- Анализ стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблема, настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ стихотворения
- Отрывок стихотворения «Листья» Тютчева
- Краткий анализ стиха Ф. И. Тютчев «Листья»
- Стихотворение Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ по плану
- Анализ стихотворения «Листья» Ф. И. Тютчева
Анализ стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)
Федор Иванович Тютчев был человеком достаточно обеспеченным. Это говорит о том, что создавал стихи он без нужды прокормить себя и свою семью, а просто так, для души. Написать стихотворение для Тютчева – это облегчить душу, поделиться внутренними переживаниями, сокровенными мыслями. Именно поэтому лирика Федора Ивановича заключена в трех темах: природа, философия любовь. Многомудрый Литрекон обратился к раннему творческому периоду поэта и проанализировал стихотворение «Листья». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном и глубже изучить творчество Тютчева.
История создания
Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, а опубликовано лишь в 1879.
В 1821 году Федора Ивановича приглашают за границу в роли сверхштатного чиновника. Поэт соглашается и уже в 1822 году уезжает в Мюнхен. В Россию он вернётся лишь в 1844 году, но его стихи будут публиковаться на родной земле всё это время, так как Александр Сергеевич Пушкин заверил его в этом.
Творчество Федора Ивановича можно разделит на три условных периода.
- Первый период – начальный период, «молодой» период, который длился до начала 20-х годов, когда поэт уехал по службе за границу.
- Второй период – начало 20-х – начало 40-х годов, то есть «заграничный» период, период «вдали от Родины», который был весьма плодотворным. В это время поэт увлекается философией. Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне становятся его друзьями.
- Третий период – конец 40-х – 60-е годы. В это время поэт создаёт известный «Денисьевский цикл», выпускает несколько сборников.
Стихотворение «Листья» было опубликовано спустя 6 лет после смерти поэта.
«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления» (И. С. Тургенев)
Жанр, направление, размер
Жанр разбираемого стихотворения «Листья», безусловно, философская лирика. Часто стихотворения данной жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснение одних предметов или явлений с помощью других.
Тютчеву характерен пантеизм, то есть одухотворение природы. Частым явлением бывает принятие тютчевских произведений за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через природу, поэтому справедливо будет считать данное произведение «природно-философским».
Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных черт данного направления считается следование природе, а лирический герой таких произведений отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.
Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители этого течения считали, что назначение поэзии — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.
Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.
Композиция
Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.
- 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
- 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
- 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.
«…Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!»
То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.
- 4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.
«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!»
Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.
Образы и символы
Стихотворение «Листья» интересно тем, что лирический герой представлен в образе одного из множества листьев. То есть он один из многих, из многих «простых», один из «легкого племени». Охарактеризовать его можно как жизнерадостного и авантюрного.
Всё произведение построено на простых образах. Можно предположить, что хвойные иголки – это люди «консерваторы», живущие «по накатанной», без возможности, или даже желания, что-либо изменить, рискнуть, без желания как-то «украсить» свою жизнь, жизнь окружающих. Поэт пишет, что «их тощая зелень…ввек не желтеет, но ввек не свежа», то есть они выглядят так же, как и все, но жизненного огонька в них нет, он утерян.
Листья же – это другая категория людей, которые не бояться перемен, людей рискованных, стремящихся к лучшему, ищущих приключения. Автор называет таких людей «племенем», то есть объединением, не связанным территориально, но связанных родовыми отношениями, в данном случае идейным началом.
Также интересно то, что автор признает «быструю» жизнь таких персонажей, но также он пишет о том, что они «краткое время на сучьях гостят», то есть уйдут одни «листья», но на их месте обязательно появятся другие, такие же яркие, «живые», стремящиеся улететь.
«Красный» и «красе» — слова, с общим смыслом. Символика данного цвета многообразна, но положительна со всех сторон. Красный – символ власти и мудрости, символ влюбленности, символ красоты, символ огня, символ радости и полноты жизни. Выбранные метафоры не случайны, можно предположить, что данные строки обозначают нахождение «лиственничных» людей на «передовой» жизни, такие люди в курсе всех происходящих событий, они полны жизни.
«Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.»
Эти строки можно перевести как смена подходящей, «воинствующей» обстановки, или же смена собственной точки зрения. После таких перемен в голову «авантюрным» листьям приходит мысль:
«Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!»
То есть смена окружающей обстановки, смена устоя требует смены «листьев», требует новых взглядов, новых смельчаков, которые обязательно появятся на освободившихся местах.
« О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!»
Ветер – это символ времени, скорости и пространства, а также возрождения. Неспроста лирический герой в произведении Тютчева просит ветра «сорвать» его с надоевших «ветвей». Данная строфа, данные строки передают готовность к самопожертвованию лирического героя ради лучших перемен, ради скорейших перемен, ради светлого будущего.
Темы, проблема, настроение
Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.
Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.
Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Листья» — это свобода выбора собственного жизненного пути каждого человека. Каждый человек сам выбирает, в какие краски раскрасить ему день, какое место он будет занимать в обществе, насколько ярко и заметно пройдет отмеренное время, каждый человек сам решает, попробовать ли изменить что-то к лучшему или не предпринимать ничего.
Смысл стихотворения «Листья» выражен в этой известной цитате:
«Неважно, сколько дней в твоей жизни, — важно, сколько жизни в твоих днях.»
Средства выразительности
Работ стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.
- Эпитеты: «краткое время», «буйные ветры», «докучные ветви».
- Сравнения: «тощая зелень, как иглы ежа».
- Метафора: «в снега и метели закутавшись», «тощая зелень», «ввек не свежа», «легкое племя», «на сучьях гостим», «красное лето», «были в красе», «играли с лучами», «купались в росе».
- Аллегория: «зефиры» (ветра).
- Олицетворение: «лучи побледнели», «зефиры ушли».
- В произведении использована инверсия.
- Риторическое восклицание: «Не лучше ль за ними и нам улететь!»
- Лексический повтор: «скорее, скорей», «летите, летите».
Источник
Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ стихотворения
Ф. И. Тютчев «Листья» – образец раннего творчества писателя. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.
Отрывок стихотворения «Листья» Тютчева
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Их тощая зелень,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.
Краткий анализ стиха Ф. И. Тютчев «Листья»
Вариант 1
Формально это стихотворение Тютчева о природе и его следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес. Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы.
Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега. Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.
Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем», дни которого кратковременны. Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней. Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.
Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, — утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.
В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток. Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.
Анализ стихотворения “Листья” недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.
Вариант 2
Произведение «Листья» относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет.
Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и не потеряли своей яркости, но на фоне снега, смотрятся невзрачными и увядшими. Гораздо справедливее отмечает то, как ведут себя в этой ситуации лиственные деревья, у которых листочки отмирают, и слетают. И лишь немногие из них, даже в зимнюю пору, выглядывают из под заснеженных шапок. Что помогает создать пейзаж весьма унылым и печальным.
Вторая половина произведения посвящается сравнению окружающего мира и человека. Поэт, не обращая внимания на свою юность, чувствует себя в душе древним стариком. Пишет о том, что люди его возраста, это «легкое племя», жизнь которых быстра и скоротечна. Люди, как листья, счастливы солнечному дню, ветерку, траве. Но юность проходит достаточно быстро, зрелый возраст – грусть, старчество – страдания и понимание своей беспомощности.
Как думает Федор Тютчев, старчество и беспомощность нереально избежать, но пребывание в пожилом возрасте не имеет никакого смысла, оно теряет все возможные краски и радость. Еще не понимая, что прожитые года делают человека умнее и дает хорошую почву для раздумий, поэт видит в окончании своей жизни только боль и обиды, и всячески пытается этого избежать.
Вариант 3
Федор Иванович Тютчев известен всем как гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии, оставаясь певцом природы, сливающейся с внутренним миром человека. Стихи Тютчев начал писать ещё подростком, к этому периоду и относится стихотворение “Листья”, написанное в 1830 году, когда будущему мастеру стихотворного пейзажа исполнилось лишь 17 лет.
