Роль самооценки в формировании личности педагога
консультация
педагог – психолог: Н.И. Сахарова
Консультация для педагогов
«Самооценка как фундаментальное образование личности»
Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.
Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samootsenki_v_formirovanii_lichnosti.docx | 23.42 КБ |
samootsenka_prezentatsiya.pdf | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
педагог – психолог: Н.И. Сахарова
Консультация для педагогов
«Самооценка как фундаментальное образование личности»
Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.
Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.
В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят о стабильная и нестабильная самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение.
Самооценка влияет на всё поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:
- правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
- ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
- способен критически посмотреть на себя со стороны;
- старается предвидеть результаты своих поступков.
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная.
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их личные качества:
- нерешительность и чрезмерная осторожность;
- зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
- стремление переложить ответственность, в том числе и за свои поступки, на плечи окружающих;
- комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
- чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
- мелочность, мстительность и завистливость;
Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:
- они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
- не воспринимают критику, их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
- часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
- подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
- отвергают помощь и поддержку окружающих;
- в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Например, вместо конструктивного: «Ты испачкала одежду. Будь внимательнее в следующий раз, пожалуйста» ребенок слышит: «Ты – грязнуля!». И, испытывая страх потерять одобрение взрослых, делает вывод: «Я должна быть чистоплотной, чтобы меня любили».
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера. Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго. Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда.
В нашем ДОО было организованно исследование «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв, в нём приняли участие 11 педагогов, а также заведующий и зам. заведующего (13 человек) исследование показало:
7 педагогов – это составило 54% испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;
3 педагога – это составило 23% испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.
3 педагога – это составило 23% испытывают низкий уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.
Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения?
Напишите на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:
- отношения с людьми;
- профессиональная деятельность (или выбор профессии);
- внешность;
- уровень знаний, интеллект;
- увлечения;
- семья.
Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.
Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Напишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.
Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
- Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
- Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
- Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
- Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
Источник
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»
надежда пермякова
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»
Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности педагога самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности, определению своей образовательной стратегии, которая в свою очередь обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Развитие личного «чувства Я» педагога- это процесс, который протекает в течение всей профессиональной деятельности, начинаясь в студенчестве, когда происходит самоопределение и не заканчиваясь до тех пор, пока педагог занимается вопросами воспитания и образования. Процесс самооценки, самоопределения, самопонимания, самовосприятия, саморазвития составляет «Я-концепцию» личности педагога — это характерная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей «Я-концепцией» педагог осуществляет и свою профессиональную деятельность.
Каждый из нас видит себя, оценивает себя и свое поведение – это и есть самооценка. Люди с высокой самооценкой думают о себе очень хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, учитывают мнения других людей для повышения своих успехов, хорошо преодолевают тяжёлые ситуации. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают несоответствующие цели и с пессимизмом смотрят в будущее. Они недружелюбно реагируют на критику.
Можно рассматривать два уровня компонента самооценки. Первым компонентом высокой самооценки является знание себя. Другим компонентом может быть, способ, посредством которого «образуется» позитивная или негативная информация о себе. Главное здесь — как это знание «образовано».
От уровня самооценки зависит успешность педагога в работе. При переоценке себя, в конце концов, наступает разочарование; недооценка себя также отрицательно сказывается на профессиональной деятельности.
Каждый из нас имеет общие оценки своих способностей. Например, один может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что он не очень артистичен, музыкален, т. е. недостаточно творчески одарён. Другой может иметь низкую самооценку, но знать, что он является хорошим воспитателем. От самооценки самого себя во многом зависит наше позитивное или, наоборот, пессимистическое отношение к определённым жизненным ситуациям. Имеются данные, говорящие о том, что уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т. е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе).
Далее предлагается простая «Шкала самооценки», с помощью которой можно определить примерный уровень вашей самооценки:
1. В целом я удовлетворен собой
2. Временами я думаю, что выбрал не ту профессию
3. Я считаю, что у меня много хороших качеств
4. Я умею делать разные вещи так же хорошо, как большинство других
5. Я считаю, что у меня нет оснований стыдиться за себя
6. Временами я ощущаю свою ненужность
7. Я считаю, что я достойный человек, не хуже других
8. Я хотел бы повысить свою самооценку
9. Я часто ощущаю себя неудачником
10. У меня позитивное отношение к себе
0 — совсем непохоже на меня
1 — нехарактерно мне
2 – сомневаюсь в оценке
3 — похоже на меня
4 — очень характерно для меня
Показатель вашей общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40, при этом более высокий балл свидетельствует о более высоком уровне самооценки. Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе, в то время как показатель ниже 20 говорит об общем негативном отношении к себе.
Для формирования своей «Я-концепцию» педагогу просто необходимо определять самооценку своего поведения, результатов профессионального уровня, самовоспитания и т. д., чтобы видеть все плюсы и минусы своего личностного развития.
Важно помнить, что формирование положительной «Я-концепции» для педагога очень значимо: уважая в себе личность, он сможет увидеть и развить личность в другом — в воспитаннике. Уважая в себе личность и профессионала своего дела, педагог никогда не остановится в самосовершенствовании.
Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления» ЦЕЛЬ: выстраивание.
Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО». В соответствии с концепцией.
Консультация для воспитателей «Этикет в деятельности педагога» Этикет можно разделить на виды. Виды этикета характеризуют особенности поведения людей в различных социальных группах Можно выделить различные.
Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Как понять язык ребёнка» Консультация педагога-психолога для воспитателей «Как понять язык ребёнка» Конечно очень сложно педагогу не растеряться и справится в группе.
План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год Уважаемые коллеги! Напишите отчет о проделанной работе за учебный год.
Семинар-практикум «Применение ИКТ-средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» Видео В марте 2016 для воспитателей нашего дошкольного учреждения мною вместе с коллегой Сашиной С. С. был проведен семинар-практикум «Применение.
Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС до Мудрец сказал: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму». Можно с уверенностью сказать, что именно.
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и.
Тренинг «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Тренинг. Тема: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Педагог — психолог: Костенко Л. Н. Участники: сотрудники МБДОУ.
Источник