Способы сбора данных большими компаниями
В этой статье освещаются некоторые из наиболее необычных способов сбора больших данных.
Автор: Владимир Безмалый
Большие данные стали провозглашать глобальный переломный момент в индустрии высоких технологий, предоставляя предприятиям и правительствам огромное количество данных практически обо всем, что люди выбирают в Интернете. Но большие данные выходят за рамки файлов cookie и отслеживания в Интернете.
Использование больших данных может дать предприятиям интересное, а иногда и удивительное понимание нашей жизни. В этой статье освещаются некоторые из наиболее необычных способов сбора больших данных.
Использование карт лояльности может принести некоторые преимущества, так как поощряет постоянных клиентов и стимулирует совершать больше покупок.
При этом клиенты должны знать, что каждый раз, когда они используют лояльные или кредитные карты, их данные о покупках отслеживаются и сохраняются.
Хотя розничным продавцам это помогает понять, какие продукты продаются различным группам покупателей, эту информацию также можно использовать для создания подробных профилей клиентов, которые затем можно продавать рекламодателям и другим предприятиям.
Онлайн-игроки не освобождаются от сбора больших данных.
Постоянное подключение к Интернету устройств позволяет разработчикам игр мгновенно получать доступ к большим объемам данных, даже если игра является однопользовательской.
Всякий раз, когда пользователь сталкивается с трудностями на определенном уровне, совершает покупку в приложении, устанавливает или удаляет игру, играет в течение длительного периода времени или сдается через несколько минут, эта информация отслеживается и сохраняется.
3. Спутниковые снимки
Один интересный источник больших данных — это то, что можно увидеть с неба. С развитием Google Earth и Google Maps спутниковые данные стали общедоступными. Это позволяет опытным аналитикам создавать удивительно полные картины определенных областей и даже начать понимать типы людей, которые живут и работают в этих местах.
4. Базы данных работодателя
Отделы кадров могут использовать большие данные для профилирования своих сотрудников и количественной оценки производительности их труда на рабочем месте. История сотрудников в компании может быть общим интересом, но большие данные также включают менее интуитивные цифры, включая:
Количество времени, которое работники проводят с определенными программами на своих компьютерах
Время дня, когда сотрудники наиболее активны
Время, когда сотрудники впервые включают свои устройства
Информация, документированная с помощью технологий, часто может найти применение в больших наборах данных и помогает создать представление о качестве сотрудников.
5. Ваш почтовый ящик
Современные почтовые сервисы являются хранилищами больших объемов пользовательских данных.
Хотя приведенная ниже информация относится не ко всем службам, это относится к некоторым из наиболее популярных поставщиков услуг электронной почты, включая Google и Yahoo. Обе эти компании используют алгоритмы для сканирования содержимого вашей электронной почты по определенным ключевым словам с целью предоставления рекламы, ориентированной на ваши интересы.
Например, это может включать ссылки для бронирования отелей после того, как вы получили электронное письмо с описанием предстоящей поездки.
6. Активность в социальных сетях
Сайты социальных сетей являются еще одним крупным поставщиком больших данных. Пользователи социальных сетей часто охотно предоставляют информацию о своей личной жизни таким службам, а соглашения об условиях обслуживания обычно предоставляют сайтам право хранить и использовать эту информацию по своему усмотрению.
Однако аналитику больших данных также можно использовать для документирования, какие функции пользователи соглашаются отключить, какие записи они удаляют и как часто они заходят на сайт в разные дни дня. Эта информация может быть использована для создания подробных профилей привычек пользователей и определения того, какая информация важна для них.
Использование больших данных
От использования в Интернете и приложений до кредитных карт и спутниковых изображений, компании теперь могут упаковать нашу жизнь во все большие наборы данных. Однако собрать все эти данные — это одно, а использовать их, чтобы узнать больше о тенденциях клиентов, — это другое.
Как эти данные можно использовать для предоставления информации о клиентах и сотрудниках.
1. Ваши ценности с высоты птичьего полета
Общедоступные спутниковые данные. С одной стороны — это то, что не может показать много информации. Фактически нам кажется, что мы ничего не видим, кроме расположения городов или особенностей местности.
Однако некоторые аналитики утверждают, что многое можно узнать о людях и организациях, основываясь на том, что видно с неба.
Например, компания под названием HaystaqDNA разработала алгоритмы, которые могут определить, есть ли у жителей солнечные батареи, установленные на их крышах.
Это позволяет иметь представление о том, какие жители следят за экологией и имеют достаточный доход, чтобы инвестировать в новые технологии.
