- А. С. Пушкин «Туча» полный анализ стихотворения
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы
- Средства выразительности
- Основная мысль
- Стихотворение и анализ «Туча»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
А. С. Пушкин «Туча» полный анализ стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин, написавший произведение «Туча», раскрывает достаточно важные для себя темы, понять которые нам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезен при изучении данного произведения.
История создания
Если рассматривать историю появления данного стихотворения, то мы сталкиваемся с двумя версиями.
Первая версия гласит, что Александр Сергеевич при помощи данного стихотворения старается показать свое душевное состояние, а так же, определенный отрезок своей насыщенной жизни. Стихотворение было написано 14 марта. Следующий же день был очень важен для поэта, потому что он должен был встретиться с человеком, от которого напрямую зависела жизнь издания, где трудился автор. Поэтому свое тяжелое состояние он воплотил в образ тучи, которую показывает в произведении.
По второй версии – данное стихотворение было написано в честь десятилетия восстания декабристов, которое было не менее важно для Александра Сергеевича. Многие моменты стихотворения говорят именно об этом.
Стихотворение появилось в 1835 году. Это был тяжелый период в творчестве Пушкина, поэтому насчитывает очень малое количество произведений.
Жанр, размер
Анализируемое стихотворение относится к пейзажной лирике. Но многие считают, что здесь проглядываются нотки философской лирики. Потому что в образе «тучи» Александр Сергеевич показывает восстание декабристов.
Написано стихотворение было в то время, когда автор пишет все меньше произведений в направлении романтизма. Но тем ни менее «Туча» является именно романтизмом.
Что же касаемо размера стихотворения, то «Тучу» Александр Сергеевич пишет при помощи четырехстопного амфибрахия. Рифмовку использует парную.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на три катрена. Каждый из них отличается настроением.
В начале стихотворения автор знакомит нас с тучей, описывая её действия.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Во втором катрене мы видим некое недоумение, которое возникает при прочтении строк.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
В заключительной части недоумение становится все более явным.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Образы и символы
Главным образом стихотворения является, конечно же, образ тучи. Это своего рода нежданный гость, которого никто не ожидал увидеть. Мы видим радость поэта от того, что гроза наконец-то миновала, и небо вновь окрасилось яркими красками.
Лишь образ тучи напоминает о недавней непогоде. В её образе хорошо просматривается угнетенное и подавленное состояние, которое навевает тоску. Но произведение заканчивается спокойным настроением. Которое обычно царит в природе после миновавшей грозы.
Так же проглядывается образы и других природных явлений: небо, день, гром, дождь, ветер. Здесь автор доносит то, что в природе все следует своим чередом и по времени. Всему свое время, и погодные катаклизмы не являются исключением.
В образе лирического героя мы видим самого поэта, который устал от событий, происходящих вокруг. Он хочет покоя, мира и света. Ему надоели все те «бури», которые происходят в его окружении.
Он старается прогнать тучу, которая все никак не хочет покидать светлое небо. Он ждет перемен. Но перемены обязательно должны произойти в лучшую сторону. Как после проливного дождя ярко светит солнце, так и в своей жизни, и жизни государства, он ждет яркого солнца после дождя.
Если говорить о туче, как о восстании декабристов, то мы понимаем, что на тот момент это была необходимость. Как в летнюю жару необходим проливной дождь (который многим не по нраву). Так и восстание – это была вынужденная мера в сложившимся строе.
Пушкин разделяет взгляды декабристов и находится на их стороне.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения является человек и его взаимоотношение с природой. Если долго наблюдать за природными явлениями, то можно найти очень много ответов на мучающие вопросы. Мы в стихотворении видим и буйство природы, которое автор показывает в роли бури. И ясный солнечный день, который следует за грозой. Земле, так же как и человеку, необходим и отдых, и своего рода встряска. Как человек не может жить без перемен, так и нашей природе они необходимы. Без проливного дождя погибнет все живое, хотя буря может многое и разрушить. Так и в сложившейся ситуации в государстве необходим был переворот, потому что дальше так продолжаться просто не могло. Да, восстание декабристов провалилось, но оно не прошло без следа.
