Способы сбора психологического анамнеза
1. Психологический анамнезв психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать «потрет» личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.
Выделяют три блока информации о клиенте:
• демографическая информация:
• актуальные проблемы и нарушения:
— время возникновения нарушений;
— события, которые повлияли на возникновение нарушений;
— события, ставшие следствием нарушений;
— попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со своими проблемами, результаты этих попыток;
— случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись);
— событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту;
— семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников);
•психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения):
— особенности пренатального периода (процесс протекания беременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период;
— особенности родов (имелись ли осложнения);
— младший школьный возраст — динамика развития, учеба, отношения со сверстниками;
— отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события;
— взрослый период — степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее.
2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
• беседа с клиентом;
• наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями;
• изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению;
• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики:
— тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;
— личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;
— ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования;
— проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.
Источник
Психологический анамнез
Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу.
Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять “портрет” личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).
Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:
1. Демографическая информация:
- o возраст клиента;
- o семейное положение;
- o профессия;
- o образование.
2. Актуальные проблемы и нарушения:
- o возникновение, развитие и продолжительность затруднений;
- o события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;
- o возраст, в котором возникли проблемы;
- o изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;
- o непосредственная причина обращения клиента;
- o предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;
- o употребление лекарств;
- o семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).
3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):
- o раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);
- o дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);
- o младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);
- o отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);
- o взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).
В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.
Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.
Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами.
Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.
Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.
Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.
Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития.
Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.
Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов. Leary тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию.
По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:
- информации о его социальном поведении;
- информации по данным самооценки;
- информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;
- информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);
- информации о системе ценностей.
В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:
- Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.
- Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.
- Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.
- Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.
Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное.
Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.
Источник
Как собирать психологический анамнез
Общая характеристика психологического анамнеза
Для постановки верного клинико-психологического диагноза, необходимо собрать психологический анамнез, или сведения о пациенте. Составить и систематизировать информацию его можно двумя способами исследований:
Такой расспрос считается основой рационально-собранной сводки информации. Зачастую это помогает:
- определить объективные данные о возникновении и развитии болезни;
- определить объективные данные о жизни пациента в момент недуга;
- выяснить внутреннюю модель болезни;
- сделать анализ полученной информации;
- определить психологические методы исследования психических процессов, состояний, свойств.
В обязанности клинического психолога входит аккуратный, но одновременно не застенчивый сбор информации. В процессе опроса психотерапевт должен расположить к себе пациента и завоевать его доверие. Когда больной чувствует, что ему хотят помочь, он более подробно рассказывает жалобы и другие данные, касающиеся разных сторон жизни. Начинающим психологам стоит быть аккуратным в разговоре. Они не должны приводить примеры из собственной жизни, из жизни родственников, литературы и т.д. Для пациента болезнь кажется уникальной и присущей только ему. Также начинающие клинические психологи должны понимать, что сбор информации не должен напоминать «замочную скважину». Помимо этого психотерапевту необходимо сопротивляться попыткам пациента «завербовать» его в союзники против врачей, которые, по его мнению, плохо понимают и недооценивают состояние.
Хороший анамнез включает в себя следующую информацию:
- причина возникновения болезни;
- характерные черты развития симптомов, которые отражают процесс механизмов недуга;
- внутренняя модель;
- психологический дискомфорт в период болезни.
Чаще всего в основе возникновения клинического диагноза лежат психологические причины.
ФИО: Хараченко С.В.
Год рождения: 1970 г.
Образование: среднее специальное
Профессия: медицинская сестра
Диагноз: нарушение функции зрения III—VI степени, сахарный диабет после психологической травмы. В ходе сбора психодиагностики выяснилось, что изменение зрения было последствием сахарного диабета, который появился в 1983 году из-за психологической травмы – смерть четырехлетнего брата (утонул).
В психолого-анамнестические сведения входят:
- жалобы;
- субъективные и объективные данные о причине, порядке возникновения и развития болезни;
- информация о биологическом, психологическом, социальном развитии человека до болезни;
- информация о семейном анамнезе;
- детальная информация о биологическом, психологическом, социальном состоянии пациента в период болезни;
- информация о работе, о разных обстоятельствах жизни (социальные/личные).
- изменение местожительства с точки зрения географии;
- выявление наличия краевой патологии;
- участие в военных действиях;
- участие в ликвидации аварий на атомных АЭС;
- участие в ликвидации аварий в местах стихийных бедствий;
- и т.д.
Характерные черты сбора анамнеза
Информация о первичных симптомах психотерапевты получают от больных, а сведения о поведении пациента – от родственников, проживающих с ним. Эта информация носит дополнительный характер. Ее собирают после объективного исследования. Чаще всего дополнительные сведения собираются:
- при травмах нервной системы;
- при черепно-мозговых травмах;
- после инсульта.
Стоит отметить, что психотерапевт не должен увлекаться сбором большого количества дополнительной информации. Лучше всего собрать хороший анамнез при первой встрече, который несет в себе большую психодиагностическую ценность, чем при дополнительном сборе. Детализация анамнеза связана с возникновением диагностической гипотезы. Она проводится после составления психолого-анамнестических сведений с результатами объективного обследования пациента.
