Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
статья на тему
«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А. С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchiteley_nachalnyh_klassov_realizuyushchih_fgos_noo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:
планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.
Тема работы учителя: « Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму »
Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.
Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.
- Задачами самообразования в данном случае могут быть:
1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проверка на практике позитивного влияния данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
3. Разработка дидактического материала по русскому языку, уроков, внеклассных мероприятий, направленных на решение поставленной цели работы;
4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
- этапы работы и сроки выполнения каждого этапа
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов : Платон Наталья Юрьевна
Место работы : Частное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 «Менеджер»
Квалификационная категория : первая (2013 г.)
— Средне-специальное: Бугульминское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах» квалификация «Учитель начальных классов»,1997г.,
— Высшее: Альметьевский муниципальный институт, специальность «Психология», специализация «Социальная психология», 2006г.
Тема самообразования: «Формирование УУД у младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Цель: повышение профессиональной компетентности в области формирования у обучающихся совокупности УУД как способности к саморазвитию, то есть формирование личности, желающей и умеющей учиться.
1. Изучить научно-методическую литературу по теме формирования УУД у младших школьников.
2.Внедрять изученные технологии формирования УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения на уроках.
3.Конструировать уроки с учётом требований к формированию УУД.
4.Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Этапы реализации плана самообразования
Изучение научно-методической литературы по теме самообразования.
1.Изучены нормативные документы ФГОС НОО :
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 5-ое изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011;
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Изучена научно-методическая литература по формированию УУД у младших школьников:
- Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно- методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008;
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие. – М.: АПК и ППРО УМЦ «Школа 2000…», 2009.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова, 2010.
Повышение квалификации через курсовую подготовку.
Изучение педагогического опыта коллег через посещение уроков.
Ежегодная диагностика достижений учащихся.
Участие в методической работе кафедры НОО, в методических советах, педсоветах школы.
Участие в семинарах, форумах, конференциях, вебинарах различного уровня.
Демонстрация педагогического опыта через урочную деятельность, публикации в СМИ, личный сайт.
Участия в профессиональных конкурсах.
Анализ проделанной работы по теме. Систематизация наработанного материала. Распространение педагогического опыта на уровне кафедры начального общего образования школы, через персональный сайт.
Составляющие процесса самообразования педагога:
•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы.
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
• Изучение информационно-компьютерных технологий.
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования, опробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя. Это есть его педагогический опыт.
Анализ выполнения плана самообразования
Изучение нормативных документов ФГОС НОО и научно-методической литературы по формированию УУД.
Повышение квалификации через курсовую подготовку.
1.Изучены нормативные документы ФГОС НОО :
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 5-ое изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011;
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Изучена научно-методическая литература по формированию УУД у младших школьников:
- Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно- методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008;
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие. – М.: АПК и ППРО УМЦ «Школа 2000…», 2009;
3.Повышение квалификации через курсовую подготовку:
- г.Набережные Челны, 2011 г., 72 ч., «Федеральные государственные образовательные стандарты как условие получения нового образовательного результата», удостоверение №3962 ФГБОУ ВПО «Институт социально-педагогических технологий и ресурсов»;
- г.Казань, 2012 г., 72 ч., «Основы религиозных культур и светской этики», удостоверение №1600 ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»;
- г.Москва, 2012 г., 36 ч., «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон», сертификат №С-234 НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики».
- г.Елабуга, 2016г., 72 ч., «Педагогическая деятельность учителя по реализации метапредметного содержания начального образования», удостоверение КФУ УПК 061046 УПК-11-000733/2016
- г.Москва, 2017г., 72 ч., «Организация оценки учебных достижений обучающихся и результатов освоения основной образовательной программы», Московский городской педагогический университет
- г.Москва, 2017г., 72 ч., «ФГОС начального общего образования учащихся с ОВЗ: требования к педагогу», Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион – МЦФЭР»
- г.Москва, 2017г., 120 ч., «Совершенствование компетенций учителя начальных классов в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС», Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион – МЦФЭР»
- Конструирование уроков с отслеживанием формирования у учащихся УУД.
- Посещение уроков коллег в рамках работы стажёрской пары с Раудиной Л.А. и стажёрской группы педагогов (Платон Н.Ю., Иванова Л.В., Корноухова И.А., Султанова Г.С.)
Накопленный мною опыт я демонстрирую через:
- открытые уроки по взаимопосещаемости стажёрской группы;
- открытые уроки в месячнике школьных наук;
- городские и региональные семинары;
- участие в конкурсах профессионального мастерства.
Источник