Так же можно вскользь увидеть и тему одиночества. Ведь после бури туча остается одинока. Более того, ветер стремительно уносит её вдаль.
Само стихотворение имеет достаточно спокойный характер. Более того, у читателя возникает некое умиротворение, которое обычно бывает после буйства природы.
Средства выразительности
В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.
То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.
Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.
Основная мысль
Анализируемое стихотворение имеет очень глубокий смысл. На примере природы Александр Сергеевич показывает самого человека, который так же переживает весьма разные периоды в своей жизни. Бывают как «солнечные дни», так и «буйства природы». У всех бывают проблемы, которые рано или поздно обязательно пройдут. Поэтому не стоит зацикливаться на них. Нужно стараться идти дальше.
Ведь как бы ни было плохо сейчас — завтра обязательно будет лучше. Как после сильного дождя появляется яркое солнце, так и после решения проблем в жизни все налаживается. Дождь не может идти постоянно, но без него погибнет все живое. Поэтому он необходим природе. Так и человеку порой нужно пережить трудности, отогнать дурные мысли, которые омрачают его настроение. И чем быстрее он это сделает, тем быстрее наступит ясный солнечный день, полный ярких красок и новых свершений!
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Источник
Стихотворение и анализ «Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Краткое содержание
Иман Малеки. Две тучи. 2010
Стихотворение «Туча» Александр Сергеевич Пушкин написал весной 1835 года. Это был уже поздний период его творчества, и в сочинениях этой поры все меньше ощущалось влияние романтизма. Последним произведением этого направления стала поэма «Цыганы». После ее написания Пушкин окончательно утвердился в литературе, как поэт-реалист. Несмотря на это, «Тучу», все-таки, стоит рассматривать, как пейзажную лирику, выдержанную в романтическом стиле.
Этот очередной шедевр можно назвать гимном внезапно налетевшей, кратковременной летней буре. Уже в первых строках автор, словно с одушевленным существом, беседует с тучей. Он обращается к ней с упреком и обвиняет в том, что она своим присутствием затмевает ясный, погожий день. Непогода уже в прошлом, снова сияет солнце, и только туча на фоне лазурного неба омрачает жизнерадостную картину.
Во второй части автор немного смягчается. Вспоминая грозу и молнии, которые обвивались вокруг тучи, он справедливо отмечает, что она освежила воздух, «и алчную землю поила дождем». В тот момент она представляла собой величественную и жестокую повелительницу небес.
В третьем четверостишии поэт снова повышает тональность своего обращения. Он просит ее «сокрыться», потому что уже ничто не предвещает очередной грозы, и ее миссия выполнена. Даже ветер гонит ее со спокойного неба. Природа обновилась, все омыто дождем, везде царят умиротворение и покой. Поэтому туче уже не место среди этой гармонии.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день у поэта была назначена встреча с шефом жандармов Бенкендорфом, который должен был решить судьбу его прошения на издание газеты. Скорее всего, в период этого тревожного ожидания поэт и стал свидетелем разыгравшейся бури, и у него возникла мысль описать эту послегрозовую картину. Задержавшаяся на небе тучка стала героиней этого лирического стихотворения.
В,Г. Белинский назвал «Тучу» образцом «пушкинского созерцания природы». Оно стало одним из первых произведений, напечатанных в новом журнале «Московский наблюдатель», в 1835 году. К сожалению, судьба журнала оказалась короткой – он просуществовал всего четыре года, в отличие от стихотворения, которое живо до сих пор.
Персонажи и образы
Главные персонажи произведения – лирический герой и туча. Последняя выступает в роли незваного гостя, от которого хотят побыстрее избавиться. Герой радуется окончанию ненастья и лазурному, ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает наслаждаться умиротворенной природой.
