Способы сбора твердых коммунальных отходов

Способы сбора твердых коммунальных отходов

Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), и сообщает следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее — Правила N 1156).

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее — Основы ценообразования).

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила N 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д (2)» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Читайте также:  Стендовый способ производства железобетонных конструкций

При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

в договоре управления многоквартирным домом — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — Постановление N 290)).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 — 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Одновременно сообщаем следующее.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента городской среды
А.Н. Огурцова

Обзор документа

В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Минстрой разъяснил:

— кто должен заниматься уборкой мест погрузки ТКО;

— кто обязан создавать и содержать площадки накопления отходов, в т. ч. входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;

— кто должен приобретать контейнеры для ТКО.

Источник

Что такое сбор отходов: требования, организация, этапы

Переработка любого мусора начинается именно с его сбора.

Качество выполнения этого этапа определяет дальнейшую судьбу отходов.

Чтобы появилась возможность отправить их на утилизацию, а не на захоронение, необходимо выполнять правила, установленные законодательством, а также санитарными нормами.

В данной статье мы расскажем, что понимается под термином «сбор», как происходит организация и порядок сбора, утилизации и сортировки твердых коммунальных, опасных и неопасных отходов.

Читайте также:  Промывка радиатора способ применения

Определение термина

Для начала дадим определение, что такое сбор отходов. Действующее его понятие введено законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ. Начиная с 2018 года, этим термином называется прием или поступление от предприятий и граждан отходов с целью их дальнейшей переработки.

Различают 2 варианта сбора:

  • раздельный, или селективный — покомпонентный прием в раздельные емкости;
  • смешанный, или неселективный — складирование всего мусора или ряда его компонентов в одном контейнере.

Работа по сбору относится к деятельности, регулируемой государством. Для ее выполнения требуется лицензия.

Это условие относится к ликвидируемым веществам 1-4 классов опасности.

Приемом мусора 5 класса можно заниматься без получения разрешительного документа. Но на практике сложно представить хозяйствующий объект или многоквартирный дом, вырабатывающий только безопасные отходы. К тому же заниматься одним видом мусора нерентабельно для оператора. Поэтому лицензию получают все организации и ИП, собирающие отходы.

Требования к сбору твердого бытового мусора

Остатки жизнедеятельности граждан, образующиеся в квартирах, домах, иных жилых помещениях, называются твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.

Работа с ними регламентируется основными документами:

Сбор ТКО с объектов их образования, накопления обеспечивается региональными операторами.

Деятельность таких организаций осуществляется по территориальным программам, схемам обращения с мусором.

Зона деятельности оператора может охватывать всю территорию региона РФ или его часть.

На своем участке оператор принимает ТКО при соблюдении условий:

  • наличие отдельных мест накопления мусора;
  • соблюдение объемов принимаемых материалов;
  • обеспечение дальнейшего транспортирования, обработки, нейтрализации, захоронения ликвидируемых веществ;
  • содержание накопительных площадок в чистоте и порядке.

Мусорные контейнеры и их виды

Бытовые отходы собираются в специально установленные для них контейнеры — мусоросборники, под которые выделяются площадки.

Количество устанавливаемых мусорных контейнеров, их вместимость определяются исходя из:

  • сроков хранения отходов;
  • численности населения, пользующегося данной площадкой;
  • нормативов накопления;
  • объемов фактического накопления мусора в периоды максимального его образования.

На одном участке допускается устанавливать до 10 контейнеров для мусора, включая емкости для раздельного сбора. При эксплуатации контейнеров должно быть минимизировано попадание компонентов на площадку или за ее пределы.

В мусоросборники для ТКО нельзя складировать:

Емкости для мусора изготавливают из двух видов сырья:

  1. Пластмасса. Применение пластика удешевляет стоимость контейнера, уменьшает его вес. Снижение прилипания, примерзания остатков мусора к внутренней поверхности облегчает мытье и очистку. К недостаткам относятся недолговечность, подверженность разрушению, возгоранию.
  2. Листовая сталь. Металлические контейнеры прочные, огнеупорные, противостоят вандализму. По сравнению с пластиковыми обходятся дороже, требуют более сложного ухода.

Для сбора крупногабаритных отходов предназначаются мусорные бункера-накопители. Их количество на площадке рассчитывается аналогично контейнерам.

Порядок обустройства контейнерных площадок

Участки сбора, временного накопления ТКО называются контейнерными площадками, они оборудуются согласно санэпидемиологическим нормам и требованиям.

Независимо от вида размещаемых контейнеров и бункеров, площадки должны иметь:

  • химически стойкое, водонепроницаемое покрытие, например, из бетона;
  • подъездную дорогу для мусоровоза;
  • небольшой уклон для отведения сточных вод;
  • ограду с трех сторон высотой более 1 м.

