
- Обновляемости – ассортимент должен время от времени обновляться, в современных условиях до 30% видов товаров широкого потребления должно заменяться ежегодно.
- Рентабельности – производство товаров должно быть экономически выгодно производить.
Расширение номенклатуры предлагаемых товаров позволяет уменьшить риск, улучшить конкурентные позиции фирмы.
В процессе реализации продукции одним из важнейших показателей является цена продукции. Предприятия могут привлекать покупателей льготными ценами и гибкими скидками. При крепких позициях на рынке можно вводить различные цены для различных покупателей или при различных условиях покупки (один объём продаж – по одной цене, другой объём – по другой цене).
Применение стимулирующего ценообразование (продажа по низким ценам, введение скидок) привлекает покупателей, позволяет разработать новые сегменты, снижает товарные запасы, а следовательно, издержки по хранению продукции.
При сбыте продукции одна из важнейших задач специалистов по коммерции выбрать оптимальную схему (или канал) реализации. Все каналы движения продукции и определение условий, при которых они применяются, — распределительная политика предприятия. Чем больше посредников занято в движении продукции, тем длиннее канал распределения и больше издержки, следовательно, выше цена товара. Коммерческие службы должны определять наиболее эффективный канал распределения. Это может быть продажа через магазины, может быть прямая поставка от производителя, отправка по почте, через дистрибьюторов и т.п. Один и тот же товар может хорошо продаваться через какой-то канал в одном месте, и совершенно не пойти через этот канал в другом месте. В процессе сбыта продукции, каналы могут меняться, например, часы, которые раньше продавались в специализированных магазинах и ювелирных салонах, сейчас хорошо реализуются через магазины, так называемого, активного спроса.
Выбор форм и методов стимулирования сбыта предполагает определение системы мероприятий по привлечению покупателей, мер, которые заинтересуют покупателя в покупке, форм подачи информации. Премирование, поощрения постоянной клиентуры, сувениры, предоставление образцов для испытаний, розыгрыши призов – все это убеждает покупателей не просто купить товар, а купить прямо сейчас.
4.1.3. Этапы процесса коммерческой деятельности
Коммерческую деятельность по оптовым закупкам ресурсов можно подразделить на следующие этапы:
- Определение потребности в ресурсах.
- Выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, определение наиболее эффективных методов поставки.
- Организация хозяйственных связей с поставщиками и транспортными предприятиями, заключение контрактов (договоров).
- Организация поставки ресурсов на предприятие.
- Организация движения, учета и контроля за ресурсами.
Одной из основных задач органов материально-технического снабжения является определение объёма закупок ресурсов. Для этого необходимо подсчитать потребность в ресурсах. Основой для расчета потребности служат объемы заказов на производство, технически обоснованных норм расхода материальных ресурсов, экономически обоснованные нормы переходящих запасов (например, запасных частей).
Если предварительных заказов на производство продукции нет, то обычно используется один из следующих подходов:
- На основе планов производства и нормативов расходования материалов, так называемый, детерминистский подход.
- На основе вероятностного прогноза с учетом потребностей прошлых периодов – стохастический подход.
- На основе опытно-статистической оценки – оценочный метод.
Выбор метода обусловливается особенностями ресурсов, условиями их потребления, методами поставки, традициями, существующими в учете на данном предприятии.
Наиболее распространенным является расчет потребности по изделиям , который осуществляется по следующей формуле:
Н – общая потребность в материале,
N – норма расхода материала на изделие,
Q выпуска – объём планируемого выпуска данного вида продукции.
Если продукция только планируется к выпуску и нормы расхода на единицу не известны, то используется метод аналогии. То есть потребность в материалах (сырье, запчастях, полуфабрикатах) определяется, исходя из расхода на аналогичные виды изделий. Если производится однотипная продукция, то может быть использован метод типичных представителей, когда используются нормы расходов типичных изделий.
Небольшие предприятия, где нет специального штата для выполнения функции материального снабжения, часто применяют статистический метод. В этом случае данные о фактическом расходе материальных ресурсов в предыдущий период корректируются на изменение объёма выпуска изделий в планируемый период и норм расхода ресурсов (в случае внедрения новой техники или технологии, или при изменении организации производства).
