Способы самозащиты для детей

Система самообороны ребенка. «Закричал, вырвался, убежал, рассказал»

Михаил Рулев педагог, специалист по основам личной безопасности

Изучение ребенком основ личной безопасности — насущная потребность нашего времени. Обученный ребенок чувствует возможную опасность и действует по проверенной формуле: «Предвидеть; при возможности — избегать; при необходимости — действовать».

Очень редко приходится ребенку по-настоящему действовать, поскольку профилактические меры сильно уменьшают вероятность попасть в какую-нибудь неприятную историю. Но предусмотреть все невозможно.

И тогда происходит следующее: «Следствием установлено, что в ночь на 19 марта 2008 года 22-летний разнорабочий одного из местных сельхозпредприятий силой проник в дом своих знакомых. Дома была одна несовершеннолетняя дочь хозяина. Угрожая ножом, . попытался надругаться над девушкой, однако последняя оказала активное сопротивление. Не сумев завершить задуманное, . ушёл, пригрозив потерпевшей убийством и нанёс ей несколько ударов ножом по рукам и телу. Утром несовершеннолетняя рассказала о случившемся родственникам, которые сообщили об этом в правоохранительные органы. Нападавшего задержали. В настоящее время расследование уголовного дела завершается, в ближайшее время оно будет передано в суд».

Это происшествие показывает, что нападение может произойти даже в том случае, если ребенок соблюдает все правила безопасности (отметим, что родителям нужно было своевременно укрепить дверь).

В рассматриваемом случае девушка сумела оказать достойное сопротивление. Как это она сделала? В тексте новости это не указывается, однако, судя по тому, что вооруженный ножом преступник не смог добиться своего, девушка действовала решительно.

Ребенок не в силах успешно противостоять взрослому человеку. Вести поединок могут только физически подготовленные и хорошо обученные подростки. Что же может сделать маленький ребенок 8-11 лет? Специалисты по детской безопасности предлагают следующие варианты решения этой проблемы.

Пола Статмен, известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков, советует: «Кричать, бежать и рассказывать. Это правило дети легко запоминают и охотно следуют ему при попытках похищения. Научите ребенка специальным словам на случай, если кто-нибудь схватит его на людях: „Нет! Нет! Ты не мой отец! Ты хочешь похитить меня!“ Это наверняка отпугнет похитителя и привлечет внимание окружающих. В определенно смысле эти слова эффективнее, чем „Помогите!“ или „Прекратите!“, которые прохожие часто воспринимают как семейную ссору. Увидев ребенка, борющегося с ребенком, они могут решить, что это сын получает взбучку от отца. Ребенок должен выкрикивать такие слова, которые наверняка привлекут внимание прохожих и заставят их считать, что:

  1. этот человек чужой ребенку
  2. ребенка уводят против его воли
  3. ребенок нуждается в помощи»

(Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей// Пер. с англ. С. А. Юрчука. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 272 с.(Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

Дубягин Ю. и Богачева О. рекомендуют следующее: «Если народу на улице нет, лучше всего громко кричать: „Пожар!“. В случае если ребенка попытаются увести или насильно усадить в машину, ребенок должен кричать примерно следующее: „Меня зовут. Мой домашний телефон. Моих родителей зовут. Позвоните моим родителям“, текст может быть изменен, но основные его компоненты должны остаться, т.е. имена, телефон и просьба позвонить. Помните, что текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации, его ребенок должен помнить всегда, и, выходя на улицу, вы еще раз просите проговорить его».

Врач, мастер спорта по самбо и талантливый литератор Евгений Гаткин пишет: «. Если учить его только лишь тому, чтобы он предвидел и избегал опасности, можно воспитать боязливого человека. Это не поможет в искусстве выживания. Осторожность, а другими словами — трусость, в критических ситуациях сослужит плохую службу. Ненаученный противостоять агрессивной среде, застигнутый ею врасплох, ребенок всегда становится жертвой. Учить ребенка адекватно отвечать на агрессию нужно с самого раннего возраста. Нужно воспитывать в сыне или дочери способность противостоять агрессии на своем уровне, доступными для них средствами. Малышу следует знать, что если кто-то пытается схватить его, спастись можно громко крича. Орать нужно так, чтобы у самого уши закладывало. Просто у ребенка не должно формироваться психологии потенциальной жертвы»

Читайте также:  Способы перевода стилистических средств

(Гаткин Е. Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска / Евгений Гаткин. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 510, [2] с.: ил.).

