Способы самообразования учителя географии

Программа самообразования учителя географии «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время».
учебно-методический материал по географии по теме

учителя географии Струковой Юлии Николаевны

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь”.

Методическая тема : Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Цель : Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).

2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.

3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).

Скачать:

Вложение Размер
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время. 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителя географии Струковой Юлии Николаевны

“ Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь”.

Методическая тема : Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Цель : Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).

2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.

3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Формы представления результатов работ

Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике

Чтение методических журналов по географии, обзор в Интернете необходимой информации

Подготовка методической базы

Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности

Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся

2013 – 2015 по мере возможности

Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства

Разработка программно-методического обеспечения

Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности

В течение срока реализации программы

Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям

2013 – 2016 годы

Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня

Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы

Выступление на ШМО по данной теме, открытый урок.

Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Исследования, которые я реализую в своей практике в 2013-2014 учебном году :

В 2013-2014 учебном году начата работа над проектом с учащимися 8 класса «Малые реки Советского района». Учащиеся класса исследовали проблему загрязнения реки Старка, протекающей по микроучастку школы. Была организована посильная очистка участка русла в месте выхода реки из коллектора в районе Гаражного переулка. Промежуточным итогом работы над проектом стало участие Катковой Анастасии и Поляковой Ирины в постерной сессии на областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов». Учащиеся планируют продолжить работу в данном направлении и принять участие в Международном форуме «Великие реки».

  • исследования в рамках предмета

С учащимися 9 классов были реализованы краткосрочные проекты в рамках участия в конференции НОУ. Суромин Александр исследовал проблему терроризма в России, разработал авторскую карту. Успешность проекта отражает диплом первой степени в районной конференции НОУ «Эврика».

Трифонова Анастасия работает над исследованием миграционной ситуации в Нижегородской области. Её научно-исследовательская работа отражает современные миграционные тенденциии в Нижегородской области, автор провела социологическое исследование проблемы.Научно-исследовательская работа была награждена диплом первой степени в районной конференции научного общества учащихся «Эврика-2014».

В рамках школьной программы успешно был реализован проект «Рекреационные зоны Северного Кавказа». Все учащиеся 9 классов с удовольствием приняли в нем участие. Итогом стала защита мини-проектов на уроке.

Предполагаемый результат работы по теме самообразования:

  1. Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
  2. Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
  3. Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
  4. Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии и во внеурочное время.

Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Источник

Тема самообразования учителя географии

Тема самообразования: «Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии»

Цель : формирование познавательной мыслительной

деятельности у школьников посредством применения технологии

развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения.

 повышение мотивации образования через активизацию познавательной

деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

 выявление и развитие интеллектуального потенциала, интересов,

 формирование нравственных основ личности

 создание моделей учебных занятий, направленных на развитие

познавательной мыслительной деятельности на уроках географии

Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в

развитии интеллектуальной сферы ребѐнка. Ученикам часто привожу слова

великого русского писателя А.П. Чехова, который говорил: «Нужно

стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его

Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом

этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю

Возьмѐм, к примеру, тему «Климат России». Для личностного

осмысления изучаемого материала обучающимся предлагаю проблемный

вопрос «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?».

После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются

найти ответ на поставленный вопрос, а потом доказывают, что изучаемый

материал имеет большую практическую ценность. Таким образом, ученики

начинают осознавать практическую значимость изучаемого материала

Развитие творческих способностей учащихся является главным

аспектом в обучении географии. В процессе выполнения творческих заданий

применяю конспекты учебной информации, опорные схемы, что позволяет

учащимся непроизвольно запоминать учебный материал, расширять и

углублять его, а также развивать творческие умения и способность

применять знания в практических ситуациях

В курсе экономической и социальной географии мира предлагаю

учащимся задания творческого характера, способствующие формированию у

них познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие задания,

активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками,

включаются в активную, поисковую деятельность и поднимаются на новый

уровень познания и развития своей личности.

В начале изучения каждого раздела или темы сообщаю школьникам

название творческой работы, и они на протяжении всей темы работают над

ней. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих

работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры

некоторых из них:

Составление кроссворда «Столицы Африки».

Сочинение на тему «Я хотел бы побывать…» или репортаж из стран

Путешествие по одной из стран Африки.

Разработка маршрута экскурсии по странам Африки.

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся

применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод

контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой

Я считаю, что дидактическим стержнем урока с использованием

технологии развивающего обучения является активная деятельность самих

учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а,

наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая

деятельность захватывает учащихся: напрягается ум и воля, развивается

стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства,

удовлетворение от сделанной работы. Приведу пример заданий

развивающего характера по теме «Африка»:

1. Второй по величине материк мира. ( Африка )

2. Самая высокая вершина материка. ( Килиманджаро)

3. Самая длинная река мира. ( Нил )

4. Самая полноводная река Африки. (Конго )

5. Самое длинное озеро мира. ( Танганьик а)

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный

подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как

карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат

дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный

материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину

природы Земли. Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт

атласа составить комплексную характеристику материка Евразия».

Работа оформляется в виде следующей таблицы:

№ страницы Название карты Информация о Евразии

Считаю, что у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для

учителя, так как конкретные цели еѐ выполнения перерастают в результаты:

1) предупредить незнание материала;

2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;

3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;

4) продолжать учиться анализировать тематические карты;

5) научить получать с карты новую информацию;

6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в

7) учиться оформлению работы в табличной форме.

Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем

разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии

материков и океанов.

Анализируя уроки, проведѐнные с применением технологии

развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей

ситуации на уроке:

На учебных занятиях по развитию познавательной мыслительной

деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на

свою, только ему посильную ступеньку.

Познавательные задания применяю на каждом уроке, стоит их на каком – то

уроке не дать – и дети расхолаживаются. Им уже не интересно, ведь они

привыкают к мыслительной деятельности, им нравится быть искателями,

Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребѐнке я стараюсь видеть

личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников.

Пусть слабый ученик не правильно выполнил задание, но он думал, искал

нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к

нахождению правильного ответа.

Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на

поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто

отгадывают ответы, поэтому ученик обязательно должен доказать

собственную точку зрения .

На этапе закрепления и проверки знаний по теме «Северная Америка»

в VII классе провожу нетрадиционный урок в форме КВНа, что в

значительной степени повышает интерес ученика к уроку, так как ему

предстоит быстро найти вариант ответа и выйти из предложенной ситуации

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся

применяю усложнѐнные задания, которые содействуют повышению

интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют проекты,

выполняют исследовательские работы.

В своей работе особое внимание уделяю работе с тематическими

картами атласа, учу школьников правильно находить географические

объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности.

Учитывая, что активность работы головного мозга во второй половине

урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими

передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны

земного шара», где главной целью урока является определение особенностей

органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки

растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте

«Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный

материал, работая с географической картой. Такой методический приѐм

положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей

учащихся и позволяет выявить уровень знания географической

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии

помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревнова-

тельную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения

способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки вза-

имоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности

Использование развивающей технологии в обучении географии

позволило мне достигнуть определѐнных результатов:

 развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность

 у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к

изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным

темам курса, а в целом к географии;

 возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих

Опыт работы по данной теме показывает, что технология развивающего

обучения дает положительные результаты.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 199 человек из 62 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 607 человек из 78 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-133649

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы обработки срезов лоскутного изделия
Оцените статью
Разные способы