Способы самообразования учителя начальных классов

Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
статья на тему

«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А. С. Макаренко

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie_uchiteley_nachalnyh_klassov_realizuyushchih_fgos_noo.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО

«Мастерство учителя — это специальность,

которой надо учиться»

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:

планируется, управляется и контролируется самим человеком.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.

Тема работы учителя: « Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму »

Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.

Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

  • Задачами самообразования в данном случае могут быть:

1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.

2. Проверка на практике позитивного влияния данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

3. Разработка дидактического материала по русскому языку, уроков, внеклассных мероприятий, направленных на решение поставленной цели работы;

4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

  • этапы работы и сроки выполнения каждого этапа

Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования.

Продолжение изучения методической, педагогической и психологической литературы.

Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Открытые уроки на школьном и городском уровне.

Выступление на заседании городского МО учителей начальных классов по теме самообразование.

Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Оформление результатов работы.

Подведение итогов. Отчёт.

  • Основные направления, действия и мероприятия

1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности.

2. Разработать рабочие программы по предметам.
3. Познакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принять активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучить опыт работы лучших учителей своей школы, города и округа через Интернет.
6. Посетить уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Собрать и проанализировать в Интернете информацию по начальному обучению, педагогике и психологии.
3. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

  • Источники самообразования
  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
  • общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
  • форма отчета по проделанной работе

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

1. Участие в конференциях:

* Международная видеоконференция по теме «Эффективная преемственность в работе ДОУ и школы».

* Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме «Социальный менеджмент в образовании»;

2. Участие в олимпиаде:

* Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP в номинации «Использование современных образовательных технологий в начальных классах» за конкурсную работу «Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

3. Участие в конкурсах:

* диплом I Всероссийского интернет-конкурса фотографий «Педагогический альбом» за творческую работу «Экскурсия на Детскую Экологическую станцию» в номинации «Педагогическая среда». («Дети-66.ру»)

* диплом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» за работу «Главная моя задача – научить детей учиться» в номинации «ФГОС второго поколения в моей практике». («Дети-66.ру»)

* диплом лауреата Российского межрегионального творческого конкурса педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее» в номинации «Открытый урок».

* сертификат участника Всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании». (Центр гражданско – правового образования «Восхождение»)

4. Участие в сетевых сообществах:

* «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – pedsovet.su», сочинение на тему «Февральская лазурь», 3 класс.

* Всероссийский интернет – педсовет pedsovet.org, урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100» на тему «Зима: покой природы».

* социальная сеть работников образования nsportal.ru:

— создание персонального сайта;

— создание электронного портфолио;

— модульное описание педагогического опыта «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов»;

— «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

— конспект открытого урока по окружающему миру «Зима: покой природы».

— памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!»;

— «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению»;

— урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

— сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

— «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку»;

— «Технология проектного обучения»;

— «Работа с одарёнными детьми».

— урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

— сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

— памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!».

— урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зима: покой природы»;

— «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов».

5. Участие в семинарах:

— выступление на городском семинаре по теме «Адаптация учеников 1 класса к школьному обучению».

— городское занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Реализация программы формирования УУД младших школьников средствами УМК «Школа 2100», урок окружающего мира в 1 классе на тему «Богатства природы».

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Источник

Самообразование учителя начальных классов
материал на тему

В данном документе учитель описал тему, цели и план работы по самообразованию

Скачать:

Вложение Размер
самообразование 27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : Платон Наталья Юрьевна

Место работы : Частное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 «Менеджер»

Квалификационная категория : первая (2013 г.)

— Средне-специальное: Бугульминское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах» квалификация «Учитель начальных классов»,1997г.,

— Высшее: Альметьевский муниципальный институт, специальность «Психология», специализация «Социальная психология», 2006г.

Тема самообразования: «Формирование УУД у младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Цель: повышение профессиональной компетентности в области формирования у обучающихся совокупности УУД как способности к саморазвитию, то есть формирование личности, желающей и умеющей учиться.

1. Изучить научно-методическую литературу по теме формирования УУД у младших школьников.

2.Внедрять изученные технологии формирования УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения на уроках.

3.Конструировать уроки с учётом требований к формированию УУД.

4.Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Этапы реализации плана самообразования

Изучение научно-методической литературы по теме самообразования.

1.Изучены нормативные документы ФГОС НОО :

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 5-ое изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011;
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Изучена научно-методическая литература по формированию УУД у младших школьников:

  • Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно- методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
  • Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008;
  • Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие. – М.: АПК и ППРО УМЦ «Школа 2000…», 2009.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова, 2010.

Повышение квалификации через курсовую подготовку.

Изучение педагогического опыта коллег через посещение уроков.

Ежегодная диагностика достижений учащихся.

Участие в методической работе кафедры НОО, в методических советах, педсоветах школы.

Участие в семинарах, форумах, конференциях, вебинарах различного уровня.

Демонстрация педагогического опыта через урочную деятельность, публикации в СМИ, личный сайт.

Участия в профессиональных конкурсах.

Анализ проделанной работы по теме. Систематизация наработанного материала. Распространение педагогического опыта на уровне кафедры начального общего образования школы, через персональный сайт.

Составляющие процесса самообразования педагога:
•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Виды деятельности способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы.
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
• Изучение информационно-компьютерных технологий.

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования, опробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя. Это есть его педагогический опыт.

Анализ выполнения плана самообразования

Изучение нормативных документов ФГОС НОО и научно-методической литературы по формированию УУД.

Повышение квалификации через курсовую подготовку.

1.Изучены нормативные документы ФГОС НОО :

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 5-ое изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011;
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Изучена научно-методическая литература по формированию УУД у младших школьников:

  • Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно- методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
  • Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008;
  • Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие. – М.: АПК и ППРО УМЦ «Школа 2000…», 2009;

3.Повышение квалификации через курсовую подготовку:

  • г.Набережные Челны, 2011 г., 72 ч., «Федеральные государственные образовательные стандарты как условие получения нового образовательного результата», удостоверение №3962 ФГБОУ ВПО «Институт социально-педагогических технологий и ресурсов»;
  • г.Казань, 2012 г., 72 ч., «Основы религиозных культур и светской этики», удостоверение №1600 ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»;
  • г.Москва, 2012 г., 36 ч., «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон», сертификат №С-234 НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики».
  • г.Елабуга, 2016г., 72 ч., «Педагогическая деятельность учителя по реализации метапредметного содержания начального образования», удостоверение КФУ УПК 061046 УПК-11-000733/2016
  • г.Москва, 2017г., 72 ч., «Организация оценки учебных достижений обучающихся и результатов освоения основной образовательной программы», Московский городской педагогический университет
  • г.Москва, 2017г., 72 ч., «ФГОС начального общего образования учащихся с ОВЗ: требования к педагогу», Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион – МЦФЭР»
  • г.Москва, 2017г., 120 ч., «Совершенствование компетенций учителя начальных классов в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС», Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион – МЦФЭР»
  1. Конструирование уроков с отслеживанием формирования у учащихся УУД.
  2. Посещение уроков коллег в рамках работы стажёрской пары с Раудиной Л.А. и стажёрской группы педагогов (Платон Н.Ю., Иванова Л.В., Корноухова И.А., Султанова Г.С.)

Накопленный мною опыт я демонстрирую через:

  • открытые уроки по взаимопосещаемости стажёрской группы;
  • открытые уроки в месячнике школьных наук;
  • городские и региональные семинары;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства.

Источник

Читайте также:  Диалогический способ общения это
Оцените статью
Разные способы