- Школьное чтиво
- 20.09.2019
- Берестов В. «Урок листопада»
- Умники и умницы
- Умные дети — счастливые родители
- В. Берестов. Урок листопада. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
- Ответы к стр. 12 — 13
- КОНСПЕКТ урока литературного чтения во 2-м классе на тему: «Изучение лирического стихотворения В.Д. Берестов «урок листопада
- Просмотр содержимого документа «КОНСПЕКТ урока литературного чтения во 2-м классе на тему: «Изучение лирического стихотворения В.Д. Берестов «урок листопада»
- Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.09.2019
Берестов В. «Урок листопада»
Главные герои стихотворения «Урок листопада» и их характеристика
- Учительница. Добрая, умная, задумчивая.
- Ребята-школьники. Веселые, озорные, игривые.
План пересказа стихотворения «Урок листопада»
- Новый урок
- За учительницей по селу
- Елки и кленовые листья
- Напоминание учительницы
- Игры в кленах
- Задумчивость
Главная мысль стихотворения «Урок листопада»
Осенью природа засыпает, готовится к зиме, а с деревьев облетают листья.
Чему учит стихотворение «Урок листопада»
Стихотворение учит любить природу, учит замечать красоту окружающего мира, учит знать сезонные изменения в живой и неживой природе.
Отзыв на стихотворение «Урок листопада»
Мне понравилось это стихотворение. Оно дарит веселое, радостное настроение, и только заключительные его строчки заставляют задуматься о лете времени, и о приближении холодной зимы. Эти строки проникнуты светлой грустью.
Анализ стихотворения «Урок листопада»
Стихотворение Валентина Берестова «Урок листопада» посвящено осени, в нем описывается экскурсия школьников в осенний лес. Стихотворение написано амфибрахием, с параллельной рифмовкой.
Стихотворение написано от лица школьника.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Урок листопада»
Эпитеты: за милой учительницей, красивым листом, прожилках малиновых, с печальной, задумчивой женщиной.
Метафоры: листвы намело, кленовые звезды.
Сравнения: горят как подвески.
Олицетворения: земля засыпает, ветер засыпает.
Пословицы и приметы про осень к стихотворению «Урок листопада»
С сентября огонь в поле и в избе.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Придет осень, за все спросит.
Поздний листопад — к суровой зиме.
Не от добра дерево лист роняет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Урок листопада»
Учительница объявляет ребятам, что следующим будет урок листопада, а потому возвращаться в класс не надо, а надо одеться и подождать ее у дверей школы.
Дети парами следуют за учительницей. Они покидают село, проходя мимо луж и плавающих в них листьев.
Учительница показывает кленовые листья, которые горят среди елочек и предлагает взять самый красивый лист. Она напоминает детям, что когда земля засыпает, ее ветер засыпает листвой.
В кленовой роще осыпается листва. Ребята играют и веселятся среди опавших листьев, и только учительница стоит задумчивая.
Читать стихотворение «Урок листопада»
«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!
«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.
Источник
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
В. Берестов. Урок листопада. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 12 — 13
? с. 13 На какие две части можно разделить стихотворение? Прочитай первую часть.
Стихотворение В. Берестова можно разделить на две части. В первой – урок листопада только начинается: дети из школы отправляются в осенний лес. Вторая часть стихотворения – собственно урок листопада.
— Как вы думаете, какая погода на улице? — спросила Анишит Йокоповна.
— На улице прохладно и ветрено, — сказал Костя.
— Недавно шёл дождь, — добавила Маша.
Подтверди наблюдения Кости и Маши строчками из стихотворения.
Костя догадался, что на улице ветрено, из следующих строк: «А в лужи с лужаек листвы намело!», «на ёлочках… кленовые звёзды горят», «А ветер листвою её (землю) засыпает», «всё новые листья слетают с ветвей».
Можно сделать вывод о том, что прохладно, из стро ки, где учительница предлагает одеться для прогулки в лес.
Маша догадалась, что недавно был дождь, из строки: «А в лужи с лужаек листвы намело!».
Как ты думаешь, дети с удовольствием идут на улицу, за село? Почему? Только ли потому, что им не хочется сидеть в классе? Из каких строчек видно, что дети любят учительницу?
