МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА В РУКОВОДСТВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
Учебная деятельность как путь стимулирования активной познавательной деятельности .
Мастерство управления познавательной деятельности на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение сделать свой предмет интересным для школьников.
Учитель-мастер в становлении и развитии у учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:
1. развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
О разнообразии форм работы на уроке
Педагоги — мастера особое внимание уделяют проведению уроков- лекций, уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-конференций, уроков-экскурсий, уроков самостоятельной работы в кабинете с помощью консультантов из среды учащихся, уроков-конкурсов. Мастерство педагогов выражается и в хорошем владении техникой проведения этих необычных форм.
Коренное отличие учителей-новаторов, передовых учителей в проведении урока от учителей – не мастеров состоит в следующем.
Не мастера в основном на своих уроках передают учащимся готовые выводы науки.
В целях осуществления активизирующего, поискового, проблемного обучения учитель-мастер продумывает для учащихся систему вопросов и заданий. Вопросы учителя-мастера своего дела, как правило, кратки, точны и определены. Они не только стимулируют пытливость ума, самостоятельность мысли, но и развивает творческие способности учащихся, воспитывают у них организованность и дисциплинированность.
Стала очевидной необходимость в большей мере использовать такие типы вопросов, в которых сталкиваются противоречия, которые требуют установления сходства и различия в изучаемых явлениях, установления причинно-следственных ответов, нахождения из всей суммы имеющихся знаний только необходимых в данной ситуации, ориентирования на широкое практическое применение знаний.
Учитель-мастер при наименьших энергозатрат и быстрее, чем молодой учитель добивается желаемых результатов потому, что систематически учит учащихся самостоятельно приобретать знания. Он руководствуется таким правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовывать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.
Многие виды самостоятельной работы на уроках учителя применяют в целях подготовки школьников к усвоению новых знаний. Это в первую очередь работы повторительного характера. Среди них – упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний, графические работы — составление схем и таблиц, обобщающих ранее усвоенные сведения и факты по определенной программе. Самостоятельная работа учащихся на уроках и практических занятиях может с успехом применяться и в целях эффективного усвоения новых знаний.
Особенно полезны для учащихся самостоятельные работы творческого и полутворческого характера, когда новые знания добываются в результате самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов.
Осуществление обратной связи на уроке
Для правильной организации процесса усвоения знаний учащимися на уроке педагогу надо умело осуществлять обратную связь. Данные умения учителя приобретаются при наличии наблюдательности и хорошо развитого воображения, обдуманности каждого педагогического шага в общении с учащимися. Поэтому важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию воспитанника.
Домашняя самостоятельная работа
Мастера педагогического труда всегда связывали повышение эффективности урока с правильно организованной домашней самостоятельной работой учащихся. Лучшие учителя стремятся сделать домашнее задание для учащихся наиболее интересными. С этой целью они их варьируют по характеру и формам: устные и письменные, практические с дополнительной литературой, задания по выбору, обязательные и по желанию, с использованием межпредметных связей, индивидуальные и групповые.
Вопросы творческого характера
Урок мастера — это совместный поиск истины педагогом и учеником, это лаборатория культурного мышления. На таком уроке школьники проявляют интерес, пытливость, потребность к познанию. Они задают вопросы и ищут на них ответы. Они напрягают свой ум, преодолевают посильные трудности учения.
На традиционных уроках, как правило, учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них, опираясь лишь на учебник. В этой связи у них складывается представление, что истины уже найдены авторами учебников и учителями. Зачем искать? Истины установлены, их нужно только воспринять, запомнить и воспроизвести. Это ведет к скуке на уроке, мертвенности, бездуховности. Вот почему опытные учителя на каждом уроке выделяют как можно больше времени для освоения нового, потому что, чем эффективнее работа во время осмысливания знания, тем меньше времени потребуется на проверку домашнего задания на следующем уроке. Времени на изучение нового материала не хватает по тому, что оно уходит на проверку домашнего задания, а проверка домашнего задания требует много времени, так материал недостаточно хорошо изучен. Поэтому опытные учителя стараются в течение урока планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания. Особое внимание они обращают на ясность, однозначность и понятность при объяснении задания, проверяют, все ли ученики действительно поняли задание и точно знают, что от них хотят.
Одной из движущих причин, активизирующих выполнение домашних самостоятельных работ, является регулярная проверка их учителем, в противном случае может сформироваться стереотип бесконтрольности домашних заданий.
«ЗАДАЕШЬ – ПРОВЕРЯЙ, НЕ ПРОВЕРЯЕШЬ – НЕ ЗАДАВАЙ»- таким правилом всегда должен руководствоваться учитель.
Источник
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
статья на тему
«Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
А. Гин
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_poznavatelnoy_deyatelnostyu_uchashchihsya_na_uroke.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Верхне — Ольшанская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»
учителя немецкого языка
Зиновьевой Светланы Дмитриевны
«Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
· умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критический мыслить;
· видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
· четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
· быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Что же такое управление? Управление — процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
· мотивацией их деятельности;
· формированием умений учащихся;
· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
· созданием проблемных ситуаций;
· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.
Формы познавательной деятельности учащихся.
1 . Индивидуально – обособленная форма . Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.
2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно — иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.
3. Групповая форма организации познавательной деятельности . Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.
4. Коллективная форма познавательной деятельности.Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я.А. Коменский, — спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».
Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания
Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.
Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу.
Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.
Сангвиники — серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.
Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.
Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.
Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.
Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.
Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.
«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» — Стивен Кинг.
Источник