Названные книги необходимо прочитать каждому родителю, который хочет получить квалифицированные советы по обучению его ребенка основам личной безопасности, потому что авторы книг — профессионалы своего дела. Мы же, в свою очередь, предлагаем схему краткосрочного боя ребенка с агрессивно настроенным взрослым в ситуации, когда бегство вследствие захвата за руку пока невозможно.

В качестве критической ситуации рассмотрим следующую: посторонний человек незаметно подходит к ребенку и хватает его за руку. Как быть в таком случае? В большинстве случаев ребенок оказывается не готов к противоборству с сильным и решительным противником. Но шанс все-таки есть. Он заключается в том, что незнакомец обычно не видит в ребенке достойного противника и считает, что сопротивление ему оказано не будет. Если же ребенок имеет определенную подготовку и навыки ведения краткосрочного боя, шансы на освобождение появляются, и весьма реальные.

Его девизом должно быть «Вырваться и убежать!»

Предлагается следующая схема ведения короткого боя.

Как уже отмечалось выше, специалисты по детской безопасности рекомендуют кричать о том, что этот человек, который борется с ребенком — не его родственник. Например: «Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа! Это не моя мама! Помогите!» Можно выкрикивать свои имя, фамилию и домашний номер телефона, чтобы прохожие связались с родителями. Но слова: «Ты чужой, я тебя не знаю!» должны быть выучены и многократно отрепетированы. Следует отметить, что в том случае, если людей вокруг не видно, разумнее сначала кричать: «Пожар!», как рекомендуют Юрий Дубягин и Ольга Богачева. Есть большие шансы на то, что кто-нибудь полюбопытствует и выглянет в окно.

Какие приемы самообороны может освоить ребенок? Во многих пособиях рекомендуется кричать, кусаться, пинаться, то есть оказывать яростное сопротивление. Конкретизируем общие рекомендации в конкретную схему сопротивления.

Познакомившись с пособиями по самообороне, выберем описание способов освобождения руки ребенка от захвата.

Итак, во-первых, жизненно важно громко кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!»

Во-вторых, нужно сжать в кулак захваченную руку, положить на этот кулак свою свободную руку, не сгибая запястья. Обратив внимание на положение большого пальца нападающего, необходимо свободной рукой резко дернуть захваченную руку в направлении большого пальца противника. Используя не только силу обеих рук, но и всего тела, как можно резче разворачиваемся в сторону большого пальца противника. При этом наша рука вырывается из захвата противника.

Описание выглядит длинным и громоздким. Сам прием длится доли секунды (если ребенок отработал его на папе или маме минимум несколько сот раз).

В-третьих, если противник так силен, что вырваться очень трудно, задача ребенка — ослабить захват. Этому может способствовать удар ногой по голени или колену. Следует учесть, что удары ногой по колену могут привести к тяжелой травме нападающего. Удары же в голень, как правило, не приводят к последующим травмам, при этом эффективно вводя нападающего в состояние болевого шока независимо от массы и размеров атакуемого взрослого противника. Такие удары требуют чувства равновесия, поскольку необходима определенная точность. Ребенку трудно соблюсти все правила удара, поэтому можно для начала ограничиться упрощенным вариантом. Наносится удар примерно так, как бьют по футбольному мячу. Родители могут приготовить какой-нибудь мягкий, но достаточно прочный и жесткий предмет (проще всего купить макивару) и попросить ребенка попрактиковаться в ударах ногой. Тренер по самообороне поможет «поставить» удар правильно, и задача ребенка будет заключаться в его дальнейшей отработке и совершенствовании.

Опять-таки заметим, что чудес не бывает. Ни разу не ударявшая ногой даже по мячу девочка просто не попадет по ноге взрослого субъекта. Если же она пройдет соответствующий курс по обучению удару и потом попрактикуется под руководством родителей или инструктора, эффект будет замечательным. Увлекшаяся процессом обучения второклассница может так ударить зазевавшегося на секунду партнера, что он неделю будет прихрамывать и ругать себя за сдвинутую в сторону макивару, открывшую его голень для удара. Отработка, отработка и еще раз отработка. Потом навыки необходимо «освежать в мышечной памяти», чтобы быть всегда в готовности.

В-четвертых, стремительный бег в безопасном направлении. Бежать нужно быстро, постоянно меняя направление движения, чтобы тяжелый взрослый противник вынужден был терять время, совершая маневры на поворотах. Чем больше ребенок тренируется в беге, тем больше у него шансов убежать даже от взрослого преследователя. Ловкий, подвижный и маневренный ребенок не даст ему ни одного шанса.

После выхода из опасной ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о столкновении с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы злоумышленника.

Не забываем, что во время всей операции освобождения ребенку нужно продолжать орать во весь голос: «Ты чужой! Я тебя не знаю! Отпусти!»

Родителям, желающим ознакомиться с различными схемами боя, обогатить свой арсенал самооборонщика и выбрать приемы для обучения и подготовки своих детей, рекомендую обраться к следующей книге: Степанов М. В., Майоров О. В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. — М.: Грифон, 2007. — 496 с.

Но для того, чтобы эта система работала, необходимо все эти действия отрабатывать: многократно и в полную силу. Уйти с родителями в лес и кричать во всю мощь легких, бесконечно вырывать свою руку из папиных и маминых захватов, пинать по макиваре и бегать на короткие и длинные дистанции. Тогда ребенок при необходимости сможет действовать агрессивно, решительно и результативно.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Самооборона для детей: простые приемы и правила, которым нужно научить ребенка

В современном мире можно ожидать опасность откуда угодно, что становится причиной беспокойства родителей маленьких детей. Научить ребенка защитить себя можно и нужно, так как сегодня самооборона для детей является насущной потребностью.

Приемы самообороны для детей: что нужно знать?

Лучше всего, если родители отдадут ребенка в специальную секцию. Тренер научит правилам личной безопасности и простым приемам, которые помогут ребенку в случае конфликтной ситуации. Тем не менее не все родители имеют такую возможность, поэтому самооборона для детей должна изучаться хотя бы в домашних условиях.

Знание приемов самообороны может помочь ребенку не только в критической ситуации, когда угроза исходит от взрослого человека, но и в обыкновенной уличной драке. Задача родителей – не только обучить основным приемам, но и объяснить ребенку, для чего они должны использоваться.

Кроме того, важно научить ребенка правильно расценивать собственные силы и силы противника. Так, восьмилетний ребенок не может побороть взрослого при нападении, но в его арсенале должны быть приемы, которые могут помочь вырваться и убежать. В этом случае на стороне ребенка будет эффект неожиданности, так как потенциальный нападающий не ожидает, что малыш сможет сопротивляться.

Основы айкидо для детей

Айкидо – это вид единоборства, которому можно обучиться только во время занятий с тренером. Никакие видео-уроки или пошаговые инструкции не смогут обучить основным приемам.

Суть айкидо сводится к тому, что во время борьбы человек обращает силу противника против него самого. В этом виде боевого искусства применяется знание инерции движения и определение центра тяжести. Другими словами, если на ребенка замахивается взрослый человек, малыш должен использовать силу нападающего против самого нападающего, но не пытаться ударить самостоятельно. Это достигается путем изучения специальных приемов.

Айкидо рассчитано на защиту, а не нападение. В боевом искусстве важная роль отводится положению тела и центру тяжести. Изначально все приемы рассчитаны на то, что противник заведомо сильнее, поэтому победить его можно только его же силой. Этот вид боевого искусства основан на разучивании специальных стоек, которые не позволят сбить с ног, но помогут вырваться, сдержать удар, либо даже повалить противника, используя силу инерции его же удара.

Простые приемы для уличной драки

Научить ребенка самообороне и правилам самозащиты можно не только в секции, но и дома. В домашних условиях можно разучить простые приемы, которые позволят малышу не растеряться в уличной драке.