Кроме тучи в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор подразумевает, что в природе всему находится место, и все имеет свою очередность. Буря сменяется грозой, на смену которой, в свою очередь, приходит ясный, погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, что нужно понимать не иначе, как усталость от переживаний и накала страстей. Изгоняя тучу, автор избавляется от того негатива, который до сих пор омрачал его настроение.
В стихотворении вполне могло отразиться воспоминание о восстании на Сенатской площади, с момента которого прошло уже десять лет. Здесь также проходит параллель с образом тучи: несмотря на то, что она уже выполнила свою миссию и теперь выступает в роли изгнанницы, ее можно рассматривать, как важное явление. Принято считать, что на смену грозе непременно приходит ясная погода, и пример с декабристами, которые своим выступлением вызвали определенные потрясения в обществе, этому подтверждение.
Символично, что после грозы туче предстоит бесследно рассеяться, как и восстанию, которое было жестоко подавлено. Равнодушие общества к судьбе декабристов Пушкину, возможно, представлялось землей, которая получила долгожданную влагу. Но, как только буря сменилась солнечным днем, туча была изгнана в небытие в виду своей ненужности.
Композиция
Стихотворение композиционно делится на три части – три катрена (четверостишия). Первый катрен можно назвать кульминацией всего повествования. Экспрессивно окрашенное обращение героя к туче, главной героине этого вводного четверостишия, задает тон всему произведению. Второй катрен – воспоминание о буре, в котором звучит невольное восхищение тучей. Третье четверостишие наполнено спокойствием. Эмоции героя улеглись, и он просит тучу удалиться. На этом автор заканчивает повествование, финал которого оказался очень логичным.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, три строфы-обращения к природе позволяют приобщить его к этому роду литературы. По жанру оно больше напоминает послание. Черты реализма, свойственные позднему творчеству поэта, уступают место романтическим описаниям. Таким образом, произведение можно охарактеризовать, как романтическое послание с ярко-выраженной принадлежностью к пейзажной лирике.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении автор использует четырехстопный амфибрахий, который в сочетании с большим количеством союзов обеспечивает плавное, размеренное повествование. Женские и мужские рифмы попарно чередуются друг с другом: первые две строчки каждого катрена имеют женские рифмы, следующие две – мужские.
В тексте очень много эпитетов. Одни служат для описания ненастья: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие изображают природу в состоянии покоя: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.
Меткие и выразительные олицетворения помогают автору оживить природу: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Особенно часто этот троп используется при описании тучи: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила».
Присутствуют в стихотворении и метафоры: «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Антитеза «унылая – ликующий» также служит для придания большей выразительности. Стихотворение не содержит устаревших слов, которые были характерны для произведений того времени и придавали тексту официальность и торжественность. Единственным исключением здесь является слово «древес», но в сочетании с ласкательной формой существительного «листочки» оно не выполняет здесь такой функции.
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема стихотворения – человек и природа. Герой произведения становится свидетелем происходящих в ней изменений. Сначала он наблюдает за тем, как развивается буря, затем восхищается яркой картиной обновления. Образ земли сравним с человеком, который также полон жажды покоя и стремится освободиться от тревожащих его мыслей.
Мимолетно затрагивается в тексте тема одиночества, но она не является главной – одинокая тучка прогоняется набежавшим ветерком. В целом, все стихотворение, за исключением второго катрена, проникнуто умиротворением. Так автор соотносит тему с настроением человека – негативные эмоции всегда сменяются состояние покоя.
Таким образом, это выразительное и красивое стихотворение говорит о том, что в природе ничто не может оставаться неизменным. После дождя всегда появляется солнце. То же происходит и с человеком: проходит время, и заканчиваются все проблемы и неприятности, наступает ощущение легкости, прилив жизненной энергии. Буря в природе – это те же проблемы в человеческом мире. Нужно набраться терпения и сил, чтобы переждать ее, избавиться от всего негативного и разрушительного. Наступление солнечного дня нужно воспринимать, как личную одержанную победу.
Источник