Первые строки этого стихотворения указывают на принадлежность к пейзажной лирике хотя бы потому, что Тютчев описывает не просто зимний лес, а “закутавшийся в снег”. Но дальнейшее описание этой сказочной природы становится немного “странным”: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами. Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне роскошных снежных сугробов зелёные листья елей и сосен кажутся мёртвыми и жалкими:
Их тощая зелень,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Наращивается вывод, что гораздо честнее поступают осины и берёзы- их листья падают на землю, когда приходит время. И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за зимних шапок, что выглядит очень печально и не очень радостно.
Вторая часть стихотворения — «Листья» — это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники-“лёгкое племя”, подчёркивает кратковременность жизни, сравнивая её с природой, с листьями. (Отсюда и смысл название: листья-жизнь.)
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим…
Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.
“Но птички отпели, цветы отцвели,”- пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолётно, зрелость же приносит много разочарований, а старость- зачастую осознание собственной никчемности. “Так что же нам даром висеть и желтеть?”- задаётся вопросом Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить.
По мнению автора, жизнь в пожилом возрасте ещё и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытывать его на личном опыт. Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим.
“Сорвите, умножьте, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!”-через эту строку автор передаёт своё отношение к старости.
Автору верится в то, что он будет умирать молодым, ему не доведётся испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвётся внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности. Но не стоит предаваться унынию. мало ли что написал неразумный юноша (тем более. Что сам он прожил более 70 лет.)
О слоге можно сказать, что стихотворение Фёдора Тютчева “Листья” состоит из 4 строф по 8 строк в каждой. Количество “опорных” слов примерно одинаково в каждой из строф. Стопа- трёхсложная, ударение на втором слоге (амфибрахий).
Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, конечно же, по мнению автора. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее- стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро.
Стихотворение Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.
В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей! Скорее сорвите нас…»).
Вариант 2
Ф. И. Тютчев – тонкий лирик, истинный певец природы. На первый взгляд, стихотворение «Листья» относится к пейзажной лирике. Но здесь нет описания природы, мало прилагательных, преобладают глаголы. В основе лирического произведения лежит олицетворение. Поэт волшебным образом даёт слово листьям. Использование обращения от первого лица придаёт стихотворению правдивость и пронзительную искренность.
Композиционно лирическое произведение делится на три части – времена года. Листья рассказывают о том, что происходит с ними и окружающим миром зимой, летом и осенью. По сути, это касается возраста человека – его печальной старости, беспечной молодости и мудрой зрелости. Стихотворение построено на противопоставлении молодости и старости, веселья и скуки, цветения и прозябания. Оно написано семнадцатилетним поэтом, причисляющим себя к «лёгкому племени».
Заглядывая в будущее, лирический герой с ужасом видит тоску и пустоту осени, и мертвящий холод безжалостной зимы. Он философски размышляет о кратковременности жизни, о том, как быстро исчезает беспечность, игривость, красота:
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
А потом всё занесёт снег забвения и смерти. Но листья предпочитают небытиё вечной скуке вечнозелёных елей и сосен. Листья летом беззаботны, осенью дрожат от порывов ветра и становятся беззащитными перед лицом неминуемой смерти, но они предпочитают гибель унылому существованию хвойных игл. Ведь листья пусть на короткое время были нежны и свежи, «играли с лучами, купались в росе», а хвойные деревья не испытали и этого. Листья с презрением клеймят иглы эпитетом «тощая зелень» и сравнением «как иглы ежа», пренебрежительный оттенок придаёт и глагол «торчат».
А они «цветут и блестят», радуя людей, окружающий мир, наслаждаясь жизнью. И, когда всё в природе умирает, листья не хотят «даром висеть и желтеть». Для них прозябание, напрасное продление никому не нужного существования – это пытка, мучение. Наречие «даром» является синонимом слов «напрасно», «зря». Понимание этого подводит читателя к осознанию темы стихотворения – в чём заключается смысл жизни – в короткой, но яркой, радостной жизни или в вечном сне или полузабытьи.
