Способы самовоспитания сотрудников правоохранительных органов

Вопрос 4. Система методов самовоспитания в процессе формирования и развития личности сотрудника ОВД

Уровень сформированности и развитости личности сотрудника напрямую зависит от того, насколько самостоятелен и активен он в процессе самовоспитания.

В чем же сущность самовоспитания? Под самовоспитанием пони­мается целенаправленная, активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.

Таким образом, самовоспитание — это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование.

Выделяют следующие основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД:

1. наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков;

2. наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания;

3. необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием;

4. определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию;

5. глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам),

6. общее положительное отношение к выполнению служебного долга.

Исходным же компонентом процесса самовоспитания, как и любо­го другого вида деятельности, являются мотивы — сложные и глубоко осознанные побуждения к систематической работе над собой.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.

Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два уровня:

Первый уровень — преодоление недостатков, выявленных в процессе самопознания. Осознание того, что мешает в службе или повседневной жизни, заставляет сотрудника ОВД в первую очередь сосредоточиться на борьбе с этими недостатками. Второй уровень — самовоспитание характеризуется стремлением к совершенствованию положительных личностных качеств.

Выделение двух уровней самовоспитания не противопоставляет их друг другу. Более того, они успешно развиваются на основе единых приемов и способов самовоспитания.

Таким образом, самовоспитание будет более эффективным, если:

1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи:

1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, мировоззренческого. На этой основе повысить степень общей творческой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общес­венно полезно.

1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым содержанием.

1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценности строгому мыслительному анализу.

1.4.Запретить себе бесплодно мечтать, стремиться к нереальному или никчемному.

1.5. Развивать самодисциплину, победить косность, инерцию. Иметь девизом: активность и деятельность всю жизнь.

1.6. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более — обещания, в закон, необходимость. Должно быть единство слова и дела.

1.7. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от алкоголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности.

1.8. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях.

1.9. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями.

2. Составлена программа действий (определены пути самосовершенствования).

2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответствуют.

2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти новые задачи, осуществлять новые потребности, интересы.

2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, достижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания мира.

2.4. Сравнение себя — реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного).

2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности.

2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по само­воспитанию.

2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, конт­роль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.

3. Применяется целостная система методов самовоспитания.

3.1. Самопознание — важный шаг на пути самосовершенствова­ния. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффек­тивности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов, ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное пове­дение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам.

Читайте также:  Фактурная штукатурка для стен способы нанесения

3.2. Самооценка — определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения с иде­алами по тем или иным параметрам.

3.3. Самосравнение — выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает за­висть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей.

3.4. Самообязательство — внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению, требованиям общества, обязанностям человека. Самообязатель­ство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образ­цом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспита­ния. Оно может быть оформлено в виде дневника.

3.5. Самоубеждение — дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против». Пра­вильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в про­цессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъ­ективным оценкам.

3.6. Самовнушение — основано на специфике слова как раздра­жителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения.

3.7. Самоупражнение — формирование устойчивых привычек пове­дения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в ре­зультате их многократного повторения, путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привыч­ки.

3.8. Самопринуждение — волевое усилие, направленное на прео­доление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т.п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством.

3.9. Самоприказ — воздействие на свое эмоциональное состоя­ние посредством речи. Самоприказ способствует реализации програм­мы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению лож­ных установок и устранению нежелательных привычек.

3.10. Самоотчет — отчет человека перед самим собой о процес­се и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осу­ществляться в форме устной речи, специальных дневников и т.п.

3.11. Самоконтроль — установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает под­чинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования.

Необходимо выработать привычку проводить вечером итоги дня.

3.12. Самопоощрение и самонаказание — эмоциональное подк­репление совершенных поступков. Самопоощрение — это осознание и переживание своих успехов. Самонаказание — это осознание и пере­живание своей вины, недовольство собой.

В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовос­питания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы са­мовоспитания.

Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся

И в завершении данного вопроса рассмотрим некоторые направ­ления и условия, способствующие самовоспитанию:

— воспитание у сотрудников убежденности в полезности и необ­ходимости своего труда, дисциплинированности, личной ответствен­ности за выполнение служебного долга;

— формирование у сотрудников активной жизненной позиции и ус­тойчивых мотивационных установок на постоянное самосовершенство­вание;

— всестороннее и систематическое изучение подчиненных непос­редственными начальниками, учет их особенностей в организации са­мовоспитания;

— ознакомление сотрудников с вопросами теории и методики са­мовоспитания;

Читайте также:  Разные способы как завязывать шарфы

— систематическое повышение требовательности к подчиненным со стороны руководителей подразделений;

— обеспечение личного примера руководителей в выполнении своего долга, в работе над собой;

— умелое использование средств массовой информации, произве­дений искусства, художественной литературы в целях побуждения к самовоспитанию.

Таким образом, использование воспитания и самовоспитания в комплексе, когда воспитание заставляет личность работать над со­бой и сама личность содействует этому, — залог успеха в формиро­вании профессиональных качеств сотрудников ОВД.

Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расши­рению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенство­вание практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Заключение по 4 вопросу.Таким образом, самовоспитание — это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Выделяют основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД: наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков; наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания; необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием; определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию; глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам), общее положительное отношение к выполнению служебного долга.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.

Источник

Нравственное самовоспитание сотрудников правоохранительных органов.

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных органов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: “Я должен воспитать себя сам”. И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: “Меня должны воспитывать”.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Нравственное самовоспитание – это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это – постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Читайте также:  Промывка ливневой канализации гидродинамическим способом

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Нравственное самовоспитание – дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей – представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание – одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование – от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. В этом – один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью
Разные способы