Поскольку обычно поступление ресурсов возможно из различных источников, поэтому необходимо провести анализ и оценку каждого из них по следующим характеристикам:
- Надежность поставщика, его имидж на рынке;
- Финансовая устойчивость и платежеспособность;
- Способность удовлетворить запросы покупателя в отношении качества, количества, ассортимента, срока поставки;
- Опыт в производстве данного ресурса;
- Экономическая эффективность предлагаемых условий;
- Возможности изменения заказа в случае изменения производственной программы;
- Продолжительность хозяйственных связей и наличие положительного опыта во взаимодействии с данным поставщиком;
- Гибкость и мобильность поставщика;
- Честность и добросовестность руководителей и персонала.
При выборе партнера в качестве источников информации выступают собственные базы данных, данные специализированных информационных и консалтинговых фирм, отчеты предприятий-поставщиков, данные Торговой палаты, ассоциаций, банков, фондовой биржи и других организаций, маркетинговые исследования.
При выборе метода поставки в первую очередь учитывают не цену ресурсов, а их качество и характеристики, предлагаемые дополнительные услуги, условия платежа, возможность максимально приспособить ресурс к требованиям покупателя.
Существуют следующие методы закупки продукции:
- Закупка товара одной партией. Этот метод хорош тем, что можно получить большие скидки на покупку партии товара, заказ осуществляется с минимальными затратами времени и средств на оформление. Но при этом методе самые большие затраты на хранение.
- Поставка небольшими партиями. При этом методе оформляется один договор, а поставка осуществляется в определенные сроки. Преимуществом является ускорение оборота, снижение затрат на хранение. Недостатком, как и при первом методе, выступает невозможность гибкого регулирования объёмов и ассортимента продукции.
- Поставка в короткие сроки (еженедельные, ежедневные). Такой метод используется, например, в розничной торговле, когда торговое предприятие заказывает поставку в определенный интервал, заранее оговоренный в договоре. Объёмы же и ассортимент корректируется в связи с потребностью.
- Поставка (получение) товара по мере необходимости. При этом методе поставщик и покупатель договариваются только о приобретении товара в определенное время (например, в течение трех месяцев, в такой-то месяц), конкретный срок и количество продукции согласовывается при поставке.
- Закупка товара в момент необходимости. Заказ товара осуществляется в момент появления потребности в нем. Этот метод требует больших трансакционных издержек, затрат времени на поиск поставщика, у которого есть данный товар, в нужном объёме, комплекте и т.д.
- Закупка товаров на организованных рынках (ярмарках, аукционах, торгах), на базах, складах и магазинах.
Таблица 4.3. Сравнительные характеристики методов закупки продукции
Методы закупки продукции
1.Закупка товаров партией
- Скидки на покупку продукции
- Минимальные затраты на оформление договора
- Большие затраты на хранение
- Негибкость: невозможность изменить объём и ассортимент при изменении потребности
- Приводит к появлению излишков запасов
- Может теряться (или портиться) при хранении
2.Поставка продукции небольшими партиями
- Ускорение оборота
- Снижение затрат на хранение
- Минимальные затраты на оформление договора
- Негибкость: невозможность изменить объём и ассортимент при изменении потребности
3. Ежедневные (еженедельные) закупки
- Низкие затраты на хранение
- Учет изменившихся обстоятельств
- Привязка к поставщику
- Иногда мало меняющийся ассортимент
- Цены не устойчивы, поэтому сложно планировать затраты
4. Приобретение по мере необходимости
5. Закупка товара, имеющегося в наличии
- Приобретение в момент потребности
- Не заключается договор
- Не учитываются конкретные условия (качество, характеристики, размеры поставки и т.п.)
- Большие затраты на приобретение, поиск, вывоз продукции
- Качество часто не соответствует потребностям
- Не всегда возможна комплектность продукции
6.Закупка товаров на организованном рынке
- Товар можно выбрать, он уже сделан, видно его качество
- Товар не надо хранить
- Приобретение в момент необходимости
- Высоко рисковый метод, т.к. нужных товаров может не оказаться
- Не заключается договор
- Не учитываются конкретные условия (качество, характеристики, размеры поставки и т.п.)
- Большие затраты на приобретение, поиск, вывоз продукции
- Качество часто не соответствует потребностям
- Не всегда возможна комплектность продукции
От того, какой метод используется при закупках ресурсов, зависит запас их на предприятии. На любом предприятии необходим текущий запас, который обеспечивает бесперебойность работы предприятия в обычных условиях. Он определяется исходя из размеров и периодичности поставок и объёма потребности производства в ресурсах.