На объекте сбора ТКО, крупногабаритных вещей ответственным оператором размещается информация о его собственнике и обслуживающей компании. Расположение участков зависит от планировки населенных пунктов.

Расстояние до ближайших домов, спортивных площадок, детских садов, школ, парков, скверов должно быть не менее 20 м, до медицинских организаций — 25 м.

Максимальное расстояние от источника бытовых отходов до ближайшей площадки — 100 м.

Если невозможно соблюдать установленные расстояния, то по решению регионального главного санитарного врача допускается их изменение при условиях:

  • наличия санитарно-эпидемиологической оценки земельного участка;
  • шага изменения не более 25% от стандарта;
  • дополнительного обустройства площадок навесами над контейнерами.

Графики сбора и вывоза ТБО согласовываются с учреждениями СЭС соответствующих населенных пунктов.

Дезинфекция баков

В обязанности регионального «мусорного» оператора входит регулярный контроль и обработка баков, прилежащих зон. Обеззараживание производится по СП 3.5.1378-03.

Для поддержания мусоросборников в рабочем состоянии проводятся:

  1. Осмотр. Баки должны быть исправными. Они проверяются на целостность, наличие крышек. При обнаружении неисправности емкость изымается, ремонтируется или списывается.
  2. Промывка. После выгрузки бытовых отходов в мусоровоз на стенках и дне контейнера остаются прилипшие остатки пищи, мелкие предметы, остатки веществ. Они удаляются наиболее подходящим для конкретных контейнеров способом — аэрозолями, орошением, протиранием, погружением в воду.
  3. Дезинфекция. Для удаления, умерщвления патогенных микроорганизмов используются растворы лизола, креолина, фенола, других химических антисептиков. Ими проводят дезинфекцию внутренней и наружные части контейнеров для твердых бытовых отходов. Затем баки промывают водой, сушат. На металлические контейнеры запрещено воздействовать хлорактивными веществами.

Мероприятия выполняются с периодичностью, не противоречащей санитарным требованиям, но учитывающей фактическую потребность и целесообразность. Максимальные интервалы обработки составляют 10 суток в теплое время года, 1 месяц — в холодное.

Внеплановая или профилактическая обработка осуществляется индивидуально, когда снижается доступность к баку, например, из-за резкого запаха, грязных крышек.

На контейнерных площадках выполняются такие действия:

  • уборка — ежедневный подбор просыпавшихся, выброшенных мимо контейнера отходов;
  • дезинсекция — ежемесячная профилактика появления насекомых или их уничтожение по факту обнаружения;
  • дератизация — профилактическая мера от грызунов или внеплановое уничтожение при их появлении.

Запрещено проводить промывочно-дезинфицирующие работы с мусоросборниками непосредственно на контейнерной площадке.

Читайте также:  Каким способом создавали рисунки эвм до появления аппаратных средств компьютерной графики

Правила сбора жидких отходов

Жидкие бытовые отходы — это загрязненные стоки воды из ванн, туалетов, душевых, не сбрасываемые в водные объекты и канализационные системы. К ним также относятся хозяйственно-бытовые жидкости, накапливаемые при нецентрализованной канализации.

ЖБО образуются в жилых многоквартирных и индивидуальных фондах. Их сбор происходит в специальные резервуары, не подключенные к общей системе водоотведения — выгребные ямы, различные септики.

При размещении традиционного выгреба с трубами необходимо соблюдать условия:

  • глубина ямы не более 3 м;
  • расстояние до ближайшего дома, общественного объекта более 20 м;
  • расположение источника воды не ближе 50 м;
  • наличие водоизоляционной прослойки по стенкам ямы;
  • плотное закрытие отверстия герметичной крышкой с антивандальной защитой.

Количество выгребов рассчитывается исходя из фактического образования сточных вод.

Септик представляет собой устройство из бетонной или пластиковой емкости и фильтрами, изготавливается промышленным способом, работает на принципе биоочистки и устанавливается в любом удобном месте.

Сбор ЖБО, транспортирование для дальнейшей очистки сточных вод производится ассенизационным транспортом. У отдельных строений допускается отведение отходов в локальные очистные сооружения.

Прием и утилизация промышленного вторсырья

Промотходы образуются на предприятиях при производстве продукции.

Согласно внутренним правилам, инструкциям они сортируются отдельно по:

  • уровням токсичности;
  • агрегатному состоянию;
  • степени пожаро- и взрывоопасности;
  • физико-химическим характеристикам.