И всё-таки умирать страшно. Тютчев с помощью коротких строк мастерски передаёт трепет и дрожь последних листочков, ещё держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передаёт остроту переживаемого момента – конец осени, близкое дыхание зимы. Но для листьев есть погибельное счастье в движении вслед за ветром, потому что это ещё жизнь, пока они не упадут на стылую землю. Они обращаются к ветрам со страстным призывом скорее сорвать их с ветвей:
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Лексический повтор слова «скорее» и ряд однородных глаголов «сорвите», «умчите», «летите» усиливают жажду порыва и радость полёта, стремление испытать головокружительное падение.
Стихотворение не создаёт чувства грусти и уныния: бодрый ритм, обилие глаголов действия напоминают нам о том, что жизнь продолжается. Настанет весна, и на деревьях вновь зазеленеет молодая листва. Юные опять придут на смену тем, кто улетел вслед за ветром.
Вариант 3
Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не просвечивается житейская мудрость. Тютчев был молод и не хотел дожить до старости.
Похожи названия стихотворений есть и у других авторов – «Листопад» Бунина, «Осенние листочки» Каспарова, «Листок» Лермонтова, «Осенние листья по ветру кружат» Майкова.
Герои этого произведения – листья на дереве. Они рассказывают читателю свои мысли. Вот стоят сосны и ели, они зелёные всю зиму. Их хвоя не теряет ни свежести, ни красок. Но она, хоть никогда не желтеет, никогда и не является свежей. Какую свежесть можно найти в этих тощих зелёных иголках?
Они же, листья – совсем другое дело. Они себя называют лёгким племенем. Листья свежие, красивые, блестящие. И на ветках им не круглый год торчать. Летом они купаются в росе, греются под солнечными лучами. А когда наступает осень, когда птицы прекращают петь, цветы перестают цвести и ветра становятся совсем другими, их срывает с веток и уносит вдаль.
И вправду, зачем быть привязанными к своему дому, когда уже нет ни красок, ни свежести? Листья хотят улететь далеко-далеко, вслед за птицами. И не дождутся этого момента. Их терзает нетерпеливость. Они просят ветра скорее сорвать их и унести в другие края. Потому что им не хочется стариться.
Не хотелось стариться и Тютчеву. В семнадцать лет его пугала старость. Для него это было время не мудрости, но слабости. Болезни, жалобы на жизнь и своё здоровье, угасание… Всё это приводило юного Тютчева в ужас. Он хотел умереть молодым, чтобы не испытать мучений старости. Эти мысли и были вложены в стихотворение «Листья».
Тогда Тютчев ещё не сформировался как поэт. Зрелые произведения пойдут, начиная с 50‑х годов. Пока он пылкий и не слишком много думает. Но удалось ли ему исполнить свою мечту умереть молодым? Нет. Тютчев всё-таки состарился. Потом у него пойдут другие стихотворения, где он описывает эту пору жизни, но он всегда был против жалоб и недовольства стариков. И тем не менее, жаловаться на жизнь ему пришлось.
Когда второй инсульт парализовал его, Тютчев до конца своих дней роптал на бессилие своего тела. Он не смирился с тем, что оно уже неподвластно ему. Желание быть молодым не покинуло его и перед смертью. И дряхлый листок наконец сорвало с дерева.
Анализ стихотворения «Листья» Ф. И. Тютчева
Вариант 1
Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.
В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности.
Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век
Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.
С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.
Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.
Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.
Вариант 2
Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.
С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы.
Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.
Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна.
Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.
По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.
Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.
«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.
Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу.
Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.
Вариант 3
Написанное Тютчевым в 1830‑м, стихотворение “Листья” относится к раннему творчеству великого поэта. Оно принадлежит к пейзажно-философской лирике и вместе с природным описанием содержит в себе философские рассуждения Тютчева.
Основным поэтическим приемом, который использует в данном стихотворении Тютчев является олицетворение. Он рассматривает листья как живых существ, испытывающих чувства и способных к мышлению. Рассказ ведется от лица листьев, монологом. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, каждая по восемь строк.