Беседу с пациентом надо начинать со знакомства, при котором психотерапевт должен представиться и объяснить цель нахождения клиента в данном кабинете. Обращение к больному должно быть официальным по имени и отчеству. Для того, чтобы наладить контакт с пациентом, можно спросить его о настоящем/прошлом местожительстве, о проведенном отпуске и т.п.
Для получения информации о жалобах применяют следующие методы, которые чаще всего используются вместе:
- самостоятельный рассказ пациента;
- наводящие вопросы.
Психотерапевт при сборе информации должен начинать с наводящих вопросов:
- Что заставило Вас обратиться к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было желанием самого пациента)
- Как Вы думаете, почему Ваш врач направил Вас к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было требованием врачей)
Часто пациент говорит об ухудшении состояния, на что психотерапевт должен объяснить, почему он «не лечит и не выписывает лекарства». При такой ситуации позиция психолога должна быть однозначной, так как проблема больного психологического характера, он должен сам желать решить ее. Задача психотерапевта – выяснить направленность проблемы. Если после этого пациент начал излагать жалобы, то прерывать его не следует. Вопросы задаются в момент растерянности клиента, алогичности рассказа и неумения подобрать необходимые слова. Во время опроса психотерапевт должен тактично задать несколько главных вопросов с профессиональной точки зрения.
Психолог должен уметь быстро находить уточняющие вопросы, которые не должны быть утверждающими, например:
- У Вас плохая память?
- Часто ли Вы испытываете слабость?
- и т.п.
Уточняющие вопросы задаются после получения ответа. Например, ответ о плохой памяти – уточнение психолога: периодичность, глубина и частота забывчивости и т.д.
В процессе описания неврозов и стрессовых состояний необходимо аккуратно выявить их причину, принимая во внимание индивидуальные реакции пациентов на эти сведения. Необходимо помнить: длительное эмоциональное перенапряжение и интеллектуально-эмоциональное напряжение могут быть причинами развития неврозов. К долгому эмоциональному перенапряжению относят:
- заботы;
- неуверенность в себе, в близких;
- нарциссизм;
- неудача семейной жизни;
- нелюбовь к работе;
- и т.п.
К интеллектуально-эмоциональному напряжению относят:
Клинический психолог должен быть осторожен при разговоре с пациентом, который принимал участие, например, в войне. Такие люди очень ранимы и разговор о воспоминаниях может подавить их психологическое состояние.
Если больной, по словам, например, родственников, не коммуникабелен, плохо рефлектирует на окружающих и т.п. психотерапевт не должен отказываться от контакта с ним. Нельзя подменять полученную информацию на данные родственников. Язык общения можно найти всегда, например, ответ можно получить при помощи движения головы, записи на бумаге и т.д. Задача психотерапевта – найти подход к каждому больному.
Год рождения: 1964 г.
Образование: незаконченное среднее
Место работы: безработный
Диагноз: частичная атрофия зрительных нервов, гипертрофическая симптоматия сетчатки глаз.
Социальный анамнез: пациент в статусе безработного с 1995 года. Он считает себя нетрудоспособным. Живет с женой, но при этом они находятся в разводе. Имеет 2 детей – 9-ти и 14-ти лет, которые оказывают ему помощь. По словам пациента, жена хочет избавиться от него, а ему некуда идти: мать умерла, отец живет далеко в маленькой квартире. Имеет пристрастие к алкоголю. Его часто навещают друзья.
- в процессе анализа проявлял агрессию;
- наблюдалась резкая смена настроения;
- отрицал психодиагностического исследование;
- затруднение обследования заключалось в невозможности использования визуальных методик;
- из-за предпоследнего пункта исследование строилось на словесном варианте работы, например, «Сравните понятия», «Экстраинтроверсия» и т.п.;
- отказ от изучения письма.
Для того, чтобы детализировать психодиагностический анамнез, в дополнение использовалось заявление, написанное пациентом.
Подготовка гипотезы диагноза
Анамнез данных о жизни является важной частью подготовки гипотезы диагноза. Они фиксируются в психологической карте для выявления патогенной роли условий жизни, особенно, которые имеют весомое значение для установления этиологии заболевания.
Также большую роль играют данные о профессиональной специфике работы приблизительно во временном промежутке – последние 10 лет. При этом необходимо выявить и оценить:
- характер работы;
- ее напряженность;
- разнообразие в заданиях;
- нарушение ритма отдыха;
- перенапряжение внимания;
- длительность интеллектуального напряжения;
- имеет ли работа опасность для жизни клиента.
Исследование биографии и поведения пациента помогает психотерапевту сформировать представление по поводу:
- интеллекта;
- характера;
- психического состояния.
Вывод
Принцип сбора психолого-анамнестических сведений совершенствуется с ростом психологического опыта, с развитием логического мышления. Результат целостности психотерапевта, его рост, способность к расширению принадлежности пациентов являются его деловыми и профессиональными качествами. Благодаря этому возможно равновесие между принадлежностью другим людям и собственной индивидуальностью.
Источник