Раздельный сбор обусловлен финансовой выгодой, экономией времени, применением вторсырья в технологическом цикле, улучшением экологической обстановки.

Сбор, временное хранение происходит на территории предприятия–производителя отходов централизованно или по цеховому признаку. Собранные вещества могут силами предприятия брикетироваться, прессоваться, измельчаться, пакетироваться.

Максимальное количество отходов, собираемых и хранимых на площадках предприятия, устанавливается предприятием на основе:

  • климатических условий;
  • размеров территории, выделенной под временное складирование;
  • объема остатков производства;
  • свойств и степени токсичности компонентов.

При этом выделение вредных элементов из собранных отходов не должно превышать 30% ПДК, установленной для воздуха рабочей зоны предприятия, а общее загрязнение окружающей среды — параметров санитарных норм.

Организация сбора опасных отходов

К опасным относятся отходы, негативно влияющие на биосферу и самостоятельно не разлагающиеся. По ФККО они относятся к первым трем классам.

Такие химические, токсические, радиоактивные ликвидируемые компоненты получаются, в основном, при промышленном производстве.

Персонал, занимающийся сбором промотходов, обязан знать, какие вещества на производстве относятся к опасным.

Это могут быть:

  • общераспространенные материалы — люминесцентные лампы, загрязненная отработанными маслами ветошь, аккумуляторы;
  • отходы, специфичные для конкретного предприятия.

Полный перечень компонентов, порядок обращения с ними указываются в утвержденных руководством документах. Опасные остатки выделяются из общей массы, учитываются, изолируются по отдельным герметичным тарам.

Если этого не сделать, то вся мусорная партия считается токсичной и подвергается нейтрализации, что нерационально для собственника и приносит дополнительный вред природе.

Во время сбора необходимо следить за ПДК опасной пыли, испарений. Для защиты сотрудников от вредного воздействия отходов обязательно применение СИЗ кожи, дыхательных путей или глаз. Исходя из особенностей производства, применяются спецодежда, респираторы, очки, специальные кремы.

Среди коммунального и приравненного к нему мусора опасные элементы бывают в составе ламп, батареек, градусников, отдельных бытовых приборах. Для сбора таких предметов устанавливаются отдельные герметичные контейнеры.

Система приема неопасного мусора

Сложность обращения со малоопасным и неопасным мусором 4, 5 классов заключается в его большом количестве и разнообразном составе.

Начальный этап работы с такими отходами состоит из сбора:

  • ТКО, приравненных к нему офисных и других отходов (в пределах определенной зоны);
  • пригодных для повторного использования предметов;
  • тары (в общественных местах);
  • строительных отходов, остатков от сноса зданий;
  • удаленного песка, щебня, аналогичных частиц;
  • остатков текстильного производства.

Устройства для сбора устанавливаются на отдельных площадках. Освобождение их от отходов происходит по утвержденному графику или по мере наполнения.

Прием мусора производится посредством:

  • стационарных мусорных урн;
  • контейнеров;
  • урн на колесах;
  • пакетов;
  • коробов;
  • емкостей.

Для сбора повседневного неопасного мусора на одной площадке устанавливаются несколько контейнеров. Как правило, отдельно собираются:

Дальнейшие этапы работы

Собранные отходы перевозятся специальным транспортом на объекты их переработки. Несортированные компоненты проходят этап обработки, на котором их разделяют на отдельные фракции.

Опасный мусор подвергается обезвреживанию, изменению физико-химических свойств, после этого этапа уменьшается их масса, класс опасности.

Следующий этап — утилизация. Возвращение использованных предметов или ценных деталей в производство является одной из целей обращения с отходами. От того, насколько большая часть мусора станет вторичным сырьем, зависит количество новых веществ, предназначенных для полигонов.

Если отходы могут пригодиться для повторного применения, но имеющимися технологиями это невозможно сделать, то они подлежат накоплению.

В эту стадию переходят и промышленные отходы предприятий, подготовленные для реализации или использовании на собственном производстве.

Цепочку обращения с отходами завершает захоронение на полигонах.

Ему подвергаются остатки, непригодные для вторичного использования, а также опасные компоненты после нейтрализации.

Занимаются «мусорной» деятельностью организации и ИП, получившие соответствующие лицензии в Росприроднадзоре.

Заключение

Сбор — первая и очень ответственная стадия в обращении промышленных, бытовых отходов. Качественным считается мусор, собранный по отдельным фракциям. Но для получения максимальной пользы от раздельного сбора и утилизации необходимо развивать инфраструктуру дальнейшей переработки по правилам, повышать экологическую культуру граждан, внедрять больше экономических стимулов для использования вторсырья.

Источник

Оцените статью
Разные способы