Способы руководства познавательной деятельностью учащихся

Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся

В процессе обучения решаются разнообразные задачи. В одном случае надо добиться прочного усвоения учащимися учебного материала, в другом – сформировать определенные умения и навыки, в третьем – воспитать определенные качества личности. Классно-урочная система не позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, так как одни учащиеся впереди и работают без должной умственной нагрузки, а другие – испытывают затруднения в овладении учебным материалом. Поэтому педагог, учитывая это, должен регулировать и руководить учебно-познавательной деятельностью учащихся. Одним следует давать задания повышенной сложности, другим – дополнительные задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а третьим – больше помогать в обучении, чтобы они лучше усваивали учебный материал.

Руководство учебно-познавательной деятельностью зачастую определяется стилем общения педагога с учащимися. Выделяют три основных стиля общения:

* авторитарный (императивный) стиль характеризуется тем, что преподаватель навязывает учащимся свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. В общении с ними он использует такие способы воспитательного воздействия, как приказ, выговор, угроза наказания, называет их, как правило, по фамилиям и очень часто повышает голос.

* демократический стиль характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательными взаимоотношениями преподавателя и учащихся, его стремлением к сотрудничеству, использованием убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и различных видах внеучебной деятельности. Педагог с таким стилем общения отличается выдержкой и педагогическим тактом, высокой эмоциональной устойчивостью, очень редко называет учеников по фамилиям и повышает на них голос.

* либеральный стиль отличается тем, что педагог зачастую формально относиться к выполнению своих обязанностей, предоставляет учащимся полную свободу, не реагирует на нарушение ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе.

Читайте также:  Способ применения таблеток нитроксолин

Руководство и регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется также на основе контроля за результатами их обучением.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие познавательные действия должны совершить учащиеся, чтобы овладеть учебным материалом?

2. Как формируются у учащихся представления и понятия?

3. Какие способы активного запоминания учебного материала вы знаете?

4. Что формируется у учащихся в результате применения знаний на практике?

5. Почему в процессе обучения необходимо осуществлять повторение изученного материала?

6. Что составляет процессуальные основы обучения?

7. Дайте определения понятиям «методы обучения», методический прием», «средства организации обучения».

8. Назовите основные методы обучения и раскройте их функциональную направленность.

9. В какие группы можно объединить уроки? Каковы дидактические основы их построения.

10. Что такое экскурсия как форма организации обучения.

11. Какие требования необходимо учитывать при выполнении домашней работы?

12. На основе чего осуществляется руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Литература для самостоятельного изучения

1. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2000.

2. Выбор методов обучения/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1981.

3. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

5. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.

6. Чэпікаў В.Ц. Дамашняя вучэбная праца малодшых школьнікаў// Пачатковая школа. – 2001. – №3,5.

7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

8. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

Глава 8. Контроль за учебно-познавательной деятельностью

8.1. Понятие о контроле за учебной деятельностью

8.2. Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью

8.3. Содержание и виды контроля за учебной деятельностью

8.4. Методы контроля за учебной деятельностью.

Понятие о контроле за учебной деятельностью

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы.

Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приемов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.

Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью

Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся направлен на выполнение следующих основных функций: собственно контролирующей; обучающей; воспитывающей; развивающей.

Собственно контролирующая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала.

Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся еще раз повторяют учебный материал, выполняет упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала.

Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащиеся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключенного в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.

К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие требования:

* систематичность и регулярность осуществления;

* разнообразие методов проведения;

* дифференцированный подход в осуществлении;

* единство требований педагогов.

Содержание и виды контроля за учебной деятельностью

Содержание контроля за учебной деятельностью определяется задачами обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся.

В процессе контроля педагог должен осуществляет комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям:

* усвоение знаний по отдельным предметам;

* степень выработки специальных и учебных умений и навыков;

* динамика формирования и развития;

* формирование познавательных интересов и творческих способностей.

Однако следует отметить, что в практике обучения сложились четкие критерии оценки только усвоения обучающимися системы знаний и сформированности специальных умений и навыков. Остальные результаты учебно-познавательной деятельности учащихся, как правило, не контролируются, хотя они являются наиболее важными.

Выделяют три основных вида контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной работы на уроках. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической учебной работе, в повышении интереса к изучению отдельных предметов.