Основа самообороны – это три удара: прямой, нижний и боковой. При прямом ударе работает корпус. Человек выставляет вперед одну руку, вторую держит чуть ближе к груди (боксерская стойка). Силу рука набирает от плеча, увеличить удар помогают мышцы спины и всего корпуса. Удар идет прямо, непосредственно кулаком.

Нижний удар – это удар в челюсть или грудную клетку. Ребенок должен чуть согнуть ноги в коленях, выставив одну немного вперед – это поможет удержаться на ногах. При ударе делается пружинящее движение, сам удар идет от спины и груди.

Боковой удар – это удар с разворотом. По сути, это широкий замах рукой с развернутым корпусом и немного согнутыми руками.

Несмотря на то, что описание таких ударов выглядит простым, для обучения требуется время. Здесь важна правильная стойка, положение центра тяжести и сила инерции. Так как вес ребенка недостаточен для совершения действительно сильного удара, такие приемы рассчитаны, в первую очередь, на то, чтобы сбить противника с толку и получить небольшое временное преимущество. Точно разучить технику выполнения простых ударов помогут видео-уроки по самообороне.

Полезные навыки для детей

Помимо занятий по самообороне, для детей важны следующие навыки в опасных ситуациях.

  1. При попытке похищения, ребенок должен постараться привлечь внимание окружающих. По возможности, необходимо не заговаривать с посторонним человеком и постараться убежать в случае опасности. Это справедливо только в том случае, если попытка похищения происходит в многолюдном месте. В противном случае малышу лучше не раздражать похитителей криками, так как реакцию злоумышленника нельзя предугадать. Если ребенка удалось похитить и куда-то увезти, он должен запомнить окружающую обстановку и черты похитителей, чтобы потом суметь описать их представителям правоохранительных органов. Совет для родителей: по возможности установить радиопередатчик или настроить слежение на телефоне малыша.
  2. Если ребенок попал в заложники, нельзя предпринимать активных действий. Важно помнить: помощь уже близко. Громкие крики, попытки вырваться, ударить террориста могут привести к опасным последствиям, так как злоумышленник может находиться под действием наркотических веществ, из-за чего его реакция будет непредсказуемой.
  3. При уличном ограблении ребенок должен отдать то, что требует злоумышленник. Обычно этого достаточно, чтобы грабитель оставил человека в покое.

Приемы самообороны лучше разучивать с детьми в секциях по боевым искусствам. Преимущества занятий с тренером:

  • развитие физической силы и выносливости;
  • правильная техника выполнения;
  • улучшение дисциплины.

Тренер научит ребенка не только наносить удары, но и правильно рассчитывать собственные возможности. Кроме того, в секциях по борьбе учат дисциплине, поэтому родитель может быть уверен, что ребенок первым никогда не начнет драку.

Также следует объяснить ребенку, как вести себя с посторонними людьми. Малыш должен с раннего возраста знать, что посторонним нельзя доверять, раскрывать личную информацию, идти на близкий контакт. Если к малышу на улице подошел посторонний человек, следует либо быстро вернуться к родителям, если они в зоне шаговой доступности, либо перебежать к месту большого скопления людей. Также малыш должен уяснить, что ни в коем случае нельзя садиться в машину к посторонним, даже если они представляются старыми друзьями родителей, либо идти куда-то с незнакомым человеком.

Чему научить ребенка?

Помимо приемов самообороны, родители должны научить ребенка поведению в случае потенциальной опасности. В домашних условиях следует отработать приемы, которые могут помочь ребенку ускользнуть от злоумышленника. Здесь важно использовать сильные стороны малыша – легкий вес, низкий рост, подвижность. Кроме того, важно помнить, что обычно взрослому человеку очень неудобно бороться с противником низкого роста, что является явным преимуществом ребенка.

Источник

Читайте также:  Режимы газовой сварки способы сварки
Оцените статью
Разные способы
1. Кричу! 2. Срываю захват 3. Бью по ноге 4. Убегаю!
«Ты чужой! Я тебя не знаю!»