Способы сбыта что это

Каналы сбыта

Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров

Главная цель производителя — как можно быстрее сбыть свой товар. Какими путями продукция попадет в руки потребителя, по сути, не важно, однако желательно, чтобы каналы сбыта товаров были стабильными и не заставляли фирму каждый раз искать новый подход к клиенту.

Количество посредников, которые стоят на пути от производителя к покупателю, может быть различным. Прямые каналы продаж предполагают доставку продукта клиенту непосредственно производителем. Такой короткий путь наладить довольно сложно, если только компания не производит, к примеру, авиамоторы, которые на свободный рынок не идут и поставляются под конкретный заказ. Большинству фирм приходится иметь дело с длинными каналами продаж, правда, тут возможны варианты взаимодействия с посредниками.

Интенсивный путь сбыта товаров

Если фирма избрала интенсивный путь, то она старается задействовать максимальное количество точек сбыта товара. Например, можно продавать колбасу в продуктовых магазинах, в онлайн-супермаркетах, можно поставлять ее в различные госучреждения и кормить ею чиновников, если удастся выиграть тендер на госзакупках. Также можно заключить партнерский договор и поставлять эту же колбасу в кафе, где одной из позиций меню значатся сэндвичи, или опять же, договорившись с какой-нибудь фирмой, организовать поставки продукции в местную столовую для сотрудников. Способов сбыта товара масса, и, чтобы добиться успеха, нужно только выбрать правильные методы продвижения.

Селективная политика сбыта

Селективная политика предполагает, что производитель работает только с определенными партнерами и их представители предлагают товар по заранее оговоренной определенной схеме. Этот вариант распространения продукции по-своему хорош. Компания может быть практически уверена в том, что ее товар будет правильно презентован потребителю. Кроме того, в отличие от интенсивного пути, где сбыт зависит от сиюминутных обстоятельств (например, компания может проиграть какой-то тендер и запланированные поставки не состоятся), селективная политика дает возможность более точного планирования. Однако есть и минус: если сеть посредников еще не слишком развита, то компания волей-неволей будет подстраиваться только под них, что грозит застоем. Развитие возможно только при расширении масштабов сбытовой сети или диверсификации каналов поставок.

Эксклюзивные каналы продаж

Эксклюзивные каналы продаж используют компании, которые работают только с собственными дилерами. Этот метод подходит для тех, кто уже имеет постоянных клиентов или рассчитывает только на определенную целевую аудиторию. При использовании этого способа организации продаж фирма очень сильно завязана на сервис. Из-за сильно ограниченного числа точек продаж компания будет ощущать любое минимальное снижение спроса. Если же по какой-то причине репутация компании пострадает, то вернуть клиентов будет практически невозможно. Но в этом случае можно изменить сбытовую политику, к примеру, на интенсивную.

Выбор посредника и канала продаж

Выбирая посредника, нужно обращать внимание на следующие показатели:

  • наличие у партнера базы данных клиентов; посредник должен иметь представление о целевой аудитории глобально и в конкретном районе сбыта в частности;
  • финансовые возможности и логистические мощности компании. Отсутствие оборудования, помещений и транспорта для реализации продукции является серьезным препятствием к тому, чтобы начинать работу с таким посредником.

При выборе каналов продаж следует руководствоваться показателями прибыли, которых предположительно удастся достичь при том или ином сценарии. Самый верный вариант сорвать куш — найти необычный сбытовой канал, который еще никем не использовался. И маленькие, и большие компании находятся в постоянном поиске вариантов сбыта. Поставщики чистой природной воды стали писать на бутылках «подходит для детей» и поставлять ее в детские сады и школы, производители дезинфицирующих салфеток и гелей для рук, кроме того что продают свою продукцию по аптекам и магазинам, поставляют товар в больницы и поликлиники.

Читайте также:  Пластика кончика носа закрытым способом

Довольно старая идея цветочных компаний продавать букеты с игрушками и шоколадными наборами вышла на новый уровень, когда фирмы стали предлагать доставку композиций с украшениями Tiffany & Co и других известных ювелирных брендов. Действительно, доставка цветов довольно логичное дополнение к ювелирному украшению, и компании, которые это поняли и нашли партнеров в реализации этой задумки, наверняка улучшат свои показатели.

Не стоит забывать, что сервисная сфера тесно связана с производственной. Производители канцтоваров, например, могут сбывать свои ручки и папки не в «Школьники», а рекламным агентствам, которые занимаются изготовлением именной сувенирной продукции для различных фирм.

Стратегия сбыта товара — одно из важнейших направлений, определяющих работу всей фирмы. Столь важный аспект нельзя пускать на самотек. Грамотный подбор путей распространения дает возможность фирме улучшить финансовые показатели и занять прочное место в своей нише.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Алгоритм организации системы сбыта

Создание системы сбыта — стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта. Рассмотрим алгоритм организации системы сбыта.