Тематический контроль осуществляется после изучения отдельной темы или раздела учебной программы. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили сравнительно большой по объему учебный материал.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, а также по окончании курса обучения в основной и средней школе.

Разнообразие видов контроля обуславливает необходимость применения различных методов контроля за учебно-познавательной деятельностью (методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся).

Источник

Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
учебно-методический материал на тему

Выступление на методическом семинаре. В выступлении говорится о методах и приёмах, формирующих познавательную активность у учащихся во время учебного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
выступление на методическом семинаре 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Методы и приемы, формирующие познавательную активность учащихся»

Учение, лишенное всякого интереса и

взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению

знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать о методах и приемах, формирующих познавательную активность учащихся.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

В чем же заключается работа учителя? Неужели в том, чтобы спокойно и без хлопот осуществлять все намеченные этапы урока, занимая в каждом из них царственное, главенствующее положение? Может быть, шум в классе свидетельствует как раз о том, что ученикам в самом деле нечего слушать? Ведь человек если слушает, то заинтересованно. Либо не слушает вовсе.

Если у класса отсутствует интерес, то учителю с этим лучше считаться. Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.

Отношение учащихся к учебному процессу характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться

  • интерес к предмету
  • сознательность
  • иногда принуждение

Наиболее значимым, на мой взгляд, является интерес к предмету. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету? Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих и многие другие

На своих уроках я использую задания творческого, исследовательского характера учебно – познавательной деятельности, такие как: выполнение проектов, работа со справочной литературой, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося состязательность . Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме, при работе парами, группами.

Существует 5 наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций,
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

А наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:

К словесным методам относится:

  1. Метод дискуссии. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. В начальной школе применяется открытая дискуссия на уроках окружающего мира. В 1 классе по теме : «Осень и здоровье человека»

— Полезно ли гулять в плохую погоду?

По теме : «Труд людей весной»

— Для чего белят стволы деревьев?

Во 2 классе: тема «Насекомые»

— Паук – это насекомое?

Тема «Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»

— Что было бы, если бы мы перестали мыться?

К словесным методам ещё относится:

2. Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. И

3. Метод проблемного изложения.

Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. На уроках математики я применяю создание проблемной ситуации. Например :

во 2 классе по математике при изучении темы : «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»

В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47)
Побуждающий диалог строится следующим образом.
— Решите примеры.
— Ребята, вы смогли решить примеры? ( Нет, мы не смогли решить пример 38+47)
— Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10)
— Значит, какие примеры будем примеры решать? ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)

К наглядным методам относится частично — поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. Приведу пример частично – поискового метода:
Русский язык 2 класс
Тема: «Проверка парной согласной»
III этап урока: самоопределение к деятельности:
— Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Сделаем звуковую характеристику слова.
— Сапог [сапок].
— Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением)

А также к практическим методам относится частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

В учебном процессе также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

в) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

г) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

д) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

е) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

В своей работе использую разные формы уроков , формирующие познавательную деятельность.

К ним относятся:

-анализ конкретных ситуаций,

-использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности.

На разных этапах урока можно использовать составление кроссвордов, ребусов, викторин. Они как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности: очень много таких заданий в 1 классе по обучению грамоте. …

Развитию познавательного интереса способствует и учебная игра.

Игра — универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Я на своих уроках использую творческие задания такие как:
1. В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
2. На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи, и т. д .

Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности , так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию.

Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).

Любая игра направлена на развитие, активизацию интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.

В заключении хочу сказать следующее: недостаточно в совершенстве овладеть методикой и различными технологиями.

Нужно чувствовать ученика, осознавать ответственность за его судьбу, за развитие его личности.

Помогать терпеливо, деликатно, с любовью. Из урока в урок, каждый день.

У Ю. Левитанского есть замечательные строки:

Но вот глаза – они уходят навсегда,

Как некий мир, который так и не открыли,

Как некий Рим, который так и не отрыли,

И не отрыть уже, и в этом вся беда.

Неважно, в какой школе мы работаем и с какими детьми, какой предмет ведём. Важно, чтобы мир каждого ученика был открыт, чтобы каждый ребёнок стал просто человеком.

Источник

Оцените статью
Разные способы