В первых строках этого стихотворения описывается зимний лес, покрытый снегом. Но это пейзажное описание начисто лишено возвышенных или восторженных нот. Напротив, Тютчев утверждает, что, хвоя вечнозеленых растений, хоть и не теряет своего цвета, но все равно выглядит жалко и навевает мысли о мертвом. По мнению автора, отмирающая и опадающая листва лиственных деревьев куда более естественна и “правильна”
Во второй части стихотворения автор проводит параллели между природой и человеком. В словах Тютчева, которому на то время исполнилось всего-навсего семнадцать, звучат стариковские слова о “легком племени”, чья жизнь скоротечна. Он критически относится к жизненному циклу человека, чья зрелость и старость наполнены страданиями и начисто лишены смысла. Старость и дряхление кажутся молодому Тютчеву необратимыми, он не видит в такой жизни ни капли смысла.
Подверженный юношескому максимализму, Тютчев отказывается смотреть на процесс старения как на что-то, имеющие положительные стороны. Он не признает, что с возрастом приходят жизненный опыт и мудрость, напротив, для него итог жизни — разочарование, которого ему хотелось бы избежать. Именно этому посвящены слова, где он просит ветер сорвать омертвевшие листья с деревьев — по его мнению, своевременное окончание земного пути куда более предпочтительней жалкого стариковского существования.
При написании этого стихотворения Тютчев был убежден, что ему не суждено будет окончить свою жизнь стариком и он избавит и себя и окружение от горестей своего старения. Он уверен, что избежит опыт, который получают старики, оказываясь на пороге смерти и хочет быть вовремя сорванным безжалостной силой стихии, которая унесет его в новое путешествие. Тютчев считает, что жизнь его закончится неожиданно и у него не будет времени на то, чтобы жалеть о ее краткости.
Однако, как нам известно, своенравность Тютчева сыграла с ним злую шутку — ослушавшись рекомендаций врачей, он вскоре после инсульта отправился на прогулку и пережил повторный инсульт. Рок Тютчева показал, насколько плохо соотносятся желания и стремления человека с волей судьбы.
Вариант 4
Произведение «Листья» — образец первоначальной точки зрения поэта на литературу, написавшего это стихотворение будучи юношей в семнадцать лет, в 1830 году. В тот период времени автор глубоко философствует о человеческой сущности и скоротечном беге жизни.
Стихотворение смело делится на элементы, имеющие различные направления. Начало стихотворения можно смело назвать чувственностью пейзажа. С самых первых строчек пред нами предстает красивый хвойный лес, покрытый густым ковром из снега, но остающимся под ним вечнозеленым. Тютчев не восторгается пейзажами родины. Наоборот, поэт дает четкое представление, что их вечная молодость неискренняя, ведь несмотря ни на что хвойный лес вечнозелен, но он не может быть молодым и зацвести весной, как другие деревья. «Но ввек не свежа»,- обращается к нам автор и заостряет внимание на том, что даже тогда, когда вечнозеленые деревья укрыты снегом, в этом чувствуется неискренность. Таким образом, поэт хочет указать на такой тип людей, живущих без приключений, пресекающих разные побуждения. На их неинтересную и лишенную всяких приключений жизнь.
Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж — людей, горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.
С третьей строфой непосредственно имеют связь те метаморфозы, ворвавшиеся в размеренное существование листьев, с наступлением осени. Здесь без каких-либо красивых описаний, поэт тонко дает понять их момент угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Впоследствии поэт задается вопросом: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» так и не удостоив его ответом.
Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.
В конце произведения, его величеством глагола повелительного наклонения «сорвите», «умчите», «летите» поэт хочет сказать нам, что жить унылыми буднями, стареть и проживать день за днем монотонно, это неправильно. В его словах чувствуется порыв – умереть молодым. Именно заключительная строка «Мы с вами летим!» — это пик достижения поставленной цели.
Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.
Источник