Способы самоутверждения у подростков

Психологические аспекты самоутверждения подростков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1

города Сычевки Смоленской области

Психологические аспекты самоутверждения подростков

(выступление на педагогическом совете)

Педагог-психолог: Станкевич Е.В.

Подростковый период — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.

В подростковом возрасте еще более ярко проявляются потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении.

Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько и сильна, что ради признания ровесниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Что иногда подростки готовы к нарушениям норм и правил поведения,

Формы самоутверждения подростка могут быть разнообразными. Простейшая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использование косметики, ношение своеобразного одежды, использование нецензурной лексики).

Еще одна форма самоутверждения подростков – повышение агрессивных проявлений в поведении. Согласно утверждениям А. Н. Леонтьева одним из основных мотивов проявления агрессии, а точнее вербальной агрессии , в конкретных речевых ситуациях являются мотивы, связанные потребностью в самореализации и самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др. [4, с. 93].

Социально-психологическая служба МБОУ СШ №1 города Сычевки Смоленской в 2015-2016 учебном году проводила диагностику уровня агрессии (опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии» [2.с.78] ) среди старших подростков в 10 классе высокий уровень агрессии у 25%, в 11 классе «а» — 62%, 11»б» — 67%, так же выявлен высокий уровень вербальной агрессии: в 10 классе – у 44% учащихся, 11 «а» — 93%, 11 «б» — 77%.

Причинами повышенного уровня агрессии у подростков являются следующие причины:

бедность ценностных ориентаций,

узость и неустойчивость интересов,

низкий уровень социализации личности ,

потребность в самоутверждении .

Положительными формами самоутверждения и факторами снижения агрессивного поведения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, выполнение общественно полезных дел, самоутверждения учащихся через внеучебную деятельность. Подростки с увлечением занимаются исследовательской и творческой деятельностью в учебно-научных кружках и творческих объединениях.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [ 5 ], а значит и самоутверждения личности.

Целью любой внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора [3], который зависит от интересов подростка, от вида творческой деятельности, в котором лучше всего человек может себя проявить. В свою очередь выбор вида творчества зависит от: склада личности, привычек, воспитания, темперамента, способностей, особенностей жизненного пути.

Творчество – это форма самоутверждения личности.

Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности, самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей [6] .

Педагог В.А. Сухомлинский считал, что «творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье, переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет…» [7, с.243].

Читайте также:  Способ копирования через контекстное меню

Николай Бердяев в своей работе «Самопознание» в главе 8 «Мир творчества: «Смысл творчества» и переживание творческого экстаза» писал: «Я понял, что сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема, иначе человек опускается вниз…. Если человек освоил творчество в полной мере — и по процессу его течения и по результатам — значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил» [1, с.124].

Психологи выделяют следующие виды творчества:

Научное творчество включает в себя поиск того, что уже существует, но не доступно нашему сознанию, изучение явлений и разных закономерностей развития мира.

Техническое творчество создание открытий и изобретений, создание новых материальных ценностей.

Художественное творчество состоит в создании эстетических ценностей, образов, которые вызывают в человеке духовные переживания.

Сотворчество – это уровень восприятия, который позволяет зрителю или слушателю понять за событийной стороной произведения его глубинный смысл, то есть тот подтекст, который автор хотел донести зрителю [ 2. с.23 ] .

Такая классификация дает возможность подростку выбора творческой деятельности, который будет удовлетворять его складу личности, привычкам, способностям, особенностям воспитания и темперамента. На основе этого выбора подросток может выбрать направление (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное) и форму внеурочной деятельности (кружок, классный час, экскурсия, проектная деятельность, школьные научные сообщества, театр и др.)

Педагоги могут помочь подросткам в вопросе самоутверждения, организовывая их внеурочную деятельность так, чтобы в основе занятий было подростковое творчество, так же помочь определиться с выбором направления внеурочных занятий, что способствует снижению агрессивных проявлений, социализации и самовыражению учащихся.

Список используемой литературы:

Бердяев Н. Самопознание. – М.: 1990.

Ильина Е.В. Психология творчества, креативности и одаренности. – М.: 2001.

Исламова Ф.Н.Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/20/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v)

Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. — М., 1974. — 245 с.