2. Майнинг для рыночных тенденций
Dataminr — это компания, которая специализируется на изучении пользователей Twitter на основе их сообщений. Ежедневно публикуя более 500 миллионов твитов, организациям может быть интересно узнать, какие твиты важнее. Это может помочь дать ощущение срочных новостей или другой информации.
Dataminr просматривает эти твиты в режиме реального времени, используя алгоритмы для их классификации на основе важности, репутации пользователя и структуры информации. Например, если достаточное количество пользователей пишут в Твиттере по определенной теме, Dataminr может отправить клиентам предупреждение о том, что эти новости могут быть важными.
3. Прогнозирование успеха работника
HR-отделы обычно заинтересованы в создании подробных профилей своих сотрудников и в попытках количественно оценить производительность на рабочем месте.
Тем не менее, некоторые компании специализируются на более глубоком анализе.
Например, компания Evolv, работающая с большими данными, предполагает, что даже веб-браузер, который выбирает человек, может что-то сказать о будущей производительности.
Данные компании показывают, что пользователи, которые используют альтернативные браузеры, такие как Google Chrome или Mozilla Firefox, часто демонстрируют более высокую производительность, чем люди, которые используют браузеры по умолчанию, поставляемые с их системами.
4. Руководство для вашей следующей покупки
Данные с карт лояльности и кредитных карт могут предоставить ритейлерам больше информации, чем о том, сколько они продали определенного продукта. С большими данными информация обо всем, что клиент выбирает для покупки, может быть продана рекламным компаниям.
Рекламные компании делают это, чтобы они могли ориентироваться на потребителей с определенной историей покупок. Например, компания может захотеть рассылать рекламу всем, кто купил определенную кашу на завтрак в прошлом месяце.
5. Обнаружение изменений в образе жизни
Данные о покупках могут сделать больше, чем позволить компаниям сосредоточиться на определенных рекламных объявлениях.
В одном случае Target смогла использовать большие данные, чтобы обнаружить, что одна из ее клиенток была беременна, и позже отправила ей купоны на детские товары.
Статистик Эндрю Поул разработал формулу, состоящую из 25 продуктов, которые определяли вероятность беременности, когда продукты были куплены вместе.
Люди, которые неосознанно участвовали в эксперименте, не знали, что они были беременны во время эксперимента, но позже подтвердили, что система Поляка была правильной.
6. Максимизация покупок в приложении
Отслеживание игроков, когда они играют в свои любимые мобильные или консольные игры, может дать четкое представление о действиях, которые часто предпринимаются, прежде чем игрок решит потратить дополнительные деньги.
Используя такие инструменты, как HoneyLizer ™, разработчики программного обеспечения могут включать рекламные объявления в свои игры и максимизировать шансы на будущие покупки, не отвлекая пользователя.
7. Сканирование электронной почты для интересов
Многие компании часто проявляют активный интерес к содержанию электронных писем пользователя.
Предположим, вы отправляете электронное письмо другу о домашнем животном с помощью популярного сервиса, такого как Google Gmail.
Впоследствии, когда вы видите рекламу продуктов животного происхождения как в Gmail, так и в других областях Google, часто это является результатом анализа больших данных.
В Google Ads используются алгоритмы сканирования электронной почты и доставки целевой рекламы в зависимости от общих тем пользователей.
8. Использование отсутствия информации
Одним из интересных способов использования социальных сетей компаниями является понимание того, какие сообщения или темы удаляются и почему. Недавно группа исследователей из Гарвардского университета смогла сделать снимок всех постов в социальных сетях в Китае, а затем сопоставить список со снимком постов после того, как правительство подвергло их цензуре.
После сравнения первого снимка со вторым исследователи смогли определить типы постов, обычно подвергаемых цензуре китайскими властями, и, в свою очередь, лучше понять правящее правительство.
Легальность больших данных
Понимание, предоставляемое большими данными, может быть обширным, поскольку компании продолжают вводить новшества и разрабатывать новые способы понимания своих клиентов на основе увеличивающегося объема данных, доступных для них.
Однако некоторые защитники конфиденциальности могут поставить под сомнение законность использования больших данных.
Большие данные: как компании могут собирать ваши данные?
Условия обслуживания Соглашения
Когда вы пытаетесь понять, как компании могут собирать различную информацию о людях, вполне естественно, что компании получают эти данные незаконно. В действительности, однако, компании не только действуют в рамках своих законных прав, когда они собирают и используют эту информацию, но они делают это с явного юридического согласия своих клиентов.
Компании могут довольно легко получить легальный доступ к вашим данным, зачастую даже прежде, чем пользователи поймут, что они дали свое одобрение. Ключевым моментом здесь является более пристальное внимание к соглашениям об условиях обслуживания (ToS) и понимание того, что они означают для конфиденциальности клиентов.
Соглашения ToS — это длинные тексты, которые появляются при подписке на услугу. В качестве предварительного условия для создания новой учетной записи или использования новой программы пользователям часто предлагается прочитать, а затем принять условия. Поскольку эти термины длинны и полны иногда запутанных юридических структур предложений, большинство людей просто нажимают «согласиться» и переходят к созданию своих учетных записей.
При этом пользователи могут не осознавать, что они фактически «подписали» юридическое соглашение, позволяющее предприятиям делать то, что они включили в условия. Если в компании есть пункт, разрешающий сбор данных истории покупок клиентов, а затем вы нажимаете «согласиться», пользователь теряет любое законное право на возбуждение спора.
Проблема усложняется еще и тем, что некоторые компании включают в себя положения, которые дают им право изменять ПС без уведомления пользователей. Это означает, что, просто «соглашаясь» с ToS один раз, при первом создании учетной записи пользователи фактически соглашаются с любыми изменениями, которые компания хочет внести, даже если эти изменения включают все более инвазивные процедуры сбора данных.
Известные примеры
Каждый крупный веб-сервис поддерживает свою специфику ToS, и было бы невозможно наметить все, с чем пользователь соглашается в каждом случае онлайн. Но для вкуса того, что может быть включено в соглашение, некоторые примеры компании включают:
Google — Google оставляет за собой право хранить всю историю поиска и использовать ее и другую информацию о пользователях для будущих служб. Google также отслеживает пользователей на других веб-сайтах, которые используют виджеты Google или аналитическое программное обеспечение.
YouTube — YouTube сохраняет все, что пользователи выбирают для публикации. Простое удаление видео с сайта фактически не удаляет их с серверов YouTube. Сервис также оставляет за собой право удалять пользовательский контент без предупреждения и может изменять его условия без предварительного уведомления.
Facebook — Facebook включает в себя положения Условий обслуживания, которые позволяют отслеживать пользователей на других сайтах и автоматически обмениваться любыми данными, размещенными на сайте, с другими предприятиями и службами. Пользователи приложения Facebook Android также могут быть удивлены, узнав, что в ToS есть пункт, который позволяет записывать звук и видео в любое время без согласия пользователя.
Netflix — ToS for Netflix включает в себя как право раскрывать информацию о пользователях без предварительного уведомления, так и отказ от права на групповой иск против компании.
Прочитайте мелкий шрифт
Хотя эта информация может показаться причиной серьезной озабоченности, реальность сбора больших данных не так страшна, как может показаться. Тем не менее, в будущем, возможно, стоит уделить больше внимания соглашениям об условиях обслуживания. Убедитесь, что вы точно знаете, что вы «подписываете», когда переходите к следующему этапу создания учетной записи.
Источник
Методы сбора информации при проведении рекламных исследований
Сбор маркетинговой информации является ключевой основой планирования и организации эффективной рекламной деятельности предприятия. Сбор маркетинговой информации может осуществляться двумя группами методов:
Рассмотрим особенности каждой группы методов.
1. Кабинетное исследование— метод сбора и оценки уже существующей маркетинговой информации, собранной и подготовленной для других целей.
Кабинетные методы сбора информации используют вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами.
Источники вторичной информации — это субъекты, предоставляющие информацию о других объектах или из других источников (в уже обработанном виде, предназначенном для своих целей изучения объекта).
Проведение исследования кабинетными методами обладает рядом преимуществ:
— осуществляется быстро и недорого,
— позволяет ознакомиться с отраслью, отследить основные тенденции рынка,
— получить данные, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно.
Часто задействуют сразу несколько источников, чтобы сопоставить данные, выявить несколько подходов для решения проблемы.
Недостатки кабинетных исследований связаны с недостатками качества используемой информации:
— трудно проверить достоверность и надежность вторичной информации,
— она обладает низкой релевантностью, может быть старой или устаревшей;
— разные источники используют различные системы классификаций объектов, методики измерения, поэтому сведения из разных источников могут быть противоречивы и не всегда сопоставлены.
— могут быть опубликованы не все результаты исследования, поэтому информация будет неполной.
