Способы самораскрытия лирического героя

Как запомнить стихи из кодификатора к ЕГЭ по литературе

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами.

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

Дата написания и публикации

Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

Лирический сюжет и его движение

Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

Основные настроения, тональность стихотворения

Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

Столкновение или соединение различных уровней сознания?

Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний

Рифмовка, характер рифм

Лексика, языковые выразительные средства

Звукопись, фонетическая окраска стиха

Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

Отзывы критиков о стихотворении

Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Читайте также:  Способы контактного оконцевания жил кабелей

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов. Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть в статье о том, как запоминать даты по истории, здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

Источник

План анализ стихотворения
методическая разработка по литературе на тему

План анализ стихотворения

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stihotvoreniya.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

План анализа стихотворения:

  1. Дата написания и публикации.
  2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
  3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
  4. Основная тема.
  5. Смысл названия.
  6. Лирический сюжет и его движение.
  7. Композиция. наличие обрамления, основные структурные части.
  8. Основные настроения, тональность стихотворения.
  9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие.
  10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
  11. Лирический персонаж. Их переживания. Их судьбы.
  12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
  13. Позиция автора и передача его переживаний.
  14. Музыка стихотворения.
  15. Ритм, размер.
  16. Рифмовка. характер рифм.
  17. Лексика. Языковые выразительные средства.
  18. Поэтический синтаксис.
  19. Звукопись. фонетическая окраска стиха.
  20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
  21. Отзывы критиков о стихотворении.
  22. Звучание стихотворения в наши дни.

Источник

анализ стихотворения Брюсова Юному поэту, хэлп.

анализ стихотворения Брюсова Юному поэту

нужно по такому плану:
1)дата написания и публикации
2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод
3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура)
4)основная тема
5)смысл названия
6)лирический сюжет и его движение
7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части
8)основные настроения, тональность стихотворения
9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие
10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия
11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы
12)столкновение или соединение различных уровней сознания
13)позиция атора и передача его переживаний
14)музыка стихотворения
15)ритм,размер
16)рифмовка. характер рифм
17)лексика.Языковые выразительные средства
18)поэтический синтаксис
19)звукопись. фонетическая окраска стиха
20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
21)отзывы критиков о стихотворении
22)звучание стихотворения в наши дни
«Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.»

Источник

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»

Стихотворение «Тройка» написано Н. Некрасовым в 1846 году и опубликовано в журнале «Современник» в 1847 году.

В творчестве поэта большое место занимает описание участи крестьянских женщин, находящихся в крепостной зависимости, подобной рабству. У любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности.

Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине.

Творческая история (выбор жанра, поэтическая традиция, цензура). Отзывы критиков.

Жанр стихотворения – элегия. Оно относится к гражданской лирике, характерной для всего творчества Н. Некрасова. Поэт огорчён положением, несбыточностью надежд крестьянских девушек. Он признает, что их мечты – единственный светлый луч в жизни, но отдаваться им полностью не следует, так как последующая жизнь покажется еще более ужасной и беспощадной.

Основная тема.

Тема стихотворения – тяжёлая судьба русской крестьянки. Женский образ в стихотворении «Тройка» явился обобщением «доли» женщины-крестьянки.

Поэтика названия.

Тройка — это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога.

Лирический сюжет и его движение.

В основе лирического сюжета лежит рассказ о девушке, чья жизнь уже предрешена. Это рассказ в стихах. Первые две строфы повествуют, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка – символ счастливой жизни. А затем лирический герой, наблюдающий за ней, представляет описывает типичную судьбу крестьянки: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий.

Композиция произведения.

Стихотворение делится на две части: настоящая (в ожидании счастья) и будущая (несчастная жизнь) героини. Стихотворение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтичный образ промчавшейся тройки с молодым корнетом. Это символический образ мечты девушки о счастье.

Основное настроение, тональность.

Несмотря на то, что первая часть носит оптимистический характер, вторая часть рассеивают иллюзию. Лирический герой, сторонний наблюдатель, считает, что надежды героини бесполезны, они не принесут счастья, а только добавят ей страданий.

Ведущие лейтмотивы произведения. Опорные слова, их передающие.

Ведущим лейтмотивом этого произведения является мотив пути. Жизненный путь героине предстоит нелегкий. Об этом свидетельствуют следующие строки: «пройдешь ты тяжелый свой путь», «не гляди же с тоской на дорогу», «не нагнать тебе бешеной тройки», «и к другой / Мчится вихрем корнет молодой».

Лирический герой, его своеобразие, способы самораскрытия и передачи переживаний.

Лирический герой — субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Кажется, что лирический герой наблюдает ситуацию, о которой говорит в стихотворении. Он обращается к девушке на «ты», тем самым, настраивая тональность произведения на дружеский лад. Нет ни тени превосходства, высокомерности в словах лирического героя. Ощущается его близость к крестьянской среде. Строки пронизаны искренниминтересом к судьбе крестьянки, лирический герой отмечает необыкновенную красоту девушки. Так постепенно перед нами выстраивается удивительно яркий образ молодой крестьянки, судьба которой столь трагична. Лирический герой разбивает иллюзии и надежды красавицы, он переносится в безрадостное будущее, уготованное крестьянке судьбой.

Лирические персонажи, их переживания и судьбы.

Кроме лирического героя и главной героини (девушки-крестьянки) есть эпизодические герои: «корнет молодой», который не станет суженым крестьянки, воображаемые лирическим героем муж, свекровь, которые принесут девушке несчастье. Но, кроме того, читателю виден в этом произведении многострадальный образ крестьянской России. Ее жизненный путь тяжел, но она отличается терпеньем.

Музыка произведения, его ритм. Размер, рифмовка, характер рифм.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером. В нем чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе выводе сбивается на смежную, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом.

Лексика. Изобразительно-выразительные средства (тропы).

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Метафоры: «черная работа», «бешеная тройка» придают пессимистическое настроение.

Синтаксис. Изобразительно-выразительные средства (стилистические фигуры).

Стихотворение начинается с проблемного вопроса, на который лирический герой дает ответ, размышляя о судьбе девушки. Основной стилистической фигурой данного стихотворения является инверсия, которая демонстрирует смятение девушки и волнение лирического героя за ее судьбу.

Фонетическая окраска стиха. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс)

В стихотворении довольно часто повторяется звук [о] (ассонанс), который ассоциируется со стоном: судьба крестьянки и крестьянской России трагична. Во второй части, которая рисует несчастное будущее героини наблюдается аллитерация: повторяются шипящие звуки, которые придают достаточно зловещее звучание стихам.

Идея произведения.

Идея произведения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Звучание произведения в наши дни.

С одной стороны, произведение не совсем актуально в наше время, так как крепостного права нет и, соответственно, такого социального неравенство, как в те времена не существует. Но, с другой стороны, мы можем всё же наблюдать элементы неравенства. Люди, у которых есть деньги, имеют намного больше возможностей, чем те, у которых их нет. Автор рассуждает о её судьбе женщины и в конце произведения грустно утверждает, что иной судьбы (следить за хозяйством, убирать дом, терпеть избиения мужа) быть не может. У некоторых женщин и в современном мире похожая судьба.

Источник

Читайте также:  Труба бесшовная способ изготовления
Оцените статью
Разные способы