«Эбру» — искусство рисования на воде
юлия кижапкина
«Эбру» — искусство рисования на воде
Эбру (рисование на воде): познание одновременно простого и сложного искусства. Эбру (рисование на воде) становится популярным с каждым днем. С помощью данного искусства люди познают себя и мир, становятся менее вспыльчивыми и обретают себя. Совершено не умея рисовать, благодаря воде вы сможете создать неповторимые магические узоры, открывая свои чувства перед всеми. Эбру – очень старинное искусство, пришедшее к нам из Турции, где его называют «Турецким мраморированием». Техника рисования по воде выглядит именно так: сперва на воде рисуется красивый узор, который славится своими тонкими изысканными линиями, а затем его переносят на бумагу или шелковую ткань, например.
Разбираемся в технике
К сожалению, еще с детского сада у детей может пропадать тяга к рисованию.На это есть ряд своих причин: отсутствие умений, однообразие в рисунках, маленькое количество знаний. Как эксперимент в детском саду был проведен мастер-класс по эбру. Благодаря ему дети выражают свои чувства и эмоции. Процесс живописи на воде можно посмотреть на примере мастер-класса. Для техники эбру понадобятся краски, крахмал, вода, клей, кисти. Подготовка специальной клейкой основы можно сделать домашними средствами. Для эбру необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу. В случае того, что появляются пузырьки, необходимо положить на газету секунд 15-30, далее убрать. Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния. Теперь начинаем рисовать: возьмем кисточки и делаем пару точек, например, а затем вытягиваем линии и узоры.Можно сделать фон: набрать краску на кисточку и стряхиваем на клейкую основу.А далее нужно использовать свою фантазию и творить: рисовать цветы, деревья и многое другое. Теперь давайте перенесем нашу живопись с воды на бумаге. Берем листик бумаги, который идеально подходит к размеру нужного лотка. Осторожно прикладываем лист бумаги к основе, подождем пару минут и достаем. Далее, необходимо дать высохнуть рисунку. Во время работы очень тяжело предугадать, в какой последовательности растекутся краски. Ну а так как с такой техникой могут справиться даже дети, то она прекрасно подойдет и для начинающих. Главное – не боятся, а творить. И все получится.
Памятка для воспитателей из собственного опыта.
«Эбру» — искусство рисования на воде.
Необходимый материал: (первый вариант)
Крахмал, вода, канцелярский клей (можно ПВА, краски акриловые (можно гуашь, альбом для акварели.
Из крахмала и воды сварить не густой клейстер и дать ему остыть. Когда клейстер остынет, добавить в него клей и все аккуратно перемешать, чтобы не было пузырьков.
Налить жидкость в небольшой лоток
Акриловые краски развести немного водой.
Капаем краску, и она растекается на поверхности, затем берем краску другого цвета.
Теперь возьмем деревянную шпажку и от центра начинаем рисовать.
Когда рисунок готов, прикладываем лист бумаги и ждем 10-15 секунд (до 10 минут, чем дольше — тем ярче рисунок, если это гуашь) края бумаги начнут подниматься. Берем за края и аккуратно поднимаем ее.
Необходимый материал: (второй вариант)
Молоко —2,5% жирности, гуашь, пипетка, обычная кисточка, зубочистка, палочка для суши, жидкость для мытья посуды (осторожно, ватная палочка.
Работа в технике рисованияна молоке проходит так же в несколько этапов:
В поднос и наливаем молоко —2,5% жирности. Опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра. Берём палочку и рисуем разные линии, узоры на молоке. Обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый центр тарелки, окунув его на 2-3 мм. Ждите и — наслаждайтесь! Процесс получения оттиска на листе бумаги.
Рисунки сохнут от 30-60 минут до 12 часов.
Желаю творческих успехов!
Опыт работы «Эбру, или волшебство на воде» Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми.
Фотоотчет о нетрадиционной технике рисования «эбру» для детей дошкольного возраста Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.
Мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ «Эбру — рисование на воде, нетрадиционная техника» Мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ «Эбру-рисование на воде, нетрадиционная техника». Цель мастер-класса: Познакомить участников.
Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.
Мастер-класс для учащихся 1–2 классов ДШИ «Эбру, или Рисунки на воде» Тема мастер класса: Эбру, рисунки на воде. Мастер класс рассчитан на учащихся 1-2 классов ДШИ. Тип мастер класса: комбинированный. (Изучение.
Поликультурное воспитание дошкольников посредством нетрадиционного рисования в технике «Эбру» Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования Эбру» Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветы для бабочек». Рисование с применением нетрадиционной.
Технологическая карта «Необыкновенное чудо». Знакомство с техникой рисования Эбру Организация непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Необыкновенное чудо» Автор конспекта НОД: Мажирина.
Рисование на воде в технике «Эбру» как один из видов нетрадиционного рисования в ДОО Тема: «Рисование на воде в технике «Эбру» как один из видов нетрадиционного рисования в ДОО» Слайд № 2. Рисование является одним из важнейших.
Эбру. Рисование на воде Эбру — терапия — здоровьесберегающая инновационная технология в работе с дошкольниками. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Источник
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Анна Костылева
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер — класс.
Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного
творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.
Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского — «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.
В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.
Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».
«ЭБРУ» — искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.
Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые
школы по обучению технике рисования Эбру.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:
развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Она помогает решить следующие задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;
2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;
3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;
4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
И в результате:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
И сегодня я проведу мастер — класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».
В начале, я расскажу, как работать в этой технике
шаг 1.
Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.
2 шаг.
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
3 шаг.
[/b] Подготовка ИЗО материала
Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.
4 шаг.
[/b] Рисование в этой технике
Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).
Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что — то другое)
Перенос рисунка на бумагу
Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.
Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
Вывод
С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.
Спасибо за внимание!
Городской фестиваль «Зимние узоры» Каждый год в нашем городе проходит городской фестиваль детского творчества «Зимние узоры», в котором принимают участие детские коллективы.
Нетрадиционные техники рисования в работах малышей 1 младшей группы «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных.
Источник