Способы самосовершенствования профессионально значимых качеств учителя начальной школы
Профессиональное самосовершенствование педагога начальной школы
«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому». Мишель де Монтень
Учитель продолжает учиться всю жизнь, особенно тот, который хочет получить отличные результаты от своих учеников.
Современность формирует новые образовательные потребности учителя, который сознательно стремится к повышению своей профессиональной компетенции.
Внедрение Федерального образовательного стандарта начального школьного образования требует от педагогов постоянного развития в разных областях, а так же социальной и творческой активности.
Тенденция формирования нового образа педагога связана с четким различием понятий о нем, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Современный учитель — личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, стремящаяся к самосовершенствованию.
Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога — это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя:
изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности
проектирование системы целей
определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей
выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями
постановку на этой основе новых целей
Самосовершенствование и саморазвитие — основа прогрессивного профессионального становления личности педагога.
Современный педагог является одновременно и носителем и проводником усвоенных им профессионально значимых качеств, объектом воздействия социальных условий и субъектом, поэтому активно преобразует педагогическую деятельность и на себя.
Основным критерием профессионального развития педагога выступает уровень сформированности профессиональной компетентности, который взаимодействует с уровнем профессиональной деятельности педагога, и отражает меру овладения этой деятельностью.
Целью профессионального самосовершенствования — достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога (скорее всего, недостижима, потому что предела развития личности не существует).
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
повышение качества преподавания предмета
соответствие учителя требованиям общества и государства
готовность к педагогическому творчеству
создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
профессиональный и карьерный рост
Основными составляющими мотивации к тому, что педагог приступает к самообразованию, являются:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
конкуренция;
соответствие современным требованиям;
общественное мнение;
интерес к делу.
К самообразованию и саморазвитию можно отнести:
предметное самообразование;
посещение открытых уроков и мероприятий;
методическое самообразование;
курсовая подготовка;
получение второго образования;
индивидуальное самообразование;
участие в сетевых педагогических сообществах;
участие в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, олимпиадах;
просмотр вебинаров, участие в них.
ПАМЯТКА
Самообразование будет продуктивным, когда:
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации.
педагог обладает развитой способностью к рефлексии, которая является атрибутом учителя-профессионала.
программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
в процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.
Таким образом, самосовершенствование педагога начальных классов — один из основных элементов профессиональной деятельности.
И хочется свою статью закончить высказыванием Фридриха Геббеля: «Жизнь — это самосовершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя». Следовательно, не нужно останавливаться на достигнутом, а двигаться только вперед и получать все новые и новые знания.
Источник
«Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя» .
«Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя» .
Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности. Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель…, не просто учитель — от корня «учи», а учитель-мастер, высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду.
Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Профессиональное развитие учителя — это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное — это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации и через республиканские, региональные институты повышения квалификации. В результате повышения квалификации – педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. В своей педагогической деятельности учитель для развития своего педагогического мастерства должен применять все педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. Педагогу необходимо добиться того, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Поэтому, как учитель химии и биологии , я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления развивает интеллектуальные способности учащихся. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств.
Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому – несовременно. По сравнению с традиционным обучением я стала замечать, что у учащихся стало изменяться взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как учителя — создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться самой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт, и не мало важное открытие для меня не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску, теперь дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что работа учеников на уроке очень активна и учитель теперь является только дирижером урока и смотрит на работу класса со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в классе, я наблюдала за учащимися, как они меняются — они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками . Результаты проведенных мною уроков позволили не только разнообразить формы урока, новые подходы в преподавании и обучении позволили мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам . Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск.
На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Некоторые методические приемы технологии критического мышления, применяемые мною на уроках: — Прием «Корзина” идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
-Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме. -Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
-Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
-Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
-Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Пометки на полях”
Технология «критическое мышление» предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
Знаком «плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Работая в русле критического мышления, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удастся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения квалификации.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков [9,89].
Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.
Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности нашей республики. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Каменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель