Способы саморегуляции учебного процесса

Саморегуляция учащихся

Коучинг «Саморегуляция в процессе обучения»

Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его

на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту,

Цель: раскрытие понятия «саморегуляция», определение аспектов саморегулируемого поведения, обучение приёмам, способствующим развитию саморегуляции

-ознакомить с типами саморегуляции

-расширить понимание «самостоятельный ученик», «саморегуляция»

Результат обучения: понять значение и природу обучения саморегулированию

Три составляющие саморегулируемого обучения:

-самонаправленность в процессе работы над заданиями

-самостоятельное определение учеником проблемы и цели

— самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

Одним из основных критериев оценки деятельности современной школы является успешность её выпускников во взрослой жизни.

Поэтому перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ученика, дающую возможность его саморегуляции, что положительно влияет на такой аспект, как самореализация..

Актуальность проблемы обучения ребенка саморегуляции связана с поиском вариантов здоровьесберегающих технологий обучения детей в современной массовой школе. В жизни становится все больше таких ситуаций, когда ничто и никто не сможет подсказать, как действовать, когда человек сам принимает решения. Образование должно помочь научиться принятию этих решений.

Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности.

Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

Колоссальные резервы здоровьесохраняющего образования кроются в принципе самодеятельности, саморегуляции личности ребенка. Ключевые слова: обучение, развитие, мыслительная деятельность, воспитание, творческий потенциал, саморегуляция, метапознание, жизненная стратегия, самоуправляемое обучение, персонификация образования, проблемно-рефлексивное мышление, проектирование, интерпретация. Все это работает в единстве на уроках.

Наша цель как учителя – научить учащихся не просто получать готовые знания, а осознать себя в качестве ученика, определять и понимать цели выполнения задания, самостоятельно определять стратегию выполнения задания и рефлексировать свою деятельность. В учебной деятельности решаются следующие задачи:

1. формирование у детей системы знаний об основных

закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения

здоровья через саморегуляцию своей деятельности

2. научение способам исследования индивидуальных особенностей

саморегуляции, когнитивная осведомленность детей

3. формирование навыков управления психоэмоциональным

состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными

4. научение индивидуальным рациональным способам восприятия,

кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.

Для решения этих задач в комплексе используются средства:

междисциплинарный, интегрированный подход, полимодальная, мультисенсорная система обучения, разные виды творческой деятельности с использованием всевозможных доступных природных и искусственных материалов, аудио- и видео- сопровождение, дизайн — организация учебного пространства и др..

Все вышеперечисленное работает на таких формах урока, как:

Урок — встреча, урок — презентация, урок — визит(ка), урок — игра, урок -лаборатория, урок — студия, урок — театр, урок — путешествие, урок -выбор, урок — погружение, урок — исследование, урок — рефлексия, урок -тренинг, урок интеллектуальных предпочтений, комбинированный урок, урок «открытых дверей, душ и сердец».

Работая с учениками, мы должны заботиться о процессе обучения не меньше, чем о самом обучении. Дать ученикам инструменты, которые учат их, как думать, так же важно, как научить их, о чем думать.

Такая тренировка даст им возможность применять эти умения и в школе, и в любых академических занятиях, и в жизни, а также в повседневных ситуациях. Обучая метакогнитивным стратегиям, мы помогаем им стать самодостаточными людьми. Эта идея отражается в утверждении: “Цель обучения — сделать учеников независимыми от учителя”.

Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. «Самореализация»- умение выявить свои способности, талант, дать себе верную оценку и достигнуть самовыражения, умение реализовать свои способности и мечты:

Читайте также:  Способы применения лекарства ингавирин

1. Удачи и неудачи

2. Проба «ораторства»

3. Творческая работа

В деятельности педагога тоже работают механизмы саморегуляции:

1. Эмоциональное раскрепощение человека.

2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними.

3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности.

4. Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения.

5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

Рефлексия: творческий мини-проект.

В преддверии празднования 8 марта из пластилина сделать розы. В процессе выполнения учебной деятельности учитель в роли учеников- должен суметь приспособить друг к другу «модель условий» и «программу действий». В процессе выполнения творческого проекта каждое из звеньев психической регуляции выполняет свою роль целеполагания и целеосуществления действий.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал (пластилин, салфетки, зубочистки)

Источник

Три способа развития навыков саморегуляции школьников в учебном процессе

Три способа развития навыков саморегуляции школьников в учебном процессе

Саморегуляция учебной деятельности — это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение, состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т.е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

Саморегуляция деятельности обусловливает последовательность продвижения учащихся по всем этапам учебной деятельности — от начала (мотива) до завершения (результата). Личностная саморегуляция проявляется в рефлексировании учащимися смысла и значения своих поступков, в следовании своим принципам и умении их аргументировать.

Оба вида саморегуляции осуществляются и закрепляются в поступках, действиях и отношениях, но содержательно они отличаются друг от друга. Основным предметом личностной саморегуляции являются действия, направленные на преобразование отношений учащегося к различным видам деятельности, к другим людям и к самому себе. Постепенно ученик научается устанавливать и поддерживать отношения, осознавать правила и нормы отношений, их значимость и избирательность.

Предметом деятельностной саморегуляции являются действия, направленные на преобразование предметного мира, на регуляцию исполнительской деятельности. Итак, если в деятельностной саморегуляции преобладает регуляция действий, то в личностной — регуляция отношений.

Далее представлены упражнения на формирование навыков саморегуляции подростков. Данные упражнения могут быть использованы родителями и педагогами, в школе и дома. Они помогут подросткам научаться общаться с разными возрастными категориями людей, влиять на события, на процесс и собственный результат, уметь защитить себя от негативного влияния других, брать на себя ответственность, уметь ставить цели и достигать их.

Упражнение «Дыхание»

Цель : развитие внутренней саморегуляции.

Удобно расположитесь на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. Постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 мин.

Материалы : Повязка на глаза для водящего.

Инструкция : Разойдитесь по комнате и сядьте на пол не очень близко друг к другу, так, чтобы расстояние между вами было примерно полтора метра. Сейчас вы все будете Препятствиями. Но к счастью – не молчаливыми: как только водящий, у которого завязаны глаза, приближается к вам, вы жужжанием или напевом предупреждаете его.

Пройдитесь между Препятствиями и объясните, что нельзя жужжать двум участникам игры одновременно. Как только Вы отошли от одного Препятствия, то жужжать должен тот, к которому Вы приближаетесь.

Все должны голосом помогать водящему обойти помещение и нигде не удариться. Если водящий подошел к какому-то из Препятствий слишком близко, то он услышит нарастающий звук и сможет изменить направление. Водящий не должен останавливаться. Я тоже буду внимательно присматривать за тем, чтобы водящий не ударился о стенку или мебель. Кто хочет попробовать первым – идти, не видя Препятствий, «опираясь» только на их голоса?

Анализ упражнения:

§ Как ты себя чувствовал, когда был водящим?

§ Был ли ты уверен, что все будут достаточно внимательны к тебе?

§ Удостоверился ли ты в этом в течение игры?

§ Было ли тебе в какой-то момент не по себе?

§ Что ты чувствовал, когда был Препятствием?

Упражнение «Фигурные построения»

Читайте также:  Способы задать дискретную случайную величину

Цель : Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения : Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

-Насколько успешным участники считают построение разных фигур?

—Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?

-Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

Упражнение «Групповой портрет»

§ предложить членам группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;

§ развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе;

§ проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Размер группы : желательно не очень большой. Группа 8-15 человек для этого упражнения достаточна.

Ресурсы : не требуются, но в идеале – видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку групповой портрет.

Время : для группы оптимальных размеров потребуется от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.

Ход упражнения :

Эта методика, носящая название «социальный атом», позволяет визуально отразить степень контактов между членами того или иного формального или неформального объединения. Для этого тот, кто готов быть ведущим, расставляет участников в некую групповую фотографию, где дистанция между людьми – это метафорическое отражение взаимопритяжения/отталкивания между ними.

Однако дело не заканчивается отражением «внутреннего строения» команды. Ведущему будет необходимо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в период группового взаимодействия.

Задача эта совсем не проста. Она требует и способностей к анализу, и большого творческого потенциала, и определенной личной смелости – не всем товарищам по группе может быть по душе отведенное для них место или предложенная ведущим поза, выражение лица.

Когда группа выстроена в желаемую композицию, ведущий присоединяется к ней, занимая свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.

Хорошо, если есть возможность сделать групповую фотографию, не забыв отметить, кто работал над групповым портретом. Такой документ пригодится и тренеру, и группе, если он сохранится в архиве.

Выясняем у членов группы их отношение к тому, как они и вся группа выглядят в глазах товарищей. Насколько объективно это мнение? Кому удалось, по их мнению, максимально передать процессы, происходящие в группе?

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

3 навыка для развития саморегуляции у учащихся

Саморегуляция необходима, чтобы ребенок адекватно реагировал на окружающий мир. Она основана на самоконтроле, эмпатии и креативности. Развитие этих навыков помогает ребенку в ситуациях, которые задействуют сильные чувства и эмоции.

Задача педагога – создавать условия для развития саморегуляции, чтобы ребенок был успешен не только в детском саду или школе, но и в будущей жизни.

Что такое саморегуляция и в чем ее сила?

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности. Саморегуляция бывает произвольной и непроизвольной.

Дети с хорошей саморегуляцией гибкие и вдумчивые. Они способны на отзывчивость, участие, сдержанность и самодисциплину. Высокий уровень саморегуляции коррелирует с психологическим здоровьем.

Проблемой саморегуляции занимается нейробиолог Эрин Клейбоу. Исследователь уверена, что это главный жизненный навык.

Основы саморегуляции

Эмпатия, креативность и самоконтроль – три ключевых навыка, которые поддерживают процесс принятия решений, влияют на счастье и независимость ребенка. Помогают творчески мыслить, ставить личные цели, не портя отношения с окружающими, принося пользу себе и другим.

Самоконтроль

Самоконтроль не позволяет сделать то, что вызвано гневом, обидой или другой сильной эмоцией. Он блокирует импульсивное поведение.

Среди людей, которые постоянно подвергаются эмоциональному стрессу, смертность на 40 % выше, чем у людей, которые научились правильно утилизировать свое эмоциональное напряжение!

Читайте также:  Что такое экстрасенсорный способ кодирования

В этом вам помогут книги:

  • Джозеф Аннибали «Тревожный мозг. Как успокоить мысли, исцелить разум и вернуть контроль над собственной жизнью».

Описывая реальные примеры из жизни, автор утверждает, что все вышеперечисленное следует считать предвестниками многих болезней, а также других проблем работы мозга. Он дает дельные советы, как справиться с представленными трудностями, помогает вернуть «растревоженный» мозг в состояние покоя, равновесия.

  • Ивонн Рубин «Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и твердости»

Ценные знания, помогающие поверить в себя, собственные силы, трезво оценить свою жизнь и не воспринимать слишком близко к сердцу мнение окружающих, делать правильные выводы и начать с перспективой смотреть на мир, со всеми его прелестями.

  • Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость».

Шерон излагает методику, которой успешно пользуются тысячи людей, прошедших ее тренинги. В ней четко прописано, как определить границы своей ответственности, расставлять приоритеты, контролировать свои и чужие эмоции, грамотно чередовать отдых и нагрузку.

Клетки мозга, отвечающие за самоконтроль, потребляют глюкозу быстрее, чем другие. Следить за рационом каждого воспитанника невозможно, но можно провести родительское собрание об основах рационального питания. Важно привести убедительные аргументы.
Хвалите детей, когда они совладали с собой – так сработает положительное подкрепление. Если ребенок, напротив, потерял контроль, предложите проанализировать ситуацию. Обсудите с учеником, какие эмоции вызвали негативную реакцию и как с ними справиться в следующий раз.

Эмпатия

Навык эмпатии позволяет ребенку откликаться на эмоциональное состояние другого и сопереживать. Нейрофизиологи объясняют эту способность зеркальными нейронами. Это нервные клетки, которые возбуждаются одинаково: когда человек совершает действие или наблюдает за другим, совершающим это действие. Они помогают понимать чувства и намерения других людей. Чем активнее система этих нервных клеток ребенка, тем сильнее эмпатия.

Эмпатичный ученик, например, попробует утешить одноклассника, если увидит, как тот споткнулся на лестнице и заплакал.

В этом вам помогут книги:

  • Картин Киркопелто “Молли учится дружить”

Книга для детей и … взрослых. Как найти друга, как научиться ждать, как научиться радоваться.Мимика и эмоции Молли в разных ситуациях помогают объяснить ребенку как быть дружелюбным, как хорошо иметь друзей, как с ними весело. В книге даже есть советы, как вести себя с другом, а также объяснение, что такое улыбка и смех, и как это воспроизвести.

  • Фрида Нильсон “Хедви наконец-то идет в школу”

Семилетней Хедвиг кажется, что она – единственный ребёнок во всём мире. Ведь они с родителями живут в такой глуши, где даже поговорить не с кем. И каждый день похож на предыдущий – это невыносимо скучно! Но очень скоро всё изменится, потому что Хедвиг наконец то пойдёт в школу!

Поощряйте дружеские отношения детей различных возрастов, культур, национальностей. Так дети научатся сопереживанию и эмпатии.

Креативность

Благодаря креативности ребенок способен придумать несколько вариантов решения проблемы, предложить новый подход к уже знакомой ситуации. Это способность мыслить гибко, нестандартно, даже оригинально. В случае с впервые забытой тетрадью, например, школьник не только не устроит истерику, он постарается найти выход из ситуации. Возможно, попросит листок у соседа.

Благодаря самоконтролю ребенок пресекает инстинктивную реакцию, вызванную негативной эмоцией. Эмпатия помогает понять, что чувствуют окружающие люди, и принять это во внимание. Креативность позволяет придумать возможные варианты поведения, оценить их и выбрать наиболее подходящий.

Игры улучшают творческие способности детей естественным образом. Эрин Клейбоу с сожалением отмечает, что игры со сверстниками занимают все меньше времени в распорядке современных детей. Используйте в работе игровой метод и поощряйте игровую активность детей.

Развитию детской креативности посвящено множество методик – важно выбрать подходящую и органично встроить ее в воспитательный процесс.

Демонстрируйте способность к саморегуляции на собственном примере, признавайте за ребенком самостоятельность в принятии решений, затрагивающих эмоционально-чувственную сферу. Анализируйте с воспитанниками такие ситуации.

Эрин Клейбоу – современный исследователь саморегуляции. Работает помощником профессора нейробиологии в Университете Вирджинии. 1-2 октября Клейбоу приедет в Москву на конференцию EDCRUNCH 2019, посвященную новым технологиям в образовании.

Источник

Оцените статью
Разные способы