§ 8. Сбережения. Личный бюджет
Для покупки товаров длительного пользования, которые приобретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтому бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Где же хранить накопленные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно, они постоянно должны работать — приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в сберегательном банке. Вложенная сумма при этом возрастает на величину процента, который выплачивает банк владельцу денег. Сбережения можно вложить также в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий из драгоценных металлов, предметов антиквариата, произведений искусства. Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных монет (нумизматика) и марок (филателия). Цены на эти предметы растут с каждым днём.
Формой размещения сбережений является также страхование жизни и покупка страховых накопительных полисов.
Одним из самых надежных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости 1 , цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция.
Как уже отмечалось, сбережения в семье возможны только при обдуманном планировании семейного бюджета (схема 4).
Схема 4.
Способы сбережения денежных средств семьи
Кроме семейного, существуют также и личные бюджеты членов семьи.
Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на кино, кафе, дискотеки, поп-концерты, жевательные резинки, сладости и т. д.?
Как в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно должны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные интересы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконструирование и т. д.), неразумные траты (энергетические напитки, сигареты и пр.), непредвиденные расходы.
Все расходы можно разделить на постоянные, переменные и непредвиденные.
Постоянные расходы — это расходы, не меняющиеся в течение года: плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой и т. д.
Переменные расходы включают в себя периодические и единовременные, например покупка домашних животных, компьютерных игр и пр.
Непредвиденные расходы — это те, которые невозможно учесть, например сломались часы, потерялась ручка и т. п.
У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим — семейным.
Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять четыре обязательных условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.
Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и расходования. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными.
- Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите число и месяц. Разделите страницу на две части: приход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходе может быть самым разным. Это зависит от вашей заинтересованности. Предположим, вы захотели отучить брата или отца от курения. Выделите графу, где вы будете отражать эти расходы. Эта сумма может стать веским аргументом в борьбе с курением.
- Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более подробными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки (табл. 6).
Таблица 6.
Вариант ведения учётной книги школьника
Примечание. Счета: 1 — питание вне дома; 2 — канцтовары; 3 — книги; 4 — коллекционирование; 5 — кино, театр, дискотеки; 6 — спортивные секции и инвентарь; 7 — сладости; подарки.
Анализ учётной книги позволяет: во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, определить, на каких расходах можно экономить; в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
Если у вас дома есть компьютер, расчёты можно вести, пользуясь программами Microsoft Office, с помощью электронных таблиц Excel.
Практическая работа № 8
- Сколько денег надо вложить в Сбербанк, чтобы при доходе 10 % годовых получить через год 1000 руб. дохода?
- Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета за счёт производства в семье каких-либо товаров (услуг) или снизить расходную часть семейного бюджета за счёт более рационального расходования средств. Запишите свои идеи в тетрадь.
- Примите за единицу все платежи вашей семьи, связанные с городской квартирой. Рассчитайте, какие части составляет плата за квартиру, тепло, газ, телефон, радиоточку. Есть ли другие платежи?
- Сколько постоянно включённых потребителей электроэнергии в вашей квартире? Посмотрите, с какой скоростью вращается диск электросчётчика, когда кажется, что всё выключено.
- Составьте бухгалтерскую книгу учёта расходов школьника.
Новые слова и понятия
Бухгалтерия, сбережения, недвижимость, ценные бумаги, постоянные расходы, переменные расходы, непредвиденные расходы.
Проверяем свои знания
- Какие способы сбережения денежных средств вы знаете?
- Какой способ сбережения средств вам кажется наиболее предпочтительным?
- Почему хранить сбережения дома, в «кубышке», не рационально?
- Из каких частей состоит бюджет школьника?
- Какие вы знаете бытовые машины, резко повышающие производительность домашнего труда членов семьи?
- Люди тратят довольно большие средства на создание уюта в квартире. Есть ли в этом экономический смысл? Чем окупаются эти затраты?
- Правда ли, что в многодетной семье затраты на одежду одного ребёнка оказываются ниже, чем в семье, имеющей одного ребёнка?
1 Недвижимость — это земля и имущество, связанное с землёй (производственные сооружения, жилые дома и т. д.).
Источник
Конспект урока 8 класс Сбережения. Личный бюджет.
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Конспект урока для неделимых классов, для детей, обучающихся в коррекционной школе по программе (задержка психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_sberezheniya._lichnyy_byudzhet.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
общеобразовательное учреждение школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Сбережения. Личный бюджет
для обучающихся с задержкой психического развития
Учитель: Розанова Л.А.
учитель: Розанова Л.А.
Знания только тогда знания,
когда они приобретены усилиями
своей мысли, а не памятью»
Тема урока : Сбережения. Личный бюджет.
Продолжительность урока : 40 минут
- Развивать логическое мышление
- Развивать вербальную память
- Корригировать и развивать навык связного устного высказывания. Через выражение своих мыслей полным предложением.
УУД : Личностные : формулировать позицию по проблеме и делать выводы. Приводить правильные аргументы, сформировать собственные отношение к проблемам, смыслообразование.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление проблемы и его решения
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные : Целеполагание, контроль, оценка, планирование
цели и задачи урока:
Цель:приобретение новых научно — теоретических знаний по теме «Домашняя экономика»: сущность понятий накопление, сбережение; способы сбережения средств; формы размещения сбережений; структуру личного бюджета.
- Образовательные:
- сформировать у ребят экономическое мышление, основы экономического поведения на рынке товаров;
- Развивающие
- Развитие аналитических умений и навыков
- Расширение кругозора обучающихся
- Развитие познавательных психических процессов (памяти, мышления, воображения и др.)
- Воспитательные
- Воспитать у учащихся нравственность, правовой и гражданской ответственности
- Воспитание правильного планирования своего личного бюджета, рационально вести домашнее хозяйство
- приобретению опыта экономности, бережливости, расчетливости, планирования семейного бюджета.
Оборудование, материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, выставка работ, таблицы «Классификация расходов», «Структура семейного бюджета», учебник В.Д. Симоненко «Основы домашней экономики» 8 класс.
Методы обучения : словесные, наглядные, частично-поисковые.
Межпредметные связи : история, математика, информатика
- Организационная часть. Приветствие. Проверка отсутствующих готовность учащихся к уроку.
- Повторение пройденного материала. Актулизация знаний.
- Формулировка темы и цели урока.
- Изложение теоретического материала. Первичный контроль и коррекция усвоения материала.
- Оздоровительная пауза
- Практическая работа учащихся .
- Подведение итогов урока.
- Определение и запись домашнего задания.
Приветствие ,отметить отсутствующих, готовность к уроку
Приветствие учителя, подготовка к работе на уроке
Организация работы в парах
Вопросы и ответы друг друга
Объяснение нового материала
Актулизация знаний. Объяснение теоретических сведений о сбережений, накоплений, виды и условий
Запись темы урока и основных понятий, поиск и анализ основных теоретических знаний
Демонстрация оздоровительных упражнений для снятия усталости глаз
Выполнение оздоровительных упражнений
Выполнение практической работы, закрепление нового материала (решение задач)
Подведение итогов урока, анализ результатов
Анализ и обсуждение работ. Запись дом. задания в дневники
Проверка домашнего задания:
Мы с вами изучали тему «Домашная экономика». Интересно узнать, что вы запомнили из прошлых уроков. Для этого необходимо составить вопрос и задать своим одноклассникам.
- Вспомните основные задачи маркетинга? ( выявление потребностей, удовлетворение потребностей, возобновление потребностей).
- Как вы понимаете слово «бюджет семьи»? ( это структура всех доходов и расходов за определенный период времени месяц или год)
- Какие этапы входят в совершении покупок? ( 1 этап — составление списка, 2 этап — соответствующие магазины, 3 этап — сбор информации, 4 этап — совершение покупки, 5 этап — оценка приобретенного товара).
В ходе занятия учащимся предлагается найти выход из следующих ситуаций: Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?
расходами на подарки;
Время от времени каждой семье приходится приобретать крупную вещь: мебельный гарнитур, ковер, телевизор и т.п. Как собрать нужную сумму?
откладывать деньги на сберкнижку;
покупать лотерейные билеты, надеясь на выигрыш;
занять у знакомых или родителей;
поискать дополнительный заработок?
Вы приглашены на день рождения, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?
К вам неожиданно пришли гости, а угостить их практически нечем. Как выйти из этого положения? (Для выхода из данной ситуации уместно напомнить учащимся рецепт какого-либо простого блюда из курса «Кулинария»). Выставка работ учащихся
Вы хотите стать Бизнес-леди?
Тема нашего урока — Накопления. Сбережения. Личные сбережения
. ЦЕЛЬ: Понять сущность понятий накопление, сбережение;
Способы сбережения средств;
Формы размещения сбережений;
Структуру личного бюджета
Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.
Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные приобретения .
Согласитесь в экстренной ситуации лучше занять у самих себя, чем влезть в долги. При этом ровный, спокойный ритм жизни не нарушается. Величина суммы сбережений (на случай ЧП) не должна быть слишком большой. Пусто она соответствует бюджетным возможностям семьи. Рассчитать величину возможных сбережений можно по формуле:
Чистые сбережения=доходы-потребительские расходы
Важно еще правильно разместить свои сбережения.
Вспомним Древнюю Русь. Купцы, торговцы или, как мы говорим, богатые люди свой доход распределяли следующим образом:
- церковные деньги (пожертвование, милостыня) — 10 % от дохода
- накопительные деньги — 20% от дохода
- 70% использовались для своих нужд.