Лотова А.А.»Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения» Лотова Антонина Анатольевна ultiurok.ru/files/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-vazhnoie-usloviie

Ромах О.В., Слепцова А.О.творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности ( http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/661-creativity-as-a-condition-for-the-formation-and-self-talented-individuals.html )

Сухомлинский В.А.Избранные педсочинения: в 3 т. Том 2. — М.: Педагогика, 1979.

Источник

Самоутверждение

На протяжении всей жизни почти каждый человек стремиться к самореализации, доказывая свою индивидуальность. Средства для самоутверждения каждый выбирает для себя сам. Один человек выбирает созидательный путь к самоутверждению, а другой – разрушительный. Ярко выражены различные формы самоутверждения у подростков, вызывающее негодование со стороны взрослых. Подростковый возраст является ответственным жизненный этап. В этом возрасте у них происходят физические и психологические изменения, а также возникает ряд проблем в поиске возможности самоутверждения.

Самоутверждение у подростков выражается в стремлении доказать взрослым и сверстникам свою высокую самооценку и заручиться у них поддержкой. Психологи подростковое самоутверждение рассматривают в нескольких вариантах. Во-первых, ребенок должен для себя сформулировать причину самоутверждения. Во-вторых, какую сторону в своем поведении выбрать, положительную или отрицательную. Например, подросток поставил перед собой цель: хочу быть архитектором. Для самоутверждения мотивация уже есть. Но теперь надо решить, каким путем это достичь. Чаще всего подросток стремится хорошо учиться, готовиться к творческим экзаменам, рисует, то есть принимает положительную сторону поведения. Но бывает и на оборот.

Читайте также:  Закончи заполнение таблицы предложив способы решения экологической проблемы

Что свойственно психологии подростка?

Для любого ребенка подростковый возраст является очень ответственным этапом в их жизни. Именно в этот период у подростка формируется самооценка и самосознание. Дети учатся анализировать поступки свои и окружающих людей, при этом очень эмоционально выражая свое мнение. В это время у подростка усиливается интерес к своему внешнему виду, он негативно относятся к замечаниям со стороны взрослых.

По психическому поведению подростка очень заметна противоречивость. В этот период дети очень сильно нуждаются во внимании со стороны родителей. Родителям следует беседовать со своими детьми, стараться помогать проанализировать проблемные ситуации. Подросток должен чувствовать, что он не один, родители его любят как прежде и всегда готовы ему помочь.

Подростки стремятся к самостоятельности, быстрее освободиться от контроля родителей. Такое поведение наблюдается у детей, на которых родители пытаются «надавить» своим авторитетом. В такой ситуации подростки, стремящиеся доказать свою самостоятельность в глазах у окружающих, могут совершить безрассудный поступок, вплоть до суицида.

В этот период подростки могут занимать как позицию лидера, так и позицию исполнителя, подверженному постороннему влиянию. На эти позиции влияет воспитание в семье, влияние окружения, немаловажно материальное положение семьи. Как правило, дети из обеспеченных семей чувствуют себя уверенней, а некоторые и наглее. Главное родителям не упустить момент и правильно объяснить, как подросток должен относиться к людям. Ведь за деньги нельзя купить уважение, дружбу и любовь.

Неадекватное поведение подростка часто люди расценивают как пробелы в воспитании или плохое влияние окружающей компании. Но это не всегда так и если есть такие прецеденты, то лучше обратиться к психологу за помощью.

Какие комплексы возникают в подростковом возрасте?

У девушек и юношей часто в подростковом возрасте появляются различные комплексы, которые потом остаются на всю жизнь. Чаще всего дети не удовлетворены своей внешностью. Как правило, в этом возрасте может появиться угревая сыпь и другие внешние изменения. И если подростки не увидят в зеркале то отражение, которое они мысленно себе представили, у них складывается негативное отношение к себе. Как правило, дети замыкаются в себе, стесняются своей внешности. Чтобы этого не произошло, родители должны объяснять подросткам, что внешность не самое важное в жизни. Каждый человек красив и уникален по-своему, главное в жизни не терять себя, уметь из любой ситуации выходить победителем. Детей надо научить самооценке и уважению других людей.