Организационно сбыт состоит из органов и каналов сбыта, обеспечивающих передачу товара от производителя к потребителям. С экономической точки зрения сбыт является сферой воспроизводства добавленной стоимости, создавая условия для получения прибыли всеми участвующими в этом процессе компаниями. С позиции маркетинга сбыт представляет собой систему, пронизанную многосторонними коммуникативными взаимодействиями, среди которых наиболее важными являются личные контакты, благодаря которым создаются условия для долгосрочного сотрудничества.

Перечислим основные функциональные блоки системы сбыта, находящиеся в непрерывном взаимодействии между собой:

  • каналы сбыта (маркетинговые каналы);
  • распределительная логистика;
  • маркетинг сбыта.

В некоторых случаях вместо «канала сбыта» целесообразно использовать термин «маркетинговый канал», особенно когда имеет место большой объем коммуникационного взаимодействия между участниками канала — например, при реализации сложной техники, технологий, информационных услуг. В таком случае роль маркетингового канала намного выше, чем каналов сбыта и распределения (дистрибуции), что вытекает из следующих его существенных признаков:

  • маркетинговый канал представляет рыночно ориентированную структуру, состоящую из взаимозависимых и взаимосвязанных субъектов, участвующих в формировании добавленной ценности для потребителей;
  • участники канала осуществляют коммуникативные взаимодействия, способствующие росту ценности партнерских доверительных отношений;
  • участники координируют свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить свои потребности и потребности конечных покупателей (потребителей);
  • благодаря высокому уровню взаимодействия участники канала организовывают процессы, формирующие труднокопируемые конкурентами компетенции.

Алгоритм организации системы сбыта

  • Определение типа и числа каналов сбыта (традиционный канал, электронная коммерция, продажа по каталогам, продажа по образцам и т. д.)
  • Выбор метода сбыта (прямой, косвенный, комбинированный).
  • Установление интенсивности охвата рынка (интенсивный, селективный, концентрированный, эксклюзивный).
  • Определение типов посредников (оптовики, розница) и определение их роли в каналах сбыта. При этом необходимо оценить возможности опта и розницы (размер оборота, уровень специализации, возможности осуществлять логистические, технологические и сервисные услуги).
  • Определение уровня централизации решений в области сбыта (решения могут быть централизованными или децентрализованными) — при развитии регионального сбыта.
  • Выбор уровня сбытовой интеграции (определение уровня вертикальной и горизонтальной интеграции).
  • Принятие решения о необходимости конкуренции — как в каналах, так и между каналами сбыта.
Читайте также:  Способы расчета теплового эффекта химической реакции

Канал сбыта — путь, по которому товар проходит от производителя до конечного потребителя.

Внутри канала сбыта формируются следующие коммерческие потоки:

  • поток прав собственности;
  • физический поток — перемещение товаров по каналу от производителя к конечному покупателю;
  • поток заказов, последовательно формирующихся по каналу сбыта от конечного покупателя до производителя;
  • финансовый поток, исходящий от покупателя;
  • поток информации от производителя к покупателям и наоборот.

Основные типы каналов распределения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Типы каналов сбыта.

Прямой канал Непрямой короткий канал Непрямой длинный канал
Производитель Производитель Производитель Производитель
Покупатели Дистрибьюторы Агенты по сбыту Дистрибьюторы
Покупатели Покупатели Агенты по сбыту (дилеры)
Покупатели

Прямой сбыт: достоинства

  • Предприятие может получать большую прибыль.
  • Увеличивается доля наличных средств.
  • Производитель хорошо знает потребителя.
  • Прямой контроль цены и качества товара.
  • Легче поддерживать имидж.
  • Потребители более охотно покупают у производителя.
  • Гибкая политика цен.

Прямой сбыт: недостатки

  • Увеличиваются расходы на содержание сбытовой структуры.
  • Усложняется учет товарно-денежных потоков.
  • Необходимость больших инвестиций.
  • Ограниченность зоны обслуживания.
  • Небольшие объемы сбыта.

Непрямой сбыт: достоинства

  • Возможна отгрузка крупных партий товаров.
  • Быстрее осваиваются новые рынки.
  • Лучше удовлетворяются потребности покупателей в доступности, количестве, скорости и сервисе.
  • Производитель может сконцентрироваться на производстве.

Непрямой сбыт: недостатки

  • Теряется контроль над ценами и качеством товара.
  • Производитель хуже понимает потребителя.
  • Снижается прибыль за счет предоставления посредникам скидок.
  • Производитель, работая через оптовиков, становится слишком от них зависим.
  • Посредники непредсказуемы.

Вывод: обращение к посредникам приводит к тому, что производитель теряет контроль над некоторыми процессами системы сбыта, но приобретает возможность в большей степени удовлетворить потребности конечных покупателей.

Комбинированный (многоканальный) сбыт применяется очень широко, поскольку позволяет:

  • увеличить охват рынка сбыта;
  • дифференцированно подходить к обслуживанию каждого рыночного сегмента;
  • создать конкуренцию между каналами и тем самым повысить их мотивацию работать более эффективно;
  • снизить затраты на содержание собственных каналов сбыта с одновременным сохранением преимуществ прямого сбыта.

