«Рисование песком» — направление, способствующее общему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Светлана Беззубова
«Рисование песком» — направление, способствующее общему развитию ребёнка дошкольного возраста.
«Рисуем песком и на песке«.
Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в своей работе с детьми. Ведь задача педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум, руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком — удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению разных задач. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Когда ребенок работает с песком,я о нем могу многое узнать:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и т. д.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. д.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, общее эмоциональное состояние).
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;
Немного истории.
Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.
А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший корректирующий ресурсный эффект.
Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования для работы с разнообразной психологической проблематикой. Метод песочного рисования успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.
Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи пескаили песочная анимация обладает рядом положительных моментов:
1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.
2. Красота и пластичность. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3.Борьба со стрессами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
5. При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
6. Работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы.
7. Техника помогает развить моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.
8. Рисование песком или на песке влияет на развитие активной речи ребёнка.
Изучив эту тему теоретически, совместно с родителями изготовили стол с подсветкой для рисования песком. В свою работу внесли множество игр и занятий, которыми увлеклись все дети группы. На собраниях с родителями проводились семинары, посвященные формам и методам развития речи и мелкой моторики дошкольников используя приём рисования песком. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные в детском саду.
Используя этот метод каждодневно,мы заметили положительные результаты:
• активно развивается фразовая и связная речь, общая и мелкая моторика пальцев;
• активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
• развивается сенсорное восприятие, умение играть с песком и др. играми;
• формируется социально- коммуникативный процесс у детей;
• формируются манипулятивные навыки (увереннее перелистывают страницы книги, рисуют, застёгивают пуговицы, пользуются ложкой и вилкой.);
• совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, творческое воображение, память.
• дети, плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.
• по свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и сказки.
Я обязательно продолжу свою работу по изучению и использованию направления «Рисование песком«.
Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста» На протяжении дошкольного детства дошкольник стремиться узнать, рассказать, составить рассказ об увиденном. Порой забываем про народные.
Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.
Пластилинография, как средство, способствующее развитию самостоятельности в творческой деятельности дошкольника По ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ дошкольного образования «содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,.
Проект по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком в детском саду» Актуальность:формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным.
Проект «Рисование песком на стекле с детьми 3–4 лет» Тип проекта: краткосрочный Участники: воспитатели, дети, родители Вид проекта: инновационный Цель проекта: знакомство с техникой рисование.
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста С самого рождения дети находятся в окружении.
Рисование песком на стекле. Занятие в старшей группе Цель НОД: — формировать представления о песке как объекте неживой природы, его свойствах (из сырого песка хорошо лепить, сухой песок рассыпается,.
«Букет». Рисование песком на световых столах В предверии 8 Марта во всех группах детских садов появляются выставки цветов. Цветы эти разные — из бумаги, из пластилина, нарисованные.
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста. Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть,.
Социально-нравственное направление. Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста Главной задачей в социально-эмоциональном воспитании детей является формирование у дошкольников положительного отношения к себе, ко всем.
Источник
Техника рисования песком
Анна Парускова
Техника рисования песком
Техника рисования песком.
Рисование песком на стекле – это техника, которой чуть больше 30 лет. Первые школы рисования песком появились в Соединенных Штатах Америки в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская режиссер-аниматор Кэролайн Лиф, создав в 1974 году первый «песочный» мультфильм. Ее опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов, но как коррекционно-развивающий метод рисование песком стало использоваться только в наши дни.
Рисование песком – обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии воображения, творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых. Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками.
У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.
Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала — песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования.
Художественное творчество является одним из любимых видов деятельности у детей. Это не случайно, так как песок — это природный материал, обладающий собственной энергетикой. Создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». При работе с песком возможно изменение замысла по ходу создания образа, обогащение образа посредством использования дополнительных материалов.
Итак, возможности техники рисования песком в развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей крайне широки, поэтому можно предположить, что ее использование будет иметь положительный результат.
Нетрадиционная техника рисования — штампинг Хочется поделиться опытом работы по нетрадиционному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста в технике «штампинг». Занятие рисованием.
КР занятие психолога с использованием интерактивного стола для рисования песком «Встреча с песочным человеком» Паклина Алёна Михайловна Конспект занятия Тема: «Встреча с песочным человеком». Возраст: 4 – 5 лет. Форма работы: индивидуальная. Цель:.
Мастер-класс педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Использование техники рисования песком» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «По Использованию техники рисования песком» Чудеснее песка нет для детей забавы,.
Мастер-класс «Световой ящик для рисования песком своими руками» Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.
Нетрадиционная техника рисования — презентация Презентация по нетрадиционной технике рисования. Может кому-то поможет. Работаю по нетрадиционной технике первый год. Хотелось бы сказать,.
Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Граттаж» (от французского gratter — скрести, царапать) — это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Для создания.
Нетрадиционная техника рисования с помощью шаблона-клише. Аппликация с элементами рисования в старшей группе «Красивый букет» Аппликация с элементами рисования в старшей группе. «Красивый букет» Задачи: — Учить детей воплощать в художественной форме свое представление.
Педагогический проект «Нетрадиционная техника рисования» Актуальность Основная часть Заключение Список литературы Приложение.
Техника рисования песком на занятиях изобразительной деятельностью Конечно, хочется в первую очередь отметить, что песок один из наиболее доступных материалов. Дети с удовольствием рисуют на песке и не боятся.
Эбру-нетрадиционная техника рисования Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру» Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести.
Источник