- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Формы и приемы самооценки на уроке методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 612.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание ШМО учителей начальных классов
«Современные способы оценивания успешности учащихся»
Выступление на тему:
« МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Угарина Елена Васильевна
Система оценивания занимает особое место в ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Оценочная деятельность учителя ведѐтся в соответствии с
— Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации».
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
-Основной образовательной программы начального общего образования, в частности еѐ разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;
— Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.
Система оценивания выполняет следующие функции:
— нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным
— информирующая функция даѐт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
— корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника,
корректировке его установок, взглядов;
-воспитывающая функция создаѐт условия для воспитания личностных качеств;
— социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
— стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
— оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения
используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
— оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Что такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее
эффективные его методы, а также мотивировать
учеников более активно включиться в своѐ учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт
информацию о том, чему ученики обучились и как
учатся в данный момент, а также о том, в какой
степени педагог реализовал поставленные учебные
3. Оценивание направляет учение. Написав
диагностические, проверочные работы, ученики
узнают о том, какого уровня они достигли, решив
очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается
индивидуальный прогресс при подведении итогов
результатов образования учащегося за определенный
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е.
наличие в образовательном учреждении общей
(единой) системы оценки индивидуальных
образовательных результатов, обоснованное
использование разных оценочных шкал, процедур,
форм оценки и их соотношение.
Развитие оценочной самостоятельности является
ключевым условием решения многих задач
сегодняшней реформы образования, так как ребенок
должен овладеть не только предметными знаниями,
умениями и навыками, но и приобрести
самостоятельность в учебных действиях. Самооценка
начинает формироваться еще в раннем детстве, а
младший школьный возраст – это период осознания
ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире
человеческих отношений. Поэтому особенно важно в
этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.
По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть.
Для этого мне, как учителю необходимо знать, как
правильно формировать самооценку, как помочь
ребѐнку адекватно контролировать собственные
учебные действия, самооценку и взаимооценку.
Приемы формирования самооценки у младших школьников на уроках:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в
конце уроков задаются следующие вопросы:
–Что ты узнал на уроке?
–За что себя можешь похвалить?
–Над чем еще надо поработать?
–Какие задания тебе понравились?
–Что показалось трудным?
–Что показалось интересным?
б) использование наглядных пособий:
Сегодня на уроке я узнал.
Я могу похвалить.
2) Рисунки, говорящие рисунки.
Свою работу в конце недели, в конце месяца
можно оценить с помощью рисунка. Дети на
подсознательном уровне изображают свою
самооценку в цвете, в изображении какого-либо
предмета. Например: изобразить дерево знаний,
цветок настроения, облачко желаний и т.д. или
раскрасить в цвете какой-либо предмет.
Это могут быть человечки, смайлики,
геометрические фигурки и т.д.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе.
Используем при групповой форме обучения. Дети,
работая в группах, оценивают работу своей и других
групп. И в конце работу оценивает учитель .
5) Листы самооценки
6 ) «Портфолио ученика»
Работу с «Портфолио ученика» надо начинать с
первого класса. Дети вместе с родителями собирают
все творческие работы, начиная с первого и по
В конце 4 класса все работы просматриваются
учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались
лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо.
Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 2-4 классах наряду с тем, что
выставляем четвертные отметки, необходимо
провести самоанализ своей учебной деятельности.
Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Что удалось в этой четверти?
-По каким предметам результаты получились лучше?
–Что не получилось? В чем причина?
— Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Какими результатами первой четверти можешь
–Над чем еще необходимо поработать?
-По каким предметам возникали затруднения? В
-Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Балловый критерий
Материал на уроке
9) Прием «Оценочная таблица».
В начале урока учитель делает заявку на оценку:
Учащиеся определяют для себя, какой планки они
желают сегодня достичь, на полях в тетради
записывают предполагаемый результат. Учитель,
разрабатывает задания к уроку, просчитывает их
трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать
заявку на оценку. В течение всего урока каждый
ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит
10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»
Этот приѐм хорошо использовать в конце урока
на этапе рефлексии.
Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки
(ставят галочки, крестики или плюсики
1) ступенька (нижняя–Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2) ступенька (средняя–Почти со всем справился
сам, но есть над чем ещѐ поработать!
3) ступенька (верхняя– У меня все получилось, я
все понял и работал отлично!
4. «Карточка сомнений»
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи
(всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
— удерживает учебную функцию отметки: крестик
на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогает избежать сравнения детей между собой
(поскольку у каждого из них оценочная
линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки
учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае
завышенной, а тем более заниженной самооценки
учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда
необходимо спрогнозировать результат своей работы.
Прием «Ладошки». С помощью карандаша
ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень
хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем
затруднение – на уровне большого пальца, нужна
помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для
оценивания устных ответов.