Группа кабинетных методов сбора информации включают следующие методы:
- — традиционный (классический) метод анализа
— информативно-целевой анализ
— контент-анализ документов
Традиционный (классический) анализ документов представляет собой неформализованный метод изучения сути материала, выделяя основные мысли и идеи, прослеживая логику связей.
Достоинством этого метода является возможность отследить логическую последовательность документа и содержащиеся в нем противоречия, проанализировать зависимость контекста материала и обстоятельств его появления, уровень достоверности приводимых фактов и компетентности автора по данному вопросу, влияние личного отношения автора к описываемым событиям.
К недостаткам метода можно отнести субъективность интерпретации содержания документа и трудоемкость осуществления в силу слабой формализации процесса анализа.
Информативно-целевой анализ представляет собой метод изучения текстовых документов с целью выявления их информативности. Под информативностью понимается, во-первых, способность текста донести основной замысел автора, во-вторых, быть источником некоторых сведений.
Достоинством этого метода является возможность оценить способность автора реализовать коммуникативные намерения.
Недостатками метода можно считать трудоемкость анализа, хотя процесс его осуществления формализован, и область применения ограничена только текстовыми материалами.
Контент-анализ представляет собой формализованный метод качественно-количественного изучения документов, основанный на выделении в содержании материалов определенных смысловых категорий.
Достоинством этого метода является возможность статистической обработки результатов анализа, так как в процессе его проведения определяются количественные характеристики (общий объем, частота внимания). В качестве достоинства метода можно отметить также его высокую объективность, так как влияние личного мнения исследователя на результаты анализа минимальны из-за сильной формализации процедуры его проведения.
Контент-анализ имеет и ряд недостатков. Во-первых, в процессе контент-анализа невозможно исчерпывающее раскрытие содержания документов; часть информации, не имеющая непосредственного отношения к исследуемой проблеме, может быть упущена в ходе анализа; не вся информация может быть формализована. Во-вторых, применение контент-анализа ограничивается обязательным наличием большого массива информации, а исследуемые смысловые категории должны встречаться с частотой, достаточной для обеспечения статистической значимости результатов анализа.
2. Полевое исследование — метод сбора и оценки информации первичной информации, которая собрана непосредственно об объекте исследования.
Источник первичной информации — это непосредственно сам объект исследования, создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора. Источники первичной информации лишены указанных выше недостатков вторичной информации, и обладают принципиальными достоинствами:
- — собираются в точном соответствии с целями исследования,
— методика сбора информации контролируется самой фирмой,
— результаты надежны, предоставляют всю полноту информации.
Информацию от источников первичной информации можно собирать полевыми методами, к которым относятся наблюдение, эксперимент и опрос.
Существует несколько способов сбора первичных данных:
2.1. Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Наблюдение проводится с соблюдением ряда условий.
- Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение.
- Наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться.
- Наблюдаемые процессы должны быть доступны и происходить на публике.
- Наблюдению подвергается такое поведение, которое люди не имеют желания запоминать.
Наблюдение, как один из полевых методов сбора информации, характеризуется определенными достоинствами и недостатками.
Достоинствами наблюдения являются:
- — независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе и способности выражать свои мысли;
— высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события;
— возможность восприятия неосознанного поведения людей;
— возможность учета окружающей обстановки.
Недостатками этого метода сбора информации являются:
- — низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки;
— селективный отбор объектов наблюдения (наблюдатель из общей массы выберет какие-то определенные объекты);
— субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно);
— наличие эффекта наблюдения (неестественное поведение перед камерой, когда она замечена наблюдаемыми);
— невозможность выявления многих факторов.
Формы процесса наблюдения могут быть классифицированы по разным признакам:
- — по характеру окружающей обстановки выделяют полевые и лабораторные наблюдения. Полевые наблюдения проводят в естественных условиях, в реальной ситуации, лабораторные же наблюдения приводят а искусственно созданных условиях.
— по месту, занимаемому исследователем в процессе сбора информации, выделяют наблюдения с непосредственным участием исследователя и осуществляемые наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе.
— по способу восприятия объекта наблюдения подразделяются на персональные и неперсональные. При персональном наблюдения события фиксируются наблюдателем. При неперсональном наблюдении события фиксируются с помощью приборов (несубъективное восприятие).
— по степени стандартизации наблюдаемых событий выделяют структурированные и свободные наблюдения.Структурированные наблюдения используют бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов, остальные элементы поведения игнорируются. Свободные наблюдения осуществляют сбор информации о всех элементах поведения без ограничений.