Посчитаем: Доход составляет — 5000 руб. в месяц. Церковные деньги — 500 руб., накопительные 1000 руб. И сколько используется для введения хозяйства? — 3500 руб.
Где же можно хранить сбережения? Вы можете вспомнить из своей жизни?
1. деньги можно хранить дома «под подушкой», или в жестяной банке.
- некоторые люди скупают бриллианты, золото, драгоценные камни
- более нормальные люди пользуются сберегательным счетом, получив 4% дохода в год в коммерческих банках или 5 % в федеральных судно-сберегательных или кредитно-строительных обществах
- часть накопленных сбережений можно потратить для покупки облигаций правительства. Они приносят небольшой, но гарантированный доход.
- Более значительный доход можно получить, вложив сбережения в акции, но с некоторым риском: акции должны быть абсолютно безопасными, давать высокие дивиденды, значительно расти в цене
- приобретать недвижимость, цены на которую растут более высокими темпами.
- Формой размещения сбережений является также страхование жизни и покупка страховых накопительных полисов
- потребительский кредит обеспечивает получение наличных денег, товаров и услуг в настоящий момент, в то время как платеж за них растут на длительный период в будущем. Два условия предоставления кредита: во-первых, услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена, т. е. Покупки в кредит обычно обходятся дороже, чем при оплате наличными, а во-вторых, и это главное, сумма кредита впоследствии должна быть полностью возвращена
Сегодня накопления нужны по 8 причинам :
- покупка недвижимости. Молодая семья хочет жить в своей квартире. Имеются кредиты, но условия: 16% годовых. Имеются акции, когда банк дает деньги под 8% годовых. Но имеется условие, что 50% у вас уже имеются накопленные деньги.
- Образование. Сейчас любое хорошее образование требует вложения определенной суммы денег
- Здоровье. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Для этого необходимо тоже вложение: спортивный костюм, лыжи, услуги спортивного зала
- Медицинское обслуживание. Лечение, медосмотры требуют денег.
- Отдых.
- Родственники
- Бизнес
- Собственное дело
На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?
Надежность . Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.
Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.
Пример. Предположим, что Сберегательный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. ВТБ 24 банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше.
Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счета, тем больше ликвидность.
Закрепление нового материала: Практическая работа учащихся .
Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1 000 рублей. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из пяти предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.
Ребята работают в парах, делают совой выбор
1. Хранить деньги дома.
2. Сделать рублевый вклад на один год в Сбербанк РФ под 12% годовых начисляя сложный процент каждые полгода.
1060* 6/100=63,60 руб.
3. Сделать валютный вклад сроком на один год под 10% годовых, первоначальный взнос не менее 50$. 1 $.- 39 руб.
4. Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.
Кроме семейного существуют также и личный бюджет .
Вы когда -нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваши прихоти? А какие у Вас прихоти? ( Молодые люди любят ходить в кино, кафе, на дискотеку, концерты, покупать жевательные резинки, сладости).
- расходы на питание вне дома
- расходы на учебу
- расходы на обувь, одежду.
- Культурно-спортивные нужды
- расходы на увлечение
- неразумные расходы
- непредвиденные расходы
Постоянные расходы — это те, которые в течение года почти не изменяются. Плата за кружок, музыкальную школу, за обед в столовой.
Переменные расходы — включает в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка диска, посещение кино, цирка.
Непредвиденные расходы — это те, которые невозможно учесть. Например, потерялась ручка.
Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить 4 правила :
учет, планирование, организация контроль.
Для учета доходов и расходов необходимо завести тетрадь бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерской книги не должно быть для вас скучным занятием, поэтому проявите свое творчество, а возможно кто-то станет бухгалтером.
Придумайте название своей книги «Финансы поют романсы», «Копейка рубль бережет» и т. д.
Анализ учетной книги позволяет, во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, анализируя свои покупки и расходы, определить, на чем можно экономить; в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
В экономике нет точных решений, как в математике, принимая экономическое решение, нужно учитывать все “плюсы” и “минусы” существующих вариантов решения и делать выбор в пользу того варианта, в котором больше “плюсов” и меньше “минусов”. Каждый человек должен уметь принимать такие решения в своей жизни. Управление финансами требует постоянных расчетов. Нельзя надеяться на случай, это может ввергнуть человека в бедственное экономическое положение. Можете ли в будущем стать Бизнес-леди?
Домашнее задание. Практическая работа. Разработайте тетрадь бухгалтерского учета личного бюджета . И начинайте записывать свои доходы и расходы. В конце месяца мы с вами будем анализировать ваш личный бюджет.
Подсчитать какое количество средств тратится «по мелочам»? На чём можно экономить?
Источник