Большинство предприятий создают страховой запас на случай незапланированного расширения производства или перебоев в снабжении. Если поставщики находятся далеко или надежность их не установлена, необходим гарантийный запас ресурсов. Он может составлять до 50% текущего запаса, но при хорошо развитой системе поставок и при наличии надежных договорных отношений с производителями может быть снижен.
В отдельных случаях формируется транспортный запас, если поставки идут издалека.
Технология производства некоторых видов продукции предполагает предварительную подготовку материалов (например, кожа подвергается дублению), или требуется анализ качества сырья, проведение лабораторных исследований материалов. Для этого требуется время и определенное количество дополнительного ресурса – технологический запас.
Таким образом, формируются следующие виды запаса на производстве:
Схема 4.2. Виды производственного запаса
Оперативный контроль осуществления закупок предполагает постоянное наблюдение за ходом выполнения поставщиками договоров поставки. Кроме того, объективной необходимостью является контроль наличия товаров на складах. Это позволяет своевременно организовать поступление ресурсов необходимого качества и количества, формирование складского ассортимента.
Коммерческая работа по продажи товаров складывается из следующих этапов:
- Изучение и прогнозирование покупательского спроса.
- Установление хозяйственных связей с покупателями товаров
- Выбор и организация форм и методов продажи
- Организация оказания услуг покупателям
- Рекламно-информационная деятельность
- Организация учета и контроля за выполнением договоров.
Первым и определяющим этапом является изучение и прогнозирование спроса покупателей. Обычно это функция маркетинговых служб внутри коммерческих подразделений. Маркетологи проводят исследования рынка, определяя объёмы продаж данного товара на рынке, емкость рынка, объём неудовлетворенного спроса, потребительские предпочтения по качеству, марке, техническим характеристикам, цене и т.д.
Для установления связей с покупателями товаров, необходимо предварительно провести сегментирование рынков. Это производится, исходя из изучения географических, демографических, поведенческих особенностей групп потребителей. Наибольшие различия наблюдаются, если сравнить потребителей-предприятия и конечных потребителей – физических лиц.
Таблица 4.4. Сравнение конечных и производственных потребителей
Критерий
Покупатели-предприятия
Конечные потребители
1. Цель приобретения
Переработка и создание нового товара
2. Объект спроса
Ресурсы, продукция производственно-технического назначения
3. Устойчивость спроса
Спрос подвергается незначительным колебаниям
4. Емкость рынка
Количество потребителей ограничено, размеры колеблются, объёмы спроса различные
Количество приобретаемых товаров одним потребителем незначительное
5. Факторы, влияющие на спрос
Региональный, конкуренция между производителями, искомые выгоды,
Демографические, психологические, экономические
Различные сегменты имеют различные запросы, по-разному реагируют на предложение товаров, поэтому требуют установления разных форм связей (контрактной, заявочной, личной продажи и т.д.) и разных форм обслуживания. Методы распространения должны быть такими, чтобы товар стал доступным для целевых потребителей, информация о нем эффективной, а реализация интенсивной.
При реализации продукции покупателям оказывается ряд услуг. Они делятся на сопровождающие сделку (информирование об особенностях товара, демонстрация продукции в действии, транспортные, погрузо-разгрузочные услуги) и дополнительные, связанные с процессом использования товара. Если затраты, связанные с оказанием первых, обычно ложатся на производителя (продавца), то на стоимость вторых увеличивается цена или их отдельно оплачивает покупатель. Сервис является завершающим этапом в процессе создания и реализации товара. Превращает продукт в дифференцированный, отличный от других товаров, повышает его конкурентоспособность.
Выводы
Коммерческая деятельность – это комплекс функций предприятия по обеспечению материально-техническими ресурсами и сбыту созданной продукции. В связи с этим:
Коммерческая деятельность – это динамичный процесс, поскольку он связан с поиском наилучших условий для совершения купли-продажи товаров и ресурсов.
Коммерческая деятельность оказывает влияние на производственный процесс, может его стимулировать или сдерживать.
Основными направлениями коммерческой деятельности являются снабжение и сбыт.
Материально-техническое обеспечение закладывает основу для производства продукции, создает определенную ценность и является фактором изменения конкурентоспособности предприятия.
Сбытовая деятельность – это завершающий этап коммерческой и всей производственной деятельности предприятия, связанный с доведением продукции до конкретного потребителя и осуществлением его послепродажного обслуживания.
Источник