— по степени открытости процесса наблюдения делятся на открытые и скрытые.
Открытое наблюдение предполагает, что наблюдаемым известно о проводящемся исследовании. Скрытое наблюдение проводится так, чтобы наблюдаемым не было известно о проводящемся исследовании.
— по характеру наблюдаемых событий выделяют прямое и непрямое наблюдение. Прямое наблюдение проводится непосредственно за поведением исследуемого объекта. Непрямое наблюдение проводится за результатами или последствиями поведения объекта (мусор, запасы товаров, чеки и др.).
Процесс подготовки и проведения наблюдения включает в себя несколько этапов.
- Определение цели, задач, объекта и предмета наблюдения.
- Выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения.
- Выбор формы наблюдения: с учетом места исследователя, характера окружающей обстановки и наблюдаемых событий, способа восприятия объекта наблюдения, степени стандартизации и открытости процесса наблюдения.
- Разработка процедуры наблюдения (системы понятий, которая включает в себя единицы и рамки наблюдения). Единица наблюдения — это некоторые действия или его признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Рамки наблюдения — это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования.
- Разработка рабочего документа (бланка) наблюдения.
- Подготовка технических документов и оборудования.
- Подготовка инструкции для исполнителей.
- Подбор кадров и инструктаж: наблюдателей.
- Организация наблюдения в полевых условиях, контроль наблюдения
- Подготовка отчета.
2.2. Эксперимент— это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями.
В процессе эксперимента происходит активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных, осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями на основе изолированных изменений переменных, т. е. изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных переменных фиксируется.
Как метод сбора маркетинговой информации эксперимент имеет достоинства и недостатки.
Достоинства:
‑ возможность изучать причинно-следственные связи между событиями;
‑ высокая объективность, так как результаты эксперимента — это фактически произошедшие события;
‑ возможность проверки маркетинговых решений, особенно по новым товарам (пробный маркетинг);
‑ возможность контроля окружающей обстановки.
Недостатки:
‑ сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет конкретной независимой переменной;
‑ неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий среды;
‑ наличие временного лага (периода времени) между экспериментом и принятием маркетинговых решений;
‑ влияние посторонних факторов;
‑ большие затраты времени и средств.
Формы эксперимента классифицируют по разным признакам:
‑ по степени материализации объекта исследования выделяют реальные эксперименты (проводятся на реально существующих объектах) и мыслительные (имитационные) эксперименты, которые проводятся на основе компьютерного моделирования объекта;
‑ по характеру окружающей обстановки эксперименты делятся на лабораторные (тестирование продукта), которые проводятся в искусственно созданных условиях, чтобы имелась возможность контролировать одни переменные и манипулировать другими, и полевые (тестирование рынка), которые проводятся в реальных условиях;
‑ по масштабу поставленной задачи эксперименты классифицируются на однофакторные, когда исследуется влияние только одного фактора, и многофакторные — учитывается влияние нескольких факторов.
Процесс планирования и проведения эксперимента содержит следующие этапы:
- Определение цели и задач эксперимента.
- Выбор зависимых и независимых переменных и показателей их оценки.
- Определение логической структуры доказательства гипотезы эксперимента.
Логика доказательств взаимосвязей между событиями опирается на измерения состояния объекта исследования до и после проведения эксперимента. Чтобы снизить влияние посторонних факторов на результаты эксперимента, измерения могут производиться параллельно в двух группах — экспериментальной (которая подвергается воздействию) и контрольной (не подвергается воздействию).
- Формирование объекта эксперимента в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы.
- Проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей.
- В процессе эксперимента может осуществляться количественный и качественный замер показателей. Количественные измерения предполагают фиксацию интенсивности и длительности воздействия определенной переменной. Качественные измерения фиксируют наличие или отсутствие результата воздействия переменной.
- Анализ выявленных зависимостей.
- Определение внутренней и внешней достоверности результатов эксперимента.
- Составление отчета о проведении эксперимента, где указывается информация об условиях существования объекта исследования и проведения эксперимента.
2.3. Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Как метод сбора маркетинговой информации опрос имеет достоинства и недостатки.
Достоинства:
- — возможность выявить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие невоспринимаемые обстоятельства;
— гибкость формы проведения;
— возможность статистической обработки.
- — субъективность полученной информации;
— зависимость качества информации от орудий исследования;
— зависимость от желания участников опроса высказывать свое мнение.