Еще один комплекс подростка — финансовое положение, говоря одним словом бедность. Если у сверстников есть дорогие мобильные телефоны и компьютеры, а у него этого нет, то комплекс обеспечен. Поэтому подростку надо объяснять пользу и вред денег, можно предложить во время каникул заработать деньги. Тогда можно избежать комплекса, ведь если ребенок заработает сам некоторую сумму денег, он научиться их правильно тратить. А самое важное то, что такие дети понимают, людей надо ценить не за внешний вид, дорогие мобильные телефоны, а за их поступки.

Комплексы подростков приводят к тому, что одни замыкаются в себе, другие проявляют агрессию к окружающим людям. Большинство подростков, испытывая в себе неуверенность, предпочитают компьютер общению со сверстниками. Им реальный мир становиться не интересен, и это должно насторожить родителей, ведь подростковые комплексы во многих случаях побуждают к необдуманным поступкам.

Читайте также:  Самый простой способ сварить креветки

Самоутверждение подростка

В детстве у многих детей есть заветная мечта, и она должна сбываться. И каждый к своей мечте выбирает свой путь, как правило, не всегда прямой, без преград. Ведь душа подростков всегда требует свободы от людей, которые хотят поступков, не совпадающих с их внутренним убеждением. Только через несколько лет дети поймут, что были не правы, что взрослые пытались им помощь.

Подростки могут выбирать не самый лучший путь самоутверждения: ночные клубы, употребление алкогольных напитков, наркотики, преступный мир. Задача родителей уберечь от этого пагубного влияния. Подростков надо с детства водить на кружки, прививать интерес и искусству, спорту. Они должны определиться уже в детстве, что им интересно. Дружить и общаться со сверстниками, у которых есть цель в жизни, и они стремятся к самоутверждению через хорошие поступки: хорошая учеба, достижения в спорте и тому подобное.

Для подростка самоутверждение – это борьба с самим собой, обретение новых знаний и навыков.

Подростковый возраст — это испытание для подростков и их родителей. Очень важно чтобы они понимали истинные пути самоутверждения, утверждаться надо за счёт хороших поступков, чтобы они приносили пользу и радость.

Источник

Подростки и способы их самоутверждения

Подростковый период, связанный с определенными сложностями в воспитании, труден не только для родителей, но и для самого подростка. Он уже вышел из детского возраста, пытается самоутвердиться, но еще, не будучи сформировавшейся взрослой личностью, не имеет достаточно жизненного опыта для самореализации.

Частая смена настроения является характерной особенностью подросткового возраста, родителям нужно знать это и учитывать при общении с ребенком, начинающим себя чувствовать взрослым. Его желание проявить свою индивидуальность любым способом является совершенно нормальным и неизбежным периодом взросления.

Не редко у подростков появляются безумные, по мнению родителей, идеи изменить что-либо. Как минимум они оклеивают стены своей комнаты плакатами любимой рок-группы или популярного актера.

Практически все подростки создают себе кумира. Не имея пока другой возможности проявить себя, подростки начинают подражать взрослым, иногда весьма нелепым образом, изменяя внешний облик, манеру разговора, походку, посещая всевозможные «тусовки» у подъезда либо в молодежных клубах. В этот же период могут появиться и сигареты, и алкоголь, как неотъемлемые, по мнению подростков, признаки взрослости.

Подросткам свойственно и постоянное недовольство собственной внешностью, они могут часто менять цвет волос, стиль одежды, зачастую подражая моделям модных журналов.

Практически никто в подростковом возрасте не спешит прислушиваться к советам, доводам, нотациям, а тем более к требованиям родителей в ультимативной форме. Таким «бунтарским» методом ребенок старается отстоять право на самостоятельность и принятие собственных решений. Не нужно противостоять этому, но необходимо приучать подростка, что и нести ответственность за принятые решения и их последствия взрослый человек должен сам.

Родителям стоит проявить терпимость, постараться проникнуться интересами ребенка, понять, а возможно и принять в какой-то мере его позицию. Крики, упреки, назидательные беседы не приведут к желаемому результату. Подростки очень ценят дружбу, поэтому именно дружеские отношения помогут достигнуть компромисса и приемлемого для всех решения проблемы.

Источник

Оцените статью
Разные способы