Для того, чтобы развитие самооценки было
эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками
четких эталонов оценивания для каждого конкретного
2. Создание необходимого психологического
настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного
свободного эталонного оценивания учащимися своих
4. Сопоставление и выводы об эффективности
5. Составление учениками собственной программы
деятельности на следующий этап обучения с учетом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о.
Методическое пособие «Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК «Мир и человек» А.А.Вахрушева.
Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк.
«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».
Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО, занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай.
Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.
В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие.
Cтатья на тему: » Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны.
Статья на тему «Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста».
Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры .
Источник
Формы и приемы самооценки на уроке
методическая разработка на тему
Методическая разработка содержит формы и приемы организации самооценки на уроке и предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, призвана оказать методическую помощь учителям школы и педагогам дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samootsenki_na_uroke_u_mladshih_shkolnikov.docx | 1.47 МБ |
formirovanie_samoocenki_mladshih_shkolnikov_1.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель начальных классов МБОУ « Еланская СОШ № 3». Еланского муниципального района Волгоградской области Козинская Л.А.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Оценка и самооценка
Формы самооценки: 1.Речевые 2.Знаковые письменные ( цифры, смайлики ) 3.Знаковые внешние ( оценка с помощью пальчиков, различных карточек ) 4. Шкалы 5.Таблицы
Обучение оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого. Оценка не должна носить обобщающий характер. Должны быть выработаны объективные качественные критерии оценки. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства. Приёмы обучения детей оцениванию:
Приемы самооценки: 1. Словесные приемы а) Вариант организации работы по самооценки в конце урока задаются следующие вопросы: -Кто доволен своей работой? -У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).
б ) – Что ты узнал на уроке? – Чему научился? – За что себя можешь похвалить? – Над чем еще надо поработать? – Какие задания тебе понравились? – Какие задания показались трудными? – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
в) Вариант организации работы по самооценки в оценивании своих достижений Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…..
г ) 3.Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы *Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что…………………………………… *Наиболее трудным мне показалось…………………………… *Я думаю, это потому что…………………………………… *Самым интересным было……………………………………… *Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее……………………………………………………… *Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….
Рисунки «Светофор». Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок.
2. «Говорящие рисунки» Все получалось, рисуй улыбающееся лицо. На уроке было временами непросто, не все получалось, рисуй спокойное лицо . Было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Символы 3. «Карточка сомнений» + — «Я понял все»; — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».
Символы 4. + — НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
«Портфолио» ученика Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию
Лист самооценки Лист самооценки № 1 Моя успешность на уроке Вид работы Знак (! ? ) ( +, -) 1. 2. 3. 4. Достигли ли я поставленной цели на уроке ? ________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?______
Лист самооценки Лист самооценки № 2 Моя успешность на уроке Вид работы Знак (! ? ) 1. 2. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/недоволен Урок для меня показался коротким/длинным Мое настроение стало лучше/стало хуже Материал урока мне был понятен/непонятен Полезен/бесполезен Интересен/неинтересен Домашнее задание легкое/трудное Интересное/неинтересное Полезное/бесполезное
Лист самооценки Лист самооценки № 3 Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке Знаю/умею Хочу знать/научиться
3.Знаковые внешние «Дерево успехов» Яблоко – все удалось. Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось. Листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Самооценка с помощью карточек
Самооценка с помощью пальчиков
4.Шкалы «Волшебные линеечки» Крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании.
Таблицы Карта знаний Начало урока Рефлексия Я знаю, что такое наречие. Я знаю, что обозначает наречие Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола. Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия. Я знаю, каким членом предложения может быть наречие. Я знаю ,как наречие связано с другими словами. Я знаю, как образуются наречия. Я знаю, правило написания гласных в конце наречий
Карта знаний Этот прием, помогает отделить, известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Провести заключительный этап- Рефлексия деятельности, что позволяет увидеть объём полученных знаний по данной теме. Организовать систему повторения и закрепления изученного материала, увидеть связь данного урока с предыдущими уроками. Сделать каждому самооценку результатов деятельности; при этом формируется вера в свои силы и возможности и приводит к адекватному пониманию причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Повышается результативность, осуществляется контроль знаний.
Вывод Самооценка должна сопровождать весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе.»
Мастер-класс по теме: «Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе.».
Методическая разработка по теме: «Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки».
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи.
приемы самооценки на уроке
Самооценка на уроке — важнейшее условие саморазвития личности ученикаШкольное образование, на современном этапе, должно создать условия для становления и развития образованной, компетентной и просвещё.
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников»
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников".
Презентация «Методические приемы самооценки младших школьников»
Презентация «Методические приемы самооценки младших школьников".
Источник