В практике маркетинговых исследований различают следующие формы проведения опроса:
- — по виду преследуемой цели опрос бывает качественный и количественный. Качественные опросы — исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта. Количественные опросы — исследования, ориентированные на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции чисел, допускающих математическую обработку.
— по типу опрашиваемого субъекта опросы могут быть экспертные и потребительские. Экспертные опросы — исследования, в ходе которых опрашиваются эксперты, специалисты в изучаемой области. Потребительские опросы — исследования, в ходе которых опрашиваются непосредственно потенциальные или реальные потребители продукта.
— по частоте проведения опросы бывают единичные и многоразовые. Единичные исследования — исследование проводится однократно. Многоразовые исследования — сбор информации по проблеме исследования многократно повторяется.
— по количеству одновременно опрашиваемых лиц опросы делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные опросы — исследования, в ходе которых опрашивается каждый респондент индивидуально. Групповые опросы — исследования, в ходе которых опрашивается одновременно несколько респондентов.
— по степени стандартизациисуществуют структурированные и свободные опросы. Структурированные опросы — исследования, в ходе которых жестко задается последовательность и формулировка вопросов. Свободные опросы — исследования, в ходе которых не используется жестко заданная структура вопросов.
— по виду используемых коммуникацийразличают телефонные, почтовые, личные опросы. Телефонные опросы — исследования, в ходе которых респонденты опрашиваются по телефону. Почтовые опросы — исследования, в ходе которых вопросы рассылаются респондентам по почте (e-mail) или с помощью факсимильной связи.Личные опросы — исследования, в ходе которых вопросы задаются респонденту интервьюером при личном контакте.
Методы опроса применяются в качественных исследованиях.
Качественные методы опроса принципиально отличаются от количественных и предполагают проведение процедуры сбора информации в свободной форме, по специальной методике с целью выявить качественные параметры поведения потребителей. Качественные методы опроса включают в себя:
- — фокус-группы;
— глубинные интервью;
— анализ протокола;
— проекционные методы.
Фокусирование (фокус-группа) — это форма опроса, предполагающая всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей (7—15 чел.), проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей.
Модератором организуется дискуссия в группе респондентов на заданную тему, в ходе которой каждый респондент имеет возможность высказать свое мнение по исследуемой проблеме. Дискуссия допускает, что респонденты могут обладать противоположными точками зрения и влиять на мнения участников дискуссии, однако достижение какого-то компромисса различных мнений не является целью проведения фокус-группы. Дискуссия необходима для того, чтобы каждый участник аргументировал свою позицию, приводил факты в доказательство правильности своей точки зрения.
Область использования метода — поиск идей для создания новых товаров или рекламных кампаний, изучение запросов, мотивов, отношений, ценностей потенциальных потребителей.
Глубинное интервью – это метод опроса, предполагающий индивидуальное собеседование интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопросов.
Область использования метода — изучение эмоциональных и личностных особенностей потребителей, механизма принятия решений, причин использования товаров, новых идей в отношении товара и его характеристик, рекламных кампаний, методов распространения товаров и др.
Анализ протокола также является индивидуальным интервью, методикой проведения которого предполагается, что респондент ставится в ситуацию, когда он должен принять решение. В ходе опроса респондент описывает факты и аргументы, влияющие на принятое решение.
Область использования метода — изучение процесса выбора товаров и принятие решения о покупке.
Проекционные методы представлены целой группой методик проведения интервью, включающих в себя:
- ассоциативные проекционные методы;
- завершение предложения или рисунка;
- разыгрывание ролей;
- ретроспективные беседы.
Ассоциативные проекционные методы предусматривают ассоциативные беседы (какие мысли у вас возникают в связи с тем или иным событием, предметом и т.д. или ассоциативное испытание слов, когда респонденту предлагают набор слов, а он должен произнести ассоциацию. Область использования метода — выяснение ассоциаций, возникающих с определенным названием, событием, действием, изобретением.
Завершение предложения или рисунка — это методика проекционного метода, в которой респонденту предлагается закончить фразу или рисунок. Область использования метода — получить информацию о чувствах или реакциях потенциальных потребителей в отношении товара или его марки.
Разыгрывание ролей — методика проекционного метода, по которой испытуемым предлагают войти в роль одного из участников ситуации и описать предполагаемые действия. Область использования метода — это исследование скрытых реакций человека на предлагаемую роль, изучение ценностей потенциальных потребителей.
Ретроспективные беседы используют методику, в которой респонденту предлагается вспомнить некоторые события своей жизни. Область использования метода — выявление факторов, определяющих поведение потенциальных потребителей.
Источник