Школьники очень привязаны к учительнице: они не только называют её «милою своею», но и послушно, «парами, парами следом за нею» «торжественно» покидают село. Урок листопада для них и удовольствие побывать в осеннем лесу, и удовольствие побывать там с любимой учительницей, пообщаться с ней вне занятий в классе.
? Прочитай вторую часть стихотворения. Учительница обращает внимание учеников на красоту деталей или красоту целого? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.
Чем урок листопада отличается от обычных уроков в классе? Из каких строчек это видно?
Учительница учит обращать внимание на красоту деталей («На ёлочках тёмных… кленовые звёзды горят, как подвески», «Нагнитесь за самым красивым листом // В прожилках малиновых на золотом»), и на красоту целого («Запомните все, как земля засыпает…»). Учительница из стихотворения обладает поэтическим взглядом на мир. Она наблюдательный человек, она находит яркие сравнения, чтобы подчеркнуть для учеников красоту осеннего леса: «кленовые звёзды горят, как подвески»).
Так ли ребята из стихотворения ведут себя на уроке листопада, как на обычных уроках в школе? Что надо делать на уроке листопада? Нужно глядеть на деревья, нагнуться за самым красивым листом, запомнить, как выглядит земля, роща. Можно обратить внимание на то, что это стихотворение – «звучащее» («А в лужи с лужаек листвы намело!», «…земля засыпает, // А ветер листвою её засыпает»).
Источник
КОНСПЕКТ урока литературного чтения во 2-м классе на тему: «Изучение лирического стихотворения В.Д. Берестов «урок листопада
Конспект урока для начальной школы на тему » Изучение лирического стихотвореия В.Берестова (ЛИСТОПАД)
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ урока литературного чтения во 2-м классе на тему: «Изучение лирического стихотворения В.Д. Берестов «урок листопада»
департамент образования города москвы
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение
среднего профессионального образования города москвы
педагогический колледж № 6
урока литературного чтения
на тему: «Изучение лирического стихотворения
В.Д. Берестов «урок листопада»
Студенки 36 группы
Топалян Кристины Гайковны
Т . В. Бокова________________
Оценка за конспект _____________________
Оценка за урок _____________________
Тема: «Изучение лирического стихотворения В.Д. Берестов «урок листопада“»
Цель: познакомить учащихся с произведением В.Д. Берестов «урок листопада» продолжить формирование навыка выразительного чтения вслух.
Познакомить с произведением В.Д. Берестов «урок листопада»
Формировать умение анализировать лирические стихотворения.
Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания;
Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала;
Развивать речь, эмоции, логическое мышление учащихся;
Развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
Прививать положительные морально-волевые качества;
Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления
Материалы и оборудование:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Гайковна. Давайте уберем со стола все лишнее, оставив только пенал, и дневник и проверим, готовы ли мы к занятию.
Учитель проверяет готовность учащихся.
Дети вам на дом задавали написать сочинение про листопад. Кто из вас хочет прочитать вслух его.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту не заметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе, и косо начал падать, к моим ногам шелестя.
Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью, и чернью каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства.
Ребята, сегодня мы будем читать стихотворение уже знакомого и полюбившегося вам поэта Валентина Дмитриевича Берестова. Стихотворение это без названия.
Авторы нашего учебника нарочно не написали его: они хотят, чтобы вы сами придумали его и при этом постарались отразить в нем тему произведения. Это будет вашей основной задачей. Кроме того, на уроке мы решим еще ряд важных задач: будем продолжать наблюдать над особенностями поэтического текста, вспомним то, что уже знаем с первого класса, а также откроем для себя новое.
Как вы думаете, чем отличается стихотворение от прозы?
Источник
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки
Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, изучение нового, понятие о рифме, физкультминутка, самостоятельная работа, игры, конкурсы, итог урока, домашняя работа на индивидуальных карточках.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки
Цель: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам.
Задачи: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.
І. Организационный этап
Учитель: — Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.
— Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».
Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.
— Сколько чашек стояло на столе ?
— Была ли среди фруктов груша ?
— Что лежало под столом ?
— Что было нарисовано на картине ?
— Какого цвета была ваза для фруктов ?
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
II. Изучение нового материала.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— Воспроизведите ритм марш хлопками.
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Источник