К недостаткам многоканальных систем сбыта относятся проблема контроля эффективности каждого канала, а также конфликты между участниками каналов. При выборе каналов сбыта можно пользоваться рекомендациями, приведенными в табл. 2.

Таблица 2. Критерии выбора сбытового канала.

(звездочки обозначают приоритетность в принятии решения о выборе канала сбыта)

Источник

3 способа построения сбытовой сети, о которых стыдно не знать

А помните ли вы, какие существуют три ключевые стратегии сбыта при создании сбытовой сети? Вспоминаем основы маркетинга, глядя на нашу удобную таблицу.

Чтобы построить эффективную торговую сеть, определить количество посредников и обеспечить нужный уровень охвата рынка, нужно определиться со стратегией сбытовой политики. Их есть три: интенсивная, селективная и эксклюзивная. Эта информация нисколько не претендует на уникальность. Это — азы маркетинга, самая элементарная теория. Но, как показывает практика, многие предприниматели приходят к ней только после того, как наломают дров: после конфликтных ситуаций с посредниками, дилерских войн, а в последние годы — и после провалов в создании своей “франшизы”.

Читайте также:  Гранатовый сок способы использования

Селективный (избирательный) сбыт

Эксклюзивный (исключительный) сбыт

Компания имеет дело со всеми возможными посредниками по сбыту. Товар продается везде, где его только могут купить

Компания имеет среднее, частично ограниченное число посредников. Охват рынка производится избирательно, путем сознательного отбора определенных поставщиков (по размеру фирмы, качеству услуг, техоснащенности)

Производитель выбирает жестко ограниченное число поставщиков, которые работают исключительно с его товарами. Посреднику даются эксклюзивные права на реализацию продукции на закрепленной за ним территории (эксклюзивный дилер, франчайзи)

— максимальная представленность товара на рынке;

— максимальное количество торговых точек;

— максимальный объем продаж;

— широкая демонстрация товара;

— наибольшая доступность товара;

— нет необходимости поддерживать дилера;

— не нужно обучение посредников;

— нет затрат на рекламу

— достаточно широкий охват рынка;

— более жесткий контроль посредников, нежели при интенсивном сбыте;

— эффективность спрашивается с конкретных избранных фирмой посредников;

— возможность предоставлять качественный сервис;

— меньшее количество издержек распределения, чем при интенсивном сбыте

— максимальный контроль за каналом продаж;

— посредники не продают конкурирующие марки в той же товарной категории

— возможность дифференцировать свой товар по качеству;

— возможность устанавливать высокие цены;

— возможность выделить товар по престижности;

— возможность выделить товар по уровню сервиса;

— удобство поддержания уровня марки;

— полный контроль над деятельностью продавцов;

— контроль над уровнем сервиса;

— тесное взаимодействие между производителем и торговцем;

— возможность поддерживать и обучать дилера

— сложность контроля товарооборота;

— различные объемы продаж по разным каналам при одинаковых издержках, что приводит к снижению рентабельности системы в целом;

— нет контроля над ценовой политикой, разная рентабельность товара;

— нет контроля за системой скидок;

— нет возможности поддерживать имидж марки,

— трудность позиционирования, выделения товара.

— соседство с конкурентами на “одной полке”

— трудность контроля качества сервиса

-неспособность достичь максимального охвата рынка;

— низкая доступность товара, потребность следить за ее повышением;

— потеря потенциальных клиентов;

— самостоятельное выполнение функций оптовика из-за ориентации на короткие каналы сбыта;

— возможность получить отказ от большой группы торговцев;

— нужно обеспечивать поддержку поставщику;

— расходы на рекламу и продвижение товара;

— необходимость предоставления покупателям дополнительных услуг

— наименьший охват рынка;

— самая низкая доступность товара;

— посредник обязан неукоснительно следовать политике изготовителя;

— посредник утрачивает самостоятельность и мотивацию, фактически становясь филиалом;

— крайне низкая доступность товара для конечного потребителя;

— необходимость полного рекламного сопровождения

— товары повседневного спроса FMCG;

— товары импульсной покупки;

— товары экстренного спроса;

— сложнотехнические товары, требующие специального обслуживания;

— товары предварительного выбора с низкой частотой покупки (покупатель сравнивает цены и свойства товара);

— товары неповседневного спроса;

— товары пассивного спроса с повышенным риском

— специализированные изделия и оборудование, требующее специального обслуживания;

— товары особого спроса;

— товары с уникальными свойствами;

Продукты питания, напитки, жвачки, чипсы, сладости, лампочки, цветы, моющие средства, туалетная бумага, лекарства, зонты, стройматериалы, автозапчасти, крупа, уголь и т.д.

Электроника, автомобили, мебель, одежда, обувь, рассада, парковочные радары, миксеры, и т.д.

Автомобили Porshe, продукция Apple, дизайнерская мебель, продукция “Макдоналдс” и т.д.

Источник

Оцените статью
Разные способы